СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Память о Холокосте - путь к толерантности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка внеклассного мероприятия предназначена для учащихся 8-11 классов. Цель: раскрыть нечеловеческую сущность нацизма через события Холокоста.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Память о Холокосте - путь к толерантности»




«Память о Холокосте – путь к толерантности»




Внеклассное мероприятие

«Холокост – трагическая страница в истории Крыма»





Учитель истории и обществознания Сазонкина Екатерина Николаевна

МБОУ «Веселовская СОШ» городского округа Судак






























Внеклассное мероприятие

Тема: «Холокост – трагическая страница в истории Крыма»

Цель: Раскрыть нечеловеческую сущность нацизма через события Холокоста; формирование толерантного отношения к представителям различных национальностей, вероисповеданий и культур, углубить знания о событиях Великой Отечественной войны в Крыму.

Задачи: Личностные: воспитывать гражданскую позицию, гуманизм,

формирование патриотизма, гражданственности, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида – крымчакскому народу.

Метапредметные:

умение работать с информацией; формирование аналитических умений учащихся при работе с историческими источниками;

формировать умение логически рассуждать, излагать свою точку зрения на исторические события, делать выводы.

Целевая аудитория: учащиеся 8 — 11 классов.

Оборудование: проектор или медиа-установка для показа презентации, презентация, свечи, музыкальные произведения.

Подготовительная работа: Ученикам 10 - 11 классов дается задание подготовить сообщения о понятии Холокоста, события Холокоста во время Второй мировой и Великой Отечественной войн. Иллюстративный материал готовят тоже ученики. Могут подготовить мини презентации по выступлению максимум 5 слайдов. Перед мероприятием все презентации объединяются в одну общую.




















План мероприятия

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация деятельности.

  3. Постановка темы и задач мероприятия.

  4. Организация работы по овладению темы занятия.

  5. Рефлексия.


Эпиграф

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Екатерина Абрамычева


Ход мероприятия

1. Организационный момент

В зале полумрак, горят свечи. Все участники мероприятия находятся в зале. Тихо звучит трагическая музыка В. Моцарта «Реквием» День слёз (Lacrimosa dies illa). Идет показ слайдов памятников Холокоста

2. Актуализация деятельности

Учитель:

- Что вы видите на слайдах?

- Какому событию эти памятники посвящены?

- Почему и когда произошла такая страшная трагедия на нашей планете?

3. Постановка темы и задач мероприятия

Учитель:

- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить?

- Что бы хотели узнать об этой трагедии?

-Как вы думаете, коснулось ли это трагическое событие нашей малой родины города Судака, нас с вами?

- Сегодня мы постараемся найти ответы на наши вопросы. Но прежде, ознакомимся с историческими фактами.

4. Организация работы по овладению темы занятия

1. Исторические сведения (Краткие сведения перед этим раздаются присутствующим в виде брошюры).

Выступают подготовленные учащиеся.

Ученик 1. Понятие «Холокост»

Холокост (ударение на третью «о») это катастрофа европейского еврейства 1933-1945 годов, во время которой нацистами было убито более шести миллионов евреев.

Гитлер, желая окончательно «решить еврейский вопрос» в Восточной Европе, истреблял евреев по мере продвижения на восток, расстреливая и сжигая их в газовых камерах сотнями тысяч, включая стариков, детей и женщин. При этом местное население часто не оказывало нацистам никакого сопротивления в уничтожении евреев, а иногда даже и помогало. В результате этого геноцида практически всё еврейское население Восточной Европы было уничтожено, за исключением тех, кому удалось бежать в США или эвакуироваться в восточные районы СССР. Особенно много евреев было сожжено в польских концлагерях Освенцим, Треблинка и Собибор.

Греческое слово «холокост» обычно переводится как «всесожжение». Оно было заимствовано из Библии, переведённой на латынь, и стало использоваться исключительно для обозначения геноцида евреев во время Второй Мировой Войны. Жертвам Холокоста воздвигнуты многочисленные мемориалы от Польши до Америки, о тех страшных событиях снимались и продолжают сниматься фильмы. В Израиле в день памяти жертв Холокоста 27 января звучат сирены, на время которых вся страна замирает в минуте молчания.

Ученик 2. Холокост. Начало

Холокост начался не во время Второй мировой войны и не во время Великой Отечественной. Об истреблении евреев Адольф Гитлер задумался еще в 1930-х как только пришел к власти.

