СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие по истории, физике для учащихся 10-11 классов Литературная гостиная «Диалог через 225лет»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по истории, физике для учащихся 10-11 классов Литературная гостиная «Диалог через 225лет»»

МОУ «Окунайская СОШ№1»

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие по истории, физике

для учащихся 10-11 классов

Литературная гостиная «Диалог через 225лет»

(проведено данное мероприятие в честь 225-летия со дня рождения А.С.Пушкина)


Учитель истории Хомушкина Людмила Петровна

Учитель физики Шаповалова Оксана Николаевна

Тема : Современный Пушкин

Цель: Помочь учащимся в раскрытии удивительного мира с веселым и громким именем Пушкин

Оборудование: оформлен зал гостиной – столики с канделябрами для свеч, слайдовая программа-презентация «Диалог через 225 лет», парадная стена, драпированная занавесом, уголок-витраж с элементами атрибутики 19 века (цилиндр, перо с чернильницей, камин, портреты А.С.Пушкина, Н.Гончаровой), наряды учащихся в стиле костюмов 19 века

Ход занятия

(Под звуки музыки Шопен фортепьяно в зал по приглашениям входят «завсегдатаи» салона, гости, рассаживаются на места, заранее определенные по выбранным жетонам указанного цвета).

Ведущий 1. Почему Пушкин всегда современен?

Ведущий 2. Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом.

Ведущий 1. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет», - такую оптимистическую мысль высказал когда-то Н.В.Гоголь.

И вот этот рубеж, но уже … в 225 лет! 2024 год – знаменательный год: мы отмечаем юбилей великого поэта, а значит, это еще один повод для новой встречи с его поэзией, и тем самым как бы и с ним самим во всем его обаянии и блеске его ума и характера, его личности.

Ведущий 2. Страшно подумать, что у нас могло не быть Пушкина. Допустим, было бы все то, что было, а вот Пушкина не было. А значит, не было всех этих удивительных стихов: Мороз и солнце, день чудесный!..

У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…

Я помню чудное мгновенье:

Ведущий 1. Передо мной явилась ты…

А также:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы…


Мы не можем мыслить свою жизнь без стихов Пушкина. Они входят в неё уже в детстве, формируют нас в юности, заново открываются нами в зрелые годы. Казалось бы, ничья поэзия не знакома нам столь обширно, как поэзия Пушкина. Однако хочется обращаться к ней вновь и вновь.

Ведущий 2. Его поэзия притягивает не только благодаря своему совершенному, не увядающему со временем смыслу и звучанию. Она приглашает к размышлению, ставит непростые вопросы, и нам приятно размышлять над ними и отыскивать ответы, которые подчас совсем не однозначны. И кто знает, совпали бы наши ответы с теми, которые, может быть, предложил бы сам поэт, будь он среди нас.

Ведущий 1. Ведь это к нам обращал он свое пылкое поэтическое приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»

(В гостиной зажигаются свечи)

И нам так и хочется сказать: «Здравствуй, Пушкин!». Так давайте же перенесёмся в тот далекий, прекрасный и удивительный 19 век. И пусть визитной карточкой нашего вечера станут удивительные слова:. «Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу».

Танец «Полонез»

Ведущий 2 История салонов не могла оставить никого равнодушными. Ведь, оказывается, инициаторами подобных мероприятий были мужчины: Но чаще хозяйками литературных гостиных становились женщины. Бывал на таких вечерах и А.С.Пушкин. Здесь он читал ещё не напечатанную драму «Борис Годунов».

Стихотворение читает ученица 10 класса «Мадонна»

Ведущий 1.Любимые развлечения гостей салона

  • Разыгрывание «живых картин» - самое увлекательное занятие. Перед участниками салона оживали персонажи Пушкина. Их задача – узнать их.

(Гостям салона предлагаются сцены из произведений А.С.Пушкина, разыгрываемые учащимися 10-11 классов)

1). Диалог капризной и своенравной царицы «Я ль на свете всех милее?» и «зеркальца»

«Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами[ 3 ],

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь."

(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).


