СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему: " Права человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их

изучают политологи, юристы, социологи и другие специалисты.  Именно права человека

формируют  правовую  систему  нашей  страны  и  без  понимания  основ  собственных  прав невозможно сформировать устойчивое государство и обеспечить стабильность общества. 

Именно права человека рассматриваются в вопросах экономики, культуры, борьбы

с  экологическими  угрозами,  преступностью  и  др.  Права  человека  присутствуют

практически в каждой сфере нашей жизни

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему: " Права человека"»



Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области

«Семилукский политехнический колледж»










ПАСПОРТ

внеклассного мероприятия



Тема: « Права человека »


Цель проведения:

- формирование у обучающихся понимания значимости прав человека;

- воспитание правовой культуры молодых граждан нашей страны;

- формирование активной жизненной позиции.


Форма проведения: классный час


Дата проведения: 8 декабря 2018


Организатор:

Наумова Е.А., классный руководитель группы М-17


Участники: студенты группы М-17


Куратор: Кулова Е.О.




































Классный час на тему: «Права человека»

Оборудование:

Видеоролики.


План проведения часа общения:

I Вступительное слово

II Основные аспекты прав человека

III Обязанности и юридическая ответственность несовершеннолетних

IV Викторина

V Заключительное слово Наумовой Е.А.



Ход классного часа



I этап. Вступительное слово



Приветствие.



Я думаю, что каждый из нас здесь сидящих, хоть раз в жизни испытывал ситуацию связанную с оскорблением, унижением .Что нужно для того, чтобы впредь не быть униженным, а самое главное не унизить другого человека?

Ответ: Знать права человека.

Наш классный час посвящен 25-летию действующей Конституции Российской Федерации и 70-летию Всеобщей декларации прав человека.

С правами человека сегодня связаны многие общественные процессы и явления, их

изучают политологи, юристы, социологи и другие специалисты. Именно права человека

формируют правовую систему нашей страны и без понимания основ собственных прав невозможно сформировать устойчивое государство и обеспечить стабильность общества.

Именно права человека рассматриваются в вопросах экономики, культуры, борьбы

с экологическими угрозами, преступностью и др. Права человека присутствуют

практически в каждой сфере нашей жизни.

Права человека - это совокупность правил, которые присущи природе человека и без

которых он не может существовать. Права человека являются правами каждого и

считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности.

Эти права человек приобретает от факта своего рождения, права ему никем не

дарованы и поэтому не могут быть отняты или изъяты. Именно в этом контексте так важны права человека- они необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

Однако, при определенных обстоятельствах действия некоторых из прав человека

может быть приостановлено или ограничено государством для защиты других людей, например, приостанавливается ряд прав человека, виновного в совершении преступления, который не может свободно передвигаться и посещать какие-либо заведения или места.

Права человека взаимозависимы и взаимосвязаны, поскольку различные права

человека, по существу, связаны между собой и не могут рассматриваться по отдельности.

Осуществление одного права зависит от существования многих других прав, и нет ни одного права, которое было бы важнее остальных.

Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире,

причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека

без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания,

политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения.

Близким понятием к определению «права человека» является понятие «права

гражданина». В отличие от прав человека, права гражданина выражают связь личности с

конкретным государством. Гражданин находится в связи с определенным государством, в

силу чего государство гарантирует ему такие права, которые не гарантирует иностранцам

или лицам без гражданства. Глава 2 Конституции Российской Федерации называется

«Права и свободы человека и гражданина» и различает права человека и права гражданина.

Таким образом, когда речь идет о правах человека, то в нормах права употребляется выражение «каждый имеет право, «каждому гарантируется», «каждый может». Но есть права, которые принадлежат только гражданам страны: право на проведение собраний, создание ассоциаций на участие в управлении государственными делами и т.д.

При этом необходимо пояснить различие понятий терминов "права" и "свободы".

Так, в тексте ст. 2 и в ряде других статей Конституции РФ речь идет о правах и свободе

человека. Специалисты отмечают, что права и свободы по своей природе идентичны, однако термин с"вобода" призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая конкретного его результата, например, "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28); "каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию" (ст. 37), а в тоже время термин "право" определяет конкретные действия человека (например, право участвовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным).



