СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние СМИ и кино на нравственное развитие молодёжи

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме поднимает актуальные проблемы формирования взглядов молодёжи на окружающую действительность, в том числе и с учётом влияния СМИ. 

Просмотр содержимого документа
«Влияние СМИ и кино на нравственное развитие молодёжи»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» р.п. Башмаково







« Влияние кино и СМИ

на нравственное развитие молодёжи»

















Докладчик: Зубарев Кирилл

Руководитель: Кобзева О.И.


февраль 2019


Современное общество можно охарактеризовать как  информационное общество, главным богатством которого является информация. Объективной закономерностью развития такого общества стала интенсификация информационных процессов: возрастают скорости передачи сообщений; увеличивается объем передаваемой информации; ускоряется ее обработка. Это может оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

Особое беспокойство вызывает факт воздействия современных средств массовой информации (в дальнейшем СМИ) на молодое поколение. То, что оно, это воздействие, сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе.

Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком СМИ, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей  подрастающего поколения.

Целью данной работы является изучение аспектов влияния современных средств массовой информации на сознание молодежи. Данная цель достигается последовательным решением следующих задач:

1. рассмотреть виды современных СМИ;

2. выявить сущность влияния СМИ на сознание человека;

3. провести исследование и интерпретировать его результаты;

4. сделать выводы по проведенному исследованию.


Потоки информации, как реки необъятные,

Стремительные, бурные, порою непонятные,

Врываются в сознание: Откуда? Что? Зачем?

И мозг нещадно плавится от самых разных тем.

Ход времени, события, нельзя остановить.

Но разум, волю, логику возможно подключить.

Тогда не растеряешься в потоке бурных рек.

Ведь ты же homo sapiens – разумный человек!

Подумаешь, как следует, увидишь суть во всём.

Свои ростки даст зёрнышко под проливным дождём!

В прочитанном мною стихотворении (автор – Кобзева О.И.) есть строки: «Свои ростки даст зёрнышко под проливным дождём». Что здесь имеется в виду? Зёрнышко я ассоциирую с человеческим мозгом, мировоззрением развивающейся личности, которая пока только воспринимает информацию извне и учится на её основе формировать свои взгляды на окружающий мир, на реалии дня. Проливной дождь – это именно те реки информации, которые обрушиваются на человека каждый день, независимо от того, хочет он это знать, или нет, важно это для него, или второстепенно. И если научиться впитывать в себя важные истины, мудрые мысли и прочные знания, будут хорошие ростки, сформируется положительная картина мира, внутренний нравственный стержень. Семья, социум играют здесь главную роль. Но не следует забывать и о СМИ. Давайте проанализируем само определение, что такое СМИ?

СМИ представляют собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам. Их главная отличительная черта - публичность, т. е. неограниченный круг потребителей. СМИ становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением. В последние десятилетия самый мощный и никем не контролируемый поток информации поступает к нам через Интернет. Доступ к любому печатному изданию, любому фильму можно получить в сети. Через СМИ современный человек не только получает необходимую ему информацию, но и черпает поведенческие стереотипы, ценности и идеалы, и многое другое. Задачи СМИ распространять информацию, формировать мнение граждан, разъяснять и комментировать события, расширять аудиторию. Но всегда ли в борьбе за своего зрителя, слушателя, читателя используется честная стратегия? Далеко нет. Детям, подросткам с неокрепшей психикой навязывают ложные представления о том, каким нужно быть, как относиться к людям, как себя вести, чтобы завоевать авторитет и этой уязвимой категории трудно фильтровать информацию и вырабатывать иммунитет к её негативному содержанию. Культуру восприятия весьма проблематично выработать без помощи взрослых. Все наши привычки формируются с детского возраста. Какие книги мы читаем с родителями, какие фильмы смотрим всем семьёй, такие и потребности в нас развиваются. Готовясь к выступлению, я провёл небольшой социологический опрос, цель которого - узнать мнение средневозрастных подростков о СМИ и кино. В опросе приняли участие 150 человек, это обучающиеся 7-9 классов. Я сформулировал 6 основных вопросов, провёл мониторинг и предлагаю ознакомиться с результатами.

  1. Каким источникам информации вы доверяете больше всего?

интернету 54% , новостям и телевидению 26%, книгам 9%, друзьям 6%,

никаким 3%, проверенным 2%.

2) Чем вы пользуетесь чаще всего для получения той, или иной информации?

- интернетом 64%, телефоном 17%, книгами 11%, телевидением 7%, ничем 1%.

3) Какие жанры кино для вас наиболее привлекательны?

- фантастика 25%, комедии 25%, фильмы ужасов 18%, разные 15 %, боевики 12%, документальный фильм 5%.

4) Какая задача СМИ, на ваш взгляд, является самой главной? Распространение достоверной информации 74%, затруднились ответить 13 %, предупреждать 6%, следить за порядком 4%, обманывать людей 2%.

5) Какого кино сегодня не хватает современному зрителю?

- исторического 35%, биографического 16%, о животных и природе 11%, затруднились ответить 11%, о спорте 8%, фантастики 7%.

6) Способны ли средства массовой информации влиять на формирование мнения граждан и нравственное развитие? Да – 95%, нет – 5%. По итогам данного социологического опроса я пришёл к следующим выводам: молодёжь, подростки выражают определённое стремление к самостоятельности и желание иметь на всё собственное мнение. Ответы на многие жизненные вопросы, которые возникают здесь и сейчас, современные юноши и девушки хотят получить в том числе и на примерах того кино, которое ими востребовано. Преобладает желание изучать историю и анализировать определённые события, сравнивать с собственными взглядами и мышлением. Есть чёткое осознание того, что СМИ способны влиять на формирование мнения граждан. Наряду с этим, прослеживается и понимание того, что не следует принимать на веру всё, что они видят на экране, или читают в интернете.

Можно выделить плюсы и минусы влияния средств массовой информации на личность. С одной стороны, они расширяют кругозор человека, способствуют духовному росту, приобщают к культуре, искусству, литературе, науке, формируют нравственные оценки. С другой - обладают возможностью манипулировать сознанием, распространять ложную информацию.

Величайшее изобретение человечества – глобальные компьютерные сети – также хранят в себе потенциальные угрозы. «Интернет создаёт лишь иллюзию доступности информации и технической оснащённости, – говорит автор монографии «Происхождение мозга» Сергей Савельев, сотрудник Научно-исследовательского института морфологии человека РАМН. Вхождение юных россиян в интернет-пространство, согласно данным интервью, изменило не только источники информации, медиасреду, но и весь их образ жизни. Помимо реального общения – это интернет-коммуникация, которая, у подавляющего большинства подростков, как показали массовый опрос и интервью, на первом месте.

Взрослых настораживает отказ от реального общения в пользу виртуального. И здесь следует вырабатывать правильную поведенческую траекторию и родителям, и детям. Могу посоветовать прочитать статью моего руководителя Кобзевой Ольги Ивановны, которая была опубликована в « Любимой газете» №10, от 14 марта 2018 года – «Бесконтрольный интернет: в нём ребёнку пользы нет!». В нашей школе проводятся уроки информационной безопасности, мы говорим об этом на классных часах. Мы не лишены возможности посмотреть хорошее кино и в каникулярное время с удовольствием посещаем школьный «Кинофест». У меня возникла идея: что если нашей молодёжи, запустить печатное издание, которое будет также собирать свою читательскую аудиторию? Можно придумать важные и интересные рубрики, выпускаться, в том числе и в электронном виде. На этой инициативе заканчиваю своё выступление. Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!