СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Защита проекта "Дети войны"для 5-9 классов.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наш проект "Дети войны"- вклад в подготовку к празднованию 75-  летияВеликой Победы,дань глубокого уважения и благодарности целому поколению-поколению детей войны.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Защита проекта "Дети войны"для 5-9 классов.»

«Дети войны – герои страны!»



Цель: Создание условий для воспитания патриотизма, активной гражданской позиции обучающихся, чувства гордости за героическое прошлое своего народа на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне, родном крае, об участии в ней детей и своих родственников.

Задачи:

Образовательные: формирование духовно-нравственных отношений.

Развивающие: формирование гражданско-патриотических чувств.

Воспитательные: воспитание любви к родине, дань уважения подвигу детей-войны в годы войны.

Форма проведения: историко-литературная композиция с музыкальным сопровождением.

Оборудование: презентация PowerPoint, экран, материалы экспозиции «Дети войны».

Участники: обучающиеся 5-8 классов

Ход внеклассного мероприятия


Учитель: Дорогие ребята! Сегодня мы собрались, чтобы вспомнить и почтить память таких же, как вы, девчонок и мальчишек, которые очень любили петь песни, играть. Учиться, жить в дружбе. Но за такую жизнь, им пришлось заплатить слишком дорогой ценой.


Ученик
Год 1941. время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… Четыре часа… Сотни фашистских самолётов с зажжёнными бортовыми огнями стремительно вторглись в воздушное пространство Советского Союза. Предрассветная мгла озарилась вспышками взрывов, и всё потонуло в тяжком, оглушительном грохоте, сотрясшем землю.

(На экране первые минуты войны. Видеосюжет)

Слайд 3 Наш проект «Дети войны» - вклад в подготовку к празднованию 75-летия Великой Победы, дань глубокого уважения и благодарности целому поколению – поколению детей войны. Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники, родившиеся в 1928-1945 годах, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование

Слайды 4,5

Поэтому нам стало интересно узнать:

  • Как дети пережили годы войны?

  • Могли ли они быть героями войны?

  • Кто такие пионеры-герои?

  • Есть ли в нашем районе дети-герои войны.

  • Есть ли среди наших жителей «дети войны»?

Слайд 6

Мы были очень удивлены, что за столько лет существования школьного музея никто не записал воспоминания о войне у людей 1928 – 1945 г.р. Учащиеся, педагоги школы, решили устранить эту несправедливость и записать воспоминания детей войны об их нелегком детстве. Ведь во многих семьях бабушки и дедушки получили статус «Дети войны».

Занимаясь сбором информации, мы решили привлечь внимание общественности к проблемам пожилых людей. Многие из них нуждаются в простом человеческом общении.

Мы решили назвать свою работу «Дети войны», и в ней показать современным детям как тяжело жилось их сверстникам, а сейчас бабушкам и дедушкам, в годы войны.

В выборе проблемы нашего проекта нас поддержали: глава Маньково-Берёзовского сельского поселения, родители, учителя и жители нашего хутора.

Слайд 8 Учитель: Представьте себе время, в котором жили Дети войны. Чтобы конкретнее определить наши роли мы объединимся в 4 группы и наши гости будут участвовать вместе с нами. В школе создан поисковый отряд 5-7 классов. Ребята ведут поисковую работу под девизом: Каждая группа – это отряд. Представление отрядов :

Литераторы, историки, журналисты ,искатели.,но все мы поисковики, сегодня в ряды поисковиков мы примем ребят 5 класса. Клятва: Я … торжественно клянусь: «Свято чтить героев нашей страны! Клянусь! Быть примером в делах и отношении к людям, уважать старших, быть активными и ответственными! Клянусь! Быть патриотом своей Родины, любить свой край, делать всё, чтобы сохранить память о подвигах наших дедов и отцов! Клянусь! Слушать своё сердце, творить, гореть и зажигать, нести свет и тепло своей души всем нуждающимся в нас!Клянусь! Наш девиз: Песня.

1 группа – литераторы

Ученик 1:

Чтобы подготовить проект мы ходили в школьную библиотеку, сельскую библиотеку, школьный музей, подбирали книги, читали их, написали отзывы о прочитанных книгах и составили с помощью учителя рекомендательный список книг для чтения о ВОВ для учащихся начальной школы. (Приложение 1)

Ученик 2:

Некоторые книги представлены на нашей выставке «Из тумана войны к светлому будущему». Хочу обратить внимание на книгу «Гаврош» из серии «Дети войны». У неё есть дарственная надпись. Книга была подарена музею нашей школы. В книгу вошли воспоминания детей войны слободы Маньково – Берёзовской.

