16
Математические посиделки, посвящённые Дню матери
Дата проведения: 27.11.2017 г.
Цель мероприятия:
развивать интуицию и догадку;
развивать устойчивый интерес к математике;
развить умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
воспитывать культуру математического мышления.
воспитывать уважительное отношение к маме.
показать одну из форм проведения совместного досуга с родителями.
Участники: учащиеся 6 классов, занимающиеся на математическом кружке и их мамы.
Оборудование: проектор, презентация, компьютер, экран.
Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, уважаемые мамы, коллеги и гости! Добрый день, ребята! Начинаем нашу необычную встречу. Известный чешский педагог-гуманист Ян Амос Каменский сказал: “Считай несчастным тот день или тот час, в котором, ты не усвоил ничего, ничего не прибавил к своему образованию”. И я надеюсь, что сегодняшняя наша встреча, и день в целом не будет для вас несчастным и потерянным, т.к. каждый из вас унесёт с собой что-то новое, неизвестное, интересное, познавательное.
Итак, мы начинаем “Математические посиделки” для тех, кто любит математику, для тех, кто учит математику, для тех, кто учит математике и для всех-всех-всех! Именно так! На Руси во время посиделок рассказывали сказки, были-небылицы, пели песни, плясали, загадывали загадки. Почти все это будет и у нас. Мы начинаем!
Ведущий: В нашей сегодняшней встрече участвуют ученики 6 «а» и 6 «б «классов, занимающиеся на математическом кружке и их мамы, т.к сегодняшнюю математическую встречу мы посвящаем Дню мамы.
Я представляю вам наше уважаемое жюри: учащиеся 6 «а» класса:
Дюкова Светлана- участник школьного этапа всероссийской олимпиады по математике, Витман Никита – отличник учёбы, участник школьного этапа всероссийской олимпиады по математике, Рашитов Эдуард- отличник учебы, призер школьного этапа всероссийской олимпиады по математике.
А сейчас встречайте участников 1 команды:
Шпинева Татьяна- отличница учебы, призёр школьного этапа всероссийской олимпиады по математике и её мама Тамара Николаевна,
Колчанов Евгений – участник школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике и его мама Татьяна Васильевна,
Нестеров Никита- отличник учёбы, победитель школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике,
Ахметов Ленар- участник школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике.
Участники 2 команды:
Разумовская Ирина- отличница учебы, призер школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике и ее мама Римма Гайсеевна, Мостовщиков Кирилл- отличник учебы, участник школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике и его мама Марина Николаевна, Бякова Маргарита – призер школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике,
Лещенко Никита- отличник учёбы, участник школьного этапа Всероссийской олимпиады по математике.
Я приглашаю команды занять свои места, выбрать капитана и придумать название своим командам. Членов жюри приглашаю за свой столик.
(1 минута).
Ведущий: Слово командам - вы представляете свою команду и капитана.
Ведущий: 1 задание: Разминка, которая называется «Смекалкины- обгонялкины».
Каждой команде предлагается по- очереди ответить на вопрос. За правильный ответ – 1 балл. Если команда не ответила, то право ответа передается другой команде. Время на обдумывание – не более 30 сек. Будьте внимательны, так как вопросы будут и весёлые, и серьёзные. Время пошло!
1. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что это значит? (она обращается к девочке)
2. Угадайте слово: «Первое предлог, второе - летний дом. А целое порой решается с трудом?» (Задача)
3. Сколько горошин может войти в пустой стакан? (горошины не ходят)
4. Почему в поездах стоп краны всегда красные, а в самолетах голубые?
(в самолетах нет стоп-крана)
5. Сколько земли в дыре глубиной 2 метра, шириной 2 метра, длиной 2 метра? (нисколько)
6. Выходили 12 молодцев, выносили 52 сокола, выпускали 365 лебедей,
(кол-во месяцев в году, кол-во недель в году, кол-во дней в году).
7. Фамилия автора учебника математики в 6 классе (Виленкин Наум Яковлевич, 1920 г.-1991 г. его учебники служат более 40 лет)
8. Для чего следует учить математику по мнению великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова
(Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит).
9. С чем сравнивает красоту математики известный русский ученый Николай Егорович Жуковский.
(В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии).
