СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие для детей 7 класса "Что такое толерантность?"

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие»

Внеклассное мероприятие с элементами тренинга для обучающихся 7 класса на тему: Толерантность

Описание работы:  занятие для детей 7 класса по теме «Толерантность- что это?».

Тема: «Толерантность – что это?»

Цель: формирование толерантного отношения школьников, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей. Данное занятие не только познакомит учеников с понятием толерантность, но и позволит им понять толерантны ли они по отношению к другим людям, благодаря выявлению негативных стереотипов касательно представителей других к
Задачи:
Образовательные:
-расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению к друг другу;
-расширить знания школьников о взаимоотношениях людей в обществе;
Коррекционно-развивающие:
-научить находить в людях и в самом себе, то что помогает людям быть толерантными, через упражнение «Жемчужина в раковине»;
-развивать речь и умение мыслить, через тренинговые упражнения
-развивать умении формулировать и высказывать свое мнение, владеть собой, уважать мнения других, через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать уважительное отношение к друг другу;
-воспитывать чувство толерантности к окружающим людям
Оборудование:
-мультимедийная презентация,

-бумага, фломастеры, шариковые ручки,

-шаблоны «следы»

-1 коробка (красная),

Форма проведения: внеклассное занятие с элементами тренинга

Возрастная категория: 15-17 лет

Ход занятия:

На доске висит эпиграф, который я читаю в начале занятия.

Теперь, когда мы научились 

летать по воздуху, как птицы, 

плавать под водой, как рыбы, 

нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди».

Б.Шоу

Ш. Организационный момент (упражнение для подкрепления позитивного настроя группы)


Социальный педагог:

-Здравствуйте ребята.

-Наше занятие сегодня посвящено понятию «Толерантность», мы сегодня будем разбирать как вы его понимаете, узнаем насколько вы толеранты и обсудим нужна ли человеку толерантность или можно обойтись без нее?

Но для начала настроимся на занятие, давайте выполним упражнение «Комплимент». Все сидящие по кругу должны сказать соседу справа комплимент. Я начну «Сегодня замечательный день и я хочу сказать Насти, что она прекрасно выглядит». Остальные по кругу продолжают цепь комплиментов, упражнение направлено на то, чтобы разрядить обстановку, расслабить участников тренинга и сформировать позитивный настрой.

II. Рассуждение о теме и цели занятия:

Социальный педагог:

- Ребята, обратите внимание на эпиграф.

- Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы детей)

Социальный педагог:

-Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.
- Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас.


III.Основная часть:

Ребята, давайте подумаем, что такое толерантность, как вы можете определить это понятие, какие ассоциации оно у вас вызывает?

Школьники начинают по кругу говорить, что такое толерантность, на доске по очереди пишут, в конце мы подводим итог и исходя из полученных слов, складываем одно общее определение.

2. Буквенный анализ понятия «Толерантность».

Социальный педагог:

-На доске написано слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ по буквам, я предлагаю школьникам сделать буквенный анализ слова и написать, какие синонимы этого слова можно вписать под каждой буквой.

Т- терпение.

О- ответственность.

Л- любовь.

Е- единство.

Р- радость.

А- активность.

Н- надежность

Т- товарищество.

Н- нравственность

О- общение.

С- сострадание, сотрудничество, справедливость.

Т- терпимость.

Ь

Так что же такое толерантность? Согласно Декларации о принципах толерантности ЮНЕСКО: Толерантность — это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Также толерантность часто определяется как некий идеал отношения между людьми, хотя на самом деле описывает метод достижения идеала. Когда человечество уничтожит все предрассудки и каждый человек будет искренне уважать другого, это будет уже не толерантное общество, потому что никто больше не будет переступать через себя настоящего.

3. Тренинговые упражнения.


Социальный педагог:

-Если посмотреть друг на друга, то мы увидим, что мы различаемся по каким - то признакам.

Упражнение «Давайте пофантазируем…»

-Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)

-Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

-Хорошо или плохо, что мы все разные?

-Как жить в мире, где столько разных людей?

— Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей.



Упражнение «Гипотеза контакта»

В социальной психологии есть такое понятие, как гипотеза контакта, которая гласит, что чем чаще представители различных культур общаются между собой, тем более толерантно они относятся друг к другу. Попробуем проверить. Сейчас вам раздадут карточки с названием представителей различных культур, ваша задача объединиться в группы и ответить на вопрос, какими положительными качествами ваша группа обладает, а также вам необходимо опровергнуть негативные стереотипы о представителях вашей культуры.

Данное упражнение направлено на повышение уровня толерантности к представителям культур тех групп, к которым отнесли участников тренинга, принимая на себя роль культуры, к которой человек относится негативно, он неожиданно для себя отмечает все ее позитивные качества и различными путями старается опровергнуть негативные стереотипы, даже в реальной жизни не имея никакого отношения к этой группе.


Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг друг за другом. Приколите чистый лист бумаги, который лежит рядом с вами, на спину впереди стоящему ученику. Возьмите фломастеры и напишите своему товарищу что-нибудь хорошее о нем. Например: спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
-Пусть все снимут свои листы бумаги и прочитают, что там написано. Как здорово о вас думают ваши товарищи! Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

-Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно.
-В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Упражнение «Жемчужина в раковине».
Социальный педагог:

Давайте подумаем, какие качества помогают нам жить в мире с другими людьми: понимание, терпение, радость, умение прощать, отзывчивость, честность, правдивость. Запишите на листочках. Сверните и положите в коробочку красного цвета. Это то, что помогает вам общаться, понимать и принимать других людей. Теперь это копилка вашей группы, надеюсь, что вы и дальше будете ее пополнять хорошими качествами, ведь это будет делать вас богаче, сильнее и увереннее в себе.

V. Рефлексия:

Упражнение « В добрый путь».

Социальный педагог:

-У вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь».

-В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Толерантность – это уважение к себе и к окружающим», быть толерантным значит быть сильным, а коллектив в котором толерантные люди всегда дружный и сплоченный. 

-Наше занятие окончено. Спасибо.



Список использованных источников:
1. Абдулкаримов Г. Г. Этнические стереотипы школьников: проблема формирования толерантного сознания. – Образование в современной школе. – 2002. – № 4. 
2. 2.Герасимова В. А. Классный час играючи. - М.: ТЦ «Сфера». - 2003. Удошникова Н. “Не воздавать злом на зло”: важная человеческая добродетель. – Граждановедение. – 2002. – № 44. 
3. Кленова Н. В. Что нужно знать о толерантности. – Образование в современной школе. – 2003. – № 7. 
4. Максимова М. Игры во взаимопонимание и терпимость: смогут ли они оградить наших детей от влияния экстремистов. – Директор школы. – 2002. – № 8. 
5. Морозова Л. П. Классные часы.5 класс. – Волгоград: ИТД «Корифей». - 2008.
6. Пастухова Е. Право быть непохожим на других: заметки о воспитании культуры межнационального взаимопонимания и терпимости. – Директор школы. – 2003. – № 5. 
7. Северина О. А., Дронова Т. А. Спутник классного руководителя: воспитание у школьников толерантности. - М.: «Глобус». - 2007.
8. Соколова Э. Образование – путь к культуре мира и толерантности. – Народное образование. – 2002. – № 2. 
9. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. - М.: Республика. - 2004.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!