МОУ «Окунайская СОШ№1»
Методическая разработка
Внеклассное мероприятие по истории, физике
для учащихся 10-11 классов
Литературная гостиная «Диалог через 225лет»
(проведено данное мероприятие в честь 225-летия со дня рождения А.С.Пушкина)
Учитель истории Хомушкина Людмила Петровна
Учитель физики Шаповалова Оксана Николаевна
Тема : Современный Пушкин
Цель: Помочь учащимся в раскрытии удивительного мира с веселым и громким именем Пушкин
Оборудование: оформлен зал гостиной – столики с канделябрами для свеч, слайдовая программа-презентация «Диалог через 225 лет», парадная стена, драпированная занавесом, уголок-витраж с элементами атрибутики 19 века (цилиндр, перо с чернильницей, камин, портреты А.С.Пушкина, Н.Гончаровой), наряды учащихся в стиле костюмов 19 века
Ход занятия
(Под звуки музыки Шопен фортепьяно в зал по приглашениям входят «завсегдатаи» салона, гости, рассаживаются на места, заранее определенные по выбранным жетонам указанного цвета).
Ведущий 1. Почему Пушкин всегда современен?
Ведущий 2. Почему его произведения о далеких событиях и людях и теперь читаются с неослабевающим интересом.
Ведущий 1. «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет», - такую оптимистическую мысль высказал когда-то Н.В.Гоголь.
И вот этот рубеж, но уже … в 225 лет! 2024 год – знаменательный год: мы отмечаем юбилей великого поэта, а значит, это еще один повод для новой встречи с его поэзией, и тем самым как бы и с ним самим во всем его обаянии и блеске его ума и характера, его личности.
Ведущий 2. Страшно подумать, что у нас могло не быть Пушкина. Допустим, было бы все то, что было, а вот Пушкина не было. А значит, не было всех этих удивительных стихов: Мороз и солнце, день чудесный!..
У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том…
Я помню чудное мгновенье:
Ведущий 1. Передо мной явилась ты…
А также:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы…
Мы не можем мыслить свою жизнь без стихов Пушкина. Они входят в неё уже в детстве, формируют нас в юности, заново открываются нами в зрелые годы. Казалось бы, ничья поэзия не знакома нам столь обширно, как поэзия Пушкина. Однако хочется обращаться к ней вновь и вновь.
Ведущий 2. Его поэзия притягивает не только благодаря своему совершенному, не увядающему со временем смыслу и звучанию. Она приглашает к размышлению, ставит непростые вопросы, и нам приятно размышлять над ними и отыскивать ответы, которые подчас совсем не однозначны. И кто знает, совпали бы наши ответы с теми, которые, может быть, предложил бы сам поэт, будь он среди нас.
Ведущий 1. Ведь это к нам обращал он свое пылкое поэтическое приветствие: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
(В гостиной зажигаются свечи)
И нам так и хочется сказать: «Здравствуй, Пушкин!». Так давайте же перенесёмся в тот далекий, прекрасный и удивительный 19 век. И пусть визитной карточкой нашего вечера станут удивительные слова:. «Пока в России длится Пушкин, метелям не задуть свечу».
Танец «Полонез»
Ведущий 2 История салонов не могла оставить никого равнодушными. Ведь, оказывается, инициаторами подобных мероприятий были мужчины: Но чаще хозяйками литературных гостиных становились женщины. Бывал на таких вечерах и А.С.Пушкин. Здесь он читал ещё не напечатанную драму «Борис Годунов».
Стихотворение читает ученица 10 класса «Мадонна»
Ведущий 1.Любимые развлечения гостей салона
Разыгрывание «живых картин» - самое увлекательное занятие. Перед участниками салона оживали персонажи Пушкина. Их задача – узнать их.
(Гостям салона предлагаются сцены из произведений А.С.Пушкина, разыгрываемые учащимися 10-11 классов)
1). Диалог капризной и своенравной царицы «Я ль на свете всех милее?» и «зеркальца»
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами[ 3 ],
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь."
(«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
2). Диалог Татьяны Лариной и няни «Была ты, няня, влюблена?»
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло… — «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
(Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
Ведущий 1 Вечер не мог считаться удавшимся без игры , давайте раскинем пасьянс.