10. Саша принес в школу кулек конфет. Если их раскладывать парами, тройками и четверками, то 1 будет лишняя, а пятерками лишней не будет. Сколько конфет в кульке. ( 25)
11.Отцу – 30 лет, а его сыну – 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет? (никогда)
12.Одного человека спросили, сколько у него детей. Он ответил замысловато: « У меня сыновей столько, сколько дочерей, а у каждого сына по три сестры». Сколько детей в семье? (6 детей.)
Ведущий: слово предоставляется жюри. (Жюри объявляют итоги 1 конкурса).
Ведущий: А мы продолжаем нашу встречу. Каждой команде я предлагаю найти значения выражений с десятичными и обыкновенными дробями, с их помощью зашифрованы пословицы о маме. Ваша задача вычислить, и с помощью ключа назвать эту пословицу. Время на выполнение задания – 5 минут.
(1 команды- Птица рада весне, а дитя - матери.
П – 1, т- 3, и-3, ц-1, а-4, р-3, д-1, в-1, е-4, с-1, н-2, д-1, я - 1, м-1)
2 команды- Сердце матери лучше солнца греет.
(с- 2, е-6, р-3, д-1, ц- 2, м-1, а-1, т- 2, и – 1, л- 2, у- 1, ч- 1, ш – 1, г- 1)
Жюри- Без матушки родной и цветы не цветут.
(Б- 1, е- 4, з- 1, м-1, а- 1, т- 4, у- 2, ш-1, к- 1, и- 2, р-1, о-2, д- 1, н-2, й-1, ц-2, в- 2, ы- 1)
Ведущий: Оценивается правильно собранная пословица. Максимальное количество баллов – 5. Для того, кто выполнит вперед- бонус 1 балл.
Чтобы жюри не скучали- им также задание «Собери пословицу». Время пошло.
(команды готовятся, пока не сделают)
Ведущий: Я приглашаю команды озвучить свои пословицы о маме.
(озвучивают)
Ведущий: предоставляется слово жюри об итогах конкурса пословиц.
(жюри озвучивают итоги конкурса и называют свою пословицу)
Ведущий: Следующий наш конкурс называется «Слова с математической начинкой» (экран)
Каждой команде я выдаю одинаковые задания. Вам необходимо дополнить эту математическую начинку буквами, чтобы получилось новое слово. За правильность выполнения задания – 5 баллов. За скорость – бонус 1 балл.
Жюри также думают и отгадывают слова с начинкой. И только перед подведением итогов я дам вам правильные ответы.
_ ИКС _ _ (кухонный аппарат)
_ ИКС _ _ _ _ (жидкое лекарство)
_ _ _ _ ИКС (часть слова)
_ _ _ ИКС (несгораемая мифологическая птица)
_ _ _ НОК (вьющееся растение)
_ _ _ НОК (школьный звуковой сигнал)
_ ОСЬ _ _ _ _ _ (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Ответ: (для жюри).
М ИКС Е Р (кухонный аппарат)
М ИКС Е Р (жидкое лекарство)
С У Ф Ф ИКС (часть слова)
Ф Е Н ИКС (несгораемая мифологическая птица)
В Ь Ю НОК (вьющееся растение)
З В О НОК (школьный звуковой сигнал)
В ОСЬ М Е Р К А (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Ведущий: Слово командам. Вы по- очереди называете слова из списка слов с математической начинкой. Если ответ не правильный, то право назвать правильный ответ дается другой команде. Жюри считают количество правильных ответов. (команды называют слова).
Ведущий: Слово предоставляется жюри. Подводят итоги конкурса «Слова с математической начинкой».
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам, уважаемые участники, решить несколько задачек. Задачки одинаковые. Решаете - сдаете их жюри. Жюри проверяет и подводит итоги конкурса. 1 задача- 1 балл. Максимальное количество баллов за задачи – 5 баллов. (Задачи на слайде).
Жюри – также задачи решают. Для проверки – даю готовые решения.
«Дама сдавала в багаж…»
1. Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?
Ответ: 6 (Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
2. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
Ответ: никогда, лестница поднимается вместе с кораблем
3.Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
Ответ: 15+2=17 кг
4.Мушкетёры
Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?
Ответ: за Атосом
5.Найди оценку.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».
Ответ: у Ани – 5,
у Нины – 4,
у Жени – 3.
Ведущий: Пока жюри проверяет ответы ваших задач, я приглашаю всех на физкультминутку.
1.Встаньте все, кто уверен, что уравнение – равенство, содержащее переменную.
2.Поставьте руки на пояс и поднимитесь на носочки те, кто уверен, что частное – результат деления.