II Основные аспекты прав человека



Различные документы регламентируют и гарантируют права человека. В первую очередь, это Конвенция о правах ребенка, Декларация прав человека, Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс и другие документы международного и российского характера. Одним из самых известных документов является Всеобщая декларация прав человека, которая основана на главном постулате – достоинство человека.

Личные (гражданские) права призваны обеспечивать свободу и автономию человека как члена гражданского общества, его юридическую защищенность от какого-либо незаконного внешнего вмешательства. Данный блок прав охватывает фундаментальные аспекты свободы личности, выражая гуманистические принципы всякого демократического общества.

К личным правам обычно относят:

1. Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, представляя

собой абсолютную ценность, поскольку все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Государство обязано признать эти права и создавать благоприятные для жизни человека условия всеми имеющимися средствами. Не случайно преступления против жизни и здоровья личности составляют категорию особо тяжких уголовно наказуемых деяний;

3. Право на достоинство является, по существу, основной целью всех остальных

прав человека. В этом смысле достоинство человека — источник его прав и

свобод. Достоинство - это признание обществом социальной ценности,

уникальности конкретного человека, значимости каждой личности как

частицы человеческого сообщества. Посягательство на человека может быть

средством как физического, так и психического воздействия. Никто не

должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или

унижающему человеческое достоинство обращению и наказанию;

4. Право на свободу и личную неприкосновенность означает свободу человека,

право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой, своим

временем. Указанное право слагается из следующих компонентов: 1)

индивидуальной свободы личности располагать собой по своему

усмотрению; 2) физической, нравственной и психической

неприкосновенности личности

5. Право на неприкосновенность частной жизни означает предоставленную

человеку и гарантированную государством возможность контролировать

информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений частного,

интимного характера. В содержание рассматриваемого права входит также

охрана тайны всех тех сторон личной жизни частного лица, оглашение

которых оно по тем или иным причинам считает нежелательным. Большую

роль в данном праве занимает защита чести и доброго имени гражданина;

6. Право на неприкосновенность жилища определяется тем, что никто не может

без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем

лиц;

7. Право на национальную и культурную самоидентификацию предоставляет

собой определять и указывать свою национальную принадлежность и

выбирать собственную культуру, в частности удовлетворять интересы и

запросы, связанные с этнической принадлежностью;

8. Право на пользование своим языком можно рассматривать как продолжение

права на национальную и культурную самоидентификацию, поскольку

включает право на пользование родным языком, свободный выбор языка

общения, воспитания, обучения и творчества;

9. Свобода совести и свобода мысли — это право человека мыслить и поступать

в соответствии со своими убеждениями, его независимость в моральной

самооценке и самоконтроле своих поступков и мыслей;

10. Свобода на свободу передвижения и выбора места пребывания и жительства

в пределах государства, как и право на выезд и беспрепятственное

возвращение в свою страну, является существенным элементом свободы

самоопределения личности, условием развития человека, его достойной

жизни. В соответствии с международными стандартами Конституция РФ (ст.

27) гарантирует это право;

11. Свобода вероисповедания - каждый человек может придерживаться любой

религии, или создать свою собственную.

Политические права и свободы связаны непосредственно с государством. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны. Ценность этой категории прав состоит в том, что они создают условия для укрепления связей между гражданином, обществом, государством.

Следует особо подчеркнуть, что политические права обычно признаются лишь за

гражданами, т. е. обладание политическими правами связывается с принадлежностью к гражданству конкретного государства. К политическим правам и свободам относят:

1. Право на свободные средства массовой информации и отсутствие цензуры-

это свобода каждого человека публично отражать свои мысли, идеи и

суждения и распространять их любыми законными способами;

2. Право обращений или петиций - обращаться лично, а также направлять

индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и

органы местного самоуправления;

3. Право на объединение представляет собой право создавать и быть членом

общественных организаций в рамках требования закона. Общественные

объединения создаются в результате свободного волеизъявления граждан,

объединившихся на основе общности интересов для достижения общих

целей. Объединения граждан призваны удовлетворять и защищать их

интересы. Основные принципы образования и деятельности общественных

объединений нередко закрепляются в конституциях. Например, Конституция

РФ (ст. 30) к их числу относит добровольность, свободу образования и

деятельности;

4. Свобода собраний, включает право организовывать и участвовать мирно и

без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия при соблюдении

требований законодательства. Эти демократические институты являются

формами публичного выражения коллективного или индивидуального

мнения по любому вопросу общественной или государственной жизни.