Слайд 9

Ученик 3:

Меня заинтересовала тема « Пионеры – герои». Наша группа собрала материал о них и оформили стенды «Пионеры – герои», «Сыны полков».

Герой Советского Союза партизан Леня Голиков получил орден Ленина в 15 лет, но так и не успел узнать о награде , он погиб в бою под старой Руссой. Он принимал участие в 27 боевых операциях: брал языков, взрывал мосты и склады, уничтожал вражеские боеприпасы.

Марат Казей - 15 лет, Герой Советского Союза, разведчик у партизан. При выполнении задания был обнаружен фашистами. Юный патриот подорвал себя гранатой и окружавших его врагов.

Зинаида Портнова — 15 лет, Герой Советского Союза — юная партизанка, ходила в разведку, распространяла листовки, зверски замучена фашистами.

 Сережа Алешков – самый юный из героев войны. Начал службу в партизанском отряде в 6 лет после казни матери и старшего брата. Был усыновлен 142-м гвардейским стрелковым полком. В 7 лет обнаружил 2-х фашистских диверсантов и спас жизнь командиру полка, награждён медалью «За боевые заслуги». И таких героев было немало.

Ученик 5:

Мне было интересно узнать из книги Ильи Миксона «Жила, была» о судьбе ленинградской школьницы Тане Савичевой. Она вела дневник, в котором делала краткие записи о том, как у неё на глазах умирали родственники. Эпизод, который мне запомнился больше всего из книги - это ёлка, которую устроили в годы войны для ребят – ленинградцев. Каждый получил сокровенный подарок – один мандарин. Для них это была огромная радость.

Слайд 11

2 группа – историки

Ученик 1:

Готовясь к защите проекта мы узнали, что дети войны жили и живут среди нас, только мы об этом не всегда знаем, ведь это наши прабабушки и прадедушки.

Мы собрали материал о наших родственниках – детях войны. Об этом нам рассказали наши бабушки и дедушки, наши родители. Этот материал мы передадим в школьный музей.

Слайд 12

Ученик 2:

мой прадедушка Бутенко Николай Иосифович ушёл на фронт в 17 лет.

Я горжусь своим прадедушкой!

Ученица 3:

Из архивных материалов школьного музея, я узнала, что Хандакову Петру Михайловичу, в 1942году было 12 лет. Им, детям войны, досталась нелёгкая судьба во время войны, работали наравне со взрослыми, ведь они понимали, от их труда тоже зависела победа на фронте.

Слайд 13

Ученица 4:

А я открыла удивительный факт. В 1942г. пионеры-разведчики Ваня Лебедев, Коля Лебедев и Саша Тверезовский обнаружили вблизи хутора Решетняков склад авиабомб и аэродром, с которого немцы бомбили Сталинград. Эти сведения они передали командованию Красной армии. Вскоре наша авиация уничтожила склад и 50 самолётов противника. За мужество проявленное пионерами в борьбе с фашистами, Лебедев Иван Петрович и Тверезовский Александр Иванович, награждены медалью «Партизану Отечественной войны» I степени, а Лебедев Николай Петрович награждён Орденом Отечественной войны II степени за разведку и спасение от неминуемой гибели 5 человек. Мы гордимся подвигами детей войны.

3 группа – журналисты

Слайд 14

Ученик 1:

К сожалению, тех, кто участвовал в войне, с каждым годом становится всё меньше и меньше. Наша задача в том, чтобы не забывать об их подвиге, ведь тогда и те, кто погиб во время войны, и те, кто уходит теперь, обретут новую жизнь – жизнь в памяти. Поэтому так важно расспросить и записать рассказы о войне. Но для победы были важны не только героические подвиги, но и ежедневная работа, которую делали все. Наша группа выпустила газету «Детство опалённое войной».

