СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Малые жанры УНТ"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное внеклассное мероприятие можно использовать во время проведения Недели русского языка и литературы, а фрагменты  - на уроке литературы.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Малые жанры УНТ"»

Сценарий проведения внеклассного мероприятия

для 5-х классов

«Посиделки на Руси. Малые жанры фольклора»

 Цели: 

- продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора;

- совершенствовать умение различать малые жанры фольклора;

- развивать творческие способности, речь, память, мышление;

- обогащать словарный запас;

- совершенствовать умение работать в группе;

- воспитывать уважительное отношение к родному наследию

Тип мероприятия: комбинированный с элементами интерактивного обучения (работа в группах)

Ход мероприятия:

Организационный момент

Мотивация

Учитель:

-  На Руси посиделки начинались после окончания осенних забот, когда собран урожай, и продолжались до Благовещения, до весны, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.

Осенними и зимними вечерами  собиралась деревенская молодёжь на посиделки. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, обсудить последние новости, показать своё искусство в мастерстве, рукоделии. У каждого своё занятие в долгие зимние вечера: парни лапти да корзины плетут, девушки рукоделием занимаются: кто пряжу прядёт, а кто вышивает да вяжет.

Предлагаю вспомнить малые жанры УНТ и отдохнуть на наших, ребячьих, посиделках.


  • Работа в группах «Собери пословицу»

Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится!

( соединить 2 части в одну и объяснить значение)

  1. Делу – время,                                  гуляй смело!

  2. Без труда                                         на добрые дела.

  3. Любишь кататься -                          не вытянешь и рыбки из пруда.

  4. Жизнь дана                                        потехе – час.

  5. Кончил дело                                 люби и саночки возить. 

  • Произнеси скороговорку

Желанными занятиями на таких посиделках были и скороговорки.

Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки.

Игра «Вспомни – продолжи»: читаются первые строчки скороговорки, а дальше нужно продолжить

  1. Ехал Грека….

  2. Около кола….

  3. Водовоз вёз….

  4. Расскажите про….


  • Отгадай загадку

На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки.

 (Дети отгадывают, а потом поочередно загадывают загадки)

  1. Выпучив  глаза, сидит,

По-французски говорит,

Как блоха прыгает,

Как человек плавает. (Лягушка)

  1. У кого есть шапка без головы,

А нога без сапога? (Гриб)

  1. Не по рыбам,

А сети расставляет.

И плетет он сито –

Не руками свито. (Паук)

  1. Маленький,

Беленький,

Всё полюшко

Покружил;

По дорожке прыг-прыг,

По снежочку тык-тык! (Заяц)

  1. Снесли птички

Синенькие яички,

Развесили по дереву:

Скорлупка мяконька,

Белок сладенький,

А желток костяной. (Слива)

  1. А ну-ка, ребята,

Кто угадает:

На десять братьев

Двух шуб хватает. (Рукавицы)

  1. Без рук, без ног, а скачет. (Мячик)


  • Послушайте небылицы

Ну как не потешить друг друга небылицами?

Учитель:

Рано утром, вечерком,

Поздно на рассвете

Баба ехала пешком

В ситцевой карете.

А за нею во всю прыть,

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами.

Современные авторы тоже придумывают свои небылицы.

Юнна Мориц «Хохотальная путаница»

Восстанови пропущенные строки в стихотворении (работа в командах)

С мармеладом в бороде 
К своему папаше 
Плыл медведь в сковороде 
По кудрявой каше

Над землёй арбуз летит, 
Он чирикает, свистит
«Я-горчица, я-лимон! 
Я закрылся на ремонт!» 

Ям-тирьям-тирьям, в коляске 
Две усатых Свистопляски 
Босиком, бегом-бегом 
Ловят ветер сапогом! 

По реке бежит буфет, 
В нём лежит Большой Секрет, 
Он снимается в кино, 
Всем понравится оно!


Физкультминутка «Будем в школе»

Если дети согласны с утверждением, то кричат «Да, да, да!», а если не согласны — «Нет, нет, нет!»

В школу осенью пойдем.
Там друзей себе найдем.
Будем в школе мы учиться.
А с друзьями будем биться.
Будем мы читать, писать.
На уроках будем спать.
Будем с куклами играть.
Задачи сложные решать.
Дневник в школу будем брать.
Чтобы двойки получать.
Станем мы учениками.
Уроки делать будем сами.