3.Повернитесь вправо-влево те, кто уверен, что в дроби 3/5 5 – знаменатель.
4.Потянитесь вверх те, кто считает, что 5 – высший балл в школах России.
5.Похлопайте в ладоши те, кто считает, что При солнышке тепло, при матери добро.
Ведущий: Молодцы. Я приглашаю всех снова присесть за свои столы. И мы продолжаем.
Ведущий: Конкурс «Творческий».
Всем известно, что мамы любят цветы. И сейчас я предлагаю обеим командам детей сделать подарок мамам- аппликацию «Букет из геометрических фигур». Победит та команда, которая в своем букете использует наибольшее количество фигур. Но это еще не всё. Вы должны еще и красиво преподнести свой букет мамам. Сказать какие то слова… За скорость бонус- 1 балл.
А дети, как известно, любят слушать сказки, которые им рассказывают мамы. И сегодня я предлагаю мамам рассказать своим детям не простую сказку, а математическую. Я даю вам текст пьесы, Вы распределяете роли и ставите свою маленькую математический спектакль на сцене.
Дети делают аппликацию, родители готовят сценку.
Ведущий: Команды готовы. И первыми я приглашаю на сцену наших мама со своей театральной постановкой «Треугольник и квадрат».
Треугольник и квадрат
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: - Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: - Брат!
Я же старше, я – квадрат.
И сказал еще нежней:
- Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Ведущий: Ну что, ребята, вам понравился спектакль? Тогда мы предоставляем вам слово для вручения своих букетов.
(Дети показывают свои работы, дарят их мамам).
Ведущий: Вот и пришло время заканчивать нашу встречу. Сейчас я прошу членов жюри подвести итог наших посиделок и наградить команды заслуженными наградами.
Пока жюри работает, я приглашаю на сцену …. …………………………………………………………………………………... ….с песней
Это подарок вам, дорогие мамы.
Ведущая: Я ещё раз благодарю всех мам и ребят за участие. Поздравляю наших прекрасных мам с праздником.
Благодарю всех за участие. До новых встреч!
Если останется время
Ведущий: Ребята! Мне хочется показать и рассказать об удивительной поверхности лист Мёбиуса. Свое название лист Мёбиуса получил по имени немецкого геометра и астронома Августа Фердинанда Мёбиуса(1790-1868), который впервые получил эту поверхность и изучил ее свойства. Существует легенда, по которой внимание Мёбиуса привлекла перекрученная лента, которую неправильно соединила его служанка, что и подтолкнуло его к изучению свойств полученной поверхности.
Эксперимент: Смотрите, я беру бумажную ленту, разделенную по ширине пополам пунктирной линией. Я перекручиваю ленту один раз и концы склеиваю. Получился знаменитый удивительный лист Мёбиуса. А теперь я разрежу ножницами склеенную ленту посередине, вдоль пунктирной линии. Как вы думаете, что у меня получится? Конечно, если бы я не перекрутила ленту перед склейкой, все было бы просто: из одного широкого кольца получилось бы два. А что сейчас? Получилось не два кольца, а одно, вдвое уже, но зато вдвое длиннее.
Ведущий: Задача-шутка. Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресенья и, по крайне мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, ещё 182 дня отпадает. Остаётся 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому ещё 15 дней отпадает. Остаётся всего-навсего 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
Собери пословицу
1 команда
+ = | + = | - = | - = | 1 - = |
7 - 1 = | 5 +3 = | 12 – 10 = | · = | 3 ·5 = |
1 · = | 7- 0,6 = | 3,4 + 9,9 = | 43,2 х 25 = | 54,2 х 10,5 = |
Ключ:
| | 5 | 8 | 1 | | 16 | 6,4 | 13,3 | 1080 | 569,1 | | | | |
п | а | и | д | е | | м | р | в | ц | с | | н | я | т |
Пословица:
| | 5 | 1080 | | | 6,4 | | 8 | | | 13,3 | 1 | 569,1 | | 1 | , |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Собери пословицу
2 команда
+ = | + = | - = | - = | 1 - = |
7 - 1 = | 5 +3 = | 12 – 10 = | · = | 3 ·5 = |
1 · = | 7- 0,6 = | 3,4 + 9,9 = | 43,2 х 25 = | 54,2 х 10,5 = |
2,4 х 10 = | | | | |
Ключ:
| | 5 | 8 | 1 | | 16 | 6,4 | 13,3 | 1080 | 569,1 | 6 | | | | 2,4 |
с | м | и | ч | л | д | ш | р | а | ц | т | н | у | о | е | г |
Пословица:
| | 6,4 | | 1080 | | | | 13,3 | 569,1 | | 6,4 | 5 | | 1 | | 8 |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
16 | | | | | 1 | 6 | 1080 | 13,3 | | 2,4 | 6,4 | | | 569,1 |
| | | | | | | | | | | | | | |
Слова с математической начинкой
1 команда
_ ИКС _ _ (кухонный аппарат)
_ ИКС _ _ _ _ (жидкое лекарство)
_ _ _ _ ИКС (часть слова)
_ _ _ ИКС (несгораемая мифологическая птица)