Указанными политическими свободами граждане пользуются как в интересах

развития своей личности, самовыражения и самоутверждения, так и для

своего активного участия в общественно-политической жизни;

5. Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к

государственной службе, которое юридически обеспечивает включение

граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в

сферу политики. Непосредственное участие граждан в управлении делами

государства осуществляется путем их волеизъявления на выборах,

референдумах, а также личного участия в работе органов законодательной,

исполнительной или судебной власти.;

6. Право на гражданство. Человек имеет право самостоятельно выбрать страну

для проживания и быть гражданином любого государства;

7. Избирательные права - активное и пассивное субъективное избирательное

право. Личное участие граждан в деятельности органов государственной

власти и местного самоуправления, равно как и через избираемых ими

представителей, является выражением суверенитета народа и формой

осуществления принципа, народовластия;

8. Право на участие в отправлении правосудия может быть реализовано

посредством участия в деятельности суда в качестве присяжного заседателя,

арбитражного заседателя или права занимать должность судьи.

Социально-экономические права касаются поддержания и нормативного

закрепления социально-экономических условий жизни человека, определяют положение человека в сфере труда и быта, занятости, благосостояния, социальной защищенности с целью создания условий, при которых люди могут быть свободны от страха и нужды.

Социально-экономические права, с одной стороны, обеспечивают соответствующую активность населения, его рыночную свободу, а с другой — предоставляют защиту от возможных рисков.

Как, отмечено в Международном пакте об экономических, социальных и

культурных правах, "идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и

нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами так же, как и своими гражданскими и политическими правами". Эту точку зрения подтвердила Генеральная Ассамблея ООН (резолюция от 4 декабря 1986 г.), провозгласив "неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав".

К социально-экономическим правам относятся:

1. Трудовые права (право на труд и свободу труда), включающее право каждого

человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом,

который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, и

запрещение принудительного труда. В Конституции РФ с(т. 37)

гарантируется право каждого в Российской Федерации свободно

распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и

профессию, фиксируется право на справедливые и благоприятные условия

труда;

2. Свобода труда включает в себя и право каждого лица на справедливые и

благоприятные условия труда: право на восьмичасовой рабочий день, на

справедливые условия труда, равную оплату за труд равной ценности и т.д.;

3. Право на частную собственность - гражданин вправе иметь в собственности

любое имущество производственного, культурного и иного назначения, за

исключением того, которое в соответствии с законом или международными

договорами РФ не может ему принадлежать по соображениям

государственной и общественной безопасности;

4. Свобода предпринимательства, которое включает право на

предпринимательскую и иную незапрещенную законом экономическую

деятельность

5. Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства предусматривает

разнообразные формы социальной поддержки семьи. Предоставление охраны

и помощи семьям, специальные меры защиты материнства, особая охрана и

помощь детям и подросткам, запрет применения детского труда в случае,

если он может повредить физическому или нравственному здоровью ребенка

или его развитию;

6. Право на социальное обеспечение, включая социальное страхование,

пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и выплаты (по

возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания

детей и в иных случаях, установленных законом). Всеобщая декларация прав

человека указывает: "Каждый человек имеет право на такой жизненный

уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое

социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и

благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай

безработицы, болезни, вдовства, наступления старости или иного случая

утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам"

(ст. 25);

7. Право на жилище. Конституция РФ в ст. 40 определяет право на жилище как

гарантированную возможность быть обеспеченным постоянным жилищем,

включая юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у

граждан жилым помещением, его неприкосновенность, недопустимость

произвольного лишения жилища, а также возможность улучшить жилищные

условия путем приобретения другого жилья;

8. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантировано ст. 41

Конституции РФ (предоставляющей возможность бесплатного получения

медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения), а государства должны обеспечивать путем: сокращения

мертворождаемости и детской смертности; улучшения всех аспектов гигиены

и лечения эпидемических, профессиональных и иных болезней и борьбы с

ними; создания условий, которые бы обеспечивали всем медицинскую

помощь и медицинский уход в случае болезни.

