СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Химический калейдоскоп"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщить и систематизировать знания о способах получения и химических свойствах органических соединений, закрепить умения и навыки называть органические вещества, анализировать и систематизировать вещества по их строению.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Химический калейдоскоп"»

«Химический калейдоскоп»

Класс: 10 класс


Цель мероприятия: обобщить и систематизировать знания о способах получения и химических свойствах органических соединений, закрепить умения и навыки называть органические вещества, анализировать и систематизировать вещества по их строению.


Задачи мероприятия:


Образовательные: расширить и углубить знания учащихся по данным темам; повторить химические свойства и способы получения некоторых предельных углеводородов, непредельных углеводородов, спиртов, карбоновых кислот, аминокислот.


Развивающие: продолжать формировать умения выделять главное и делать выводы; продолжить развивать навыки коммуникативной и самостоятельной деятельности учащихся; быстро и четко высказывать свои мысли; продолжать развивать умения работать в коллективе; развивать у детей творческую инициативу, смекалку, эрудицию.


Воспитывающие: расширить кругозор учащихся и повысить познавательный интерес к изучению предмета;  воспитывать у учеников чувство ответственности, долга, сопричастности к общему делу; воспитывать чувство национальной гордости за вклад отечественных ученых в развитие органической химии. 


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, листы белой бумаги, ножницы, клей, калькулятор.


Ход мероприятия

Выход ведущих.

Смотрю – и что же в моих глазах?

В фигурах разных и звездах

Сапфиры, яхонты, топазы,

И изумруды и алмазы,

И аметисты, перламутр – все вижу вдруг!

Лишь сделаю рукой движенье –

И новое в глазах явленье!

Ребята, вы, конечно же, догадались, что в том стихотворении речь идет о калейдоскопе, небольшой игрушке с зеркальными пластинками и осколками разноцветного стекла, в которой можно наблюдать быстро сменяющиеся симметричные цветовые узоры.

Вещества, которые окружают каждого из нас, обладают гораздо более широким набором различных комбинаций. И наша сегодняшняя игра носит название «Химический калейдоскоп».

В нашем мероприятии принимает участие 2 команды:

1. Юные химики.

2. Бутлеровцы.

Ребята представьте, пожалуйста, свои команды.

(команды по очереди представляют название, девиз и обозначают капитанов).

Спасибо командам. И мы приступаем к началу игры.

Игра состоит из 8 конкурсов. Сюда включены как задания, общие для выполнения обеих команд, так и дифференцированные вопросы. За быстроту и точность, в выполнении конкурсных заданий, каждой команде, начисляются баллы. Помимо этого в конце каждого выполненного задания, команды получают часть буквенного поля. Собрав все 8 частей, в конце игры, участники должны составить комбинацию из букв. В образовавшемся поле необходимо найти пословицу и объяснить ее. По результатам всех конкурсов объявляется победитель.

1. Конкурс «Структурная формула-Класс»

Задание данного конкурса заключается в распределении органических соединений по классам за ограниченное количество времени (в левом столбике представлены вещества, в правом - классы органических соединений). Команда, справившаяся с заданием верно, набирает большее количество баллов.

1-5 баллов

Ответ:

2. Конкурс «Кто Он?»

Если вы правильно внесете в клетки соответствующие слова, то в выделенных клеточках прочете фамилию русского химика-органика, академика, который доказал, что бензол можно получить из циклогексана, выделяемого из некоторых сортов нефти.


от 1-10 баллов

Ответ: 1 – бензол

2 – метан

3 - этанол

4 - бензин

5 – витамины

6 – сахар

7 – аммиак

8 – полимер

9 – йод Николай Дмитриевич Зелинский



3. Конкурс «Продукт реакции»

Задача данного конкурса – дописать правую часть уравнения реакции, указав названия продуктов реакций. Команда, которая справится с данным заданием верно, получает большее количество баллов.

от 1-6 баллов

Ответ:






4. Конкурс «Попробуй, отгадай меня»

Перед вами поле из 40 квадратов. В них зашифрована картинка. Каждая команда, по очереди открывает по одному любому сегменту. Команда, которая первой угадает скрытое изображение, побеждает. Макс 40 баллов, с каждым открытым, на 1

меньше.

Ответ: Гемоглобин


5. Конкурс «Везде математика»

Вам, ребята, конечно, известно значение нефтяной промышленности для нашей страны. Нет ни одной отрасли народного хозяйства, которая могла бы существовать и развиваться без продуктов, переработки нефти. Каждой команде предлагается решить задачу. Команда, которая выполнит задание раньше, может попробовать решить задание другой команды и получить дополнительные баллы.

