СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеклассная работа по ОБЖ в условиях кочевья

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по ОБЖ в условиях кочевья»

ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ХАНТАЙСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА №10»

п. Хантайское Озеро








Сценарий внеклассного мероприятия

Конкурсная программа «Школа безопасности»


Подготовила: учитель начальных классов Момде А.С.

Аудитория: 1- 4 классы




























п. Хантайское озеро

2021 г.



Внеклассное мероприятие

«Правила безопасности в условиях кочевья во время каникул»


Цели:

1. Углублять и повторять знания о традиционном образе жизни и хозяйствовании, и кочевья в условиях Севера.

2. Показать, какие опасности подстерегают детей в условиях кочевья на каникулах;

3. Научить ориентироваться в ситуациях и быстро принимать рациональные решения.

Формируемые УУД

Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе анализа поступков.

Знать: основные правила поведения в природе, на транспорте, правила личной безопасности в условиях кочевья.

Уметь: анализировать поступки, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

Регулятивные: Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы безопасного поведения) в условиях кочевья.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Оборудование: пословицы; загадки; формула безопасности (для каждого ученика и на доске); карточки с описанием ситуаций в конвертах;

Ход мероприятия.

I.Актуализация знаний

        Учитель. - Дети, как вы считаете, какой дар получает при рождении каждый человек? (ответы детей)

- Верно. Самое дорогое дается всем людям – это жизнь.

Жизнь – самое ценное, что дано человеку. Она даётся по праву рождения всем, а от человека уже зависит, насколько прекрасной и счастливой она будет. Да, мы не можем знать точно, где подстерегает нас опасность и, какой именно она будет. Но, зная правила поведения при чрезвычайных ситуациях и соблюдая нормы поведения, мы можем избежать очень многих неприятностей.

Жизнь на Севере трудна, если человек не осведомлён о её своеобразии, то он подвергается постоянным опасностям и летом и зимой. Только сформировав определённые навыки, человек может жить и трудиться на Севере, быть готовым к любым опасностям, знать, как себя вести.

Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета, но есть и правила безопасности жизни детей в условиях кочевья. Это необходимые знания и умения, используемые для защиты жизни и здоровья от последствий различных чрезвычайных ситуаций, в которых может оказаться любой ребёнок на Севере.

- Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)

- Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры. (Дети отвечают и приводят примеры.)

- Правильно, в первую очередь страдает наша безопасность. Правила охраняют нашу жизнь и здоровье. А можно ли придумать правило или совет к каждой конкретной ситуации? (Пожалуй, нет.)

- И сегодня мы с вами поговорим о том, что нужно знать всем детям, чтобы сохранить свою жизнь и свое здоровье. Для этого я приглашаю вас в «Школу безопасности».


II. Конкурсная программа «Школа безопасности»

Учитель - В Конкурсной программе будут участвовать две команды «Тундра» и «Тайга». Знание, смекалка, умение мыслить логично и нестандартно помогут вам. Оценивать выполнение заданий будет жюри: (имя, отчество).

Викторина «Правильный выбор»

Учитель -  Команды по очереди будут отвечать на вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.

1.Совершая дальнюю поездку на оленях, вы почувствовали, что заблудились. Как вы будете действовать?

- вернёшься назад;

- поедешь дальше;

- остановишься и попытаешься сориентироваться на местности;

2. Можно ли перевозить острые, колющие предметы без упаковки?

- нельзя;

- можно;

- в зависимости от вида предмета;

3. Если к тебе приближается собака без поводка и намордника, как ты поступишь?

- быстро побежишь;

- крикнешь «Фас!»;

- останешься стоять на месте и скомандуешь собаке «Стоять!».

4. Определите правильное место для разжигания костра летом.

- в лесу;

- на открытой поляне;

- возле ручья;

5. Для чего нужно всегда предупреждать родителей куда идешь, с кем и когда вернешься?

- в случае опасности тебе быстро смогут помочь;

- возьмёшь и убежишь;

6. На вашем пути в лесу встретился медведь. Ваши действия:

- пойдете тихо и спокойно, чтобы не раздражать зверя;

- спрячетесь под деревом или залезете на дерево;

- будете производить много шума (кричать, ударять палкой по дереву);

Оценка за викторину.