Культурные права гарантируют духовное развитие человека, помогают каждому индивиду стать полезным участником политического, духовного, социального и культурного прогресса. К таким относятся:

1. Право на образование. Основы международных стандартов права на

образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека

и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных

правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления

права на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для

всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего

образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и

обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с

собственными убеждениями. Согласно российскому законодательству

начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются

обязательными, а положения ст. 43 Конституции РФ гарантирует получение

бесплатного основного общего и среднего профессионального образования;

2. Право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода

литературного, художественного, научного и других видов творчества,

гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя

возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в

связи с любыми научными, литературными или художественными трудами,

интеллектуальной собственностью;

3. Право на благоприятную окружающую среду для безопасной

жизнедеятельности гражданина и его близких.

Таким образом, в основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие

как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия и справедливость.



Конвенция о правах ребенка

По инициативе Польши Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке специальной Конвенции о правах ребенка. В ходе подготовки текста Конвенции представители ООН стремились выяснить, почему так много детей умирает в первые годы жизни, изучали причины распространения среди детей болезней. Они собрали сведения о состоянии образования в разных странах мира. Оказалось, что в мире еще очень много детей школьного возраста, которые не посещают школу и даже не умеют читать.

Конвенция разрабатывалась более десяти лет и была принята 20 ноября 1989 года

Впервые ребенок стал рассматриваться не только как объект, требующий специальной защиты, но и субъект права, которому представлен весь спектр прав человека. Конвенция признает ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей или опекунов.

В Конвенции о правах ребёнка записано, что главное право каждого человека – право на жизнь и создание наилучшего обеспечения реализации интересов ребенка.

Ее положения сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статьи Конвенции учитывают все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Конвенция состоит из 54 статей, которая дублируют направления Декларации прав человека и включает такие разделы гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения 18 лет, если по законам страны возраст совершеннолетия не наступает раньше. Она провозглашает приоритетность интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В первые появились такие новые положения, например, о том, что дети не должны испытывать голода и нужды и должны быть окружены вниманием и заботой. Конвенция содержит положения о необходимости формирования безопасной окружающей среды, соответствующего уровня здравоохранения, обеспечения минимальных норм питания, одежды, жилища и предоставления всего этого в первую очередь детям.

В СССР Конвенция была ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. и с этого момента в начале советское правительство и далее российское взяло на взяло на себя обязательство обеспечить детям России все обозначенные в Конвенции права.

Конвенция как международный документ отличается от Декларации тем, что декларации являются призывами к народам и государством соблюдать записанные в них положения, а конвенции, если они подписаны представителем государства, являются обязательством данного государства точно следовать этому международному договору.

Согласно Конвенции создается Комитет ООН по правам ребенка, в который страны-участницы обязаны представлять доклады каждые 5 лет и периодически о реализации Конвенции в их стране.

Резюме прав, определенных Конвенцией о правах ребенка:

1. Дети имеют право на воспитание в семейном окружении или быть на попечении

тех, кто обеспечит им наилучший уход;

2. Дети имеют право на достаточное питание и достаточное количество чистой

воды;

3. Дети имеют право на приемлемый уровень жизни;

4. Дети имеют право на медицинский уход;

5. Дети-инвалиды имеют право на особую заботу и обучение;

6. Дети имеют право на отдых;

7. Дети имеют право на бесплатное образование;

8. Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться

жестокому или небрежному обращению;

9. Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы или солдат;

10. Дети имеют право говорить на родном языке, исповедовать свою религию,

соблюдать обряды своей культуры;

11. Дети имеют право выражать свое мнение и собираться вместе с целью

выражения своих взглядов.



