Внеклассное мероприятие по литературе
Тема: « Поэзия серебряного века»
Учитель: Кандымова Н.Р.
Форма: литературная гостиная
Цели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете.
Возраст: учащиеся старших классов
Количество участников:8
Место проведения: актовый зал.
Оборудование: три стола, оформленные в стиле каждого направления, поверх них ткань: светло-голубая, тёмно-зелёная, ярко-жёлтая; подсвечники; музыкальная аппаратура, компьютер, мультимедиапроектор, презентация, видеоряд, книжная выставка, календарь, оформленный школьниками, с портретами поэтов, фотографиями.
Литература:
1.Ахматова А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1993.
2.Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971.
4.Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991.
5.Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.
6.Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: Книга для учителя М.: Просвещение, 1991.
7.Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.
8.Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 1990.
9.Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.
Ход мероприятия
Звучит музыка «Серебряный век 1»
На экране показывают видеофильм «Серебряный век».
Учитель: Добрый день, дорогие дамы и господа! Именно так было принято приветствовать друг друга в литературных салонах 19 и 20 века! Литераторы и любители литературы того времени собирались по определенным дням, у кого-нибудь на квартире читать и обсуждать новые произведения, спорить об искусстве. Дома, где проходили такие собрания, называли литературными салонами.
Сегодня наш литературный салон открывает двери и просит войти в « тот мир очарований, в тот мир из серебра».
Да, загадочный серебряный век. Знаете, каким я его всегда представляла? Тогда поэты писали серебряными перьями, покуривая серебряные трубки, серебряные пуговицы на их роскошных халатах светились счастьем; а их голоса звучали, как серебряные колокольчики, и было слышно их далеко-далеко и долго-долго – целое столетие.
Слайд 1
Учитель: Как появилось название серебряный век?
Ученик: "Серебряный век" пришёлся на конец ХIХ века вплоть до 20-х годов ХХ века. И назвали его так потому, что его расцвет пришёлся на временной промежуток после отмены крепостного права и после "золотого века". "Золотым веком" принято было называть Пушкинскую эпоху.
Поэты "серебряного века" привнесли в поэзию интеллектуальное начало, противостояние личного и общественного.
Учитель: Серебряный век – это конец 19 - начало 20 века. Рубеж веков! Само понятие «Серебряный век» является весьма условным. Пушкинскую эпоху считали веком «золотым», а время, о котором пойдет речь сегодня, «серебряным» веком русской поэзии.
Слайд 2
Учитель: Что вы знаете об этом явлении в русской литературе?
Ученики: Серебряный век русской поэзии связан со сложнейшими духовными исканиями человечества на рубеже 19 и 20 веков.
Конец XIX — начало XX в. в России — это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. Все это не могло не коснуться и русской поэзии. Именно с этим
связано возникновение модернистического течения , которое включало в себя три направления: символизм, акмеизм и футуризм.
Слайд3
Учитель: Поэты «Серебряного века», кто они? Назовите их.
Ученики: Это поэты, которые работали в сложное для России время - ожидание и свершение Революции. Это поэты, которые творили в эпоху авангарда, вошедшего в сокровищницу мировой культуры. Объективно серебряный век дал больше имен, чем золотой: Анна Ахматова, Игорь Северянин, Валерий Брюсов, Марина Цветаева, Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Константин Бальмонт, Борис Пастернак, Сергей Есенин, Владимир Маяковский и многие-многие другие.
Слайд 4
Учитель: Каковы взгляды поэтов «Серебряного века» на развитие русской литературы?
Ученики: Творчество поэтов "серебряного века" сложно и неоднозначно. Одни стремились к тонкому и изысканному описанию хрупких предметов и экзотических вещей, другие - к изощренному анализу причудливых переживаний, третьи - к иронизирующему описанию обыденной жизни. Общим, пожалуй, является стремление преобразить несовершенную жизнь, придать ей иной смысл.
Ученики: Они были молоды, красивы, полны надежд, мечтаний и чаяний. Эти молодые люди, многие ещё, совсем мальчишки и девчонки, гордо именовавшие себя поэтами, пророками.
Они собирались вместе, спорили до хрипоты о судьбах России, русской литературы, о великом предназначении поэтов в деле преобразования мышления, о великом всеобщем Разуме и своей причастности к нему, грезили о Добре и Зле, о справедливости и любви.
