СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие " Русские народные инструменты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русские народные инструменты- душа русского народа

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие " Русские народные инструменты"»



ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


ВЕДУЩИЕ: 1. БАБУЛЕЧКА-ЗНАТУЛЕЧКА


2. ДЕД-ВСЕВЕД




СКОМОРОХИ: 1Й (с балалайкой)


2Й (с гармошкой)


3Й (с баяном или гуслями)




ИНСТРУМЕНТЫ: ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ


ТРЕЩЕТКА


РУБЕЛЬ


РОЖОК


БАЛАЛАЙКА


ГУСЛИ


ГАРМОШКА




РЕПКА: ДЕД


БАБКА


ВНУЧКА


ЖУЧКА


КОШКА


МЫШКА


-на экране иллюстрация (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

- муз сопровождение (ФОНОГРАММА)

- декорации: репка, дерево, ставни, окно, ширма(уличный балаган)



ВСТУПЛЕНИЕ


- окно, открываются ставенки - появляется в них Бабулечка-Знатулечка и Дед Всевед)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 1(фоновая)

- Слайд №2 (природа)

Дед Всевед:

Здравствуйте, добры молодцы!

Здравствуйте, красны девицы!

Всем вам я шлю привет

Величать меня Дед-всевед


Бабулечка-Знатулечка:

Зовут меня Бабулечка-Знатулечка.

Много я весен да зим прожила,

Да вот какая история...

То ли быль, то ли небыль?

То ли правда, то ли сказка была?

По секрету, да не всему свету,

Поведаем мы сказку эту.


___________________________________________________________________________

- музыкальное сопровождение- фонограмма 1 (фоновая)

- Слайд №3 (рисунок деревушки)

Дед Всевед:

Итак… сказка начинается.

Давно это было.

Не высоко,не низко

не далеко, не близко


Бабулечка-Знатулечка:

Жили - поживали себе

в небольшой деревушке- в деревянной избушке

умные и полезные вещи:

ложки деревянные, рубель, трещотка, рожок.

- примечание: по ходу рассказа показывает инструменты в руках


___________________________________________________________________

Дед Всевед:

Жили они в большой дружной семье. А семью то вы эту давненько знаете!

Это Дед - огородник-рекордсмен. Посадил он Чудо-Репку.


Бабулечка-Знатулечка:

Бабку вызвал на подмогу.Бабке, Внучке,Жучке, Кошке, - всем нашли работу. Репку так они тащили, до седьмого пота.



Дед Всевед:

С раннего утра и до позднего вечера умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами - Дедом и Бабкой. 


_______________________________________________________________

- музыкальное сопровождение- фонограмма 2 (фоновая)

- Слайд №4 (деревянные ложки)

Бабулечка-Знатулечка:

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью вкусным обедом.



____________________________________________________________________

- музыкальное сопровождение- фонограмма 2 (фоновая)

- Слайд №5 (рубель)

Дед Всевед:

Рубель  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье были чистыми и опрятными.



 ________________________________________________________________________

- музыкальное сопровождение- фонограмма 2 (фоновая)

- Слайд № 6 (рожок)

Бабулечка-Знатулечка:

Рожок  вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой. 



___________________________________________________________________

- музыкальное сопровождение- фонограмма 2 (фоновая)

- Слайд № 7(трещетка)

Дед Всевед:

Трещотка  охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе до поры до времени.



_______________________________________________________________________

СКОМОРОХИ

появляются скоморохи с баяном? балалайкой? гармошкой? (3-4 человека имитируют игру на этих инструментах под фонограмму) или (поют под фонограмму минус 1 песню)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 3

- Слайд № 8 (идут скоморохи 1)


Бабулечка-Знатулечка:

Однажды в той деревушке появились скоморохи.



Бабулечка-Знатулечка:

-А вы знаете кто такие скоморохи?

Они - на базарах, на княжьих пирах,

На игрищах тон задавали,

Играя на гуслях, волынках, гудках,

На ярмарках люд потешали.


_________________________________________________________________

Сообщение 1й команды (1 ряд класса) про скоморохов - (3 ученика по реплике)


1й ученик :

Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов.


2 й ученик :

Скоморохи шли по улице с весёлой песней.


ученик:

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на весёлое представление скоморохов. 




ПРО МУЗ ИНСТРУМЕНТЫ СТРУННО-ЩИПКОВЫЕ

_________________________________________________________________________

- Слайд № 9 (идут скоморохи 2)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 3

Бабулечка-Знатулечка:

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты. Были среди них гусли и балалайка. А вы знаете что это за инструменты? 


