Автор разработки учитель русского
языка и зарубежной литературы
Криворожской общеобразовательной школы
І-ІІІ степеней № 99
Лысякова Тамара Николаевна
Разработка сценария внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему:
«Культура общения. Речевой этикет. Нормативная и ненормативная лексика»
Цели:
- Формировать культуру общения с одноклассниками;
- Учить речевому этикету, закрепить знание жанров речевого общения;
- Развивать интерес к изучению русского языка и норм и правил поведения
человека.
Оборудование:
Мультимедийная установка;
Электронная презентация «Речевой этикет. Культура общения»;
Памятки для учащихся «Речевой этикет»
Бейджики для команд игроков
Время проведения:
11.00-12.00 (зимние каникулы)
Место проведения:
Кабинет русского языка и зарубежной литературы (№ 45)
На кого рассчитано мероприятие: Учащиеся 5-6-х классов.
Слово учителя 1
Сегодня мы с Вами поговорим о культуре речи и речевом этикете, узнаем, насколько культурно мы умеем общаться между собой и со взрослыми людьми, а также закрепим понятие «нормативная» и «ненормативная» лексика.
Слайд 1
Мозговой штурм. Сейчас мы с вами попробуем узнать, как вы определяете понятие «культура речи», а для этого используем приём «мозговой штурм». Разделимся на две команды с помощью считалочки «Времена года». Все, кто относится к зимним временам года - будут снеговички и снежинки, а все, кто относится к летним временам года, будут солнышками и тучками. (Один из вызванных учеников проводит считалку, разделяя детей на две команды. Потом каждая команда выбирает своего капитана и садится на отдельный ряд. Готовится к ответу)
Учитель: Как вы понимаете, что такое «культура речи»?
(Дети отвечают. В этом по очереди принимают участие все желающие, потом правильность ответа проверяется слайдом презентации, команде, которая дала более правильный ответ, даётся фишка)
Слайд 2 Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.
Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.
Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.
Учитель: Хочу вам напомнить виды речи, которые мы используем в общении. Посмотрите на слайд.
Слайд 3 2
говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Учитель: Предлагаю вам выяснить, какая команда сегодня более эрудированная, а для этого поиграем в игру «Как мы общаемся?» В процессе игры предлагается пообщаться командам между собой.
Тема общения «Новогодние праздники, каникулы» Можно задавать друг другу вопросы, дополнять ответы своих товарищей, то есть общаться вдвоём и группой. Итак, что вы хотите узнать о проведении Новогодних праздников у своих друзей? (Идёт общение между командами)
А теперь ответьте на мои вопросы: каковы были жанры вашего общения? (Команды дают ответы)
Давайте определим, какая команда должна получить очередную фишку за правильный ответ, а для этого сверьте свои ответы с материалом слайда.
Слайд 4
Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.
Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.
Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном 3
общении нескольких лиц.
Учитель: Хочу вам напомнить о достоинстве и недостатках вашей речи. Посмотрите на слайд!
Слайд 5
Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной.
Мы стремимся, чтобы наша речь:
А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами
Вам кажется, что это одно и то же? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная.
Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка
Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к
литературному языку
Логичная – если речь не противоречит законам мышления.
Плохая речь – та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.
Учитель: Сделайте вывод, чья речь сегодня была более
правильной, логичной, а чья – плохой. (Дети дают самооценку своей речи. Команда-победительница получает очередную фишку)
Культура речи включает три аспекта:
нормативный;
коммуникативный; 4
этический. Но есть ещё ненормативная лексика, которая, к сожалению, очень часто встречается в вашей речи, но не считается культурной формой общения.
Слайд 6
Учитель: А кто из вас знает, что такое этикет? (представители каждой команды дают свои варианты ответов)
А откуда в русский язык пришло само слово «этикет»? (определяется команда, которая дала более правильные ответы, ей вручается фишка)
Сверим свои ответы с правильными. Смотрите на слайд!
Слайды 7,8
Остановимся подробнее на понятии “Этикет”. Понятие это философское, этическое.
“Этикет (от франц.etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими ,формы общения, манеры и одежда) ”
Учитель: Предлагаю вашему вниманию игру «Вежливые слова». Суть её состоит в том, что вам сейчас надо вспомнить как можно больше вежливых слов в общении друг с другом. Предлагаю одной команде выбрать слова приветствия, а другой – прощания. Игра будет проходить в парах. Каждое новое слово приветствия или прощания говорит новая пара. Согласны? Выберите себе пару для этой игры.
(Проводится игра. Потом дети сверяют свои слова с теми, которые предложены на слайде, выявляется команда-победительница)
Слайд 9
Приветствие и обращение задают тон всему разговору. 5
В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости
их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п.
Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми , кого-то
благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем... Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.
Учитель: А что вы знаете о формах обращения «ты» и «вы». Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”
Она, обмолвясь, заменила.
К кому можно обращаться на «ты»? (Команды дают ответы, 6 уточняется, какая команда дала более верный ответ, вручается очередная фишка)
Слайды 10,11,12
“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того , что “прилично” и “неприлично” в таком назывании. В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.
ВЫ
Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:
К незнакомому, малознакомому человеку
В официальной обстановке общения
При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к человеку
К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку
ТЫ 7
Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:
1. К хорошо знакомому человеку
2. В неофициальной обстановке общения
3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к человеку
4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку.
Учитель: Сделаем вывод об этикете, для чего необходимо его знать и уметь
им пользоваться:
Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность
помогает словесно выразить речевой этикет; он же уместно в меру
употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения. Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких
обстоятельствах не позволено грубить!
Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с
человеком. Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова, как
известно, основана именно на “поглаживаниях”. ”Доброе слово и кошке
приятно”! А злое всегда обижает. Культура общения – это та часть
культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во
взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно, что существуют
определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом
речи.
Слайды 13-17
Учитель: Подведём итоги нашей сегодняшней встречи: какая 8
команда показала сегодня лучший результат в знании речевого этикета и умении им пользоваться. Лучшей сегодня была команда… Все её участники получают маленькие сувениры. А всем участникам мне хочется вручить памятку «Речевой этикет» (Вручаются сувениры, памятки)
Слайды 18,19
Памятка «Культура речи. Этикет»
Учитель: До свидания, до новых встреч!