Хронология Холокоста имеет четкие даты, представляя собой постепенный нажим на еврейское население. Началом его считается публикация книги Гитлера «Майн кампф» в 1924 году. Именно в ней были впервые сформулированы принципы превосходства немецкой нации относительно остальных народов. В дальнейшем маховик репрессий раскручивался все сильнее, по своей сути несколько напоминая средневековую гарроту – орудие для казни, медленно удушавшую людей. 

Сначала запрещают и сжигают книги еврейских авторов. Потом евреям запрещают участвовать в культурных мероприятиях, создавать браки с немцами или даже дружить. При этом ответственность несли и евреи и сами «арийцы», вплоть до тюремного заключения. Все делалось, чтобы евреи как можно быстрее покинули страну. Создавались Гетто (это район, куда насильственно (иногда в добровольно-принудительном порядке) сгоняется какая-то часть населения (выделенная по какому-то признаку, чаще всего, национальному)). Уже, начиная с детства, евреев и немцем отделяли друг от друга, они ходили в разные детские сады, школы, учились по разным программам. Законодательство тоже менялось. Так в сентябре 1935 года произошло принятие Нюрнбергских расовых законов, согласно которым из государственных и силовых структур к 1 декабря должны были быть уволены все евреи и люди со смешанной кровью.

Октябрь 1938 – начало проставления в паспортах литеру «J», означавшую «Jude» – еврей.

Уже во время Второй мировой войны по отношению к евреям использовалось выражение «недостойны жить».

На всей оккупированной территории фашисты создавали концлагеря и лагеря смерти Освенцим, Бухенвальд, Аушвиц, Дахау и др., где заключенных морили голодом и ставили над ними зверские медицинские опыты. В 1945 году, когда наступающие союзные войска вошли в эти лагеря, их взору открылись страшные последствия данной политики: сотни тысяч голодных и больных заключенных, запертых в помещениях с тысячами разлагающихся тел, газовые камеры, крематории, тысячи братских могил, а также документы, описывающие ужасающие медицинские эксперименты, фото замученных до смерти людей и многое другое. Таким образом нацисты истребили более 10 миллионов человек, в том числе 6 миллионов евреев.

Ученик 3. Холокост в Крыму

К началу Великой Отечественной войны в Крыму жили 65 452 еврея (почти 6% населения полуострова). Среди жителей Симферополя евреями были 22 791 человек – 16% от общего количества населения города. Эвакуироваться из Крыма смогли менее половины евреев. Многие добровольно отказались от эвакуации, считая, что особой угрозы нет, ведь немцы – «культурная нация»… На самом же деле те евреи, что остались в Крыму, были обречены – в июле 1941-го Гитлер заявил: «Крым должен быть освобождён от всех чужаков и заселён немцами».

К началу ноября 1941 года почти вся территория полуострова была оккупирована (лишь Севастополь продолжали оборонять до начала июля 1942-го). Но при этом Крым оставался в зоне боевых действий, поэтому уничтожение евреев здесь проводилось ускоренными темпами. Вместе с евреями-горожанами были уничтожены жители еврейских колхозов и районов Степного Крыма: образование, имущественное положение и рабочая квалификация не имели никакого значения. Главным был национальный признак, однако при этом нацисты убивали и детей от смешанных браков, у которых евреем был лишь один из родителей.

Ученик 4. Черный декабрь 1941 г.

В конце ноября 1941 года по городам Крыма были развешены приказы о том, что евреи и крымчаки должны прийти на сборные пункты с едой на 2 дня и личными вещами. Все остальное имущество должно оставаться нетронутым в квартирах или домах.

Одной из самых трагичных страниц истории оккупации и холокоста в Крыму был Багеровский ров.

28 ноября 1941 года «немецкая полиция безопасности» выпустила в Керчи и распространила приказ № 4:«Все евреи (невзирая на возраст) с детьми должны явиться в субботу 29 ноября с 8 утра до 12 часов дня на Сенную площадь (базар), имея при себе питание на три дня».