_ _ _ НОК (вьющееся растение)
_ _ _ НОК (школьный звуковой сигнал)
_ ОСЬ _ _ _ _ _ (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Слова с математической начинкой
2 команда
_ ИКС _ _ (кухонный аппарат)
_ ИКС _ _ _ _ (жидкое лекарство)
_ _ _ _ ИКС (часть слова)
_ _ _ ИКС (несгораемая мифологическая птица)
_ _ _ НОК (вьющееся растение)
_ _ _ НОК (школьный звуковой сигнал)
_ ОСЬ _ _ _ _ _ (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Слова с математической начинкой
Команда ЖЮРИ
_ ИКС _ _ (кухонный аппарат)
_ ИКС _ _ _ _ (жидкое лекарство)
_ _ _ _ ИКС (часть слова)
_ _ _ ИКС (несгораемая мифологическая птица)
_ _ _ НОК (вьющееся растение)
_ _ _ НОК (школьный звуковой сигнал)
_ ОСЬ _ _ _ _ _ (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
Слова с математической начинкой
ОТВЕТЫ (для жюри)
М ИКС Е Р (кухонный аппарат)
М ИКС Е Р (жидкое лекарство)
С У Ф Ф ИКС (часть слова)
Ф Е Н ИКС (несгораемая мифологическая птица)
В Ь Ю НОК (вьющееся растение)
З В О НОК (школьный звуковой сигнал)
В ОСЬ М Е Р К А (цифра, которую часто рисуют на льду фигуристы)
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ - 1 команда
«Дама сдавала в багаж…»
1. Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?
Ответ: ___________________________________
2. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
Ответ: _____________________________________________
3.Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
Ответ: _________________________________________
4.Мушкетёры
Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?
Ответ: ______________________________________________
5.Найди оценку.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».
Ответ: _____________________________________________
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ – 2 команда
«Дама сдавала в багаж…»
1. Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?
Ответ: ____________________________________
2. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
Ответ:____________________________________________
3.Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
Ответ: ____________________________________________
4.Мушкетёры
Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?
Ответ:_________________________________________________
5.Найди оценку.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».
Ответ:___________________________________________
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ – жюри
«Дама сдавала в багаж…»
1. Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?
2. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
3.Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
4.Мушкетёры
Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?
5.Найди оценку.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».
РЕШАЕМ ЗАДАЧИ
(ответы)
«Дама сдавала в багаж…»
1. Сколько неодушевлённых предметов было у дамы в стихотворении «Дама сдавала в багаж»?
Ответ: 6 (Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
2. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет третьей ступеньки, если за минуту она поднимается на 15 см?
Ответ: никогда, лестница поднимается вместе с кораблем
3.Масса бидона с молоком 32 кг, а без молока – 2 кг. Какова масса бидона, заполненного наполовину?
Ответ: 15+2=17 кг
4.Мушкетёры
Портос бежал за Арамисом, а Арамис бежал за Атосом. Арамис увидел прекрасную даму и «сошёл с дистанции». За кем стал бежать Портос?
Ответ: за Атосом
5.Найди оценку.
Аня, Женя и Нина за контрольную работу получили разные оценки, но двоек у них не было. Какую оценку получила каждая из девочек, если у Ани – не «3», у Нины – не «3» и не «5».
Ответ: у Ани – 5,
у Нины – 4,
у Жени – 3.
Математическая сказка
Треугольник и квадрат
Жили-были два брата:
Треугольник с квадратом.
Старший – квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный,
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать квадрат:
- Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему: - Смотри,
Ты полней меня и шире,
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил: - Брат!
Я же старше, я – квадрат.
И сказал еще нежней:
- Неизвестно, кто нужней!
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
- Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился ты квадратным,
А проснешься без углов!
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад.
Поглядел он – нет квадрата,
Онемел, стоял без слов…
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!