СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Культура речи. Речевой этикет"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное мероприятие будет интересным как учителю русского языка, так и классному руководителю. Его можно проводить с параллелью классов, а также с одним классом, разбив его на команды. Оно имеет помимо познавательного ещё и соревновательный характер.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Культура речи. Речевой этикет"»

Автор разработки учитель русского

языка и зарубежной литературы

Криворожской общеобразовательной школы

І-ІІІ степеней № 99

Лысякова Тамара Николаевна

Разработка сценария внеклассного мероприятия по русскому языку для учащихся 5-6-х классов на тему:

«Культура общения. Речевой этикет. Нормативная и ненормативная лексика»

Цели:

- Формировать культуру общения с одноклассниками;

- Учить речевому этикету, закрепить знание жанров речевого общения;

- Развивать интерес к изучению русского языка и норм и правил поведения

человека.

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка;

  2. Электронная презентация «Речевой этикет. Культура общения»;

  3. Памятки для учащихся «Речевой этикет»

  4. Бейджики для команд игроков

Время проведения:

11.00-12.00 (зимние каникулы)

Место проведения:

Кабинет русского языка и зарубежной литературы (№ 45)

На кого рассчитано мероприятие: Учащиеся 5-6-х классов.

  1. Слово учителя 1

Сегодня мы с Вами поговорим о культуре речи и речевом этикете, узнаем, насколько культурно мы умеем общаться между собой и со взрослыми людьми, а также закрепим понятие «нормативная» и «ненормативная» лексика.

Слайд 1

  • КУЛЬТУРА РЕЧИ – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.

  1. Мозговой штурм. Сейчас мы с вами попробуем узнать, как вы определяете понятие «культура речи», а для этого используем приём «мозговой штурм». Разделимся на две команды с помощью считалочки «Времена года». Все, кто относится к зимним временам года - будут снеговички и снежинки, а все, кто относится к летним временам года, будут солнышками и тучками. (Один из вызванных учеников проводит считалку, разделяя детей на две команды. Потом каждая команда выбирает своего капитана и садится на отдельный ряд. Готовится к ответу)

  2. Учитель: Как вы понимаете, что такое «культура речи»?

(Дети отвечают. В этом по очереди принимают участие все желающие, потом правильность ответа проверяется слайдом презентации, команде, которая дала более правильный ответ, даётся фишка)

Слайд 2 Понятие «культура речи» включает в себя две ступени освоения литературного языка: 1)правильность речи; 2)речевое мастерство.

Правильность речи – это соблюдение норм литературного языка.

Речевое мастерство – это умение правильно построить высказывание.

  1. Учитель: Хочу вам напомнить виды речи, которые мы используем в общении. Посмотрите на слайд.

Слайд 3 2

  • говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;

  • слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;

  • письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;

  • чтение - восприятие графических символов и их понимание.

  1. Учитель: Предлагаю вам выяснить, какая команда сегодня более эрудированная, а для этого поиграем в игру «Как мы общаемся?» В процессе игры предлагается пообщаться командам между собой.

Тема общения «Новогодние праздники, каникулы» Можно задавать друг другу вопросы, дополнять ответы своих товарищей, то есть общаться вдвоём и группой. Итак, что вы хотите узнать о проведении Новогодних праздников у своих друзей? (Идёт общение между командами)

А теперь ответьте на мои вопросы: каковы были жанры вашего общения? (Команды дают ответы)

Давайте определим, какая команда должна получить очередную фишку за правильный ответ, а для этого сверьте свои ответы с материалом слайда.

Слайд 4

  • Монолог - жанр, образуемый в результате активной речевой деятельности говорящего и не рассчитанный на активную одновременную реакцию слушателя.

  • Диалог - жанр речи, состоящий из регулярного обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие речевой деятельности говорящего собеседником.

  • Полилог - жанр речи, возникающий при непосредственном 3

общении нескольких лиц.

Учитель: Хочу вам напомнить о достоинстве и недостатках вашей речи. Посмотрите на слайд!

Слайд 5

  • Разве речь может быть качественной или некачественной? Может. А может быть и высококачественной, то есть искусной.

  • Мы стремимся, чтобы наша речь:

  • А) была лишена недостатков Б) обладала достоинствами

  • Вам кажется, что это одно и то же? Не совсем так. Мы считаем хорошей речь, о которой можно сказать, что она правильная, чистая, логичная.

  • Правильная – если в речи не нарушены нормы литературного языка

  • Чистая – если речь не засорена словами, не относящимися к

литературному языку

  • Логичная – если речь не противоречит законам мышления.

  • Плохая речь та, в которой есть несоответствие вышеназванным качествам.

Учитель: Сделайте вывод, чья речь сегодня была более

правильной, логичной, а чья – плохой. (Дети дают самооценку своей речи. Команда-победительница получает очередную фишку)

  • Культура речи включает три аспекта:

  • нормативный;

  • коммуникативный; 4

  • этический. Но есть ещё ненормативная лексика, которая, к сожалению, очень часто встречается в вашей речи, но не считается культурной формой общения.

Слайд 6

Учитель: А кто из вас знает, что такое этикет? (представители каждой команды дают свои варианты ответов)

А откуда в русский язык пришло само слово «этикет»? (определяется команда, которая дала более правильные ответы, ей вручается фишка)

Сверим свои ответы с правильными. Смотрите на слайд!