Конституция Российской Федерации

В Российской Федерации права и свободы человека закреплены в Конституции Российской Федерации Так Конституция РФ провозглашает в статье 17: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Конституция РФ содержит обширный перечень прав и свобод человека и

гражданина, которые гарантируются государством. Этот перечень соответствует международным стандартам, созданным ООН и Советом Европы в области прав человека.

Рассмотрим более подробно важнейшие статьи Глава №2 «Права и свободы

человека и гражданина» Конституции Российской Федерации.

Личные права:

• Статья 17. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам

международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные

права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права

и свободы других лиц.

• Статья 18. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно

действующими.

• Статья 19. Все равны перед законом и судом. Установлено равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка,

происхождения и т.д. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и

равные возможности для их реализации.

• Статья 20 Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены

может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры

наказания за особо тяжкие преступления.

• Статья 21. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему

человеческое достоинство обращению или наказанию.

• Статья 22. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

• Статья 23. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни.

Политические и гражданские права:

• Статья 24. Сбор, хранение, использование и распространение информации о

частной жизни лица без его согласия не допускается.

• Статья 25. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище

против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных

федеральным законом, или на основании судебного решения.

• Статья 26. Каждый вправе определять и указывать свою национальную

принадлежность.

• Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории Российской

Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и

жительства. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской

Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно

возвращаться в Российскую Федерацию.

• Статья 28. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания.

• Статья 29. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Не допускаются

пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную

или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального,

расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

• Статья 30. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать

профессиональные союзы для защиты своих интересов. Никто не может быть

принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

• Статья 31. Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без

оружия, проводить собрания, митинги, шествия и пикетирование.

• Статья 32. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в

управлении делами государства как непосредственно, так и через своих

представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть

избранными в органы государственной власти и органы местного

самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской

Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

• Статья 46. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

• Статья 47. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том

суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

• Статья 48. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной

юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая

помощь оказывается бесплатно.

• Статья 49. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается

невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном

федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу

приговором суда.

• Статья 50. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

• Статья 53. Каждый имеет право на возмещение государственного вреда,

причиненного незаконным действиями и(ли бездействием) органов

государственной власти или их должностных лиц.

• Статья 55. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие

или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

• Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина

Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную

службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской

Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит

несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом

случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

• Статья 60. Гражданин Российской Федерации может самостоятельно

осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

• Статья 61. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы

Российской Федерации или выдан другому государству. Российская Федерация

гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

• Статья 62. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство

иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным

законом или международным договором Российской Федерации.

Социальные права:

1. Статья 38. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о

нетрудоспособных родителях.

2. Статья 39. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае

болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных

случаях, установленных законом.

3. Статья 40. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно

лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам,

нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную

плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в

соответствии с установленными законом нормами.

4. Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

5. Статья 42. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

6. Статья 43. Каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность

дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в

государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на

предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их

заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

7. Статья 44. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного,

научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый обязан

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь

памятники истории и культуры.

8. Статья 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно

относиться к природным богатствам.

Экономические права:

• Статья 34. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей

и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом

экономической деятельности.

• Статья 35. Право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Право наследования

гарантируется.

• Статья 36. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности

землю. Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться

своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Каждый имеет право на отдых.

• Статья 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение

налогоплательщиков, обратной силы не имеют.





III Обязанности и юридическая ответственность несовершеннолетних

Обязанности — это меры общественно необходимого поведения человека.

Обязанности также можно подразделить на естественные и позитивные.

Естественные обязанности соответствуют основным естественным правам человека

(право на жизнь — обязанность «не убей», право собственности — обязанность «не

укради»). Позитивные обязанности конкретизируются и закрепляются в конституциях и

действующем законодательстве государств по мере развития общества.

Обязанности имеют различную природу. Это зависит от характера прав, от того, о

каких именно правах идет речь: права человека, конституционные права, права в рамках

каких-либо законов, права отдельных социальных групп (шахтеров, пенсионеров,

потребителей, пешеходов и т.п.), моральные права и т.д.

