СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Путешествие по странам и континентам".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие  по толерантности "Путешествие по странам и континентам" для учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Путешествие по странам и континентам".»

ГБОУ «Школа №760 им. А. П. Маресьева»







Внеклассное мероприятие

по толерантности:

«Путешествие по странам

и континентам».









Разработали и провели учителя нач. классов:

Пинаева В.Н. и Пищикова М.Д.





Рекомендован для учащихся нач.классов.

Цели и задачи:

  1. Уточнить понятие “толерантность”, его составные части, происхождение термина.

  2. Формировать умение действовать слаженно, сообща, прислушиваться к мнению одноклассников.

  3. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, задачи, пословицы.

  4. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

5. Развивать творческие способности учащихся

6. Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

  1. Формировать толерантность мышления и поведения учащихся.





















КЛАССНЫЙ ЧАС



  1. Слайд 1- планета Земля, музыкальное сопровождение.

Учитель:

- Что вы видите на экране? (планета)

- Как же красива наша планета с её материками, бескрайними океанами, зелеными лесами, чистыми озерами!

- Какой вы хотите видеть нашу планету?

Дети:

- Мирной, процветающей, чистой, дружной…

Учитель:

- А кто в ответе за будущее нашей планеты?

Дети:

- Люди.

Учитель:

- У себя на партах вы видите трафареты людей. Пока они белые и безжизненные. Давайте изобразим на них людей.

Дети под музыку выполняют эту работу.

Учитель:

- Ребята, посмотрите, какие получились они у нас разные – веселые и грустные, с разным цветом глаз и разным оттенком кожи.

- Давайте поселим их на нашу планету.

Дети выкладывают своих \человечков\ на планету, чтобы получилось слово

«МЫ».

Учитель:

- Кто же в ответе за нашу землю?

Дети:

- Мы!

Учитель:

- Мы все такие разные, но только вместе, уважая и понимая друг друга, мы можем сделать нашу планету счастливой.

2) Учитель:

- Сегодня мы отправимся в путешествие по странам и континентам и познакомимся с разными народами, населяющими нашу планету, с их обычаями, традициями и культурой. В итоге нашего путешествия мы узнаем слово, связывающее и объединяющее все народы на Земле.

3) На экране телевизора появляется заставка 1 с фотографиями, представляющими Россию (флаг, герб, река Волга, береза, нац. костюм, Кремль, хоровод)

Учитель:

- Как вы думаете, с какой страны мы начнем свое путешествие?

- Конечно, свое путешествие мы начнем с России.

- Назовите главный город России. Назовите город, который является малой родиной.

* Группа подготовленных детей рассказывает информацию о России.

Учитель:

    - Российская Федерация  - одна из огромнейших в мире многонациональных стран. В России проживает приблизительно 166 национальностей и народностей - от более чем 100-миллионной российской нации до малых северных народов, численность которых иногда не превышает ста человек.
        Некоторые люди считают, что достойно жить должны только русские, а национальным меньшинствам в России не место. Но разве можно представить Россию без таких людей, как  Петр Багратион - российский генерал с грузинскими корнями, герой Отечественной войны 1812г.;
Абрам Петрович Ганнибал - генерал, прадед Пушкина по материнской линии, эфиоп;  Владимир Иванович Даль – российский лексикограф, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» - из обрусевших датчан;
Константин  Эдуардович Циолковский – русский ученый – самоучка, основоположник современной космонавтики -  из поляков…  Как представить Россию без имен этих и других бесчисленных героев нашей истории нерусского происхождения? Слайд 2, 3, 4, 5 (с фотографиями)



- Любой народ можно сравнить с лесом, например с сосновым бором. В глубине его – высокоствольные сосны, но чем ближе к опушке, тем сильнее меняется облик деревьев: на открытых пространствах они кряжистые и низкорослые. Однако сосна всегда остается сосной и елью ни при каких условиях не станет. А вот потомки поляков, много поколений назад переселившиеся в Россию, могут превратиться в русских, и таких случаев немало. Чем отличается каждый народ?

Дети:

- Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…

Учитель:

- В каждом из нас течет кровь наших предков. А они были людьми разных национальностей. Пусть у нас будет разный цвет кожи. Пусть люди будут говорить на разных языках и жить на разных континентах. А может ли быть что-то общее у всех людей, живущих на нашей планете?

- Помощь вам в этом может кроссворд, который мы будем разгадывать, а вот слова-отгадки мы будем привозить с разных стран и континентов.

Россия славится своими интересными сказками, сейчас одну из них я вам прочитаю, а вы должны будете ответить на вопрос - чему учит эта сказка?



На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: “Нельзя так жить!” -
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…

- А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Ещё немного – и ура!
Своё настигнуть счастье!

И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: “Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -

Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!

- Каким был король в начале истории?

