СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие "Что мы знаем о воде?"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Что мы знаем о воде?»

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания, представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Что мы знаем о воде?"»



Министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области

Государственное бюджетное учреждение Архангельской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Ровдинский центр содействия семейному устройству»

















ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

«Что мы знаем о воде?»











Выполнила:

Воспитатель

Фефилова Т. А.

Март, 2023

Конспект мероприятия

«Что мы знаем о воде?»

Цель: формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, воспитание экологического сознания, представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.

Задачи:

Образовательные:

- Знакомить детей с богатством природы – водой.

Систематизировать знания детей о воде, как о самой важной и нужной на планете, необходимой для жизни всего живого на Земле.

Развивающие:

- Развивать познавательную активность и творческие способности детей.

- Совершенствовать мыслительные операции: анализ, обобщения, сопоставления; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, восприятие;

Воспитательные:

- Воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

- Прививать бережное отношение к воде.


Оборудование: презентация, проектор; для опытов: куриное яйцо, соль поваренная, банка 0,5л , зубочистки, глубокая тарелка, свечка, бутылка с водой, марля.




  1. Орг.момент (слайд 1)

- Здравствуйте! Ребята, у нас сегодня необычный день. Волшебный.

Ребята, сегодня нам будут нужны ваши знания, внимание, находчивость. Нужно быть активными, внимательными и, конечно, любознательными.

  1. Актуализация знаний (слайд 2)

- Предлагаю, ребята отгадать кроссворд. В выделенных клетках вы узнаете, о чем мы будем с вами сегодня вести речь. Первая загадка!

1. В тихую погоду
Нет нас нигде,
А ветер подует –
Бежим по воде

слайд 3

  1. Приказало солнце: стой,
    Семицветный мост крутой!
    Тучка скрыла солнце свет –
    Рухнул мост, и щепок нет.

слайд 4

2. Кругом вода,

А с питьём беда

слайд 5

  1. Пушистая вата
    Плывёт куда-то
    Чем вата ниже,
    Тем дождик ближе.

слайд 6



Кроссворд




4



3

О


2

Р

Б

1

м

А

Л

В

О

Д

А

О

Р

У

К

Л

Е

Г

О

Н


А


Ы






- Догадались, о чем же мы с вами сегодня поговорим? (о воде) (слайд 7)

- Без воды нам не прожить. С этим не поспоришь. А что мы знаем о воде?

- Скажите, как какой завтра день? (22 марта – всемирный день воды) (слайд 8)

3. Основная часть

22 марта с 1995 г объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому что она всё чаще требует защиты. Этот день очень важен, так как проблема обеспечения питьевой водой – это глобальная проблема для всех стран.

  • Давайте посмотрим, на нашу планету, какого цвета у нас на Земле больше? Синего. А что отмечается, синим цветом на картах? Вода. (слайд 9)

Люди давно заметили, что воды на планете Земля намного больше, чем суши. Было бы справедливым называть нашу планету – планета Вода! А всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую её часть составляют моря и океаны – это соленая вода. Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трёхлитровой банке, то пресная вода занимает всего лишь полстакана, и всего 3 капли составляет вода рек и озер. (слайд 10)

ОПЫТ 1

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой , 2 сырых яйца. Поваренная соль, ложка.

Покажем детям пол-литровую банку с чистой водой. Спросим детей, что случиться с яйцом, если его опустить в воду? Аккуратно опустим яйцо в воду. Оно действительно утонет. Возьмем вторую банку и добавим туда 2-3 ложки соли. Опустим второе яйцо. Оно будет плавать.

Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой воде легче плавать, чем в пресной. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода на столько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.


Воздух, вода – простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым мы дышим, или о воде, которую мы каждый день пьем? Знаете ли вы, что состав и свойства обычной воды не менее загадочны, чем происхождение Марианских впадин. (слайд 11)

*(Марианская впадина – океанический глубоководный жёлоб на западе Тихого океана, самый глубокий из известных на Земле. Назван по находящимся рядом Марианским островам.)

Мир привычных вещей таит в себе очень много загадок. И каждый человек стремиться их разгадать.

Начнем с того, что вода бывает очень разной. Она может быстро-быстро бежать в ручейке, плескаться в море, становиться холодными льдинками или горячим паром. Вот какая она разная!

А в каком состоянии может быть вода?