Учитель - Я знаю, что вам родители рассказывают о правилах безопасного поведения на каникулах в тундре. Они вас знакомят с правилами дорожного движения на оленьих упряжках. Согласны?

- Сейчас мы проверим, какая из команд твердо знает эти правила.

Конкурс «Знатоки безопасной езды на оленьих упряжках»

  1. Что такое оленья упряжка?

  2. Что такое хорей?

  3. Упряжка подъехала к стойбищу. Когда нужно слезать с саней?

  4. Какой должна быть одежда во время езды на оленьей упряжке?

  5. Как безопасно переходить дорогу, перед близко идущей упряжкой?

  6. У вас возникла необходимость обратиться к каюру. В какой момент можно это сделать?

  7. Как нужно сидеть во время поездки на оленьей упряжке?

  8. С помощью чего осуществляется управление оленьей упряжкой?

Оценка за конкурс


Учитель - А сейчас мы поиграем в игру. Я буду задавать вопросы, и если вы согласны со мной, то хором отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!». Договорились?

  1. Кто из вас, когда спешит, перед упряжкою бежит?

  2. Кто из вас не отвлекает каюра во время поездки?

  3. Знает кто, что тонкий лёд – это значит хода нет?

  4. Кто летит вперед так скоро, что не видит ураган?

  5. Знает кто, конец пурги – это значит путь открыт?

  6. Кто из вас во время поездки, сидит поперёк санок, широко расставив ноги?

Учитель - Молодцы, правила дорожного движения на оленьих упряжках вы хорошо знаете. Но запомните, дети: правила нужно не только знать, но и выполнять.

Физкультминутка «Светофор»

Учитель - Проведём игру «Светофор»: если показывает красную карточку - дети стоят на месте, если жёлтую - хлопают в ладоши, если зелёную - шагают на месте.


Учитель - Переходим к следующему конкурсу «Огонь – это добро или зло?». Отгадайте загадки.

  1. Знайте, в гневе он сердит, никого не пощадит.

Ты рукой его не тронь, обожжет тебя…(огонь).

  1. В коробке сидят сестрички, это маленькие…(спички).

  2. Знают все, человек без огня не живет ни единого дня.

Но когда у огня сильный жар, может просто случиться…(пожар).

  1. Валит дым, как из печи: не метайся, не кричи.

Ты не жди других картин – скорей зови на (помощь).

  1. В мире есть она повсюду, без нее так трудно людям!

С огнем справится всегда. Как зовут ее?..(вода).

Оценка за конкурс


Учитель - Очень печально, но ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров. Каждый час в огне погибает 1 человек, а 2 получают травмы и ожоги. Причем, каждый третий погибший – это ребенок.

Можно долго перечислять пользу огня для людей в быту кочевников, но всегда нужно помнить, что неосторожное обращение с огнем может привести к беде. И сейчас мы проверим, какая из команд твердо знает правила безопасности с огнем.

Викторина «Правила безопасности с огнем»

1. Если в жилище начался пожар, нужно:

- лить на огонь воду;

- позвать взрослых;

- спрятаться под кровать.

2. Дым при пожаре опасней, чем огонь. Как ты будешь себя вести, чтобы не задохнуться?

- спрятаться под одеяло;

- ползком выбираться из чума;

- будешь размахивать полотенцем, разгоняя дым.

3. Что ты предпримешь, поджидая взрослых?

- начнешь генеральную уборку;

- выбежишь на улицу;

- будешь бросать в огонь вещи.

4. Продолжи фразу:

«Не суши над огнём штаны после стирки, а то останутся одни только…»

- пятна;               - кляксы;               - дырки;

5. Чем можно потушить начинающийся пожар?

- бензином;

- пирогами и блинами;

- водой.

8. Как нужно спасаться от лесного пожара?

 - бежать навстречу огню;

- перебраться через реку;

- забраться на дерево.

9. Если костер разгорелся не на шутку. Ты поступишь так:

 - устроишь прыжки через костер;

 - позовешь взрослых на помощь;

 - окопаешь вокруг костра широкую полосу земли.

Оценка за викторину.