Слайды 7,8

Остановимся подробнее на понятии “Этикет”. Понятие это философское, этическое.

“Этикет (от франц.etiquette – ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими ,формы общения, манеры и одежда) ”

Учитель: Предлагаю вашему вниманию игру «Вежливые слова». Суть её состоит в том, что вам сейчас надо вспомнить как можно больше вежливых слов в общении друг с другом. Предлагаю одной команде выбрать слова приветствия, а другой – прощания. Игра будет проходить в парах. Каждое новое слово приветствия или прощания говорит новая пара. Согласны? Выберите себе пару для этой игры.

(Проводится игра. Потом дети сверяют свои слова с теми, которые предложены на слайде, выявляется команда-победительница)

Слайд 9

Приветствие и обращение задают тон всему разговору. 5

В зависимости от социальной роли собеседников, степени близости

их вырабатывается ты – общение или вы – общение и соответственно приветствия здравствуй или здравствуйте. Добрый день (вечер, утро), привет, салют и т.п.

Пожалуй, это самые употребительные выражения: мы помногу раз в день обращаемся к кому-то, приветствуем своих знакомых , а иногда и незнакомых, прощаемся с людьми , кого-то

благодарим, перед кем-то извиняемся, кого-то поздравляем, кому-то желаем удачи или делаем комплимент, кому-то соболезнуем, сочувствуем; мы советуем, просим, предлагаем и приглашаем... Национальные и культурные традиции предписывают определённые формы обращения к незнакомым людям. Если в начале века универсальными способами обращения были гражданин и гражданка, то во второй половине 20-го века большое распространение получили диалектные южные формы обращения по признаку пола – женщина, мужчина. В последнее время нередко в непринуждённой разговорной речи, при обращении к незнакомой женщине употребляется слово дама, однако при обращении к мужчине слово господин используется только в официальной, полуофициальной, клубной обстановке. Выработка одинакового приемлемого обращения к мужчине или к женщине – дело будущего: здесь скажут своё слово социокультурные нормы.

Учитель: А что вы знаете о формах обращения «ты» и «вы». Великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Пустое ”Вы” сердечным ”Ты”

Она, обмолвясь, заменила.

К кому можно обращаться на «ты»? (Команды дают ответы, 6 уточняется, какая команда дала более верный ответ, вручается очередная фишка)

Слайды 10,11,12

“Ты” и ”Вы” – местоимения, употребляются”вместо имени”. ”Жизнь” местоимений сама по себе очень интересна. Тем более что личные местоимения имеют прямое отношение к речевому этикету. Они связаны с самоназываниями и с называниями собеседника, с ощущением того , что “прилично” и “неприлично” в таком назывании. В русском языке широко распространено Вы – общение в неофициальной речи. Поверхностное знакомство в одних случаях и неблизкие длительные отношения старых знакомых в других показываются употреблением вежливого «Вы». Кроме того, Вы – общение свидетельствует об уважении участников диалога; так, Вы – общение характерно для давних подруг, питающие друг к другу глубокие чувства уважения и преданности. Чаще Вы – общение при длительном знакомстве или дружеских отношениях наблюдается среди женщин. Мужчины разных социальных слоёв чаще склоны к Ты – общению. Среди необразованных и малокультурных мужчин Ты – общение считается единственно приемлемой формой социального взаимодействия.

ВЫ

Обращение на “Вы” свидетельствует о большей вежливости:

  1. К незнакомому, малознакомому человеку

  2. В официальной обстановке общения

  3. При подчеркнуто вежливом , сдержанном отношении к человеку

  4. К равному и старшему (по возрасту, положению) человеку

ТЫ 7

Обращение на “Ты” свидетельствует о меньшей вежливости:

1. К хорошо знакомому человеку

2. В неофициальной обстановке общения

3. При дружеском, фамильярном, интимном отношении к человеку

4. К равному и младшему (по возрасту, положению) человеку.

Учитель: Сделаем вывод об этикете, для чего необходимо его знать и уметь

им пользоваться:

Уважительность к другому человеку, вежливость и доброжелательность

помогает словесно выразить речевой этикет; он же уместно в меру

употребляемый, в конечном итоге формирует культуру поведения. Запомни : грубость вредит всегда и везде , никому и ни при каких

обстоятельствах не позволено грубить!

Давайте запомним и другое: слово доброе может делать чудеса с

человеком. Да что там с человеком ! Блистательная дрессура Дурова, как

известно, основана именно на “поглаживаниях”. ”Доброе слово и кошке

приятно”! А злое всегда обижает. Культура общения – это та часть

культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во

взаимном обмене репликами , в беседе. Естественно, что существуют

определенные правила ведения беседы, которые можно назвать этикетом

речи.

Слайды 13-17

Учитель: Подведём итоги нашей сегодняшней встречи: какая 8

команда показала сегодня лучший результат в знании речевого этикета и умении им пользоваться. Лучшей сегодня была команда… Все её участники получают маленькие сувениры. А всем участникам мне хочется вручить памятку «Речевой этикет» (Вручаются сувениры, памятки)

Слайды 18,19

Памятка «Культура речи. Этикет»























Учитель: До свидания, до новых встреч!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!