Каждой группе прав соответствуют свои обязанности: гражданским (личным)

правам — гражданские обязанности, правам пешеходов — обязанности пешеходов и т.д.

Всегда следует помнить, о каких правах мы говорим, и связывать эти права с

определенными обязанностями: если мы говорим о конституционных правах — значит,

связываем их с конституционными обязанностями, если о корпоративных правах члена

клуба любителей бабочек — с корпоративными обязанностями членов клуба и т.д.

Такой принцип заложен в основу многих документов, посвященных правам

человека. Например, Всеобщая декларация прав человека провозглашает обязанности

каждого уважать права и свободы других, удовлетворять справедливые требования морали и порядка. Заметим, что эти обязанности носят моральный характер. Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58); заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В то же время в Конституции РФ есть часть позитивных обязанностей, прямо

обращенных к гражданам России. Ст. 6 предусматривает равенство обязанностей для всех

граждан. В п. 3 ст. 17 фактически закреплена обязанность граждан не нарушать права и

свободы других лиц; в ст. 59 — обязанность и долг граждан защищать Отечество и нести

военную службу.

Ребёнок от момента рождения до 6 лет имеет обязанности:

1. слушаться родителей и лиц, их заменяющих;

2. принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев

пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое

достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;

3. соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и

образовательных учреждениях, дома и в общественных местах;

4. По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются

с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и

обязанностей.

С 6 лет добавляются обязанности:

1. слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за

исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое

достоинство обращения или оскорбления);

2. получить основное общее образование (9 классов);

3. соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и

образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

С 6 лет ответственность:

1. перед преподавателями, администрацией учебного заведения;

2. за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от

учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам

несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам,

совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не

докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

С 8 лет добавляются обязанности соблюдать устав школы и правила детского

общественного объединения.

С 8 лет ответственность перед детским общественным объединением и его

участниками. В специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в

соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них принимаются для содержания, воспитания и обучения лица в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей (ч.2 ст.

15.Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

С 14 лет добавляются обязанности:

1. получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о

паспорте гражданина Российской Федерации);

2. выполнять трудовые обязанности в соответствии с условиями контракта,

правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;

3. соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.

С 14 лет ответственность:

1. исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и

неоднократные нарушения устава школы;

2. самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;

3. возмещение причиненного вреда;

4. ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

5. уголовная ответственность за отдельные виды преступлений.

С 16 лет добавляются ответственность:

1. ответственность за административные правонарушения в порядке,

установленном законодательством Российской Федерации (ст. 2.3 Кодекса

Российской Федерации об административных правонарушениях, далее — КоАП

РФ);

2. ответственность за совершение всех видов уголовных преступлений (ст. 20 УК

РФ).

С 17 лет добавляется обязанность встать на воинский учет (пройти комиссию и

получить приписное свидетельство).

В 18 лет человек становится полностью дееспособным, т.е. может иметь и

приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Совершение правонарушения влечет за собой юридическую ответственность.

Юридическая ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Она определяется государством и применяется его компетентными органами. Основная обязанность любого, в том числе несовершеннолетнего, гражданина — соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц. За невыполнение этой обязанности правонарушитель привлекается к юридической ответственности. Эта ответственность зависит от возраста и тяжести совершённого поступка.

Поэтому виды юридической ответственности определяются в соответствии с видами правонарушений. Преступления влекут уголовную ответственность, а проступки — соответственно административную, дисциплинарную и гражданско-правовую.

III Викторина

  1. Вопрос: Согласно Семейного кодекса родители, имеют право общаться с ребенком. Имеют ли бабушки и дедушки обязанность принимать участие в воспитании ребенка?

Ответ: Нет.

  1. Вопрос: Если после развода одна из сторон препятствует дугой стороне видеться с ребенком, имеют ли право обратиться в суд не отец или мать, а другие родственники, например тетя или дядя для установления времени общения с ребенком?