С Сенной площади многотысячную колонну евреев, среди которых в основном были женщины, дети и старики, прогнали вдоль набережной в городскую тюрьму. Из тюрьмы группы евреев вывозились грузовиками к противотанковому рву, расположенному в нескольких километрах к западу от Керчи. Так называемый Багеровский противотанковый ров получил свое название от поселка городского типа Багерово, известного после войны засекреченным военным аэродромом. Ров, шириной 4 метра, глубиной 2 метра и протяженностью 1,5 километра, был прорыт с юга на север перпендикулярно путям железнодорожной ветки «Джанкой — Керчь» и Вокзальному шоссе. Деревня Октябрьское в настоящее время прилегает ко рву с южной стороны. Километровый отрезок рва, где в декабре 1941-го происходило уничтожение, тянется от шоссе и железнодорожных путей на север к Катерлезской гряде.

Раиса Белоцерковская, муж которой с начала войны находился в Красной Армии, не пошла на регистрацию: она была беременна и со дня на день должна была родить. Она с двумя детьми, месяц пряталась у соседей. Но один из соседей — Маринин сообщил в гестапо. 20 декабря немецкие солдаты ворвались в ее квартиру. Раиса уже не могла ходить. Они бросили ее на дроги, туда же кинули ее двоих детей и увезли в тюрьму. В тюрьме она родила ребенка. Фашисты бросили его в уборную.

Раиса Белоцерковская рассказывает: "За все девять дней тюрьмы мне, давали только соленых бычков, а моим детям — гнилую картошку. Нас мучила жажда. Сердце мое разрывалось, когда я видела, как дети умоляют немецкого часового дать им попить. Солдат нагло отвечал:  "Жить вам осталось недолго, проживете без воды". На девятый день, мне приказали раздеться до нижнего белья, взять детей и следовать во двор. На вопрос — "куда вы меня ведете?" — немецкий солдат ответил пинком в живот.

Вместе со мной, вывели во двор еще несколько женщин с детьми. Они тоже были раздеты и стояли на снегу босиком. Поставили там на колени и строго-настрого запретили поднимать голову. В таком положении нас вывезли за город, где уже была открыта большая яма. Когда на всех выстроили возле ямы, нервы мои не выдержали. Я обняла детей и крикнула, обернувшись к немецким солдатам: — "Стреляйте, сволочи, скоро вам будет конец". В этот момент раздались выстрелы. Пуля попала в левую лопатку и вышла через шею. Я упала в яму, на меня упали две убитые женщины. Я потеряла сознание.

Спустя некоторое время я пришла в себя и увидела рядом своих мертвых детей. Горе мое, было так велико, что силы снова покинули меня. Лишь поздно вечером я очнулась. Крепко поцеловала детей и, высвободив свои ноги из-под трупов женщин, поползла в соседнюю деревню. На снегу оставались пятна крови. Почти через каждые десять метров я, отдыхала. Около полуночи, меня подобрал старик. Он спрятал меня, в своей хате под кровать и ухаживал за мной, целую неделю, пока я, немного не окрепла".

Учитель: Письмо Белоцерковской, опубликованное в «Красной звезде» 17 января 1942 года, стало первым показанием свидетеля расстрелов у Багеровского рва, появившимся в центральной советской печати.

О расстрелянных в Багеровском рву поэт и военный журналист Илья Сельвинский написал стихотворение «Я это видел!»

1-й чтец

Можно не слушать народных сказаний,
Не верить газетным столбцам,
Но я это видел! Своими глазами!
Понимаете? Видел. Сам.


Вот тут — дорога. А там вон — взгорье.
Меж нами —

вот этот

ров.

Из этого рва поднимается горе,
Горе без берегов.


Нет! Об этом нельзя словами -
Тут надо кричать! Рыдать!
Семь тысяч расстрелянных в волчьей яме,
Заржавленной, как руда.


Кто эти люди? Бойцы? Нисколько!
Может быть, партизаны? Нет.
Вот лежит лопоухий Колька -
Ему одиннадцать лет.


2-й чтец

Тут вся родня его… Хутор «Весёлый»...
Весь «самострой» — сто двадцать дворов...
Милые… Страшные… Как новосёлы,
Их тела заселили ров.


Лежат. Сидят. Сползают на бруствер.
У каждого жест. Удивительно свой!
Зима в мертвеце заморозила чувство,
С которым смерть принимал живой.


И трупы бредят, грозят, ненавидят...
Как митинг, шумит мёртвая тишь!
В каком бы их ни свалило виде -
Глазами, оскалом, шеей, плечами

Они пререкаются с палачами,
Они восклицают: «Не победишь!»


