Сценарий проведения внеклассного мероприятия
для 5-х классов
«Посиделки на Руси. Малые жанры фольклора»
Цели:
- продолжить знакомство учащихся с малыми жанрами фольклора;
- совершенствовать умение различать малые жанры фольклора;
- развивать творческие способности, речь, память, мышление;
- обогащать словарный запас;
- совершенствовать умение работать в группе;
- воспитывать уважительное отношение к родному наследию
Тип мероприятия: комбинированный с элементами интерактивного обучения (работа в группах)
Ход мероприятия:
Организационный момент
Мотивация
Учитель:
- На Руси посиделки начинались после окончания осенних забот, когда собран урожай, и продолжались до Благовещения, до весны, когда начиналась серьёзная крестьянская работа.
Осенними и зимними вечерами собиралась деревенская молодёжь на посиделки. Здесь молодые люди могли поведать сокровенные тайны, обсудить последние новости, показать своё искусство в мастерстве, рукоделии. У каждого своё занятие в долгие зимние вечера: парни лапти да корзины плетут, девушки рукоделием занимаются: кто пряжу прядёт, а кто вышивает да вяжет.
Предлагаю вспомнить малые жанры УНТ и отдохнуть на наших, ребячьих, посиделках.
Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится!
( соединить 2 части в одну и объяснить значение)
Делу – время, гуляй смело!
Без труда на добрые дела.
Любишь кататься - не вытянешь и рыбки из пруда.
Жизнь дана потехе – час.
Кончил дело люби и саночки возить.
Желанными занятиями на таких посиделках были и скороговорки.
Для скороговорки важно, чтобы её произнесли не только как можно скорее, но и чисто и красиво. Ведь недаром народ дал скороговоркам ещё одно имя - чистоговорки.
Игра «Вспомни – продолжи»: читаются первые строчки скороговорки, а дальше нужно продолжить
Ехал Грека….
Около кола….
Водовоз вёз….
Расскажите про….
На посиделках любили загадывать и отгадывать и загадки.
(Дети отгадывают, а потом поочередно загадывают загадки)
Выпучив глаза, сидит,
По-французски говорит,
Как блоха прыгает,
Как человек плавает. (Лягушка)
У кого есть шапка без головы,
А нога без сапога? (Гриб)
Не по рыбам,
А сети расставляет.
И плетет он сито –
Не руками свито. (Паук)
Маленький,
Беленький,
Всё полюшко
Покружил;
По дорожке прыг-прыг,
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Снесли птички
Синенькие яички,
Развесили по дереву:
Скорлупка мяконька,
Белок сладенький,
А желток костяной. (Слива)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десять братьев
Двух шуб хватает. (Рукавицы)
Без рук, без ног, а скачет. (Мячик)
Ну как не потешить друг друга небылицами?
Учитель:
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
А за нею во всю прыть,
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Современные авторы тоже придумывают свои небылицы.
Юнна Мориц «Хохотальная путаница»
Восстанови пропущенные строки в стихотворении (работа в командах)
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я-горчица, я-лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Физкультминутка «Будем в школе» Если дети согласны с утверждением, то кричат «Да, да, да!», а если не согласны — «Нет, нет, нет!» |
В школу осенью пойдем. Там друзей себе найдем. Будем в школе мы учиться. А с друзьями будем биться. Будем мы читать, писать. На уроках будем спать. Будем с куклами играть. Задачи сложные решать. Дневник в школу будем брать. Чтобы двойки получать. Станем мы учениками. Уроки делать будем сами. |
Образуйте от слов мужского рода слова женского рода: 1. Он - козел, она - коза; он - бобер, она - ... (бобер); 2. Он - осел, она - ослица; он - оса, она - ... (оса); 3. Он - ворон, она - ворона; он - стрекоза, она - ... (стрекоза). Образуйте от существительных единственного числа существительные множественного числа: 1. Колос - колосья, голос - голоса, волос - волосы, дуга - дуги, рука - руки, мука - ... (мука); 2. Житель - жители, любитель - любители, учитель - ... (учителя); 3. Грек - греки, узбек - узбеки, человек - ... (люди); 4. Ведро - ведра, бедро - бедра, метро - ... (метро). |
Ведущий произносит фразу, все хором продолжают: «И мы!» При этом надо быть внимательными.