Ответ: Да, имеют право

  1. С какого возраста в таком судебном разбирательстве будет возможным выступить ребенку и быть заслушанным со своим мнением?

Ответ: С 10 лет

  1. Допустим, мать препятствует отцу видеться с сыном. Отец подал в суд иск и был установлен порядок встреч отца с сыном. Если мать не исполняет решение суда и продолжает препятствовать общению отца и сына, какое наказание будет на нее наложено?

Ответ: Судебный исполнитель составляет акт о неисполнении решения суда и суд на этом основании может наложить штраф и назначить срок для исполнения решения суда. В настоящее время штрафные санкции существенно увеличились, должнику проще исполнить решение, чем ежемесячно вносить достаточно крупные штрафы.

  1. В соответствии с Гражданским Кодексом любой гражданин имеет право завещать свое имущество любому гражданину. Если у данного гражданина есть несовершеннолетние дети, получается, что они могут не наследовать никакого имущества, если есть завещание на другое лицо?

Ответ: Нет, законом предусмотрена правило об обязательной доле необходимых наследников (ст.535 ГК РСФСР). К необходимым наследникам относятся в числе прочих несовершеннолетние дети младше 18-ли лет или нетрудоспособные по состоянию здоровья (инвалиды 1, 2, 3-й групп). В соответствии со ст.535 ГК РСФСР обязательная доля необходимых наследников должна быть не менее 2/3 от доли, которая причиталась бы таким наследникам при наследовании по закону.

  1. Вопрос: Могут ли таким лицом быть внуки?

Ответ: Нет.

  1. Вопрос: Если родитель нетрудоспособен, должен ли он выплачивать алименты на ребенка?

Ответ: В этом случае закон не ставит в прямую зависимость взыскание алиментов ни от материального положения родителей, ни от их трудоспособности.

  1. Вопрос: Можно ли подать на алименты для ребенка, если ребенок рожден в гражданском браке?

Ответ: Да, если в свидетельстве о рождении указан отец ребенка

  1. Вопрос: А если в свидетельстве о рождении ребенка отец не указан, можно ли подать на алименты?

Ответ: В случае если в свидетельстве о рождении отец ребенка не указан, ситуация усложняется. Тогда вам придется подать в суд иск об установлении отцовства, и лишь в случае его удовлетворения у вас будет основание требовать уплаты алиментов.

  1. Вопрос: Если трое 14 летних подростков завладели чужим автомобилем, покатались и бросили его у дороги, могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: да

  1. Вопрос: Двое 12-летних подростков проникли на территорию военной части и насыпав полные карманы патронов убежали, потом на пустыре разожгли костер и развлекались, кидая их в огонь, в результате взрыва одному из них оторвало пальцы на руке, Будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Ответ: нет, за хищение боеприпасов уголовная ответственность наступает с 14 лет.

  1. Вопрос: Группа несовершеннолетних детей развлекалась тем, что кидала камни в окна электрички, будут ли они привлечены к уголовной ответственности?

Да, если им на момент совершения преступления исполнилось 14 лет.

  1. Вопрос: На сегодняшний день, ребенок 1999 года рождения подвергается избиениям, оскорблениям со стороны своих пьющих родителей, которые о нем не заботятся, в доме часто нечего есть. Может ли он самостоятельно обратиться за защитой своих прав в суд?

Ответ: нет, он самостоятельно может обратиться в органы опеки и попечительства, так как ему еще не исполнилось 14 лет.

  1. Вспомните нашумевшее дело о разводе Кристины Орбакайте и Руслана Байсарова. На одной из пресс-конференций сам ребенок, 11-летний Дэни Байсаров, рассказал, что хочет жить с отцом. Правомерно ли поступил Дэни Байсаров?

Ответ: Как считает руководитель Института уполномоченных по правам ребенка Алексей Головань, Сам факт участия мальчика в публичных обсуждениях Алексей Головань подверг критике. "У Орбакайте и Байсарова есть свои адвокаты. Безусловно, они помогут сторонам найти выход из сложившейся ситуации, однако, с моей точки зрения, решение об участии ребенка в публичной пресс-конференции было неверным", - сказал А.Головань.