Парень. Вернее, не парень, а лапти,
Да нижняя челюсть. Но зубы -во!

Он ухмыляется: ладно, грабьте,
Расстреливайте — ничего!
Сами себя вызволяли из дыр ведь -
Переживём и вашу грозу...

Всё пропадёт — но клыков не вырвать:
Перегрызу!
3-й чтец

Рядом — истерзанная еврейка.
При ней — детёныш. Совсем, как во сне.

С какой заботой детская шейка
Повязана маминым серым кашне!
О материнская древняя сила!
Идя на расстрел, под пулю идя,
За час, за полчаса до могилы -
Мать от простуды спасала дитя...
Но даже и смерть для них не разлука!
Не властны теперь над ними враги -
И рыжая струйка из детского уха
Стекает в горсть материнской руки.

Как больно об этом писать!.. Как жутко!..
Но надо. Надо! Пиши!
Фашизму теперь не отделаться шуткой:
Ты вымерил низость фашистской души!
Ты осознал во всей её фальши
«Сентиментальность немецких грёз" -
Так пусть же

сквозь их

голубые

вальсы
Горит материнская эта горсть!


Заклейми! Ты стоял над бойней!
Ты за руку их поймал — уличи!
Ты видишь, как пулей бронебойной
Дробили нас палачи -
Так загреми же, как Дант! как Овидий!
Если

всё это

сам ты

видел -
И не сошёл с ума!
4-й чтец

Но молча стою я над мрачной могилой.
Что слова? Истлели слова.
Было время — писал я о милой,
О чмоканьи соловья...
Казалось бы, что в этой теме такого!
Правда? А между тем,
Попробуй, найди настоящее слово
Даже для этих тем.


А тут? Да ведь тут же нервы, как луки!
Но струны… глуше варёных вязиг.
Нет! Для этой чудовищной муки
Ещё не создан язык.

Для этого надо созвать бы вече
Из всех племён от древка до древка
И взять от каждого всё человечье,
Всё, оплаканное за века.
И если бы каждое в этом хоре
Дало бы по слову близкому всем, -
То уж великое русское горе
Добавило целых семь!

5-й чтец


Да нет такого ещё языка...
Но верьте, трупы, в живых и здоровых!
Пусть окровавленный ваш закат
Не смог я оплакать в неслыханных строфах,
Но есть у нас и такая речь,
Которая всяких слов горячее:
Картавая сыплет её картечь,
Гаркает ею гортань батареи.
Вы слышите грохот на рубежах?
Она отомстит! Бледнеют громилы!
Но некуда будет им убежать
От своей кровавой могилы.


Ров… Поэмой ли скажешь о нём?
Семь тысяч трупов!..

Евреи…

Славяне...
Да! Об этом — нельзя словами.
Огнём! Только огнём!




Учитель: «Черный декабрь» показал чего стоит каждый человек! Практически – это был тест на человечность и многие с честью с ним справились! Но увы были и такие, которые спасая себя губили других.

Большинство крымских евреев были расстреляны. Как пишет историк крымского холокоста Михаил Тяглый, с января 1942-го убивать людей стали ещё и в так называемых душегубках – автомобилях с герметически закрывающимся кузовом, внутрь которого была выведена выхлопная труба. Загнанные в душегубку люди в считанные минуты погибали от удушья. Из показаний нацистских палачей на Нюрнбергском процессе следует, что два-три газовых автомобиля прибыли в Крым из Главного управления имперской безопасности. С автомобилями прибыло и распоряжение Гиммлера о том, чтобы впредь женщины и дети уничтожались только таким способом. Уже в конце января 1942 года в Первомайский сельсовет прибыл отряд гестапо и СД из Симферополя. Вместе с отрядом карателей приехала специальная машина с большим чёрным закрытым кузовом. В неё через заднюю дверь вталкивали собранных евреев, наглухо закрывали, машина немного отъезжала от села, на 20-30 минут останавливалась, но не заглушала мотор, а после этого уже умерших людей отвозили к заброшенному старому колодцу, сбрасывали их туда – и ехали за новой партией.

Ещё один используемый нацистскими нелюдями способ убийства предназначался только для детей – им смазывали губы смертельным сильнодействующим ядом.

