Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чистиковская школа»
Внеклассное мероприятие
"Я — толерантная личность"
Подготовила:
И.С.Шутова
Участники:
Учащиеся 7 класса
Цель: Сформировать теоретические и методические основы по воспитанию толерантности.
Задачи:
развивать социальную интуицию, чувствительностью, понимание другого человека.
создать условия для осознания важности воспитания толерантности.
ознакомить воспитанников с основными чертами толерантной личности, дать возможность воспитанникам оценить степень своей толерантности.
обучить толерантно, выражать свои негативные чувства, конструктивным способом выхода из конфликтных ситуаций
Тип занятия: комбинированный.
Принципы обучения, реализуемые на занятии:
системность: поэтапность прохождения материала, всей темы в целом;
доступность: необходимость соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития;
сознательность: положительное отношение воспитанников к занятию;
самостоятельная работа воспитанников: разбор ситуации.
Методы, используемые на занятии:
словесные - объяснение, поисковые беседы;
наглядность - опросник “Я - толерантная личность”;
методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности;
ситуационный метод – разбор ситуации;
методы контроля и самоконтроля.
Оборудование и материалы:
стол, бланки опросника для каждого воспитанника.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Сегодня на нашем занятии мы рассмотрим проблему противостояния нетерпимости. Мы уделим внимание навыкам ведения позитивного диалога с окружающими и самим собой. Давайте разберемся, что же такое - толерантность? (ответы детей). (Терпимость, способность терпеть что-то или кого-то, доброжелательность, взаимопонимание и т.д. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности).
2. Сообщение нового материала.
Тема нашего занятия “Я – толерантная личность”. Сейчас я вам раздам бланки опросника, в котором 15 характеристик, перечисленных в опроснике, свойственны толерантной личности.
Работа с опросником
Инструкция:
Сначала в колонке А поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, по вашему мнению, у вас наиболее выражены;
“0” напротив тех трех черт, которые у вас наименее выражены.
Затем в колонке В поставьте:
“+” напротив тех трех черт, которые, на наш взгляд, наиболее характерны для толерантной личности.
На заполнение опросчика дается 3-5 минут.
Ребята, поднимите руки те, кто отметил в колонке В первое качество, число ответивших подсчитывается и заносится в колонку бланка, который прикреплен к стене. Таким же образом подсчитывается число ответов по каждому качеству. Те три качества, которые набрали наибольшее количество баллов, и являются ядром толерантной личности (с точки зрения группового коллектива)
Заготовка для упражнения
Черты толерантной личности | Колонка А | Колонка В |
1. Расположенность к другим | | |
2.Снисходительность | | |
3. Терпение | | |
4. Чувство юмора | | |
5. Чуткость | | |
6. Доверие | | |
7. Альтруизм | | |
8. Терпимость к различиям | | |
9. Умение владеть собой | | |
10. Доброжелательность | | |
11. Умение не осуждать других | | |
12. Гуманизм | | |
13. Умение слушать | | |
14. Любознательность 15. Способность к сопереживанию | | |
Воспитанники получают возможность:
сравнить представление о толерантной личности
сравнить представление о себе (“+” в колонке “А”) с портретом толерантной личности, созданным группой
3. Закрепление полученных знаний:
Моделирование ситуаций
Трагическое событие случилось в одной из школ. Один из учеников 5 класса совершил попытку самоубийства. К счастью, мальчик был спасен. На вопрос о причинах своего поступка, он ответил, что соученики постоянно издевались над ним, били его, вымогали деньги, унижали. Соученики объяснили своё поведение тем, что мальчик еврей и не заслуживает другого отношения.
(ответы детей)
В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей различными кличками. Кому – то достаются приятные клички, кому-то не очень. Одного из ребят все называют “Толстый”, хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Миша. Вы называете его по имени, но все кричат: “Какой он Миша, он – Толстый!”.
Ваши действия:
- Станете тоже называть его “Толстый”, иначе все могут начать смеяться над вами.
- Будите называть его по имени – вам наплевать на мнение окружающих.
- Попробуйте объяснить всем, что называть людей обидными кличками – глупо.
В вашем дворе живет девочка – инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Ваши действия:
- Откажитесь. Зачем вам общаться с инвалидами?
- Согласитесь, но потом не пойдете – наверняка там будет скучно.
- Пойдете и приведете с собой сестру.
4. Рефлексия деятельности:
5. Заключительная часть.
Ребята я рада, что вы были активны на нашем занятии. Спасибо.
Предполагаемый результат:
сформированы общечеловеческие ценности, моральные нормы.
развиты навыки поведения, позволяющие установить контакт с другим человеком.
сформированы устойчивые нравственные качества, высокой культуры поведения.
Анализ опроса.
Проведенный опрос показал, что, по мнению 52,5% учащихся толерантная личность должна обладать расположенностью к другим, терпением и доверием.
У учащихся наиболее выражены следующие черты:
1. Способность к сопереживанию – 52,5% (5 учащихся)
2. Чувство юмора – 50% (4 учащихся)
3. Расположенность к другим, доверие – 37,5% (3 учащихся)
4. Гуманизм – 25% (2 учащихся)
5. Терпение, чуткость, альтруизм, терпимость к различиям, доброжелательность, умение не осуждать других, умение слушать – набрали по одному голосу.
Менее всего, по мнению учащихся, у них развиты:
1. Снисходительность – 75% (6 учащихся)
2. Терпение, терпимость к различиям – 50% (4 учащихся)
3. Альтруизм, умение не осуждать других - 37,5% (3 учащихся)
4. Любознательность – 25% (2 учащихся)
5. Доверие, гуманизм – 12,5% (набрали по одному голосу)