_______________________________________________________________

- Слайд № 10 (гусли-рисунок)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 4(гусли)

Дед Всевед: (про Гусли)

На чём в гостях, вдали от дома,

Играл Садко царю морскому?

Тот музыкальный инструмент

Сломал он, улучив момент.


Дети (отвечают) : гусли


_________________________________________________________________________

- Слайд № 11 (гусли-фото)

Сообщение 2й команды (2 ряд класса) про гусли (3 ученика по реплике)



1й ученик :

Да это гусли -струнный щипковый музыкальный инструмент. От древнеславянского слова «густы» — значит гудеть. А так как гудела струна, то она и получила наименование «гусла». Значит, гусли — это струны, гудящие струны.


2 й ученик :

Как только стали струны тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться "звончатыми".

ученик:

В далекие давние времена на праздники приходили гусляры и пели былины. Их называли «баяны».


Дед Всевед:

И правда, гусли – это инструмент сказителя-гусляра.


______________________________________________________________

- Слайд № 12 (балалайка - рисунок)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 5 (балалайка)

Бабулечка-Знатулечка: (про Балалайку)

Треугольная доска

а на ней три волоска

три струны, а звук какой

с переливами, живой

Узнаю его в момент-

самый русский инструмент?…


Дети (отвечают) : балалайка


Дед Всевед:

К каким инструментам относится балалайка – к струнным, к ударным или к духовым?


Дети (отвечают) : к струнным


__________________________________________________________________________

- Слайд № 13 (балалайка - фото)

Бабулечка-Знатулечка:

Да, это струнный инструмент- струнно-щипковый. Почему?


Сообщение 2й команды (2 ряд класса) про балалайку (3 ученика по реплике)



1й ученик :

У нее есть три струны, Струны щиплют рукой. Так и рождается мелодия.


2 й ученик :

Когда и кем изобретена балалайка неизвестно. Балалайка, как гудок, волынка, гусли считается одним из древнейших музыкальных инструментов.


ученик:

Обычно на балалайке подигрывали народным плясовым песням. Но на ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты.


4й ученик:

Балалайка – инструмент очень веселый! Не зря название этого инструмента похоже на слова «балаганить», «балагурить», «балаболить».



Дед Всевед:

А знаете, в старину то, балалайки делали с того дерева, которого и не жалко было. А уж потом, стали мастерить балалайки из лучшего материала- из бука и ели.


Бабулечка-Знатулечка:

Балалаек целое семейство, и большие и маленькие. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого – либо народа. У русских это балалайка.



ПРО МУЗ ИНСТРУМЕНТЫ ДУХОВЫЕ


СВИРЕЛЬ

_________________________________________________________________________

 - Слайд № 14 (свирель - рисунок)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 6

Бабулечка-Знатулечка:

Приложу к губам я трубку-

Полилась по лесу трель,-

Инструмент тот очень хрупкий

Называется…


Дети (отвечают) : свирель


Сообщение 3й команды (3 ряд класса) про свирель, (3 ученика по реплике)


_______________________________________________________________

- Слайд № 15 (свирель - фото)

1й ученик :

Свирель похожа на продольную флейту. Изготавливалась она из орешника, клена или черёмухи.


2 й ученик :

На Руси считалось, что свирель – особый инструмент, созданный для любви. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады — Лель.



РОЖОК

________________________________________________________________

- Слайд № 16 (рожок - рисунок)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 7(рожок)Дед Всевед:

Мы собрали хоровод.

Пригласили весь народ,

А пастуший рожок

Дополняет наш кружок


______________________________________________________________

- Слайд № 17 (рожок - фото)

Сообщение 3й команды (3 ряд класса) про рожок, (3 ученика по реплике)



1й ученик :

Рожок представляет собой прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одним снизу. На нижнем конце есть небольшой раструб, на верхнем — вклеенный мундштук.


ЖАЛЕЙКА

_______________________________________________________________

- Слайд № 18 (жалейка -рисунок)

- музыкальное сопровождение - фонограмма №8 (жалейка)

Бабулечка-Знатулечка:

В лесу вырезана,

Гладко вытесана,

Поёт, словно жалуется.

Как называется?




2 й ученик :

Жалейка - это тростниковая или деревянная трубка с простым или одинарным язычком и боковыми отверстиями.