  • Веселая грамматика

Образуйте от слов мужского рода слова женского рода: 
1. Он - козел, она - коза; он - бобер, она - ... (бобер); 
2. Он - осел, она - ослица; он - оса, она - ... (оса); 
3. Он - ворон, она - ворона; он - стрекоза, она - ... (стрекоза). 
Образуйте от существительных единственного числа существительные множественного числа: 
1. Колос - колосья, голос - голоса, волос - волосы, дуга - дуги, рука - руки, мука - ... (мука); 
2. Житель - жители, любитель - любители, учитель - ... (учителя); 
3. Грек - греки, узбек - узбеки, человек - ... (люди); 
4. Ведро - ведра, бедро - бедра, метро - ... (метро).


  • Путешествие в Африку

Ведущий произносит фразу, все хором продолжают: «И мы!» При этом надо быть внимательными.

Текст ведущего: «Я решил поехать в Африку. Я вышел из дома. Я пришел на конюшню. Я взял лошадь. Лошадь имеет четыре ноги. Я сел на лошадь. Я поехал. Лошадь имеет хвост. Я приехал в аэропорт. Я привязал лошадь. Лошадь ест овес. Я сел в самолет. Я прилетел. Самолет гудит. Я прилетел в Африку. Я иду по Африке. Я вижу большие деревья. На них обезьяны сидят. Я иду по Африке дальше. Я вижу слонов. Я вижу бегемотов. Я вижу жирафов. Я вижу тигра. Он бросается на меня. Так я побывал в Африке»


  • Послушаем сказки (рассказывают ученики)

Сказка – складка, послушать сладко

- А вы любите сказки? Слушайте:

Ученик 1:

- Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?

Ученик 2

- Жило-было два мочала,

Вот и сказочке начало.

Было-жило два павлина,

Вот и сказке половина.

А жило-было два гуся,

Вот и сказка вся!


- Понравились сказки? А чем понравились?

- Называются эти сказки ДОКУЧНЫМИ


Владимир Иванович Даль:  «Бесконечные сказки, рассказываемые тем, кто докучает (надоедает) просьбами».

Владимир Яковлевич Пропп: «Это, собственно, не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок», они «используются, чтобы отделаться от настойчивых просьб рассказать сказку».


Ученик 3

Тётушка Арина

Кашу варила,

Егор да Борис

Из-за каши

Подрались.

Мочала-мочала,

Начинай сначала!


Ученик 4

Шёл мужик в лес, видит мост, а на мосту ворона сохнет. Взял ворону за хвост, кинул её под мост – пусть ворона мокнет. Пошёл дальше. Опять видит мост, под мостом ворона мокнет. Взял ворону за хвост, кинул её на мост – пусть ворона сохнет. Пошёл дальше. Опять видит мост…


Ученик 5

Летела-летела, летела-летела ворона. Ну и села. Сидела-сидела, сидела-сидела и полетела. Летит-летит, летит-летит и сядет. Сидит-сидит, сидит-сидит и опять полетит…


Ученик 6

Жил-был старичок, накосил сена стожок. Ты скажешь - хорошо, да я скажу – хорошо. Жили-были два старичка, да накосили сена два стожка. Ты говоришь – хорошо, да я скажу – хорошо…


Ученик 7

Жил да был помидор

На соседней грядке.

И решил помидор

Навести порядки.

Он пошёл к огурцу

И поймал там овцу.

Овца закричала.

Начинай сначала!..


Ученик 8

Жил-был дед,

        Ел щи на обед,

        А на ужин ел кашу.

        Вот и вся сказка наша.

       

 Жил-был мальчик,

        Был он глуп,

        Шубу принял за тулуп.

        Здесь начало,

        Там развязка.

        Хороша ли моя сказка?

        

Жила-была корова,

        Бурёнкою звалась.

        И на лугу корова

        Зелёненьком паслась.

        Ни с кем не говорила,

        А только лишь мычала.

        Понравилась вам сказка?

        Так начинай сначала.


- Хотелось бы вам свою докучную сказку сочинить?

- Для начала попробуем подобрать рифмы к словам:

Огурец –

        Сказка –

        Муравей –

        Кот –

        Овечка –

        Крокодил –

        Хвостик –

        Ребята –


  • Сочиняем сказку вместе (Работа в группах)

Кошка – на окошке, карася – сказка вся, мочало – сначала!

Огурец – молодец, сели – съели, прочти – повтори!

Овечка – у речки, травку – козявку, закричала – сначала!

Лягушка – старушка, свечку – на печку, чай – повторяй!

Бараны – барабаны, гости – кости, не грусти – повтори!


Рефлексия

Подведение итогов

- С каким новым малым жанром народного творчества познакомились?

- Что вам понравилось? Запомнилось?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!