Учитель: Только цифры

По ранним послевоенным оценкам, для использования рабского труда, изоляции, наказания и уничтожения евреев и других групп населения, считавшихся «неполноценными», нацисты создали около 7000 лагерей и гетто. В 2000 годах исследователи Мемориального музея холокоста в Вашингтоне оценили их количество уже в 20 000. По последним данным того же музея, на территории Европы существовало более 42 500 подобных учреждений.

Традиционно жертвами холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы – именно это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. По оценкам «Энциклопедии холокоста», погибло до 3 миллионов польских евреев, 1,2 миллиона советских, 140 тысяч евреев Литвы и 70 тысяч – Латвии; 560 тысяч евреев Венгрии, 280 тысяч – Румынии, 140 тысяч – Германии, 100 тысяч – Голландии, 80 тысяч евреев Франции, 80 тысяч – Чехии, 70 тысяч – Словакии, 65 тысяч – Греции, 60 тысяч – Югославии. Более 800 тысяч евреев были уничтожены в Белоруссии.

В Крыму во время Великой Отечественной войны нацисты уничтожили около 40 тысяч евреев, среди них – около 6 тысяч крымчаков.

Чтец

Имен ветхозаветное звучание,

Теперь вокруг молчание. Молчание.

Иных семей осколков не собрать...

«Расстрелянный народ» - позднее скажут,

Но все же те, кто выжили — докажут,

Что крымчаков у Крыма не отнять...

Чтец

Вновь будет кубетэ, и длинный стол,

И пусть не Крым, и снег весной пошел,

Крымчакских слов лишь маленькая горстка

Запала в сердце, солью проступила,

И, значит, не забыто все, что было -

И будет Крым, и крымчаки. И точка! (Г. Семенова (Тревгода))

  1. Рефлексия

- Какими методами фашисты добивались организации и порядка во время сбора еврейского населения?

- С какой целью фашисты, заведомо знавшие об уничтожении евреев, приказывали им брать с собою багаж?

- Какие способы умерщвления применяли нацисты к мирным жителям?

- Чему нас учат события тех дней?

Очень часто сейчас можно услышать такие слова: Что зачем нам знать, что слишком носятся с этим холокостом, что пусть только евреи изучают его.

А давайте поставим себя на место тех детей и мужчин женщин и стариков. Закройте глаза. Вслушайтесь в тишину. Теперь представьте себя на месте тех, кого вот-вот расстреляют. И за что?! Только за то, ты другой национальности! Представьте себя матерью, которая ведет своих детей на смерть! Представьте, что вы тот подросток, который не понимает, за что с ним так поступают взрослые – может он в чем-то провинился? Но в чем, чтобы умереть, причем так жестоко?!!!

Попробуйте прочувствовать, что они ощущали в тот миг, когда их ни за что убивали!


Чтец



Мой сын сказал однажды – Мама!
Ну, сколько можно крови литься?
К чему забытой жизни драма,
Когда вокруг живые лица?
Давно земля войну забыла,
И холокост ушел в забвенье.
А тут – как вскрытая могила –
Опять твое стихотворенье.
Других занятий не найдется?
К чему опять тревожить память?
-Тебе, сынок, простить придется
Своей неугомонной маме
Ее встревоженную душу,
Что память бережет чужую.
Я ваш покой сегодня рушу,
Я вас тревожу и волную,
Чтоб вы случайно не забылись,
Чтоб вы беспечно не уснули.
Чтоб в ваши спины не вонзились
Когда-то пущенные пули.


























Источники

  1. Борис Генрихович Берлин ИСТОРИЯ КРЫМСКОЙ ТРАГЕДИИ. К ВОПРОСУ О ХОЛОКОСТЕ В КРЫМУ //КРЫМСКИЙ АРХИВ, 2015, № 4 (19)

  2. Что такое холокост https://chto-eto-takoe.ru/holocaust

  3. https://isralove.org/load/14-1-0-1798?utm_source=copy\

  4. http://lenino.info/novosti/novosti-pgt-lenino/istorija-rodnogo-kraja/tragedija-bagerovskogo-rva-pomnim-skorbi.html

  5.  https://gazetacrimea.ru/news/40-tisyach-evreev-krima-25061

  6. Вторая мировая война — Холокост. Нацистские лагеря смерти — Освенцим, Бухенвальд, Аушвиц, Дахау http://mirvkartinkah.ru/vtoray-mirovaya-vojna-xolokost-nacistskie-lagerya-smerti-osvencim-buxenvald-aushvic-daxau.html









12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!