СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие Холокост

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие Холокост

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие Холокост»

Урок памяти «Память о Холокосте – путь к толерантности в будущем»

  1. Презентация «История Холокоста».

  2. Видеоролики «Спасение евреев советскими партизанами, Долгиново» и «Жизнь Анны Франк».

Педагог: Мероприятие, посвященное памяти жертвам Холокоста – один из циклов мероприятий, посвященной теме ВОВ, которые проводятся на наших занятиях. Тема войны по-прежнему актуальна в обществе, с ней связано воспитание у подрастающего поколения толерантности, способности жить в мире и согласии со всеми народами.

Слайд 2: «Чтобы понять историю, надо ее прочувствовать».

Педагог: Память - преодоление времени. В этом ее величайшее, нравственное значение. Помнить – чтобы жить! Одна из главных задач нашего урока заключена в слогане: «Чтобы понять историю, надо ее прочувствовать». Вот это мы с вами и постараемся сегодня сделать.

Сегодня наш урок посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Так давайте вспомним, как всё это было.

Наши задача сегодня - попытаться ответить на вопросы:

  • что такое Холокост?

  • какой день считается «Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

  • каковы его уроки?

  • почему стала возможна эта трагедия?

  • что значит – «помнить и никогда забывать»?

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Педагог: Как вы считаете, что означает понятие «холокост»

Ожидаемый ответ учащихся:

1.Холокост - «всесожжение»;

2. Термин, обозначающий истребление немецкими нацистами почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств в крематориях нацистских концлагерей – лагерей смерти.

3. Это осознанное уничтожение еврейского народа и главное – детей, чтобы не было продолжения их нации. Это бесчеловечное злодеяние, совершенное людьми против невиновных людей и главное детей. Они не просто убивали, они убивали с особой жестокостью – закапывали живьем детей, сжигали.

Слайд 3: Холокост — систематическое преследование и истребление немецкими нацистами миллионов жертв нацизма — почти трети еврейского народа и многочисленных представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам в лагерях смерти.

Педагог: Что такое лагерь смерти?

Ожидаемый ответ учащихся:

Лагерь смерти – территория, специально выделенная и оборудованная для массового уничтожения людей.

Педагог:

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз. Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи.

Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).1

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии, принятой в 1920, и обоснована в книге Гитлера «Моя борьба». После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» еврейского вопроса в Германии, а позднее в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии. 2

Принятые в сентябре 1935 г. на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.3



Педагог: В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм (одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе) остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то увидели в Интернете, по телевизору показывали. Это одна из причин, по которой в России продолжается рост экстремистских настроений. 

Педагог: Чудовищные последствия второй мировой войны послужили толчком к созданию Организации Объединенных Наций. Важнейшей частью мандата Организации, закрепленного в ее Уставе, является защита прав всех людей без различия в отношении расы, пола, языка или религии. Выступая на церемонии открытия Музея истории Холокоста в Яд Вашеме (Израиль) в марте 2005 года. Генеральный секретарь Кофи Аннан напомнил, что священный долг «Организации Объединенных Наций — искоренять ненависть и нетерпимость. Если Организация Объединенных Наций не будет вести непримиримую борьбу против антисемитизма и других форм расизма, она будет недостойна своей истории и поставит под угрозу свое будущее».4

Слайд 8. В память 6 млн. евреев жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста  в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

Слайд 9. Самым известным символом Холокоста, включённым в знаменитый список ЮНЕСКО «Память мира» является Дневник Анны Франк, в котором выражается всё, что происходило, вплоть до 1944-го года – в этом году семью девочки обнаруживают и отправляют в концлагерь, где она вместе с сестрой и матерью погибают.

Просмотр видеоролика «Жизнь Анны Франк»

Обсуждение видеоролика. Почему дневник маленькой девочки стал одним из символов Холокоста?

Ожидаемый ответ: Из миллионов детей, подвергшихся преследованиям со стороны нацистов и их союзников, удалось выжить лишь небольшому числу детей, писавших свои дневники. Дневник Анны Франк передает переживания, отражает те чувства и тот шок, который пришлось пережить многим детям в течение этих ужасных лет. 

Ожидаемый ответ: Дневники детей Холокоста отражает частичку жизни его автора, но все вместе они рисуют перед читателем сложную и многогранную картину, повествующую о жизни и смерти молодых людей во время Холокоста.

Педагог: В начале урока были поставлены вопросы, пожалуйста, давайте обсудим.

- Какой день считается «Международным днем памяти жертвам Холокоста»?

Ожидаемый ответ: 27 января

- Каковы уроки Холокоста?

Ожидаемый ответ: эта трагедия показывает нам что мир очень хрупкий и зло может его разрушить, если молчать и не бороться. Главный урок – земля наш общий дом для всех людей разных национальностей и вер, и мы должны быть терпимы друг к другу.

- Почему стала возможна эта трагедия?

Ожидаемый ответ: фашистский режим и его нацистская идеология были нацелены против многих людей – не арийцев: славян, евреев. И многие сначала не предавали значения масштабам этой трагедии. Одни молчали, так как боялись за себя и своих детей. Другие поддерживали нацистов и содействовали их злодеяниям. Многие же помогали евреям и их детям, хотя это было очень трудно и опасно.

- Что значит “помнить, и никогда не забывать”?

Ожидаемый ответ: это значит – знать все о этой трагедии и делать все для того, чтобы она не повторилась. Все люди на земле имеют право на жизнь и свободу, и никто не имеет права убивать, даже если кто-то кому-то не нравится.

Слайд 10. «Без прошлого, нет настоящего, а значит, нет будущего. Помните об этом».

Педагог: В завершении нашего занятия давайте составим синквейн к слову толерантность.

Предполагаемый ответ:

1. терпимость

2. доброжелательный, спокойный

3. понимать, уважать, прислушиваться

4. путь к мирной и спокойной жизни

Педагог: 

Люди должны помнить о таких трагических моментах истории, как Холокост, ведь без прошлого, нет настоящего и будущего. Считаю, что нам на сегодняшнем уроке удалось прочувствовать историю, а значит и понять ее.

Мы с вами должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ. Мне кажется, сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!