Путешествие в страну «Языкознание»
Игра для учащихся 5-6 классов.
Подготовила: учитель русского языка
МОБУ «Рождественская СОШ»
Мишина Т.П.
Цели: 1. Воспитывать стремление к приобретению знаний, повышать эрудицию детей в области языкознания. 2. Развивать способность к решению оригинальных творческих задач, актуализации своих знаний и умений по изученному материалу. 3. Повышать познавательный интерес учащихся, формировать умение творчески мыслить, принимать самостоятельные решения.
КАРТА ПУТЕШЕСТВИЯ
морфология
лексика
Слово
образование
синтаксис
фонетика
старт
Приобрети билет
- Отгадайте загадки и правильно напишите слова-отгадки
- Отгадайте загадки и правильно напишите слова-отгадки
Дождь, снегирь, коньки, часы, лыжи, свеча, пчела, волна, муравьи, подъёмный кран, ванна (бассейн), лестница, солнце, лодка, ночь, камыш.
Станция «Фонетика»
- Закружится на острой ножке,
- Жужжит, как будто бы жучок.
- Захочет – вскачь пройдет немножко,
- Захочет – ляжет на бочок.
Юла 3буквы, 4 звука
- Не барашек и не кот,
- Носит шубу круглый год.
- Шуба серая – для лета,
- Для зимы – другого цвета.
- заяц 4 буквы, 5 звуков
- Льётся речка – мы лежим.
- Лёд на речке – мы бежим.
- коньки 6 букв, 5 звуков
- Её всегда в лесу найдёшь –
- Пойдём гулять и встретим.
- Стоит колючая, как ёж,
- Зимою в платье летнем.
- Ель 3 буквы, 3 звука
Станция «Словообразование»
Соберите слова из частей
на вы
по от
при
у в
ход
за об
перед
земл
иц
дуб
под от
рыб
бег
ушк
к
дед
ищ
ник
ок
ов
Станция «Лексика»
1.Замените устаревшие слова современными синонимам.
Очи, чело, ланиты, уста, перст, баталия, глаголит, брадобрей.
Глаза, лоб, щёки, губы, палец, битва, говорит, парикмахер.
Станция «Лексика»
- В предложенном тексте вам надо выбрать из пар слов, записанных в скобках, правильное, а лишнее зачеркнуть.
- Летом я отдыхаю в деревне у бабушки. Однажды местный (сторожил / старожил) дед Кузьма повёл нас на дальнюю (ветреную / ветряную) мельницу. Мы (шествовали / шефствовали) за ним гуськом, так как тропинка была узкой. Путь оказался долгим, поэтому мы решили сделать привал. Внук деда Кузьмы (преступил / приступил) к разжиганию костра, но не учел силу ветра и (ожёг / ожог) себе руку. Нам пришлось возвращаться (на зад / назад).
- Следующие несколько дней я активно помогал бабушке по хозяйству: ходил на (прут / пруд) за водой, заполнял (бочок / бачок) для поливки и стирки, (разряжал / разрежал) огуречную рассаду и (луг / лук). Так хлопотно, что даже (поседеть / посидеть) было некогда. Бабушка меня похвалила, сказала, что крестьянский (труд / трут) поможет мне (развеваться / развиваться) физически.
Станция «Лексика»
3. Покажите мимикой фразеологизм.
- Набрать в рот воды.
- Водить за нос.
- Спустя рукава.
- Толочь воду в ступе.
- Кот наплакал.
- Как кошка с собакой.
Станция «Морфология»
Разгадай шарады.
1.Мой первый слог найдёшь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье-слог второй,
А в целом- столик школьный твой
( пар-та).
2. 1- неизменяемый грамматический признак имени существительного;
2-суффикс прилагательного, в котором всегда пишется одна –н-;
3- окончание существительного 1-го склонения в им. падеже
(род-ин-а)
Станция «Морфология»
Разгадай шарады.
3. Мой первый слог- на дереве,
Второй мой слог- союз,
А в целом я- материя
И на костюм гожусь
(сук-но).
4. Числительное плюс гласный
Ансамбль в музыке прекрасный
(три-о)
Станция «Морфология»
- 1. тибетский бык
- 2. английская мера длины
- 3.парусное судно
- 4. лиственное дерево
- 5. Фрукт
- 6. большой рынок
- 7. хищная птица
- 8. животное
- 9. полудрагоценный камень
- 10. углубление в земле
- 11. короткая шлюпка
- Ответы: (як, ярд, яхта, ясень, яблоко, ярмарка, ястреб, ягуар, яшма, яма, ял)
-
Станция «Синтаксис»
1. Из предложения У девочки были пушистые волосы взять прилагательное, согласовать его с существительным, являющимся дополнением, из предложения Инеем покрылись кусты.
2. Добавьте подлежащее предложения Февраль- вершина зимы.
3. Добавьте обстоятельство предложения Осень щедро одаривает леса красотой.
4. Из предложения Лес а украшают землю взять глагол, употребив его в 3-м лице ед. числе настоящего времени .
5. Из предложения За деревьями спрятался маленький домик добавить существительное, употреблённое во мн. числе, поставив его в винительном падеже.
Пушистым инеем февраль щедро украшает деревья.
Станция «Синтаксис»
Наш послушайте приказ:
Если грамотно сейчас
Спишите с доски слова
Да порядок наведёте
В знаках препинания,
Вас отпустим мы тогда-
Получайте знания!
1. Осень раздевает лес студит воду.
2. Если за день ничему не научился зря прожил день говорит народная пословица.
3.Ребята овладевайте русским языком.
1. Осень раздевает лес , студит воду.
2 . « Если за день ничему не научился - зря прожил день »,- говорит народная пословица.
3. Ребята , овладевайте русским языком.
Спасибо за внимание! Желаем дальнейших успехов !