Ученик 2:

Мы вместе с одноклассниками, классным руководителем Шумской Екатериной Николаевной ходила к детям войны домой, чтобы поздравить их с праздниками Днём Победы, Днём пожилого человека. Я познакомилась с Бучило Антониной Ивановной, Моисеенко Антониной Александровной. Спасибо учителю истории и Совету музея за это поручение. Я была под впечатлением от общения с детьми войны. Особенно меня поразили слова Бучило Антонины Ивановны: есть было нечего, а мы пели песни, шутили, подбадривали друг друга. Всем бы нам такого оптимизма! Наверное, мы последнее поколение, кто может общаться с теми, кто подарил нам мир. Спасибо Вам, дети войны!

Слайды 15,16

Ученик 6 класса:

Мы участвовали в концерте для ветеранов и брали интервью у детей войны, которые проживают в хуторе Степано – Савченский. Вместе с учителем истории и классным руководителем Украинцевой Светланой Владимировной посетили на дому вдову Копытенко Варвару Михайловну и узнали, что в годы войны ей было 15 лет.

Ученик 6 класса: С днём Победы мы поздравили нашего ветерана войны Бутенко Николая Иосифовича. Он ушёл на фронт в 17 лет.

Свистов Сергей: Я встречался с детьми войны и брал у них интервью :

У Бабичевой Евгении Дмитриевны,1939 года

Сколько Вам было лет, когда началась война?

- Мне было 2 года.

Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?

- Всегда хотелось есть.

Чтобы Вы хотели пожелать детям?

- Счастливого детства!

Интервью с Пивоваровой Екатериной Тарасовной,1931года

Сколько Вам было лет, когда началась война?

- Мне было 12 лет. Я окончила классов.

Что из военного детства Вам больше всего запомнилось?

Чтобы Вы хотели пожелать детям?

- Мира, добра, любите свою Родину, дети!

Слайд 17

4 группа – искатели

Ученик 1:

Наша группа искала ответы на вопросы:

А были дети герои войны в нашем Милютинском районе?

Сколько осталось детей войны в наших хуторах?

Мы искали в книгах, энциклопедиях, сети Интернета информацию об этом.

Ученик 2:

Прочитала книгу Приходько Николая Ивановича «Маньковские были», я узнала о событиях 1942года, о героях Васе Бондареве и Пете Приходько. Вася и Петя после окончания семилетки в 1941 году вместе поступили в Таганрогское ремесленное училище, но проучились мало. Летом 1942 года, они вступили в партизанский отряд. По заданию командира Василия Назаренко Вася Бондарев «изъявил желание» стать полицаем. Он помогал партизанскому отряду, узнавал важную информацию, предупреждал односельчан, если готовились облавы.

Петя участвовал в партизанских операциях: нападали на малочисленные хуторские румынские и немецкие гарнизончики уничтожали обозы и отдельные машины на магистрали Манькова-Голодаевка.

19 декабря их схватили по доносу полицаев. После долгих пыток Васю и Петю вместе с другими партизанами расстреляли. Им было по 17 лет. Вечная память героям!

Ученик:

Мы обратились к Главе Администрации Маньково - Берёзовского поселения с просьбой о разъяснении вопроса: сколько детей войны проживает на территории наших хуторов. Получив согласие Главы администрации на проведение нашей работы, мы решили ознакомиться с предоставленным нам списком жителей 1927-1945 г.р. Мы узнали, что в настоящий момент граждан, носящих звание «Дети войны», осталось 44.

Сейчас наш проект на завершающем этапе. Мы собираем подробную информацию о каждом из «детей войны». К 75-летию со дня Победы будет создан сборник «Дети войны 1927-1945гг, проживающих на территории хуторов Степано-Савченский, Решетняков, Гоголевский».


Слайд 19

Ученик 4:Мы их не забыли – девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана,

Мы в сердце своём, как на знамени пишем,

Простые и гордые их имена!

Ученик 5:

Мы должны чтить память погибших в годы войны детей и уважать ныне живущих ветеранов. Память – это главный враг войны. Пока жива память – не повторится война.

Учитель:

-Что же вы узнали о детях войны?

(Составляем кластер на доске)

Слайд 20

Ученик 6:

Наше предположение подтвердилось. Дети внесли огромный вклад в победу над фашистами.

Видеофильм «Дети войны».

Учитель:

-Дети войны? Кто они?

Ученики:

- Это наши сверстники с очень трудной, но интересной судьбой, которые пережили страшные лишения и испытания.

- они беззаветно любили свою Родину.

