Внеклассное мероприятие «Мы составляем наш портрет»
Дата: 12.10.20
9 «А» класс
Цель: Составление портрета современного молодого человека, как собирательного образа поколения молодых людей XXI века, испытывающим уважение к общественным ценностям, способных к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи:
Образовательные: продолжить знакомство с общечеловеческими ценностями, оценка человеческих ценностей и недостатков.
Воспитательные: воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Развивающие: Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, формировать навык речевого этикета. Способствовать развитию умений работать в группе, развивать коммуникативные умения, закреплять навыки бесконфликтного общения.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход мероприятия:
Приветствие учащихся, учащиеся рассаживаются по своим местам.
Вы видите тему на доске «Мы составляем наш портрет».
Учитель: Что значит – наш портрет?
Ученик 1: Изображение человека.
Учитель: В теме классного часа употребляется местоимение «наш», т.е. портрет будет не одного человека.
Ученик 2: Да, всего класса.
Учитель: Верно. Я согласна с вами, но это узкое видение. Если брать шире, то вы – целое поколение, эпоха, ступень в развитии сознания человечества. Здесь берем в расчет и особенности вашей жизнедеятельности, стремлений, идеалов. У каждого поколения свои цели, задачи, кумиры, взгляды на жизнь.
Учитель: Давайте сегодня попытаемся составить портрет абстрактного современного молодого человека.
Нам предстоит совместная работа, а потому нужно «познакомиться».
Ученик 1: Да, но мы вроде как 9 лет знакомы.
Учитель: Предоставляю вам возможность выбрать себе имя. Часто бывает, что кому-то не нравится его имя, данное при рождении, кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, некоторым нравится, чтобы их называли сокращенно. Также многие люди любят себя называть, исходя из своих увлечений, интересов.
В течение 30 секунд придумайте себе имя-ник, напишите его на бэйдже и представьте себя группе. В течение всего общения все собеседники будут обращаться к вам только так.
Для работы в группе необходимо принять общие правила:
- конфиденциальность (все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно становится достоянием третьих лиц);
- принцип добровольного участия в группе (члены группы могут не принимать участие в тех или иных видах заданий);
- доброжелательная атмосфера (недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу).
Чтобы составить портрет современного молодого человека, предлагаю каждой группе определенный набор характеристик (представитель группы выбирает случайным образом карточку из предложенных учителем (см. приложение1)). Из этого набора выберите те 5 качеств, которые считаете нужными. Можете дополнить своими вариантами (работают в группах, 2 группы по 8 человек).
Учащиеся защищают свои работы – на доске крепятся результаты работы групп как единое целое).
Учитель: Так из чего состоит наш портрет?
(Идет обсуждение составленного портрета).
1 группа: Любовь, дружба, свобода в поступках и действиях, счастье близких, здоровье.
2 группа: Счастливая семья, материальная обеспеченность, интересная работа, уверенность в себе и самоуважение, хорошее образование.
Учитель: Как видите, портрет поколения состоит не только из внешних характеристик, но в большей степени из жизненных ценностей.
Получился портрет виртуального молодого человека. Но каждый из вас вполне реален, причем у каждого есть свои индивидуальные особенности, характер. Давайте узнаем у «соседей», какие черты характера нам присущи. Для этого пусть каждый обведет ладонь своей руки на листке бумаги и передаст по часовой стрелке соседу, тот, в свою очередь, должен написать на ладошке одно из качеств вашего характера, которое ему в вас нравится.
(Учащиеся пишут на листах с ладошками качества характера, работа будет закончена тогда, когда свой же листочек вернется к хозяину. А затем каждый прочтет то, что написано у него на ладошке).
Ожидали ли вы узнать о себе все то, что прочитали?
Ученик 1: Да
Ученик 2: Нет
Это был взгляд со стороны. А сами вы задумывались над вопросами: «Кто я? Какой я?».
Казалось бы, очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.
Учитель: «Представьте себе, что вы в поисках работы наткнулись на объявление о предложении трудоустроиться. Поняв, что это место для вас, звоните по указанному телефону. Вас спрашивают: «Кто вы?». Подумайте, что бы вы ответили и запишите на бумажных листках» Учитель выдает листы с неоконченными фразами. «Предлагаю вам дополнить эти фразы»
Я - …
Я люблю (не люблю) …
Я буду (не буду) …
Я стремлюсь …
(Ученики записывают продолжение фраз на бумажных листках).
Учитель: «Продолжая фразу «Я стремлюсь», вы мечтали. Запечатаем ваши записи в конверт, и отдадим их вашему классному руководителю. И открыв их через год на своем выпускном вы увидите: чего вы достигли, что изменилось в ваших планах, что нужно еще сделать, чтобы воплотить мечту в жизнь.
Нужно не только составлять блестящие планы на будущее, но и их реализовывать.
Стремясь к цели, не забывайте, что вам предстоит и нести ответственность за свои действия.
Вы стоите на пороге жизненного пути, перед выбором, каким быть, кем быть? Но чтобы грамотно и осознанно сделать свой выбор, вы должны, в первую очередь, познать себя. Принимать решения и осуществлять выбор – талант, который нужно развивать.
Учитель: А теперь я предлагаю выразить ваши впечатления от прошедшего мероприятия в виде смайликов.
(Учащиеся рисуют смайлики)
Учитель: Ребята, я надеюсь, что все ваши мечты сбудутся. Я уверена, что у вас впереди много открытий в деле самопознания. Я благодарна вам за работу. Наше мероприятие закончено, всем спасибо!»
В результате проведения внеклассного мероприятия удалось достичь поставленных целей, ученики осознали смысловую ценность мероприятия. Удалось вовлечь в работу всех учащихся, и они эмоционально погрузились в тему классного часа, воспринимали все серьезно и осознанно. В результате проведения эвристической беседы и постановки проблемных вопросов, вызывающих различные мнения учащихся, удалось сформировали положительные представление о человеческих ценностях, пробудить интерес к вопросу «Кто я?». Ученики активно участвовали в беседе, выражали свое мнение о проблеме выбора профессии. При помощи теста школьники смогли выявить свои ценностные ориентиры.
Так как мероприятие строилось в диалоговой форме, возникли затруднения с поддержанием дисциплины, ученики вовлеченные в активное обсуждение перебивали друг друга. Для того что бы поддержать атмосферу сотрудничества и психологического комфорта, возникла необходимость делать замечания.
В результате мероприятия удалось составить портрет современного молодого человека, испытывающим уважение к общественным ценностям, способных к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми. Ученикам понравилось мероприятие, что подтверждает рефлексия, проведенная в конце занятия.
Приложение 1
1 группа:
Общечеловеческие ценности
Выбрать из списка ценности и выстроить их по приоритету:
2 группа
Общество и личность
Процветание государства
Хорошее образование
Интересная работа
Карьера
Счастливая семья
Материальная обеспеченность
Научная деятельность
Уверенность в себе и самоуважение
Власть и положение
Природоохранная деятельность
Слава