Внеклассное мероприятие «Физика в опытах»
Учитель: Сандакова Надежда Алексеевна
Название: Физика в опытах
Предмет: Физика, математика
Дата проведения: 20.01.2016 г.
Классы 7, 8
Цель мероприятия: развитие познавательной активности обучающихся, творческих способностей, критичного мышления.
Задачи:
1.Формирование научных взглядов на окружающий мир, развитие познавательного интереса, интереса к изучению физики.
2. Развитие грамотной речи с использованием физических терминов, развитие внимания, наблюдательности, умения применять знания в новой ситуации, развитие логического мышления.
3. Развитие коммуникативных способностей, умения работать в группе.
Оборудование:
Участники: команды 7, 8 классов, 10 класс в роли ученых.
Ход мероприятия:
Оргмомент.
Пояснение условий проведения мероприятия.
Каждая команда по очереди получает право на объяснение проведенного опыта. Если команда не может ответить на вопрос, право ответа переходит к следующей команде. Опыты проводят ученики 10 класса и при необходимости дают объяснение.
Разминка.
Для того чтобы быть готовыми к объяснению опытов и пригласить ведущих, вспомним основные понятия физики.
Для 7 класса:
Назовите состояние вещества, при котором молекулы движутся беспорядочно, с большими скоростями. (Газ).
Какое явление возникает при движении одного тела по поверхности другого? Когда оно полезно его стараются увеличить, когда вредно – уменьшить. (Трение).
Назовите вещество, которое все видели в трех агрегатных состояниях: твердом, жидком и газообразном . (Вода).
Как называется явление сохранения скорости тела при отсутствии действия других тел?. (Инерция).
Какую вы знаете физическую величину, характеризующуюся числовым значением и направлением и являющуюся причиной изменения скорости тела? (Сила).
Дайте название явления, суть которого в том, что соприкасающиеся вещества сами собой проникают друг в друга. (Диффузия).
Для 8 класса:
Что тяжелее: пуд железа или пуд пуха? ( Вес одинаков)
Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).
Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? ( Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды - и влаги в хлебе становиться меньше.)
Почему во время снегопада становиться теплее? ( Т.К. происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота.)
Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)
Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.)
Почему нельзя тушить горящий бензин , заливая его водой. ( т.к. плотность бензина меньше плотности воды.)
Верно ли, что снег греет землю? ( Верно, т.к. снег плохой проводник тепла)
Проведение опытов
Опыт 1. «Не замочив рук»
Оборудование: тарелка или блюдце, монета, стакан, бумага, спички.
Проведение: Положим на дно тарелки или блюдца монету и нальем немного воды. Как достать монету, не замочив даже кончиков пальцев?
Решение: Зажечь бумагу, внести ее на некоторое время в стакан. Нагретый стакан перевернуть вверх дном и поставить на блюдце рядом с монетой.
Так как воздух в стакане нагрелся, то его давление увеличится и часть воздуха выйдет. Оставшийся воздух через некоторое время охладится, давление уменьшится. Под действием атмосферного давления вода войдет в стакан, освобождая монету.
Опыт 2. «Подъем тарелки с мылом»
Оборудование: тарелка, кусок хозяйственного мыла.
Проведение: Налить в тарелку воды и сразу слить. Поверхность тарелки будет влажной. Затем кусок мыла, сильно прижимая к тарелке, повернуть несколько раз и поднять вверх. При этом с мылом поднимется и тарелка. Почему?
Объяснение: Подъем тарелки объясняется притяжением молекул тарелки и мыла.
Опыт 3. «Волшебная вода»
Оборудование: стакан с водой, лист плотной бумаги.
Проведение: Этот опыт называется «Волшебная вода». Наполним до краев стакан с водой и прикроем листом бумаги. Перевернем стакан. Почему вода не выливается из перевернутого стакана?
Объяснение: Вода удерживается атмосферным давлением, т. е. атмосферное давление больше давления, производимого водой.
Замечания: Опыт лучше получается с толстостенным сосудом.
При переворачивании стакана лист бумаги нужно придерживать рукой
Опыт 4. « Как быстро погаснет свеча»
Оборудование: стеклянный сосуд с водой, стеариновая свеча, гвоздь, спички.
Проведение: Зажжем свечу и опустим в сосуд с водой. Как быстро погаснет свеча?
Объяснение: Кажется, что пламя зальется водой, как только сгорит отрезок свечи, выступающий над водой, и свеча погаснет.
Но, сгорая, свеча уменьшается в весе и под действием архимедовой силы всплывает.
Замечание: К концу свечи прикрепить снизу небольшой груз (гвоздь) так, чтобы она плавала в воде.
Опыт 5. «Несгораемый платок»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, спирт, носовой платок, спички
Проведение: Зажать в лапке штатива носовой платок (предварительно смоченный водой и отжатый), облить его спиртом и поджечь. Несмотря на пламя, охватывающее платок, он не сгорит. Почему?
