МОУ «Лямбирская СОШ №1»
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Родной язык – душа народа»
Подготовила; Назарова Г.К.
учитель русского языка и
литературы
Лямбирь 2021
Внеклассное мероприятие по русскому языку на тему «Родной язык – душа народа»
Цель: познакомить учащихся с праздником – Международным днём родного языка.
Задачи:
Помочь учащимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка;
Продолжать развивать и коррегировать устную связную речь воспитанников, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас учащихся; расширять их кругозор.
Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.
Воспитывать чувство любви и уважения к родному языку, сохранение
традиций, культурного наследия народа, воспитание гармонично развитой личности.
Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов - «Дополни пословицу», «Грамотеи»; картинки народов разных национальностей в национальных костюмах
Форма проведения: интеллектуальная игра-конкурс «Умники и умницы».
Предварительная работа: подборка картинок народностей в национальных костюмах; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.
Ход мероприятия
!. Оргмомент.
Родной язык - святой язык,
Отца и матери язык
Как ты прекрасен! Целый мир
В твоём богатстве я постиг!
«Язык – это большое народное сокровище. Его нельзя не уважать, как нельзя не уважать родной народ»
Каждый народ имеет свой язык, в каждом есть особые слова, называющие важные для его жизни вещи. Родной язык - язык предков - передаётся от родителей, в нём звучит связь поколений.
Для многих россиян родные два языка.
Один государственный - русский, он объединяет всех нас, помогает понять друг друга, учиться и строить будущее страны.
Другой - язык малой родины, язык дедов, помогающий хранить и приумножать опыт и историю народа.
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А. С. Пушкин, И. С.
Тургенев, Л. Н. Толстой.
Слайд Не удивительно, что Генеральная конференция ЮНЕСКО провозгласила соответствующий праздник – Международный день родного языка. Праздник отмечается ежегодно, 21 февраля, и способствует языковому и культурному разнообразию. Так как благодаря языкам люди сохраняют и развивают материальное и духовное наследие своих народов.
Основная часть Введение в тему классного часа.
Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние. Для любого народа родной язык считается неповторимым, великолепным. В нём отражаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души.
1.ученик
Мой край родной, Республика свободных
Великих наций, разных языков,
Оценят здесь обычаи народов
Советы мудрых стариков.
2.ученик
Я прошлым Родины горжусь
Истоки языков познать стремлюсь.
Узнай родной язык
В нем сила и свобода
Узнай родной язык,
В нем государства гордость
Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова,как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.
Работа над темой классного часа
Наш классный час сегодня необычный, к нам пришли гости, представители языковых культур.
Мы начинаем игру «Умники и умницы».
1-й конкурс Знакомство. «Приветствие»
Подумайте, на каких языках вы сможете поздороваться со зрителями. Кто сможет вспомнить больше приветствий на разных языках. Каждый участник говорит по очереди по одному приветствию .
Добрый день.
«Здоровеньки буллы» - Добрый день украинское приветствие
«Фи махуэ ф1ыуэ» - Добрый день кабардинское приветствие
«Кюнюгюз ахшы болсун» - Добрый день балкарское приветствие
«Гуд монинг» - Добрый день английское приветствие
«Гшутен таг» - Добрый день немецкое приветствие
«iyi qunler” - Добрый день турецкое приветствие
Добер ден - болгарское приветствие
Бонжур - французское приветствие
2-й конкурс «Угадай, о каком народе идет речь»?
1-й вопрос. О загадочной душе этого народа много говорят: что неведомая она, непонятная, что невозможно её разгадать. Как говорится, ни умом не понять, ни аршином общим не измерить… Хоть и каждая нация имеет свои национальные качества, характерные только лишь для неё, но у этого народа они особенные. Хлеб для этого народа- символ богатства, медведь-символ
справедливости, а береза является олицетворением родины. (Русские)
2-й вопрос. У этого народа до сих пор популярны кушанья из теста, сваренные в кипятке: галушки, вареники( створогом, картошкой, вишней),лапша. Фирменным блюдом был и остается борщ, имеющий много разных способов приготовления. А столицей государства этого народа является город, возникший еще в 5 веке на берегу Днепра как поселение племени полян. (Украинцы)
Дети читают пословицы о дружбе на русском, кабардинском, балкарском, турецком языках )
3-й конкурс «Сказки».