Ответ: для 1 команды - 560 кг для 2 команды - 700 м3 5 баллов

дополнит: 5 баллов


6. Конкурс «Химический чайнворд «Улитка»»

Каждой команде предлагается за ограниченное количество времени разгадать химический чайнворд. Команда, по истечении времени, отгадавшая большее количество слов набирает максимальный балл. от 1-15 баллов


Ответы:1. Стирол. 2. Лоиц. 3. Цинк. 4. Каротин. 5. Наирит. 6. Торф. 7. Фруктоза. 8. Анилин. 9. Неон. 10. Нихром. 11. Мономер. 12. Реверс. 13. Саломас. 14. Солод. 15. Дым.


7. Конкурс капитанов «Самый умный»

Мы приглашаем капитанов команд принять участие в конкурсе. Перед вами цифровое поле. Синим цветом, обозначены вопросы на тему «Восстанови запись»; красным – «Зашифрованное вещество»; Желтым цветом- «Химия и биология».

Определить, капитана, который начнет конкурс, нам поможет ребус.

Ответ: Бензол


Восстанови запись

    5 баллов. Цифра, стоящая перед формулой в уравнении - …(коэффициент)

    10 баллов.  … - это вещества изменяющие свою окраску в зависимости от реакции среды. (индикаторы)

    15 баллов. Химический элемент может существовать в трёх формах: свободные атомы, простые вещества,  …  вещества. (сложные)

    20 баллов. На доске были записаны уравнения реакций, но кто - то стер часть записей. Необходимо их восстановить. CH3COONa + … = CH4 + …   (NaOH , Na2CO3)

    25. баллов.  По современным представлениям атом состоит из положительно заряженного … , вокруг которого вращаются отрицательные … . (Ядра, электроны))


Зашифрованное вещество

    5 баллов.  Какой газ утверждает, что он – это не он? (Неон)

   10 баллов. Прочитав данное предложение, найдите в нем название предельного углеводорода. «Смета  на  строительство нового объекта было утверждена» (метан)

    15 баллов.  «Сухой лед» - это … (Твердый оксид углерода ( IV))

  20 баллов. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери писал: У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобою можно наслаждаться, не ведая, что ты такое… Ты самое большое богатство на свете…” О чем писал Экзюпери? (Вода)

    25 баллов. «Желчь бога Вулкана» - это выражение о каком элементе? (Сера).


Химия и биология

    5 баллов. Какие вещества образуются при фотосинтезе? (кислород и глюкоза)

    10 баллов.  В название каких структурных элементов ядра клетки, содержащих ДНК, входит название химического элемента? (Хромосома)

    15 баллов. Каким препаратом можно вывести больного из бессознательного состояния? (Нашатырный спирт)

    20 баллов. При неправильном использовании удобрений какие вредные вещества накапливаются в овощах? (Нитраты)

    25 баллов. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)


А сейчас наступил момент нашего решающего испытания. В ходе конкурсов, вы получали части буквенного поля. Сложите их, пожалуйста, между собой и постарайтесь отыскать в множестве букв одно из положений теории строения органических веществ А. М. Бутлерова и пояснить его. Слова могут ломаться внутри себя в любых направлениях, только не по диагонали.

Ответ для 1 команды: «Атомы и группы атомов в молекуле взаимно влияют друг на друга»

для 2 команды: «углерод в органических соединениях четырехвалентен»



Вот и подошла к концу наша увлекательная игра. А пока жюри подсчитывает результаты и определяет победителя, мы предлагаем отгадать следующие химические загадки:


Удивить готов он нас —
Он и уголь, и алмаз,
Он в карандашах сидит,
Потому что он — графит.
Грамотный народ поймет
То, что это …
(Углерод)


Получают из глюкозы. 
Вреден он, когда сверх дозы.
Антифризы из него
Получают для авто,
Многим жизнь укоротил
Радикал + гидроксил. (Этанол).


Многоатомный спирт, сладковат.
Он бесцветен, воде очень рад.
Гидроксида коль меди вливаешь
Средь других всех веществ распознаешь.
Кожу рук он смягчит, 
Даже сердце полечит, а войдет в динамит
Берегись – искалечит! (Глицерин).


Для живого всего ядовит.
Коль прибавить железа хлорид
В миг раствор фиолетовым станет,
Но пускай Вас тот цвет не обманет.
Все равно, хоть по виду прекрасен,
Он, поверьте мне, очень опасен. (Фенол).


И взрывчатку и лавсан.
В слове корень есть “этан”.
(Этиленгликоль или 1,2-этандиол).



Награждение победителей.

Спасибо командам за активное участие в сегодняшнем мероприятии.

Спасибо за внимание!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!