Как отметил омбудсмен, участие в пресс-конференции может негативно сказаться на психике ребенка. Он не исключил, что на этот счет могу быть внесены изменения в законодательство. "На мой взгляд, необходимо внести изменение в существующее законодательство, которое запрещало бы участие детей в таких мероприятиях", - отметил уполномоченный по правам ребенка.

При этом он отметил, что решение ребенка, с кем остаться жить, должно приниматься при учете его мнения. "В этой ситуации необходимо поговорить с ребенком в комфортной для него обстановке. Есть необходимость не спрашивать у него "в лоб", с кем он хочет жить, а доверить это дело опытным психологам. Такие вопросы не должны решаться на публике", - сказал А.Головань.

  1. Вопрос: После классного часа перед каникулами классный руководитель отпустила мальчиков домой, а девочкам сказала убирать класс, правомерно ли поступила классный руководитель?

Ответ: Это и есть типичный пример нарушения гендерного равенства.

Как было бы лучше поступить школе? Очень просто – не делить старшеклассников на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

  1. Вопрос: При поездке на экскурсию в город Вологду несколько девочек отказались пойти на экскурсию в Кирилло-Белозерский монастырь, а захотели в это время погулять по магазинам. Классный руководитель отказалась их отпустить и потребовала идти вместе с классом на экскурсию. Правомерно ли она поступила?

Ответ: Представим, что среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий. Посещение православного монастыря может противоречить их религиозным убеждениям. Нужно учитывать, что по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах. Более того, школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого. Поэтому школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» гласит: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Школа не может проводить никаких мероприятий, связанных с религией, тем более собирать пожертвования на нужды религиозных общин или вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. этим нарушается норма Закона о светском характере образования.

В свою очередь, ученики имеют полное право отказаться участвовать в мероприятиях, имеющих отношение к религии. В случае, если подростков пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы.

  1. Если ученик опоздал на урок, может ли учитель не пустить его на урок?

Ответ:

Казалось бы, всем ясно, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Но почему-то такие случаи происходят снова и снова.

  1. Вопрос: Девочка написала статью в местную газету, в которой отстаивала взгляды субкультуры «Готов». После публикации в классе было проведено собрание детей и родителей, на котором критиковалась статья. Оцените правомерность действий девочки и классного руководителя.

Ответ: Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Закон «Об образовании» закрепляет право учеников «на свободное выражение собственных мнений и убеждений» (статья 50, пункт 4). Из этого следует, что педагог категорически не имеет права выносить на суд класса убеждения ученика без его согласия. Обсудить газетную заметку школьника во время классного часа, конечно, можно, но только при двух условиях:

  1. Педагог заранее переговорил об этом с автором заметки и получил его согласие;

  2. Обсуждение является свободным, без давления педагога на учеников. Это означает, что каждый имеет равную возможность высказаться и не боится, что он за это пострадает.

Если эти условия не выполнены, то педагог может сделать только одно: обсудить волнующую его проблему с учеником лично, без посторонних. При этом он также не должен оказывать давление, и обязан уделить взглядам ребёнка должное внимание (статья 12 Конвенции о правах ребёнка).Что делать ученику, если его начали «прорабатывать» при всём классе? Постарайтесь, насколько это возможно, взять себя в руки и объясните педагогу, что такую беседу нельзя вести в присутствии всего класса, поскольку Вас это унижает. Попросите учителя побеседовать с Вами наедине после уроков. Если учитель не выполнил Вашу просьбу, обращайтесь с жалобой к директору школы.







IV Заключительное слово

Подводя итоги, отметим основные принципы прав человека:

1. Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем

мире, причем без ограничений по времени;

2. Для каждого человека права человека являются «неотъемлемыми», их

невозможно купить или приобрести;

3. Права человека одинаково принадлежат всем людям независимо от расы,

пола, вероисповедания, политических или иных взглядов и происхождения;

4. Права человека нельзя отобрать — никто не имеет права лишить их другого

человека ни по какой причине;



Я закончу классный час словами А. Мийкевича «Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права» Спасибо за внимание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!