КВН «Первобытное общество»
Цели:
Закрепить полученные на уроках истории знания по эпохе первобытного строя в игровом форме.
Сформировать устойчивый интерес к истории Древнего мира.
Задачи:
Знать и уметь применять фактический материал в игровой форме;
Изготовить костюм эпохи первобытности
Участники: учащиеся 5А класса
Методические рекомендации: разбить на 3 команды, провести предварительную подготовку к игре:
-название
-девиз
-костюм
Ход КВН
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Три племени: «Племя Бизонов», «Племя Носорогов», «Племя Охотников» пришли сразиться в своих знаниях по истории Древнего мира эпохи первобытности. В течение нескольких уроков мы изучали жизнь древних людей: их внешность, занятия, отношения между собой. Это был самый длительный период в истории человечества. Вам предстоит большая, но, я надеюсь, интересная работа – защитить свои знания по данной теме и в конце урока объединиться в племенной союз «Всезнаек». Но на протяжении всего урока каждое племя будет добывать себе очки самостоятельно и складывать, как это и полагается в общине, в общий котел. Побеждает то племя, которое набрало максимальное количество камней, а значит и все члены племени получают «5».Но у каждого из вас будет возможность получить индивидуальные отметки за самые интересные и полные ответы. Одно из основных условий для победы – работать должны все члены команды!
1 конкурс: Представление команд (название, девиз)
2 конкурс: Историческая викторина.
Каждая команда должна ответить на 6 вопросов.
Вопросы для 1 команды:
Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе? ( старейшина)
Древнейшими орудиями труда были (рубило, палка-копалка)
В каком первобытном коллективе действовал обычай: «один за всех, все за одного»?(родовой общине)
Подарок , адресованный Богу? (жертва)
Первый металл, из которого древние люди делали орудия труда (медь)
Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период? (овладение огнем)
Вопросы для 2 команды
Несколько родовых общин, живших в одной местности: (племя)
Первые занятия древний людей (охота, собирательство)
Наиболее уважаемый мучжина какого-либо племени(Старейшина)
Как называлась вера в богов и духов (религия)
Где были найдены 1-ые рисунки древнего человека (пещера)
Широко распространенный материал используемый для изготовления гончарных изделий (Глина)
Вопросы для 3 команды
Коллектив древнейших людей (Человеческое стадо)
Просьба, обращенная к Богу (молитва)
Занятие людей, возникшие из собирательства (земледелие)
Орудие труда, используемое при изготовлении одежды (игла)
В какой стране были найдены первые рисунки древнего человека? (Испания)
Первое домашнее животное, прирученное человеком(собака)
3.конкурс: Рыболовство (Кто больше поймает рыб)
4. конкурс: Черный ящик ( при помощи подсказок должны угадать что находится в ящике)
Шкура одежда, которая еще ближе к телу, чем рубашка; От него исходит тепло, очень мягкое. Использовали для строительство хижину
Амулет магических представлениях предмет, способный охранять владельца; по суеверным повериям спасает от болезней, несчастий,
носимый на теле человека в целях предохранения от болезни, сглаза, несчастья
синоним предохранитель
3.Камень плотное образование из солей и органических соединений во внутренних органах, протоках; красиво окрашенный или бесцветный прозрачный минерал, используемый для изготовления украшений, предметов искусства; кусок твердой горной породы.
5. конкурс : «Творческая мастерская» -изобразить сцены из жизни первобытного человека: это может быть охота, собирательство, родовая община, обрядный ритуал.
6. конкурс Кросссворд «Жизнь первобытных людей»- Предлагаю разгадать кроссворд. В течение 3 миинут.
Конкурс «Охота на зверей» - должны угадать исторические загадки
1.Это предки всех слонов
Но крупнее, лохмаче (мамонт)
2.Собрав сородичей, друзей
Решил он с ними поживиться
Чужое племя он ограбил
И с ними после боя поделился(Вождь)
3.Первый это коллектив
Человек там не ленив
Он по лесу ходит день
Собирать ему не лень (стадо)
4.Назови это занятье
Когда целый день-деньской
Плоды, ягоды, коренья –
Что имели вид съестной
Люди первые искали
Стадом всем потом съедали.(собирательство)
5.Вожди племен и их друзья
Прославлены все были.
Досталась их потомкам честь и слава
Людей же этих стали звать
Вы правы. Ну конечно….(Знать)
6.Лежит - молчит,
Подойдешь -
Заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт. (собака)
7.Где встречается такое,
Что земля над головою?(пещера)
8.Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.(камень)
9.Шипит и злится, воды боится
С языком – а не лает, без зубов – а кусает?(огонь)
10.Маленький, горбатенький, все поле обрыщет,
домой прибежит, целый год пролежит (серп)
8 конкурс Историческая арифметика.
Раскройте скобки, упростите выражение, объясните значение полученных слов:
1) (С + ОБ) ∙ ОРО + (ДИЧИ + ТНИ) =сородичи, оборотни
2) (Д + Р) ∙ УБИ + (НА + ЛО) =дубина, рубило
3) (М + ПРОК) ∙ ОЛ + (ИТВА + КА) =молитва, проколка
9.конкурс Творческие задачи каждой команде на карточке дается по одному заданию
1.Одно из первобытных племён не оставило археологических памятников. Но известно, что в языке племени были слова обозначавшие «кремень», «копьё», «лодка», «весло», «огонь», «шалаш»
Какой вывод можно сделать о жизни и занятиях этого племени?
2. Известно, что древние люди первоначально пользовались ручным рубилом без рукоятки, а затем научились прикреплять рубило к деревянной рукоятке. Впоследствии люди изобрели плот. Как появление топора с рукояткой подготовило изобретение плота?
3. До недавнего времени коренные жители Австралии были отсталыми в хозяйственном и культурном отношении людьми. Они не умели читать, писать, не знали металлов. Вместе с тем австралийцы прекрасно разбирались в природе: они различали более двухсот видов пригодных в пищу диких растений, около ста видов съедобных улиток и более двадцати видов съедобных рыб. Чем объяснить, что большинство современных горожан и даже сельских жителей гораздо хуже австралийцев разбираются в окружающей природе?
Подведение итогов .Предоставление слово жюри
Конкурсы | Команда | Команда | Команда |
1.Приветствие | | | |
2.Историческая викторина | | | |
3.Рыболовство | | | |
4.Черный ящик | | | |
5.Творческая мастерская | | | |
6.Кросссворд «Жизнь первобытных людей» | | | |
7.Охота на зверей | | | |
8.Историческая арифметика | | | |
9.Творческие задачи | | | |