ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «ЗНАТОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА» для
5-х классов
Развивающие:
1. Обогатить словарный запас учащихся.
2. Овладение навыками знания речевой ситуации.
3.Создание условий для повышения речевой культуры
школьников.
Воспитательные:
1.Воспитывать чувство любви к своему родному языку.
2. Воспитывать чувство уважения к своим товарищам, умение
слушать друг друга.
Виды деятельности учащихся:
Сопоставленный анализ речевых ситуаций.
Создание собственных высказываний, мнений.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения недели русского языка мы с вами собрались на «Час занимательного русского языка”. Этот час мы проведем с вами в форме турнира знатоков русского языка между учащимися пятых классов.
Русский язык
Я люблю свой родной язык! Он понятен для всех, Он певуч, Он, как русский народ, многолик, Он – язык луны и планет, | Наших спутников и ракет. На совете, за круглым столом Разговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой. |
– Можете ли вы доказать, что русский язык – певучий, т.е. мелодичный, похожий на песню? Какие звуки делают нашу речь красивой, благозвучной и мелодичной?
Что значит «говорить правильно»? (Без ошибок, в соответствии с нормами литературного языка.) «Точно»? (Без лишних слов, внимательно подбирая слова.) «Выразительно»? (Образно, нестандартно.)
Что можно сказать о человеке, который говорит так:
«у меня много делов»,
«сегодня все ходят без польт»,
«давай вечером прошвырнемся по бульвару»,
«они всё ложат и ложат»?
(«Свободный микрофон» для детей. Учитель подытожит: речь человека — своеобразный паспорт, удостоверяющий культурный уровень и развитие личности.)
1.Начнем с разминки. Каждой команде будет задано 5 вопросов. За каждый правильный ответ вы получаете жетон .1 жетон – 1 балл.
1 команда
Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
2 команда
Сколько слогов в слове да? (1)
Назовите синоним слова ДОРОГА.
Что у зайца позади, а у цапли впереди? (ц)
Назовите антоним слова НОЧЬ (День) .
Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
3 команда
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
Каких букв в русском алфавите больше: гласных или согласных? (Согласных).
«Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
2 конкурс БЛИЦ – викторина
Вставьте подходящее по смыслу слово : одевать или надевать
Я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку …. (надевать).
Потом стал куртку … (надевать). А потом стал младшего брата … одевать
3 конкурс – «Третье лишнее»
Конечно, нарочно, игрушечный. (Игрушечный).
Что, чтобы, нечто. (Нечто).
Чувство, баловство, да здравствует. (Баловство).
СЛАЙД ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ. УДАРЕНИЕ
4.конкурс Пословицы – одно из свидетельств живописности, выразительности нашей устной речи.
Ваша задача – собрать пословицы.
Собери пословицу.
В одно ухо влетает,(а в другое вылетает)
С миру по нитке – (голому рубашка)
Хвалил пес волка,(что вертит хвостом ловко)
Злой плачет от зависти, (а добрый от жалости)
За маленьким погнался – (большое потерял)
Куй железо (пока горячо)
Терпенье и труд (все перетрут)
Век живи – (век учись)
Жизнь прожить – не поле перейти
10.- Сколько волка ни корми - все равно в лес смотрит.
3 СЛАЙДа ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ вйо –вой
+ СЛАЙД - проверка
5 конкурс «Посчитай-ка». Сколько фразеологизмов в текстах.
Мой дедушка - плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душу в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка - мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится
6 конкурс Речевые ситуации. «Найди речевую ошибку»
Случилось это на первом уроке. Новенький стоял возле стола Зинаиды Антоновны, переминался с ноги на ногу и краснел, как все новенькие...
Где же ты учился, Сережа Елкин?
Теперя? В этом году?
Ну, разумеется.
Теперя в 35-й школе.
А раньше?
Начал в 147-й, а еще первее в 549-й.
В классе сделалось совсем тихо. (По С. Минчковскому)
Пассажир подгоняет таксиста: «Ехай быстрей!» (Поезжай.)
Ягодник, пробирающийся через болото, говорит товарищу: «А ты по досточке иди!» (По дощечке.)
Мама говорит дочке: «Ляжъ скорее в кровать и спи!» (Ляг, ложись.)
Мальчишка: «А дождь все секёт и секёт». (Сечёт.)
Поняла ли мама Люсю?
Школьница Люся, окончив занятия в школе, пришла домой и села за стол решать сложный англий ский тест ([тэст]). Через некоторое время позвонила мама и спросила дочку: «Что делаешь?» — «Вожусь с тестом ([т'эстом])», — был ответ.
(Люся неверно произносит слово, смягчая [т], как произносится [т'] в слове тесто. Мама, естественно, не поняла, что делает девочка. Нарушен закон орфоэпии.)
Почему режиссер Брянцев не поверил, что с ним говорит учительница? Фонетический практикум.
-Не верю, — прервал Алексей Александрович и повесил трубку.
Через минуту снова звонок, и снова: «Вам звонит преподавательница. ..»
И на третий звонок Брянцев отреагировал так же: «Не верю ».
Запомним, что ударение в словах должно быть правильным (пишем):
Звонишь, звоним, звонит, звонят, не дозвонишься.
7.Говорите правильно
Послушайте стихотворение Э. Мошковской и выпишите слова-пустышки, ничего не значащие и засоряющие речь.
Жил-был этот, как его,
Ну и значит, и того.
Жил, это самое,
Жил, это самое,
Со своей мамою.
Был еще один чудак
Это, в общем, значит, так,
И его любимый зять.
Звали зятя так сказать.
(Слова-пустышки: этот, как его, ну, значит, это самое, так сказать и др.)
Отредактируйте устно ответ ученика:
Я, так сказать, учил, но, ну как это выразить, не выучил.
Нужно сказать точно и ясно: Я учил, но не выучил.
ЕРАЛАШ (смотрим)
8.Переведите слова на русский литературный язык.
Чувак – парень.
Лох – человек, которого легко обмануть.
Жмот – жадина.
Тормоз – плохо понимающий человек или человек с замедленной реакцией.
Прикол – шутка.
Базар – разговор, болтовня.
Фигня – ерунда.
Облом – неожиданно плохой результат..
бабки, капуста – деньги.
Балдеть – веселиться.
Вали – уходи.
Влипнуть– попасться.
Двигай, дергай – иди отсюда.
Запарить – сильно надоесть.
Лохануться – опростоволоситься.
Отвянь – отстань.
Отрываться – развлекаться, минуя все условности.
Плющит (то же, что тараканит) – нездоровится.
Прикинь – представь себе.
Приколоться – подшутить, посмеяться.
Смойся – уйди.
ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ
Пословица, мы тебя знаем,
Но не такою ты была:
Неужто, буква озорная
Вновь чьё-то место заняла?
Два сапога – тара.
Ус хорошо, а два – лучше.
Голод – не щётка.
Один в золе не воин.
Жди у горя погоды.
Терпение и пруд всё перетрут.
Сашу маслом не испортишь.
В здоровом теле здоровый пух.
Яйца куницу не учат.
Не делай из муки слова.
Правда глаза полет.
Купить кита в мешке.
Что не так? Исправьте ошибки.
ФРАЗНЕОЛОГИЧЕСКИЙ ЗВЕРИНЕЦ
Голоден как … Нем как …
Хитёр как … Грязный как …
Труслив как …. Упрям как …
Здоров как … Болтлив как …
Изворотлив как … Колючий как …
Надут как …