Послушайте сказку:

Состояния воды

Собрались как-то Орел, Щука и фигуристы-спортсмены, и разговорились о том, какое вещество на свете им больше нравится.
Фигуристы:  "Наше вещество твердое, как камень, совершенно прозрачное, на солнце блестит и искрится – душу радует.
Щука: «А я люблю текучее, жидкое вещество».
Орел:  «А мне нравится бесцветное вещество. Оно вокруг нас».
Опыт:
Показали фигуристы свое любимое вещество (кусочки льда на блюдце). Показала щука свое – вода в жестянке.
А Орел и говорит: «У меня здесь нет его, но это не беда – сейчас будет».(открываем банку с горячей водой – идет пар)

Откуда на крышке банки взялись капли воды?
– Почему в появилась вода?
– Засмеялись радостно Орел, Щука и Фигуристы. Оказывается, любили они одно и то же вещество – воду, но наблюдали каждый по-разному.
– И пошли они всем загадывать загадку:
«Книзу летит капельками, а кверху – невидимками (Вода)».


– И мы можем наблюдать воду в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном. (слайд 12)

Исполняется танцевальный флеш-моб

под песню «А рыбы в море плавают вот так» (слайд 13)

А сейчас давайте немного пошумим.

- Как вы думаете, вода умеет издавать звуки? (Ответы детей)

(Дети произносят)

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С 

- В кипящем чайнике мы слышим звук воды — Ш-Ш-Ш-Ш

- А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП

- А если бросить камешек в воду, что будет? Правильно, БУЛЬ.

(Доносится шум воды)

- (слайд 14 )Ребята, воду необходимо беречь, потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, а некоторые вовсе исчезают. Почему? (слайд 15, слайд 16)


ОПЫТ 4

Оборудование: стакан, свечка, тарелка с водой.

Наливаем в миску немного воды, ставим туда свечу и поджигаем ее. Накрываем стаканом и наблюдаем. Свеча погасла. И вся вода с тарелки переместилась под стакан. Как это объяснить?

Чем выше температура воздуха, тем больше места он занимает. В тот момент, когда мы закрываем стаканом, воздух над огнем горячий, но когда из него выгорает весь кислород, пламя гаснет и-за этого воздух охлаждается и сжимается, а его место занимает вода, поступающая через зазор между тарелкой и стаканом.

– С приходом воды появляется жизнь. Пропала вода – и жизнь становится невозможной. Потому что вода – это эликсир жизни. Но над водой нависла угроза – загрязнение. Заводы, фабрики, города зачастую отравляют сточными водами реки, озера. Если не принимать срочных мер, водоем умрет, умрет целый мир существ, обитающих в нем и подле него. Писатели – фантасты в своих произведениях рисуют подчас страшные картины будущего нашей планеты. Могут ли сбыться такие предсказания? Да, если мы будем безразличны к воде!

*Задание* (слайд 17)

Проводится игра по ТРИЗу – «Хорошо – плохо».

(ТРИЗ – теория решения изобретательских задач).

Рассматривается ситуация:

Директор завода

Речной царь

Я построил завод по выпуску игрушек – это хорошо (дети радуются)

Но он сливает отходы прямо в реку – это плохо (гибнет всё живое)

Я провел дорогу к городу, люди, живущие рядом с заводом, могут ей пользоваться – это хорошо

Зато вырубили много деревьев, а оставшиеся страдают от грязи и паров бензина – это плохо.

– Как же нам рассудить этих двух уважаемых людей?
– Что надо сделать, чтобы и завод работал, и окружающая среда не страдала?

(слайд 18)

1) Требуется обустроить сточные сливы капитальными очистными сооружениями.
2) Перенести автостоянку и дорогу подальше от реки.
3) Высадить вдоль дороги деревья (для очищения воздуха от паров бензина).


- Мы с вами должны так же воду экономить. (слайд 19) Вода нужна всем: людям, животным, растениям, птицам, рыбам, насекомым. В сказках, пословицах воду называют «матушка»«царица»«волшебница». Вода - одно из самых удивительных веществ на планете.

ОПЫТ 5

Оборудование: бутылка с водой, марля, несколько зубочисток.

Бутылку с водой нарываем марлей и фиксируем ее. Нужно аккуратно перевернуть бутылку, вода не проливается.

Все дело в поверхностном натяжении воды, которое творит чудеса. Вода заполнила все имеющиеся промежутки в марле и заблокировала их, образовав тоненькую пеночку, которая называется поверхностным натяжением.

Но если мы наклоним бутылку, это натяжение пропадает.

Давайте запустим в бутылку зубочистки, как думаете получиться?

– Как вы уже знаете, пресной воды на планете мало, поэтому нужно как можно экономнее  расходовать её. Как это? (Не забывать выключать кран после умывания, без надобности не включать кран).

Из-за того, что люди не берегут водопроводную воду, треть подаваемой в краны воды бесполезно утекает в канализацию. Представь себе, что кто-то отъедает каждый день треть вашего завтрака.

В одном из своих стихотворений русский поэт Владимир Маяковский так сказал:

Эй, горожане,
Берегите воду!
Бережней относитесь к нашему водопроводу!

– А вы не забываете закрывать водопроводный кран?

4. Рефлексия.

