Конспект викторины
тема «День птиц»
подготовила:
учитель производственного обучения
Голдобина Е.С.
Цели: проверить и углубить знания обучающихся о птицах родного края, их пользе; выявить лучших знатоков пернатых друзей; развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: разрезные картинки с птицами, презентация.
Ход игры
I. Вступительное слово учителя (слайд 1).
- Дорогие ребята!
- Когда отмечается праздник день птиц? (1 апреля) (слайд2)
Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам.
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
ВИКТОРИНА
Отборочный конкурс
«Птичьи разговоры». (слайд 3)
Разгадайте птичьи разговоры (соедините стрелкой).
- Хорошо, молодцы. Команды собраны.
- Придумайте, пожалуйста, названия своим командам.
- 1 команда – стрижи.
- 2 команда – ястребы.
1 конкурс
- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)
- Кого называют лесным доктором? (дятла)
- Какая птица умеет считать годы нашей жизни? (кукушка)
- Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)
( лесные вороны живут парами 200 лет)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)
- Кто из птиц летает дальше всех и выше всех? (орёл)
-Когда отмечается Международный день птиц? (1 апреля)
2 конкур (слайд 4,5)
- На слайде изображены птицы.
1 - ласточка, 2 - снегирь, 3 - дятел, 8 -скворец, Звёздный Час, 4 - голубь, 7- сова, 6 – синица, 5 - кукушка.
- Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете.
Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом.
Вопросы 2 конкурса.
1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (2 – снегирь)
- Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями.
2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь)
- В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов. (грамзапись с голосом птицы)
3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел)
- Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки. (грамзапись с голосом птицы)
4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица)
- Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам . Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых.
5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка)
- Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо.
6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка)
- Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых.
(грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”)
7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец)
- Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды.
8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову)
- Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой.
Подводятся итоги 2 конкурса, подсчитываются баллы.
3 конкурс
«Живые синонимы»
- Попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе, используя названия птиц.
Сколько слов отгадано, столько баллов и получает команда.
•Могучий, как … (орел).
•Вороватый, как … (ворона).
•Важный, как … (гусь).
•Надутый, как … (индюк).
•Длинноногий, как … (журавль).
•Большеглазый, как … (филин).
•Взгляд хищный, как у … (ястреба).
•Взгляд зоркий, как у … (сокола).
•Болтливый, как … (сорока).
•Ворковать, как … (голубь).
•Накаркать (накликать беду), как … (ворона).
•Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).
4 конкурс
Отгадай загадки
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка) слайд 6
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой. (Дятел) слайд 7
Гребешок аленький,
Кафтанчик рябенький,
Двойная бородка,
Важная походка.
Раньше всех встает,
Голосисто поет. (Петух) слайд 8
Видел веточку в снегу,
А на ветке красный шарик.
Кто же он, живой фонарик? (Снегирь) слайд 9
Черный, проворный,
Кричит «крак» — Червякам враг. (Грач) слайд 10
Он труслив, хоть и высок,
Прячет голову в песок.
А летать не может он,
Но зато, ребята,
В быстром беге чемпион
Он среди пернатых! (Страус) слайд 11
Красные лапки,
Щиплет за пятки,
Беги без оглядки. (Гусь) слайд 12
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) слайд 13
Что за птичка, ох и ах!
Как цветок хорошенький,
Меньше всех на свете птах,
Чуть крупней горошинки. (Колибри) слайд 14
5 конкурс
Разрезные картинки
- Участникам необходимо собрать разрезные картинки, на которых изображены птицы.
6 конкурс
«Отгадай ребус».
Капитаны команд разыгрывают по одному ребусу и в команде готовят ответ, та команда, которая первой угадывает, выходит к доске, при оценке учитывается быстрота и правильность ответа.
Ребусы:
1. | 2. | 3. | 4. |
С 3 Ж | ЛАС . | 40 а | О ва |
(СТРИЖ) | (ЛАСТОЧКА) | (СОРОКА) | (СОВА) |
7 конкурс
С закрытыми глазами по очереди нарисовать птицу.
8 конкурс
- «Что за прелесть эти сказки». Игроки называют сказки, где сказочный персонаж – птица». Например, «Лиса и тетерев», «Курочка ряба», «Гуси-лебеди», «Соловей» и т. д.
9 конкурс
«Отгадай зашифрованное название птицы»
Названия напечатаны на карточках, которые вытягивают капитаны и в команде готовят ответ.
ницаси, лубьго (синица, голубь)
рокасо, шкукаку (сорока, кукушка)
вейлосо, ровона (соловей, ворона)
бейрово, рецскво (воробей, скворец)
Подведение итогов игры, награждение сладкими призами
- Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники. До новых встреч, юные любители природы!