А.С.Пушкин привлекает большое количество устаревших слов архаизмов и историзмов, в качестве изобразительного средства, что способствует воссозданию конкретной исторической эпохи древней Руси.
Вашему вниманию представлены устаревшие слова: историзмы и архаизмы из произведении А.С.Пушкина. Ваша задача соотнести их со значением.
Ведущий 2
Задачки из волшебного сундучка
Прослушайте отрывок из «Сказки о царе Салтане», найдите в нем единицу длины и переведите ее в метры:
1.Наступает срок родин
Сына Бог им дал в аршин.
(Аршин – старинная русская мера длины, равная 0,71 м.)
2. В «Сказке о попе и о работнике его Балде» говорится:
Задам тебе, враженок, задачу,
Посмотрим, какова у тебя сила.
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подними ты,
Да неси полверсты.
(Верста- старинная русская мера длины, равная 1066,8 м)
3. В романе «Евгений Онегин» описан такой эпизод:
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед.
На красных лапках гусь тяжелый,
Задумав плыть по лону вод,
Ступает бережно на лед,
Скользит и падает.
Почему гусь не может устоять на льду?
(Вследствие очень малой силы трения лапки гуся проскальзывают на льду.)
4. Что можно сказать о действиях бесенка с точки зрения физики в следующем отрывке:
Бедненький бес
Под кобылу подлез,
Поднатужился,
Понапружился,
Приподнял кобылу, два шага шагнул,
На третьем упал, ножки протянул.
(Бес совершил механическую работу.)
В своих произведениях Пушкин использует различные физические величины и их единицы.
(Бес совершил механическую работу)
5. В творчестве А. С. Пушкина нашло отражение устное народное творчество.
С давних времен человек мечтал летать, как птица. Поэтому еще тогда в воображении людей появились ковер-самолет, метла Бабы Яги и т. д. – прообразы современных самолетов:
Там ступа с Бабою Ягой
Идет, бредет сама собой.
Или:
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря.
Назовите произведение, из которого прозвучали эти отрывки. («Руслан и Людмила»)
Воображение людей также создало устройства, которые следили бы за границами страны и сообщали о нарушении границы – современные радары.
6. Назовите радар, который описан в одном из произведений Пушкина.
(Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»)
Назовите произведение, из которого прозвучали эти отрывки. («Сказка о золотом петушке»)
Загадки по физике Сказки Пушкина
Ведущий 1 Игра в буриме (Ребятам были предложены четверостишия на заданные рифмы)
Что это за игра -буриме? Почему она столь популярна даже в наши дни? Все дело в том, что в душе, практически каждый из нас мечтает написать красивый стих, который, возможно, станет знаменитым
Итак, объясняю правила. Я предлагаю несколько рифм из стихотворения Александра Сергеевича. Ваша задача - не только угадать произведение, но и попробовать придумать что-то своё (желательно в стиле великого поэта, но можно и в собственном!).
Что ж, приступим:
....................сердечной
.....................очей
.....................конечно
.....................глупей
Оригинал
Что делать было мне с тоской сердечной?!
Давно тревожил душу тихий свет очей...
И я у Ваших ног, хоть все сочтут, конечно,
Что нет поступка безрассудней и глупей.
Рифмы 2
................................зеваю
...............................терплю
................................желаю
................................люблю
Оригинал
Двенадцать на часах. Почти зеваю.
Но всё же, отгоняя сон, терплю.
Знай, больше всех на свете я желаю
Тебя дождаться, чтоб, обняв, шепнуть:"Люблю!"
Учащиеся 10-11 класса исполняют рэп на слова
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несёт богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой
Идёт, бредёт сама собой,
Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
Ведущий 1. Вот и завершился вечер, посвященный Великому поэту.
Друзья мои, я Пушкина люблю
Люблю как друга, как поэта.
Читая, вместе с ним скорблю
И в даль времен лечу при этом…
Последняя Дуэль Пушкина иДантеса (Видеофрагмент)
Инсценировка
Действующие лица
Наталья Гончарова
Пушкин
Дантес
секундант
Ведущий1.
Спустя 2 века произведения этого великого поэта поражают нас в самое сердце