- Почему изменился король?

- Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

- Чему нас учит эта сказка?

В кроссворде появляются слова: “помогать”, “понимать”.



4) На экране телевизора появляется заставка 2 с фотографиями, представляющими Японию (флаг, герб, ветка сакуры, кимоно)

Учитель:

- В какой стране мы окажемся сейчас? Страну эту называют страной восходящего солнца.

* Группа подготовленных детей рассказывает информацию о Японии.

Учитель:

- Мы приглашены в японский театр «Кабуки» и сейчас вы станете артистами этого театра. По аналогии с игрой “Камень, ножницы, бумага” - Самурай, дракон, принцесса. Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона”.

- Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?

В кроссворде появляются слова: “уметь договариваться”.

5) На экране телевизора появляется заставка 3 с фотографиями, представляющими Австралию (флаг, герб, кенгуру, эвкалипт, коала, Сиднейская опера, абориген)

Учитель:

- Какой континент считается самым зеленым на планете?

* Группа подготовленных детей рассказывает информацию об Австралии.

Учитель:

- А сейчас мы познакомимся с пословицами этого континента.

Русские пословицы:

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

- Как вы их понимаете?

А вот пословицы других стран:

Япония. Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Англия. Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абхазия. В чей обоз сел, песни и пой.

АВСТРАЛИЯ. В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

- Что общего у этих пословиц?

- Чему учат эти пословицы?

В кроссворде появляются слова: “уважать народы”.

6) На экране телевизора появляется заставка 4 с фотографиями, представляющими Африку (флаг, герб, пирамиды, афроамериканец, пустыня Саванна и её обитатели)

Учитель:

- Сейчас мы побываем на втором по величине континенте (после Евразии) – это Африка.

* Группа подготовленных детей рассказывает информацию об Африке.

Учитель:

- А теперь попробуем провести эксперимент. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному мандарину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш. Вы должны отвернуться. Учитель разрезает один апельсин на части и спрашивает – Чей это апельсин? – Почему трудно определить?

Вывод: Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи - все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

В кроссворде появляются слова: “внутри одинаковые”.

7) На экране телевизора появляется заставка 5 с фотографиями, представляющими Америку (флаг, герб, статуя Свободы, ковбой, побережье океана)

Учитель:

- Кто догадался, какой континент нас приглашает на этот раз?

* Группа подготовленных детей рассказывает информацию об Америке.

Учитель:

- В Америке очень любят играть в одну веселую игру, которая называется «Техасский танец».

Все встают в круг лицом внутрь очень плотно, кладут руки друг другу на плечи, по команде ведущего игроки правой ногой делают шаг назад, а левой – шаг вперед в центр круга.

Сначала игру представляют несколько детей, а потом весь класс участвует в игре.

- Вам было весело играть?

- Получится так весело у одного, двух человек?

-Значит, чем больше людей играют с тобой вместе, тем веселей и интереснее!

В кроссворде появляются слова: “вместе веселее”.





8) Учитель:

- Какое слово, объединяет народы на Земле, помогает понимать, уважать, принимать и общаться нам с разными людьми?

- Что же такое толерантность?

На экране появляется заставка с определением.

Толерантность – способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность – это признание права каждого человека быть различным.

Толерантное отношение – уважительное отношение, отношение с пониманием, с терпением.

– Давайте посмотрим, что понимают под словом толерантность разные культуры.

Д о с к а:

tolerancia (испанский) – Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

tolerance (французский) – Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам

tolerance (английский) – Готовность быть терпимым, снисходительность.

kuan rong (китайский) – Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

tasamul’ ( арабский) – Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

- Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами членами ЮНЕСКО, включая и Россию): Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

Толерантность – это качество личности. Это качество проявляется, когда взаимодействуют 2 или больше человека, и эти люди чем-либо отличаются друг от друга - цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.

- 16 ноября – отмечается День толерантности.

- Вы хотите узнать, откуда такое название?

“На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относится, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам”.

9) - Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами!

Работа в группах: каждой группе предлагается одно из понятий, которое они должны объяснить, расшифровать.

    • 1 группа - Будьте добрыми ( любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте)

    • 2 группа - Будьте надёжными (честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания)

    • 3 группа - Будьте заботливыми (вежливыми, внимательными, любезными)

    • 4 группа - Будьте щедрыми (не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь)

Учитель:

- Помните, что ваша счастливая жизнь в ваших руках, в ваших руках ваше будущее и будущее нашей планеты!

-Наше интересное и познавательное путешествие хочется завершить добрым и светлым стихотворением. На экране появляется Слайд 1.

На свете живут разноцветные дети,

Живут на одной разноцветной планете.

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

Кружится планета, большая планета,

Ладонями солнца она обогрета.

Но греют планету намного теплей

Улыбки и смех разноцветных детей.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!