Ребята, у меня есть волшебные кружочки. Если вам было сегодня интересно, и вы считаете, что поработали хорошо, то возьмите яркий кружок; но если вам было скучно и не интересно, то берите темный кружок.

ОПЫТ 6

Оборудование: тазик с водой, бумажные цветы (лепестки цветов загнуты внутрь)

Опускаем цветы н воду, и наблюдаем как наши цветы постепенно начинают раскрываться.

Это происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются и наш цветок распускается.

Подходим ко мне, и опускаем наши волшебные кружки на воду, лепестками вверх. Наблюдаем! Что же происходит?

Мы ее не замечаем,

Мы привыкли, что вода – наша спутница всегда.


Закончить нашу сегодняшнюю встречу я хочу словами: «Человек запомни навсегда: символ жизни на Земле – вода! Экономь её и береги, мы ведь на планете не одни!» (В.А.Андреев) и вручаю вам памятки «Экономь воду!» (приложение 1) (слайд 20)


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ЭКОНОМЬ ВОДУ!

  1. Обращай внимание, не течет ли зря вода из водопроводного крана. Если ты заметишь такое, закрой кран! Не допускай, что бы водопроводные каналы оставались открытыми без нужды.

  2. Не включай воду полной струей.

  3. Научитесь чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран, пока чистишь зубы и полощешь рот. Наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно.

  4. На принятие душа уходит в 10-20 раз меньше воды, чем на принятие ванны.

  5. Если вода течет из-за неисправности крана, надо разу же сообщить взрослым!



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ОПЫТ 1

Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы.

Цель: доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде.

Оборудование: 2 пол-литровые банки с чистой водой и 1 пустая литровая, 3 сырых яйца. Поваренная соль, ложка.

Покажем детям пол-литровую банку с чистой водой. Спросим детей, что случиться с яйцом, если его опустить в воду? Аккуратно опустим яйцо в воду. Оно действительно утонет. Возьмем вторую банку и добавим туда 2-3 ложки соли. Опустим второе яйцо. Оно будет плавать.

Соленая вода плотнее пресной, поэтому яйцо не утонуло, вода его выталкивает. Именно поэтому в соленой воде легче плавать, чем в пресной. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода на столько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть.

ОПЫТ 2

Вода может перемещаться.

Цель: доказать, что вода может перемещаться по различным причинам.

Оборудование: 8 зубочисток, неглубокая тарелка с водой, пипетка, кусок сахара, жидкость для мытья посуды, пинцет.

Показываем детям тарелку с водой. Вода в покое. Наклоняем тарелку, потом дуем на воду. Так мы можем заставить воду перемещаться. А может ли она перемещаться сама по себе? Попробуем это сделать. Аккуратно выложим зубочистки в центре тарелки с водой в виде солнца. Дождемся, пока вода полностью успокоится, зубочистки замрут на месте. В центр опустим кусок сахара, зубочистки начнут собираться к центру. Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая ее движение. Убираем сахар ложечкой и капам в центр несколько капель жидкости для мытья посуды, зубочистки «разбегутся»! Почему? Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться.

ОПЫТ 3

Перевернутое изображение

Оборудование: стакан с водой прозрачный, рисунок

Стакан воды в этом опыте как линза, лучи света отражаются от рисунка проходят сквозь линзу преломляются в ней и фокусируются в одной точке, а затем расходятся, таки образом получатся перевернутое изображение.

ОПЫТ 4

Оборудование: стакан, свечка, тарелка с водой.

Наливаем в миску немного воды, ставим туда свечу и поджигаем ее. Накрываем стаканом и наблюдаем. Свеча погасла. И вся вода с тарелки переместилась под стакан. Как это объяснить?

Чем выше температура воздуха, тем больше места он занимает. В тот момент, когда мы закрываем стаканом, воздух над огнем горячий, но когда из него выгорает весь кислород, пламя гаснет и-за этого воздух охлаждается и сжимается, а его место занимает вода, поступающая через зазор между тарелкой и стаканом.

ОПЫТ 5

Оборудование: бутылка с водой, марля, несколько зубочисток.

Бутылку с водой нарываем марлей и фиксируем ее. Нужно аккуратно перевернуть бутылку, вода не проливается.

Все дело в поверхностном натяжении воды, которое творит чудеса. Вода заполнила все имеющиеся промежутки в марле и заблокировала их, образовав тоненькую пеночку, которая называется поверхностным натяжением.

Но если мы наклоним бутылку, это натяжение пропадает.

Давайте запустим в бутылку зубочистки, как думаете получится?

ОПЫТ 6

Оборудование: тазик с водой, бумажные цветочки (лепестки цветов загнуты внутрь)

Опускаем цветы н воду, и наблюдаем как наши цветы постепенно начинают раскрываться.

Это происходит благодаря эффекту капиллярности. Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются и наш цветок распускается.

3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!