Слайд5
Учитель: Постараемся воскресить забытую атмосферу блистательного Серебряного века. Сегодня, я приглашаю Вас посетить самое модное артистическое кафе в Петербурге «Бродячая собака». Представим себе, что здесь собрались ярчайшие индивидуальности трех модернистических направлений начала 20 в.: символисты А.А.Блок и Зинаида Гиппиус, акмеисты – супруги
Н.С.Гумилев и.А.Ахматова, бунтарь – футурист В.В.Маяковский, имажинист С.Есенин и
М. Цветаева.
Слайд 6,7,8.
( Ученики, представляющие поэтов серебряного века, сидят за тремя столами, оформленными в стиле каждого направления).
Учитель: Вы сидите за столиками, которые оформлены в стиле своего направления: символизма, акмеизма и футуризма.
Подскажите мне, пожалуйста, какие символы отображены за вашими столиками?
Ученик: Поэзия символистов носит интровертный характер: это стихи для избранных. Она туманна, размыта, расплывчата, неясна, неявна, отвлечённа, иллюзорна. Поэтому у символистов на столе «голубая свеча», как цвет их скатерти, лежащей на столе, поскольку они старались уйти от реальности в мир иной, небесный, загадочный, мистический, таинственный. В строках Александра Блока и других поэтов преобладает образ свечи: «Я, отрок, зажигающий свечи, огонь кадильный берегу…»
Ученик: Столик акмеистов покрыт тёмно-зелёной скатертью. Их поэзия земная, конкретная, чёткая, существенная, материальная, весомая. У Николая Гумилёва есть сборник стихов «Жемчуга».
Ученик: Поэзия футуристов носит экстравертный характер. Поэты стремились бросить вызов обществу: «снять Пушкина, Толстого, Достоевского с парохода современности», печатались на обойной бумаге, в кабачках поднимали рояль к потолку и т.д. Лирика их эпатажная, шокирующая, вызывающая, необычная, причудливая, экзотическая. Поэтому их столик покрыт ярко-жёлтой тканью, чтобы привлечь всеобщее внимание. В строках некоторых представителей присутствует ананас (экзотический фрукт): «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит буржуй!» (Владимир Маяковский).
Слайд 9,10
Учитель: Вслушаемся в их голоса, узнаем, чем замечательны их судьбы, что сближало и что разъединяло их.
Несомненно, в центре блестящей плеяды поэтов "серебряного века" стоит Александр Блок.
Слайд 11
Ученик:
Блок: Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!..
С тобой пришли чуме на смену
Неврастения, скука, сплин,
Век расшибанья лбов о стену,
Экономических доктрин,
Конгрессов, банков, федераций,
Застольных спичей, красных слов,
Век акций, рент и облигаций
И малодейственныx умов.
Двадцатый век ... еще бездомней
Еще страшнее жизни мгла,
Еще чернее и огромней
Тень Люциферова крыла…
И отвращение от жизни,
И к ней безумная любовь,
И страсть, и ненависть к отчизне ...
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи..
Учитель: Серебряный век... Салон... Сразу вспоминается Зинаида Гиппиус, остроумно-язвительная хозяйка литературного салона, которая, кстати, во многом определила литературную политику того «века».
И моду. Ведь именно Гиппиус – первая женщина в России, которая стала носить брюки. Да и лирика у неё довольно-таки оригинальная.
Слайд 12
Ученица:
КРИК
Изнемогаю от усталости,
Душа изранена, в крови...
Ужели нет над нами жалости,
Ужель над нами нет любви?
Мы исполняем волю строгую,
Как тени, тихо, без следа,
Неумолимою дорогою
Идем - неведомо куда.
И ноша жизни, ноша крестная.
Чем далее, тем тяжелей...
И ждет кончина неизвестная
У вечно запертых дверей.
Без ропота, без удивления
Мы делаем, что хочет Бог.
Он создал нас без вдохновения
И полюбить, создав, не мог.
Мы падаем, толпа бессильная,
Бессильно веря в чудеса,
А сверху, как плита могильная,
Слепые давят небеса.
1896
Учитель: У истоков акмеизма стоял поэт-пророк, путешественник, мечтатель, рыцарь не только в поэзии, но и в жизни, умевший любить глубоко. Его имя рядом с именем Анны Ахматовой. Встречайте, Николай Гумилёв!
Слайд 13
Ученик:
Гумилев (обращаясь к Ахматовой)
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай, далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот. Идет к Ахматовой.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
И верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. Присаживается на колено.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав ...
Ты плачешь? Послушай ... далеко, на озере Чад
Изысканнный бродит жираф.
Проецируется портрет Ахматовой.
Учитель: Я приглашаю сюда талантливейшую поэтессу, которую когда-то называли "Сафо ХХ столетия".
Это Анна Ахматова.
