СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие"О словах и словарях."

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие"О словах и словарях."»



Внеклассное мероприятие «О словах и словарях»

Цели:

1. активизация знаний учащихся о лексике русского языка;;

2.формирование умения учащихся работать с различными словарями, расширение читательского кругозора;

  1. воспитание любви к родному языку,

Оборудование: мультимедиа, презентация, словари.


Ход мероприятия:

Звучит «Песня о книжках»

1. -Ребята, сегодня будем говорить о книгах, очень важных и нужных, помогающих нам лучше овладеть богатствами нашего родного языка - о словарях. Каждый человек, любящий свою родину, должен знать и изучать свой родной язык.

-Прочитаем великие высказывания о русском языке, о его значении в жизни народа:

«Язык есть вековой труд целого поколения»

«Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник наш»

-Эти слова были сказаны в XIX веке великим лексикографом Владимиром Далем, который внёс большой вклад в дело изучения языка простого русского народа и создания словарей.

-Поговорим о словах. Это так интересно! Каждое слово имеет своё лексическое значение. Есть слова с одним, а есть с несколькими значениями. Есть слова с прямым, а есть с переносным значением. Например, золотое сердце, золотые слова ведь не в самом же деле из золота сделаны. А ещё слова могут рождаться и умирать. Могут перебираться через границы разных стран. Не верите?

2.Устаревшие и новые слова

-Слова, вышедшие из активного, повседневного употребления-это устаревшие слова. Изучая историю, читая художественную литературу, мы возвращаемся в мир устаревших слов.

Задания:

-Выберите изображение, соответствующее слову «кафтан».

-Выберите изображение, соответствующее слову «лапти».

-Можно ли составить комплект одежды из кафтана и лаптей?(Нет) Почему?

-Выбери правильный вариант ответа

Чело-это: 1. Щека; 2. Лоб; 3. Бровь.

-Что означало на Руси выражение «бить челом»?

-Найдите в предложении устаревшие слова и замените их современными.

Ученик на экзамене при ответе возводит очи(поднимает глаза) и, приста- вив перст (палец) к челу(лбу), думает.

Сценка «Устаревшие слова»


-Но есть в языке новые слова (неологизмы), которые рождаются и сегодня. Например, принтер, роутер, рэп. Интернет, менеджер. Ребята, какие новые слова вы можете назвать?

3. Исконно –русские и заимствованные слова

-Исконно-русские- это слова, существующие издавна в языке. Заимствованные приходят в русский язык из других языков.

Игра «Наше- не наше»

-Определите, является слово русским или заимствованным.

Демонстрация словарей (иностранных слов, этимологический)


4. Синонимы

-Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Синонимы помогают избежать повторов в тексте, делают нашу речь выразительной, яркой, эмоциональной.

Чтение сказки В.А. Сухомлинского «Семь дочерей»

Задание: заменить глагол сказала, часто повторяющийся, глаголами-синонимами (перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала)

-Составить по цепочке синонимические ряды:

1 ряд – подобрать синонимы к слову РОДИНА.

2 ряд - подобрать синонимы к слову БЕЖАТЬ.

3 ряд - подобрать синонимы к слову СМЕЯТЬСЯ.


5. Антонимы

-Антонимы - это слова, противоположные по своему лексическому значению.

Деионстрация словарей (синонимов, антонимов)

Загадки-складки.

Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада,

а зовут меня… (прохлада)

Я антоним к слову лето,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама.

Потому что я… (зима)

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это… (плач)

Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна, называюсь…(тишина)


6.Омонимы

- Омонимы - слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.

Демонстрация словаря омонимов

Работа с омонимами (коса, кисть, лук, ключ, бабочка)

Загадки

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несёт меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной.

(Свет)

Вот слово для решенья

В нём отыщите два значенья:

Несётся первое к реке,

Другое щёлкнуло в замке

Одно лепечет на поляне,

Шумит в лесу и на лугу,

Другое улеглось в кармане,

И там всё время ни гугу.

(Ключ)

( Мир, свет, лук, брак, пол, мех, рак, шашка, ласка, топит.)


-А ещё слова делятся на общеупотребительные и необщеупотребительные. Почему же они называются необщеупотребительными? Потому, что не все пользуются ими. Это диалектные, профессиональные и жаргонные слова.

7.Диалектные слова

-В разных частях России в повседневном общении употребляется разный говор или диалект. В диалектных словах отражены вековые традиции ведения хозяйства, особенности семейного уклада, старинные обряды, обычаи, народный календарь.

Демонстрация словаря русских говоров

-Словарь говоров даёт возможность проникнуть в самую суть речи и вводит диалектные слова в русло общерусской культуры.


8.Профессиональные слова

-Профессионализмы - это слова, которые в основном употребляют люди определённой профессии.

Демонстрация словарей профессиональных слов.

Игра «Кто этот человек по профессии?»

Компас, судно, штурвал, палуба (моряк)

Двигатель, дворники, маршрут, карбюратор (водитель

Пинцет, рентген, бюллетень, скальпель (врач)

Челнок, фасон оверлок, строчка (швея)

Акварель, мольберт, пейзаж, палитра (художник)

Арматура, бетон, кирка, каска (строитель)

9. Жаргонные слова

-Жаргонизмы - это слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. Жаргонные слова часто звучат в речи школьников. Однако употребление жаргонных слов говорит о невысокой культуре человека, который ими пользуется.

Демонстрация словаря жаргонных слов

Звучит песня «Буквы и слова

10. Фразеологизмы

-Фразеологизмы -устойчивые сочетания слов, которые ярко и образно называют, а также характеризуют какие-либо явления.

Демонстрация фразеологического словаря

-Как вы понимаете выражения:

взять себя в руки

выйти из себя

показать, где раки зимуют

плавать как топор

глаза разбегаются.

Игра «Фразеологический зверинец»


11. О словарях

-Мы рассказали вам о словах, о их значениях, о различных словарях, одним из которых является «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Итак, давайте повторим, какие бывают типы словарей и что мы в них узнаем:

толковый-… орфографический-… орфоэпический-…

фразеологический-… этимологический-… иностранных слов-…

синонимов-… антонимов-…. омонимов-…. и др.

-Учитесь пользоваться словарями. Стремитесь стать грамотными людьми. Любите и берегите свой родной язык!

Сотни слов, красивых, метких, Ты их выпусти оттуда,

Сникнув, голос потеряв, В быт обыденный верни,

Взаперти, как птицы в клетках,, Чтобы речь- людское чудо-

Дремлют в толстых словарях. Не скудела в наши дни.

(В. Шефнер)





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!