СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие на тему "Поэзия серебряного века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие на тему "Поэзия серебряного века"»

Внеклассное мероприятие по литературе

Тема: « Поэзия серебряного века»

Учитель: Кандымова Н.Р.

Форма: литературная гостиная
Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете.
Возраст: учащиеся старших классов
Количество участников:8

Место проведения: актовый зал.
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; музыкальная аппаратура, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеоряд, книжная выставка, календарь, оформленный школьниками, с портретами поэтов, фотографиями.
Литература:
1.Ахматова А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1993.
2.Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971.
4.Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991. 
5.Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
6.Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: Книга для учителя М.: Просвещение, 1991.
7.Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
8.Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 1990.
9.Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.
Ход мероприятия

Звучит музыка  «Серебряный век 1»
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».

 Учитель: Добрый день, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века! Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.

Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».

Да, загадочный серебряный век. Знаете, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.

Слайд 1


Учитель: Как появилось название серебряный век?

Ученик: "Серебряный век" пришёлся на конец ХIХ века вплоть до 20-х годов ХХ века. И назвали его так потому, что его расцвет пришёлся на временной промежуток после отмены крепостного права и после "золотого века". "Золотым веком" принято было называть Пушкинскую эпоху.

Поэты "серебряного века" привнесли в поэзию интеллектуальное начало, противостояние личного и общественного.


Учитель: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.

Слайд 2

Учитель: Что вы знаете об этом явлении в русской литературе?

Ученики: Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков.

Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим

связано возникновение модернистического течения , которое включало в себя три направления: символизм, акмеизм и футуризм.

Слайд3

Учитель: Поэты «Серебряного века», кто они? Назовите их.

Ученики: Это поэты, которые работали в сложное для России время - ожидание и свершение Революции. Это поэты, которые творили в эпоху авангарда, вошедшего в сокровищницу мировой культуры. Объективно серебряный век дал больше имен, чем золотой: Анна Ахматова, Игорь Северянин, Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Константин Бальмонт, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и многие-многие другие.

Слайд 4

Учитель: Каковы взгляды поэтов «Серебряного века» на развитие русской литературы?

Ученики: Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. Одни стремились к тонкому и изысканному описанию хрупких предметов и экзотических вещей, другие - к изощренному анализу причудливых переживаний, третьи - к иронизирующему описанию обыденной жизни. Общим, пожалуй, является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл.

Ученики: Они были молоды, красивы, полны надежд, мечтаний и чаяний. Эти молодые люди, многие ещё, совсем мальчишки и девчонки, гордо именовавшие себя поэтами, пророками.

Они собирались вместе, спорили до хрипоты о судьбах России, русской литературы, о великом предназначении поэтов в деле преобразования мышления, о великом всеобщем Разуме и своей причастности к нему, грезили о Добре и Зле, о справедливости и любви.

Слайд5

Учитель: Постараемся воскресить забытую атмосферу блистательного Серебряного века. Сегодня, я приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Представим себе, что здесь собрались ярчайшие индивидуальности трех модернистических направлений начала 20 в.: символисты А.А.Блок и Зинаида Гиппиус, акмеисты – супруги

Н.С.Гумилев и.А.Ахматова, бунтарь – футурист В.В.Маяковский, имажинист С.Есенин и

М. Цветаева.

Слайд 6,7,8.

( Ученики, представляющие поэтов серебряного века, сидят за тремя столами, оформленными в стиле каждого направления).

Учитель: Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма.

Подскажите мне, пожалуйста, какие символы отображены за вашими столиками?

Ученик: Поэзия символистов носит интровертный характер: это стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна. Поэтому у символистов на столе «голубая свеча», как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладает образ свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…»

Ученик: Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая. У Николая Гумилёва есть сборник стихов «Жемчуга».



Ученик: Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. Поэтому их столик покрыт ярко-жёлтой тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт): «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский).

Слайд 9,10

Учитель: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.


Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.

Слайд 11

Ученик:

Блок: Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!..

С тобой пришли чуме на смену

Неврастения, скука, сплин,

Век расшибанья лбов о стену,

Экономических доктрин,

Конгрессов, банков, федераций,

Застольных спичей, красных слов,

Век акций, рент и облигаций

И малодейственныx умов.

Двадцатый век ... еще бездомней

Еще страшнее жизни мгла,

Еще чернее и огромней

Тень Люциферова крыла…

И отвращение от жизни,

И к ней безумная любовь,

И страсть, и ненависть к отчизне ...

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи..