Слайд 14
Ученица:
Ахматова: Сегодня мне письма не принесли.
Забыл он написать или уехал;
Весна как трель серебряного смеха,
Качаются в заливе корабли.
Сегодня мне письма не принесли ...
Он был со мной совсем еще недавно
Такой влюбленный, ласковый и мой,
Но это было белою зимой.
Теперь весна, и грусть весны отравна.
Он был со мной совсем еще недавно.
Я слышу легкий трепетный смычок,
Как от предсмертной боли, бьется, бьется,
И страшно мне, что сердце разорвется,
Не допишу я этих нежных строк.
Учитель: Господа, предлагаю немного отвлечься и отдохнуть. В поэтическом кафе хочется не только читать стихотворения, но и петь, танцевать и слушать музыку.
Слайд 15
Танец. Танго 20- годов.(3 минуты).
Учитель: Совершенно иным направлением в поэзии стал футуризм.
Атмосфера скандала неизменно сопровождала многочисленные публичные выступления участников движения.
Один из самых ярких представителей футуризма является Владимир Маяковский
Слайд 16
Ученик:
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я - бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
Где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь,
грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется
- и вот я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам я
- бесценных слов транжир и мот.
Учитель: Сергей Есенин и Марина Цветаева не входили ни в одно из этих трёх модернистических направлений . Поэзия С.Есенина выражает горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования.
Слайд 17
Ученик:
Есенин.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты - в ризах образа.
Не видать конца и края
Только синь сосет глаза…
Потонула деревня в ухабинах,
Заслонили избенки леса,
Только видно на кочках и впадинах
Как синеют кругом небеса…
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой, вы, луга и дубравы,
Я одурманен весной,
Я люблю над покосной стоянкою
Слушать вечером гуд комаров.
А как грянут ребята тальянкою,
Выйдут девки плясать у костров,
Загорятся, как черна смородина,
Угли-очи в подковах бровей.
Ой, ты, Русь моя, милая родина,
Сладкий отдых в шелку купырей!
Если кликнет рать святая:
Кинь ты Русь, живи в раю;
Я скажу: не надо рая,
Дайте родину мою.
Учитель:
Судьба Марины Цветаевой заставляет вспомнить строки М.Ю. Лермонтова:
Что, без страданий – жизнь поэта?
И что, без бури – океан?
Слайд 18
Звучит песня «Мне нравится, что Вы больны не мной…».
Продолжают её жизнь - стихи, проза, продолжает жить в нашем сознании, как замечательное явление духа, поэзия Марины Цветаевой. Потому что это прекрасная поэзия, рожденная истинным талантом и вдохновением.
Ученица:
ВЫ, ИДУЩИЕ МИМО МЕНЯ...
Вы, идущие мимо меня
К не моим и сомнительным чарам, —
Если б знали вы, сколько огня,
Сколько жизни, растраченной даром,
И какой героический пыл
На случайную тень и на шорох...
И как сердце мне испепелил
Этот даром истраченный порох.
О, летящие в ночь поезда,
Уносящие сон на вокзале... Впрочем, знаю я, что и тогда
Не узнали бы вы — если б знали —
Почему мои речи резки
В вечном дыме моей папиросы,—
Сколько темной и грозной тоски
В голове моей светловолосой.
Слайд 19
Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну…»
Учитель: Ветер революции … Он не принёс желанной свободы, не разрешил противоречивых сомнений даже тех поэтов, кто верил в спасительность самой мечты, надеялся и любил …
Учитель: Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить.
Серебряный век эмигрировал в Берлин, в Константинополь, в Прагу, Софию, Белград, Рим, Париж.
И закончить сегодняшний разговор о трагедии поэзии серебряного века мы хотим словами благодарности им, Поэтам, открывшим 20 век, открывшим нам – нас...
Слайд 20
Александр Блок изнуренный нуждой и многочисленными болезнями ушел в мир иной 7 августа 1921 года
Зинаида Гиппиус (вставая). Умерла вдали от Родины.
Расстрелян Николай Гумилев.
Анна Ахматова. Муж расстрелян, сын – узник ГУЛАГа, сама подверглась преследованиям после статьи Жданова в журналах «Звезда» и «Ленинград».
Маяковский. Застрелился
Марина Цветаева покончила с собой
До сих пор не выяснены обстоятельства, при которых Сергей Есенин ушел из жизни, а также сама причина смерти. Это случилось 28 декабря 1925 года.
Судьба каждого поэта - это целая книга, а творчество – подарок для нас, ибо каждый найдет в серебряной россыпи поэзии свою мелодию.
12