ученик:

это родственница Рожка и Свирели


______________________________________________________

- Слайд № 19(жалейка -фото)

- музыкальное сопровождение - фонограмма №8 (жалейка)


Бабулечка-Знатулечка:

Звук у жалейки – пронзительный и немного гнусавый


Бабулечка-Знатулечка:

Как вы думаете, почему духовые инструменты так называются? Потому что звук возникает из-за движения воздуха, который вдувается в отверстие



________________________________________________________________

Бабулечка-Знатулечка:

- Слайд № 20 (скоморохи)

- музыкальное сопровождение - фонограмма 3 (скоморохи)

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ. 



__________________________________________________________________________

- Слайд № 21 (внутри избы)

Дед Всевед:

Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи решили поговорить с музыкальными инструментами.




__________________________________________________________________________

- Слайд № 22 (инструменты)

Деревянные ложки: «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?»

( спрашивают Деревянные ложки у музыкальных инструментов)



Балалайка: «Весело живётся» . «Везде бываем,

песней звонкой народ потешаем».

( отвечает Балалайка)



Трещотка и рубель: «А мы, никогда дальше своей деревни не

бывали»

(отзываются Трещотка и Рубель).



Гармошка «За песни да за пляски весёлые любят нас на Руси.

Везде встречают, да привечают. Мы, своей музыкой, людям

радость приносим!».



Рожок: «Ой! Как бы и нам, хотелось тоже всем людям

радость приносить».



Бабулечка-Знатулечка:

Ложки деревянные да трещетка пуще всех просились и кричали, да еще и громко ударяли. Стали они инструментами ударными. Почему так называются? А то того, что звук извлекается от удара по их поверхности.

“Так и решили умные и полезные вещи стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить,но и радость им дарить.


__________________________________________________________________________

- Слайд № 23 (оркестр)

- музыкальное сопровождение - фонограмма № (оркестр)

Дед Всевед:

С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных инструментов. 




__________________________________________________________________________

- Слайд № 24 (оркестр)

- музыкальное сопровождение - фонограмма № (оркестр) Бабулечка-Знатулечка: Стали люди не только петь музыку народную, но и

исполнять ее на народных инструментах. Есть в оркестре и семья ударных инструментов, и семья духовых, и семя струнно-щипковых.



__________________________________________________________________________

- Слайд № 25 (оркестр)

- музыкальное сопровождение - фонограмма № (оркестр)

Дед Всевед: Каждый инструмент хорош своим голосом и тембром! Но как красиво, ладно,когда вместе они зазвучат!


________________________________________________________________________

Слайд № 26 (Репка)

Бабулечка-Знатулечка: Все сразу - и балалайка, и гармошка, и жалейка, и трещетки! Было дело…! История про то, как народная музыка, народные песни да инструменты народные помогли, чтоб дело спорилось! Историю эту вы эту знаете давно, не понаслышке - про то, как дружно, вместе сплотилась вся семья! Да только секрет про то, как вытянули репку никто не знает! А в помощь им народная музыка и народные инструменты были!




Взяв лопату, сбросив кепку,

Посадил Дед чудо-репку.

Она выросла большая,

Преогромная такая.


поем:

Посадил дед репку, и густу, и редку.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!

Выросла репка, и густа, и редка.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!


поем:

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!



говорим:

Надо позвать Бабку!

Бабка - за дедку,

Дедка - за репку…


поем:

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!


говорим:

Надо позвать Внучку!

Внучка - за Бабку,

Бабка - за дедку,

Дедка - за репку…


поем:

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!


говорим:

Надо позвать Жучку!

Жучка - за внучку,

Внучка - за Бабку,

Бабка - за дедку,

Дедка - за репку…


поем:

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!


говорим:

Надо позвать Кошку!

Кошка - за Жучку6

Жучка - за внучку,

Внучка - за Бабку,

Бабка - за дедку,

Дедка - за репку…


поем:

Тянет-потянет, вытянуть не может.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!


говорим:

Надо позвать Мышку!

Мышка - за кошку,

Кошка - за Жучку,

Жучка - за внучку,

Внучка - за Бабку,

Бабка - за дедку,

Дедка - за репку…


поем:

Тянет-потянет, Тянет-потянет

вытянули репку.

Барыня ты моя, сударыня ты моя!











КРОССВОРД


1.Ими щи хлебают

Барыню играют - ложки

2. В руки ты её возьмешь.

То растянешь,

То сожмешь- гармонь

3.У неё есть три струны

Их рукой щипать должны -балалайка

4.Бубенцами зазвучу.

Меня положишь-

Я молчу -бубен

5.А Садко на них играл

И душевно напевал - гусли

6.Ой, трещит она, трещит,

Всех игрою веселит!-трещотка

7. На этой дудочке играл Лель -свирель





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!