2). Диалог Татьяны Лариной и няни «Была ты, няня, влюблена?»

Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло… — «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»

(Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

Ведущий 1 Вечер не мог считаться удавшимся без игры , давайте раскинем пасьянс.

А.С.Пушкин привлекает большое количество устаревших слов архаизмов и историзмов, в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи древней Руси.

Вашему вниманию представлены устаревшие слова: историзмы и архаизмы из произведении А.С.Пушкина. Ваша задача соотнести их со значением.

Ведущий 2

Задачки из волшебного сундучка

Прослушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане», найдите в нем единицу длины и переведите ее в метры:


1.Наступает срок родин


Сына Бог им дал в аршин.


(Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м.)


2. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» говорится:


Задам тебе, враженок, задачу,


Посмотрим, какова у тебя сила.


Видишь, там сивая кобыла?


Кобылу подними ты,


Да неси полверсты.



(Верста- старинная русская мера длины, равная 1066,8 м)


3. В романе «Евгений Онегин» описан такой эпизод:


Опрятней модного паркета


Блистает речка, льдом одета.


Мальчишек радостный народ


Коньками звучно режет лед.


На красных лапках гусь тяжелый,


Задумав плыть по лону вод,


Ступает бережно на лед,


Скользит и падает.


Почему гусь не может устоять на льду?


(Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду.)


4. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:


Бедненький бес


Под кобылу подлез,


Поднатужился,


Понапружился,


Приподнял кобылу, два шага шагнул,


На третьем упал, ножки протянул.


(Бес совершил механическую работу.)

В своих произведениях Пушкин использует различные физические величины и их единицы.

(Бес совершил механическую работу)


5. В творчестве А. С. Пушкина нашло отражение устное народное творчество.

С давних времен человек мечтал летать, как птица. Поэтому еще тогда в воображении людей появились ковер-самолет, метла Бабы Яги и т. д. – прообразы современных самолетов:

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой.

Или:

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря.

Назовите произведение, из которого прозвучали эти отрывки. («Руслан и Людмила»)


Воображение людей также создало устройства, которые следили бы за границами страны и сообщали о нарушении границы – современные радары.

6. Назовите радар, который описан в одном из произведений Пушкина.

(Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!»)

Назовите произведение, из которого прозвучали эти отрывки. («Сказка о золотом петушке»)

Загадки по физике Сказки Пушкина


Ведущий 1 Игра в буриме (Ребятам были предложены четверостишия на заданные рифмы)

Что это за игра -буриме? Почему она столь популярна даже в наши дни? Все дело в том, что в душе,  практически каждый из нас мечтает написать красивый стих, который, возможно, станет знаменитым

Итак, объясняю правила. Я предлагаю несколько рифм из стихотворения Александра Сергеевича. Ваша задача - не только угадать произведение, но и попробовать придумать что-то своё (желательно в стиле великого поэта, но можно и в собственном!).
Что ж, приступим:
....................сердечной
.....................очей
.....................конечно
.....................глупей

Оригинал

Что делать было мне с тоской сердечной?!
Давно тревожил душу тихий свет очей...
И я у Ваших ног, хоть все сочтут, конечно,
Что нет поступка безрассудней и глупей.


Рифмы 2
................................зеваю
...............................терплю
................................желаю
................................люблю

Оригинал

Двенадцать на часах. Почти зеваю.
Но всё же, отгоняя сон, терплю.
Знай, больше всех на свете я желаю
Тебя дождаться, чтоб, обняв, шепнуть:"Люблю!"

Учащиеся 10-11 класса исполняют рэп на слова

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.

Ведущий 1. Вот и завершился вечер, посвященный Великому поэту.

Друзья мои, я Пушкина люблю

Люблю как друга, как поэта.

Читая, вместе с ним скорблю

И в даль времен лечу при этом…


Последняя Дуэль Пушкина иДантеса (Видеофрагмент)

Инсценировка

Действующие лица

Наталья Гончарова

Пушкин

Дантес

секундант

Ведущий1.

Спустя 2 века произведения этого великого поэта поражают нас в самое сердце






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!