Объяснение: Выделившаяся при горении спирта теплота полностью пошла на испарение воды, поэтому она не может зажечь ткань.
Опыт 6. «Несгораемая нитка»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, перышко, обычная нить и нить вымоченная в насыщенном растворе поваренной соли.
Проведение: На нити подвесим перышко и подожжем ее. Нить сгорает, а перышко падает. А теперь подвесим перышко на волшебной нити и подожжем ее. Как видите, волшебная нить сгорает, но перышко остается висеть. Объясните секрет волшебной нити.
Объяснение: Волшебная нить была вымочена в растворе поваренной соли. Когда нить сгорела, перышко держится на сплавленных кристаллах поваренной соли.
Замечание: Нить должна быть вымочена 3-4 раза в насыщенном растворе соли.
Пока закипит вода, можно предложить залу вопросы:
1. Что растет вниз вершиной? (сосулька)
2. В воде купался, а сух остался. (Гусь, утка)
3. Почему водоплавающие птицы не намокают в воде? (Поверхность перьев у них покрыта тонким слоем жира, а вода не смачивает жирную поверхность.)
4. С земли и ребенок поднимет, а через забор и силач не перекинет.(Пушинка)
5. Днем окно разбито, на ночь вставлено. (Прорубь)
Опыт 7. «Картофельные весы»
Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, металлический стержень, нить, две картофелины одинаковой массы, спички, спиртовка.
Проведение: Укрепим картофелины на концах стержня. Подвесим стержень на нити на штативе. Уравновесим рычаг, передвигая картофелины.
Нагреем один конец стержня в пламени спиртовки. Почему нарушилось равновесие?
Объяснение: При нагревании длина стержня увеличивается. А значит, и плечо этой силы стало больше. По правилу Архимеда рычаг не может находиться в равновесии, если силы равны, а плечи не равны.
Опыт 8. «Загадочная картофелина»
Оборудование: два стеклянных сосуда с водой, картофелина.
Проведение: Поместим одну и ту же картофелину в сосуды с равным количеством воды. В одном сосуде картофелина тонет, а в другом плавает. Объясните загадку картофелины.
Объяснение. В одном из сосудов находится насыщенный раствор поваренной соли. Плотность соленой воды больше, чем чистой. Плотности соленой воды и картофелины примерно одинаковы, поэтому она плавает в растворе соли. Плотность чистой воды меньше плотности картофелины, поэтому она тонет в воде.
Опыт 9. «Яйцо и бутылка»
Оборудование: стеклянная бутылка с широким горлышком, вареное яйцо.
Проведение: Очистить яйцо и положить на открытое горлышко бутылки. Горлышко бутылки меньше диаметра яйца и яйцо не падает в бутылку. Поджечь бумагу и опустить в бутылку. Закрыть бутылку яйцом. Яйцо падает в бутылку. Объясните загадку яйца.
Объяснение. При нагревании воздух расширяется и выходит из бутылки, давление внутри бутылки уменьшается. Под действием атмосферного давления яйцо падает в бутылку.
Опыт 10. «Выдерни лист»
Оборудование: лист бумаги, два кирпича на доске.
Проведение: Лист бумаги поместить между кирпичами и попросить ученика выдернуть. Лист рвется. Второй раз попросить выдернуть в момент падения кирпичей. Лист остается в руках в целости. Объясните загадку листа.
Объяснение. При падении лист и кирпичи находятся в состоянии свободного падения и верхний кирпич своим весом не давит на лист и на нижний кирпич. Поэтому лист остается целым в руках державшего ученика.
Жюри начинает подводить итоги. В это время командам предлагаются загадки с физическим содержанием.
Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).
Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).
.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).
Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы?(Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).
Вода по воде плавает? ( Лёд).
Вопрос. Почему лёд плавает по воде?(Плотность льда меньше плотности воды).
Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. ( Огонь).
Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).
Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).
Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путём излучения).
Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым).
Вопрос. Почему дым постепенно тает? (Это можно объяснить явлением диффузии: молекулы , входящие в состав дыма , быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха).
Подведение итогов: слово жюри.
Награждение. Рефлексия.
Протокол жюри
Задание | Команда 7 класса | Команда 8 класса | Примечание |
Разминка | | | |
Опыт «Не замочив рук» | | | |
Опыт «Подъем тарелки с мылом» | | | |
Опыт «Волшебная вода» | | | |
Опыт «Как быстро погаснет свеча» | | | |
Опыт «Несгораемый платок» | | | |
Опыт «Несгораемая нитка» | | | |
Опыт 7. «Картофельные весы» | | | |
Опыт «Загадочная картофелина» | | | |
Опыт «Яйцо и бутылка» | | | |
Опыт «Выдерни лист» | | | |
| | | |
Итого | | | |
За ответ (объяснение опыта) – от 1 до 5 баллов,
за правильные ответы в разминке – по 1 баллу.
Члены жюри ________________________________________
________________________________________