- несмотря на все ужасы войны, сохранили в своих сердцах тепло, добро, любовь к жизни.

- Сумели в будущем стать настоящими людьми.

Учитель:

-Чему бы вы хотели научиться у детей войны? Какие черты характера перенять?

(Ответы детей)

Ученики:

Дети войны -
И веет холодом,
Дети войны -
И пахнет голодом.
Дети войны -
И дыбом волосы -
На челках детских
Седые полосы.
Земля омыта
Слезами детскими
Детьми советскими.

И не советскими.
Их кровь алеет.

На плацах маками,
Трава поникла -
Где дети плакали.
Дети войны -
И боль отчаянна!
О, сколько надо им
Минут молчания.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она, как сила, нам нужна….

(Ю. Воронов)

Слайд 22

Учитель:

Почтим минутой молчания тех, кого рядом с нами нет, героев войны.

Вечная память детям, погибшим в годы войны!

(Минута молчания)

Учитель:

-Ребята, вы собрали такой богатый материал о детях войны. Давайте подумаем, где его можно использовать?

Ученик: Расскажем ребятам начальных классов на классном часе, дошкольникам из детского сада «Колобок», родителям на собрании, материал о детях войны передадим в школьный музей, можно организовать выставку «Семейные реликвии» (Фото, письма, награды ветеранов)

Я предлагаю вам, юному поколению 2019 года, написать своё послание – благодарность ветеранам – детям войны, на столах у вас лежат листы. Приступаем, а что получится, мы узнаем через некоторое время.

«Благодарность от юного поколения - 2019».

Все справились с заданием, спасибо. Я приглашаю по одному представителю от группы для презентации своих работ.

1 часть - войны не хотим мы нигде, никогда

2 часть – пусть мир будет в мире, везде и всегда

3 часть – да будет светлой жизнь детей, как светел мир в глазах открытых!

4 часть – О, не разрушь и не убей –

Земле, достаточно убитых!

Учитель: Вы все большие молодцы!

Играют дети всей планеты в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!


Песня «Несовместимы дети и война».























Приложение 1

Рекомендательный список книг для чтения о Великой Отечественной войне

для учащихся начальной школы

«Их подвиг бессмертен»:

  • Георгиевская С. «Галина мама»

  • Дмитриев Ю. «Брестская крепость»

  • Исаковский М. «И для тебя, и для меня…»

  • Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»

«Дети и война»:

  • Берестов В. «Военная игра», «Мужчина», «Великан»

  • Воронкова Л. Ф. «Девочка из города»

  • Евтушенко Е. «Поколение»

  • Исбах А. «Одноглазый медвежонок»

  • Катаев В. «Сын полка»

  • Коринец Ю. «Отцовская песня»

  • Кубанев В. «Ты должен помогать»

  • Кузнецов В. «Давнее»

  • Миксон И. «Жила-была»

  • Морозов В. «Марат Казей»

  • Наджаров Г. «Валя Котик»

  • Надеждина Н. А. «Партизанка Лара»

  • Орлов О. «Легкий груз»

  • Паустовский К. Г. «Похождения жука-носорога»

  • Передреев А. «Воспоминание о старшем брате»

  • Пришвин М. «Козочка»

  • Рыленков Н. «Бой шел всю ночь, а на рассвете…»

  • Симонов К. «Майор привез мальчишку на лафете…», «Сын артиллериста»

  • Твардовский А. «Рассказ танкиста»

  • Тушнова В. «Кукла»

«Военные реликвии»:

  • Благинина Е. «Шинель»

  • Жигулин А. «Медали»

  • Митяев А. «Медаль», «Бескозырка»

  • Приставкин А. «Бинокль»

«Солдатская смекалка»:

  • Алексеев С. «Гвоздильный завод», «Паричи»

  • Соболев Л. «Страшное оружие»

  • Полевой Б. «За «языком»»

  • Твардовский А. «Василий Теркин» (отрывки)

«Салют Победы»:

  • Ахматова А. «Памяти друга»

  • Беликов Б., Жданов Н. «В эту ночь никто не спал»

  • Белозеров Т. «Майский праздник»

  • Лиханов А. «Последние холода»

  • Мишин А. «День Победы»

  • Федоров В. «Радуга победы»

  • Шаховский Б. «9 мая 1945 года»

11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!