Игра на внимание «Огонь, вода и песок»

Запомните движения: на слово « вода» – показать одной рукой горизонтальную волну. На слово «огонь» - показать двумя руками вертикальные волны. На слово «песок» - показать пальцами, как песок сыпется сверху вниз.


Учитель -  Следующий конкурс – «Конкурс капитанов». Капитанам нужно рассказать о правилах и традициях хранения одежды и обуви.

Оценка конкурса капитанов.


Дидактическая игра: «Горит, не горит»

Учитель - Я буду говорить вам слова, а вы, если этот предмет горит - топаете, а если не горит - хлопаете. Будьте внимательными, кто ошибся, выбывает из игры. Жюри внимательно следит за командами, в какой команде останется больше игроков, выигрывают.

Слова:

Бумага, Гвоздь, Шторы, Снег, Одежда, Вода, Деревья, Камень, Сухая трава, Стекло, Книги, Металл.

Оценка за конкурс.


Игра «Разрешается-запрещается»

Учитель - Я начинаю фразу, а вы дружно продолжаете словами «разрешается» или «запрещается».

- Идти толпой по льду … (запрещается)

- Разжигать костёр в лесу…(запрещается)

- Тихо и спокойно уходить прочь, при встрече с хищниками…(разрешается)

- Перебегать дорогу перед идущей оленьей упряжкой… (запрещается)

- Не оставлять без присмотра печи, свечи, лампы в жилище…(разрешается)

- Брать режущие и колющие предметы и играть с ними… (запрещается)

- … (разрешается)

- Подходить и играть рядом с чужими собаками (запрещается)

- Промыть рану водой и сделать перевязку при укусе собаки … (разрешается)

- Сушить одежду возле огня…(запрещается)

- Уважать и соблюдать правила безопасного поведения в условиях кочевья … (разрешается)


III. Подведение итогов и награждение победителей.

Учитель - Закончим наше мероприятие чтением азбуки безопасности. (У каждого ученика на столе лежат листочки с текстом азбуки. Дети по «цепочке» читают.)

Азбука безопасности:

А – аргиш – кочевой путь оленевода.

Б – берегись бед, пока их нет!

В – всегда быть внимательным и осторожным.

Г – громко кричи, если нужна помощь.

Д – дорога становится особенно опасной в плохую погоду.

Ж – жалуйся родителям, если кто-то делает тебе больно.

3 – заранее сообщай родителям, куда собираешься.

И – играй только в безопасных местах.

К – кататься на льдинах очень опасно!

Л – лёд опасен, если тонкий.

М – мама должна знать все!

Н – не оставляй без присмотра печи, свечи и лампы.

О – огнестрельное оружие – не игрушка .

П – пожар – это страшное бедствие!

Р – разжигать костёр учись, но умей его гасить.

С – сделай растирание при обморожении.

Т – тонкий лёд – прохода нет!

У – укус животного опасен.

Ф –формула безопасности - твой надежный друг.

X – хранить одежду и обувь, нужно правильно.

Ц – цени и ухаживай за собакой – это помощник оленевода.

Ч – часто водоемы коварны.

Ш– шапку и обувь не суши возле печки.

Э – это стихийные бедствия очень опасны.

Ю – юный друг, помни правила!

Я – я верю в тебя.

Учитель - Самое дорогое в жизни для всех родителей – это вы, дети. Будьте внимательны к подозрительным предметам и людям. Обращайтесь за помощью к взрослым, которых вы знаете. И я надеюсь, что знание и соблюдение всех этих правил безопасности помогут вам прожить долгую и счастливую жизнь.


IV.Рефлексия

- Что полезного узнали?

- Какие правила безопасного поведения мы с вами сегодня вспомнили?

- К чему может привести несоблюдение правил безопасного поведения?



Список использованной литературы.


  1. М. И. Попова. В.С. Момде. Учебники «Уроки предков» 2-4 классы. Издательство «Дрофа», 2003 г.

  2. В.В. Поляков. «Основы безопасности жизнедеятельности» 1-4 классы. Издательство «Дрофа», 1998 г.

  3. Р.С. Никитина. «Таёжная азбука». Филиал издательства

«Просвещение», 2008 г.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!