Учитель: Серебряный век... Салон... Сразу вспоминается Зинаида Гиппиус, остроумно-язвительная хозяйка литературного салона, которая, кстати, во многом определила литературную политику того «века».

И моду. Ведь именно Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки. Да и лирика у неё довольно-таки оригинальная.

Слайд 12

Ученица:

КРИК

Изнемогаю от усталости,

Душа изранена, в крови...

Ужели нет над нами жалости,

Ужель над нами нет любви?

Мы исполняем волю строгую,

Как тени, тихо, без следа,

Неумолимою дорогою

Идем - неведомо куда.

И ноша жизни, ноша крестная.

Чем далее, тем тяжелей...

И ждет кончина неизвестная

У вечно запертых дверей.

Без ропота, без удивления

Мы делаем, что хочет Бог.

Он создал нас без вдохновения

И полюбить, создав, не мог.

Мы падаем, толпа бессильная,

Бессильно веря в чудеса,

А сверху, как плита могильная,

Слепые давят небеса.

1896

Учитель: У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Встречайте, Николай Гумилёв!

Слайд 13

Ученик:

Гумилев (обращаясь к Ахматовой)

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай, далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...

Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад

Изысканнный бродит жираф.

Проецируется портрет Ахматовой.

Учитель: Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия".

Это Анна Ахматова.

Слайд 14

Ученица:

Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.

Забыл он написать или уехал;

Весна как трель серебряного смеха,

Качаются в заливе корабли.

Сегодня мне письма не принесли ...

Он был со мной совсем еще недавно

Такой влюбленный, ласковый и мой,

Но это было белою зимой.

Теперь весна, и грусть весны отравна.

Он был со мной совсем еще недавно.

Я слышу легкий трепетный смычок,

Как от предсмертной боли, бьется, бьется,

И страшно мне, что сердце разорвется,

Не допишу я этих нежных строк.

Учитель: Господа, предлагаю немного отвлечься и отдохнуть. В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, танцевать и слушать музыку.

Слайд 15

Танец. Танго 20- годов.(3 минуты).

Учитель: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм.

Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.

Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский

Слайд 16

Ученик:

НАТЕ!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я - бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь,

грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется

- и вот я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам я

- бесценных слов транжир и мот.


Учитель: Сергей Есенин и Марина Цветаева не входили ни в одно из этих трёх модернистических направлений . Поэзия С.Есенина выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. 

Слайд 17

Ученик:

Есенин.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа.

Не видать конца и края ­

Только синь сосет глаза…

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса,

Только видно на кочках и впадинах

Как синеют кругом небеса…

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой, вы, луга и дубравы, ­

Я одурманен весной,

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как грянут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров,

Загорятся, как черна смородина,

Угли-очи в подковах бровей.

Ой, ты, Русь моя, милая родина,

Сладкий отдых в шелку купырей!

Если кликнет рать святая:

Кинь ты Русь, живи в раю;

Я скажу: не надо рая,

Дайте родину мою.

Учитель:

Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:

Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?

Слайд 18

Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…».

Продолжают её жизнь - стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.

Ученица:

ВЫ, ИДУЩИЕ МИМО МЕНЯ...

Вы, идущие мимо меня

К не моим и сомнительным чарам, —

Если б знали вы, сколько огня,

Сколько жизни, растраченной даром,

И какой героический пыл

На случайную тень и на шорох...

И как сердце мне испепелил

Этот даром истраченный порох.

О, летящие в ночь поезда,

Уносящие сон на вокзале... Впрочем, знаю я, что и тогда

Не узнали бы вы — если б знали —

Почему мои речи резки

В вечном дыме моей папиросы,—

Сколько темной и грозной тоски

В голове моей светловолосой.





Слайд 19

Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Учитель: Ветер революции … Он не принёс желанной свободы, не разрешил противоречивых сомнений даже тех поэтов, кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил …

Учитель: Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.

Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж.

И закончить сегодняшний разговор о трагедии поэзии серебряного века мы хотим словами благодарности им, Поэтам, открывшим 20 век, открывшим нам – нас...

Слайд 20


Александр Блок изнуренный нуждой и многочисленными болезнями ушел в мир иной 7 августа 1921 года

Зинаида Гиппиус (вставая). Умерла вдали от Родины.

Расстрелян Николай Гумилев.

Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград».

Маяковский. Застрелился

Марина Цветаева покончила с собой

До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Сергей Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года.

Судьба каждого поэта - это целая книга, а творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.







12




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!