Обратимся к нашим любимым книгам.
Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж? (Медведь)
(«Три медведя», « Маша и медведь», «Мужик, медведь и лиса»… )
Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж? (Лиса)
(«Лисица и дрозд», « Лиса-повитуха», «Лиса, заяц и петух»… )
Вопрос: В названиях каких сказок разных народов присутствует этот персонаж?(Волк)
(«Волк- дурень», « Иван-царевич и Серый волк», «Лисица и волк»… )
3.ученик
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Он – язык Луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нём:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
4-й конкурс «Крылатые выражения» Например:
Рукой подать (близко)
В час по чайной ложке (медленно)
Морочить голову (обманывать)
Прикусить язык (замолчать)
Засучив рукава (хорошо работать)
Во весь дух. (Быстро)
Сесть в лужу. (Оказаться в неловком, глупом и смешном положении, потерпеть неудачу)
Знать на зубок. ( знать превосходно, отлично)
Оказаться у разбитого корыта.( остаться ни с чем; вообще потерять всё, лишиться всего.)
В час по чайной ложке.( медленно)
Водить за нос.( обещать, и не выполнить обещанного, вводить в заблуждение, обманывать)
Зарубить на носу.(запомнить)
Чесать языком. (Болтать)
Делать из мухи слона.(преувеличивать)
Белая ворона.( человек, который от всех остальных отличается сильно, по поведению, одежде и т д )
5-й конкурс Очень часто мы слышим, говорят "крылатые выражения". А что же они означают?
- Я начну, а вы кончайте, фразу быстро завершайте!
Век живи – ... (век учись).
Ты ему слово, а ... (он тебе два).
Когда больше двух, ... (говорят вслух).
Язык мой – ... (враг мой).
Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
Делу время – ... (потехе час).
Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).
Чего себе не хочешь, ... (того и другим не твори).
Одно дело делаешь – ... (другого не порть).
6-й конкурс Кто из вас, ребята, любит читать? - Вот это мы сейчас и проверим!
У кого глаза велики? (У страха.)
Чем горю не поможешь? (Слезами.)
Кого по осени считают? (Цыплят.)
Что красит человека? (Скромность.)
Чем не кормят соловья? (Баснями.)
В какие сани не следует садиться? (Не в свои.)
Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда.)
Что надо беречь смолоду? (Честь.)
IV Итог занятия Заключительный этап
Учитель: Вот и подошёл к концу наш классный час, посвящённый Международному дню родного языка. Наша интеллектуальная игра «Умники и умницы» заканчивается. Мы поздравляем победителей.
Дорогие ребята, помните, что владея родным языком и уважая другие, вы показываете свой культурный уровень. Берегите наш язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса. Берегите чистоту языка, как святыню!
Любите русский язык! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!
4.ученик
Родного языка прекрасней нет,
И от души хочу я пожелать –
Его любите много-много лет,
И чтобы никогда не забывать,
Общайтесь вы на языке родном –
Ведь он, порою, ключ от всех дверей!
Родной язык – как светлый отчий дом,
Нет языка чудесней и нежней!
Как мать, прекрасен он, как мать, один!
Ценить его должны и уважать!
Родной язык… есть тысяча причин,
Чтоб никогда его не забывать!
5.ученик
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два - вопросов нет,
Ты для всех – авторитет.
Тех, кто три прекрасно знают,
Все за гениев считают .
Ну, а, если все четыре-
Нет людей богаче в мире
- Вы сегодня показали свои умения в работе . Завершим наше мероприятие красивыми словами Т. Замакулова "Родной язык"
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной.
Описание материала: авторская разработка поможет в подготовке и проведении
Международного дня родного языка воспитателям, классным руководителям, работникам
дополнительного образования. Материал предназначен для учащихся начальной школы
и среднего звена. Мероприятие проводится с целью повышения осведомленности о
языковых и культурных традициях