Внеклассное мероприятие:
“В мире животных”.
Цели и задачи:
расширить знания учащихся о домашних животных (кошках и собаках);
донести до учеников информацию об ареале проживания и образе жизни животных, обитающих на территории России,
конкретизировать информацию о животных на примере фауны республики Адыгея;
продолжить формирование бережного отношения к животным;
акцентировать внимание учащихся на проблемах охраны природы.
Оборудование:
таблицы и стенды по теме «Животные»;
иллюстрации животных (домашних и диких);
рисунки учащихся.
Использование мультимедийных технологий:
фотоснимки диких и домашних животных;
фотографии учащихся с их питомцами;
презентация;
обучающие фильмы;
тематические сайты;
интернет приложения.
Предварительная работа:
1. Разработка сценария мероприятия, включающего в себя загадки и стихотворения.
2. Тематический подбор рисунков, картинок, иллюстраций с изображением животных.
3. Изготовление стенда с фотографиями животных.
4. Разработка мультимедийной презентации.
5. Тщательная проработка раздаточного материала.
6. Составление системы бонусов за правильные ответы.
7. Приобретение призов для награждения учащихся.
8.Подготовка рефератов учащимися.
Ход мероприятия
Чтец:
За окном октябрь играет,
Небо все серей…
Мы сегодня отмечаем
Праздник всех зверей.
Ведущий 1.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о животных.
Мир современных людей зачастую далек от мира диких животных. Редкие встречи с ними не дают нам повода серьезно задуматься над всей сложностью и многообразием жизни живого существа на планете Земля. Именно сегодня, когда некоторые виды диких животных либо вообще исчезли, либо находятся на грани вымирания, мы просто обязаны знать о них больше.
Ведущий 2.
Животные важны для человека во многих отраслях, а именно:
– в медицине – для проверки лекарственных препаратов в качестве подопытных;
– в сельском хозяйстве – в пищу, как необходимый источник животного белка;
– в легкой промышленности – для изготовления одежды и обуви;
– в спорте – для участия в скачках, бегах...
Ведущий 1.
Дорогие друзья, давайте ответим на пару вопросов о животных, чтобы выяснить что мы вообще знаем о диких животных нашей республики?
– Какие животные встречаются в Адыгее?
(Ответы учащихся: лиса, зубр, заяц, благородный олень, кабан, волк, рысь, косуля, горный козел, бурый медведь и др..).
– На каких животных разрешена охота в зимний период в лесах и горах Адыгеи?
(кабан, заяц, лиса, волк, олень)
– Какие местные животные занесены в Красную книгу?
(Зубр, благородный олень, кубанский тур, северокавказская серна.)
– Какие животные не встречаются в наших лесах?
(Тигр, лев и др..)
– Какие животные создают семью надолго, практически на всю жизнь, а в воспитании детенышей принимают участие и самец, и самка?
(Лиса, волк, рысь.)
– Животных часто называют по окраске. Например:
рыжая – это кто? (Лиса)
серый? (Волк, заяц)
беляк? (Заяц зимой)
– Рыжий маленький зверек,
С ветки – прыг, на ветку – скок. (белка.)
– Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (еж)
– Что за чудо? Вот так чудо:
Сверху блюдо, снизу блюдо,
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит и ноги. (черепаха)
Ведущий 2
Богат животный мир нашего края.
В Адыгее насчитывается 80 видов млекопитающих, 40 видов рыб, 27видов пресмыкающихся и земноводных, 226 видов птиц.
Однако, нет ближе к человеку созданий, чем домашние животные. Уже не одну тысячу лет домашние животные живут рядом с нами. Мир домашних животных очень интересен.
Наблюдая за домашними животными, человек испытывает не только удивление и восхищение, но и проникается к ним такими высокими чувствами, как доброта, забота и любовь.
Познавая животных, человек познает и себя.
Ведущий 1.
Домашние животные играли и всегда будут играть большую роль в жизни человека. Общение с животными обогащает человека духовно и даже исцеляет от многочисленных недугов.
Теряя связь с животными, мы начинаем понимать, что без лая собак и мяуканий кошек мир становиться гораздо скучнее.
– Каких домашних животных вы знаете?
(овца, корова, коза, лошадь, собака, кошка, свинья.)
Ведущий 2.
Однако среди всего многообразия домашних животных чаще всего встречаются именно собаки и кошки. Не случайно, именно собака была первым домашним животным, которого приручил человек. Много столетий прошло с тех пор, а собака так и осталась нашим самым верным другом. Одинокие люди чаще всего заводят именно собак, которые заменяют им внимание родных и близких.
Любят собак и дети. У нас в классе есть ребята, у которых живут собаки, ставшие членом семьи. Очень интересно послушать ваши рассказы о своих друзьях.
(Учащиеся рассказывают о собаках, которые живут у них дома )
Обращаем внимание учащиеся на стенд с фотографиями домашних животных.