Текст ведущего: «Я решил поехать в Африку. Я вышел из дома. Я пришел на конюшню. Я взял лошадь. Лошадь имеет четыре ноги. Я сел на лошадь. Я поехал. Лошадь имеет хвост. Я приехал в аэропорт. Я привязал лошадь. Лошадь ест овес. Я сел в самолет. Я прилетел. Самолет гудит. Я прилетел в Африку. Я иду по Африке. Я вижу большие деревья. На них обезьяны сидят. Я иду по Африке дальше. Я вижу слонов. Я вижу бегемотов. Я вижу жирафов. Я вижу тигра. Он бросается на меня. Так я побывал в Африке»
Сказка – складка, послушать сладко
- А вы любите сказки? Слушайте:
Ученик 1:
- Жил-был царь, у царя был двор, во дворе был кол, на колу мочало. Не сказать ли сказку сначала?
Ученик 2
- Жило-было два мочала,
Вот и сказочке начало.
Было-жило два павлина,
Вот и сказке половина.
А жило-было два гуся,
Вот и сказка вся!
- Понравились сказки? А чем понравились?
- Называются эти сказки ДОКУЧНЫМИ
Владимир Иванович Даль: «Бесконечные сказки, рассказываемые тем, кто докучает (надоедает) просьбами».
Владимир Яковлевич Пропп: «Это, собственно, не сказки, а прибаутки или потешки, которыми стараются отвадить детей, когда они слишком настоятельно требуют рассказывания сказок», они «используются, чтобы отделаться от настойчивых просьб рассказать сказку».
Ученик 3
Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши
Подрались.
Мочала-мочала,
Начинай сначала!
Ученик 4
Шёл мужик в лес, видит мост, а на мосту ворона сохнет. Взял ворону за хвост, кинул её под мост – пусть ворона мокнет. Пошёл дальше. Опять видит мост, под мостом ворона мокнет. Взял ворону за хвост, кинул её на мост – пусть ворона сохнет. Пошёл дальше. Опять видит мост…
Ученик 5
Летела-летела, летела-летела ворона. Ну и села. Сидела-сидела, сидела-сидела и полетела. Летит-летит, летит-летит и сядет. Сидит-сидит, сидит-сидит и опять полетит…
Ученик 6
Жил-был старичок, накосил сена стожок. Ты скажешь - хорошо, да я скажу – хорошо. Жили-были два старичка, да накосили сена два стожка. Ты говоришь – хорошо, да я скажу – хорошо…
Ученик 7
Жил да был помидор
На соседней грядке.
И решил помидор
Навести порядки.
Он пошёл к огурцу
И поймал там овцу.
Овца закричала.
Начинай сначала!..
Ученик 8
Жил-был дед,
Ел щи на обед,
А на ужин ел кашу.
Вот и вся сказка наша.
Жил-был мальчик,
Был он глуп,
Шубу принял за тулуп.
Здесь начало,
Там развязка.
Хороша ли моя сказка?
Жила-была корова,
Бурёнкою звалась.
И на лугу корова
Зелёненьком паслась.
Ни с кем не говорила,
А только лишь мычала.
Понравилась вам сказка?
Так начинай сначала.
- Хотелось бы вам свою докучную сказку сочинить?
- Для начала попробуем подобрать рифмы к словам:
Огурец –
Сказка –
Муравей –
Кот –
Овечка –
Крокодил –
Хвостик –
Ребята –
Кошка – на окошке, карася – сказка вся, мочало – сначала!
Огурец – молодец, сели – съели, прочти – повтори!
Овечка – у речки, травку – козявку, закричала – сначала!
Лягушка – старушка, свечку – на печку, чай – повторяй!
Бараны – барабаны, гости – кости, не грусти – повтори!
Рефлексия
Подведение итогов
- С каким новым малым жанром народного творчества познакомились?
- Что вам понравилось? Запомнилось?