Чтец:
Каждый где-нибудь живет:
Рыба в речке, в норке – крот,
Пес мой Шарик – во дворе,
Кошка Мурка – на ковре.
Ведущий 1.
Человек приручил кошку значительно позднее других домашних животных, и она навсегда стала его спутницей. Сегодня кошка – одно из самых популярных домашних животных.
Сейчас на нашей планете живет более 400 миллионов домашних кошек. Это очень независимое существо.
Не зря про кошку говорят: «Гуляет сама по себе»
Ведущий 2.
Знаете ли вы, что в Англии до сих пор кошки являются «государственными служащими». В Лондоне находится всем известный Британский музей. Чтобы мыши не портили коллекции в штат музея зачислено шесть кошек. На их содержание отпускается 50 фунтов стерлингов в год.
Чтец:
Что за зверь со мной играет –
Не мычит зверек, не лает,
Нападает на клубочки,
Прячет в лапах коготочки?
Ведущий 1
Конечно, это котенок.
А сейчас, ребята, предлагаем вам рассказать о своих кошках и котах, о том какие что любят, чем вам нравятся.
Учащиеся класса рассказывают о своих кошках и котах.
Чтец:
Как у нашего кота
Шапка с мехом хоть куда.
Шубка полосатая,
Мордочка усатая.
Ведущий 2.
А сейчас, ребята, проведем викторину о кошках, которая покажет, как вы знаете своих любимцев. За правильный ответ вы получите жетон, а затем победителей ждет приз.
Для порядка — поднимаем руку для ответа.
Викторина о кошках.
Страна и материк, откуда произошла кошка? (Нубия (сейчас Судан) в Африке)
Где у кошек находятся потовые железы? (На лапах)
Почему кошка самое чистоплотное животное? (от нее не должно ничем вообще пахнуть, когда она охотиться)
Какая главная «работа» у кошек? (Ловить грызунов — мышей, крыс)
Когда кошка трется о ваши ноги или мебель в комнате, что это значит? (Кошка переносит свой запах из специальных желез на одежду человека или мебель. Этот запах предупреждает других кошек, что это «территория» вашей кошки.)
У кого нюх лучше у кошки или у собаки? (У собаки)
Где лучше видит кошка: на ярком свету или в полумраке? (В полумраке)
Что означают следующие положения хвоста у кошки:
9. Сколько часов в сутки спит кошка? (до 16 часов)
Ведущий 1:
Как больно, как жалко видеть бездомных животных, выброшенных на улицу прежними хозяевами. Животные не могут ответить своим обидчикам. Поэтому, если вы завели животное, то заботьтесь о нем, не обижайте его, не выгоняйте из дома. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Чтец:
Кошки, собаки — наши друзья!
Их не обидим, ни ты, ни я.
Будем их нежить, будем любить,
Вовремя станем поить и кормить.
Весело будем вместе играть
И не дадим никогда им страдать!
Ведущий 2:
Три с половиной тысячи лет назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхамету послание: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим ...». Далее в письме следовало название домашнего животного. Какого? (Лошади)
Верно, это лошадь. Ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.
Ценили лошадь с давних лет в Адыгее. Не было черкеса, который бы не мечтал о хорошем коне. И сейчас лошади имеют большое значение в жизни человека.
Ведущий 1:
А где, ребята, используют лошадей в наше время? (Ответы учащихся)
А теперь еще загадки о домашних животных:
1. По горам, по долам
ходит шуба да кафтан (Овца)
2. Щиплет, а не рак,
Шипит, а не гадюка (Гусь)
3. Идет, идет, бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме!
Дай-ка сочной мне-е-е!» (Коза)
4. Спереди — пятачок,
Сзади — крючок,
Посредине — спинка,
А на ней щетинка. (Поросенок)
Сама пестрая, ест зеленое,
Дает белое. (Корова)
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку
Спотыкалочкой. (Утка)
Ведущий 2:
Молодцы, ребята. Наша встреча подошла к концу. Сколько же интересных и трогательных моментов дарят нам наши питомцы! Верными друзьями могут быть не только собаки и кошки, а также — попугаи, хомячки, рыбки, морские свинки. Берегите их, любите.
Ведущий 1:
А теперь давайте подведем итоги нашей встречи. Подсчитайте свои жетоны и подвели итоги.
Подведение итогов, награждение учащихся.
До свидания! До новых встреч!
Список использованной литературы.
Журнал: «Справочник классного руководителя», №7, 2010.
Бочхарева И.В. Щербашина Л.Д. «Моя Адыгея;» Краеведческое пособие для учащихся. Майкоп. Адыгейское республиканское книжное издательство, 2012.
Газета «ПедСовет», №7, 2011.
Е.А. Якушина. М.В. Крамарева и др. «Внеклассная работа в школе. Биология.» Внеклассные мероприятия 5-11кл, Волгоград, изд. «Учитель 2014.»