Консультация для родителей на тему:
«Влияние семьи и семейных взаимоотношений
на нравственное развитие ребенка»
учитель-логопед – Возжанникова С.Ю.
Перед каждой семьей стоит почетная и благородная задача – воспитание
молодого поколения, способного защитить общество. Дошкольное учреждение является основным пропагандистом педагогической мысли и главным помощником семьи в воспитании детей. Наша действительность, требует от нас и вас, не воспитания детей вообще, а воспитания целенаправленного, высоконравственного, умственного, чтобы наши дети были здоровыми, разносторонне развитыми, культурными.
Для решения этих задач мы располагаем соответствующими условиями.
Дошкольник крайне восприимчив к окружающей действительности.
То, что ребенка окружает – все оказывает на него влияние.
А.С. Макаренко – великий педагог, говорил: «Все, что ребенок воспримет
до 7 лет, с этим он пойдет в жизнь». Поэтому так серьезно мы говорим о
воспитании детей дошкольного возраста.
Вряд ли встретишь отца или мать, которые не желали бы видеть своего
дисциплинированным, культурным, трудолюбивым, аккуратным и т.д. А как эти качества воспитываются?
Воспитание – процесс непрерывный с момента рождения ребенка и до
зрелых лет, когда человек воспитываясь воспитывает других.
Все родители должны помнить, что их личная повседневная жизнь, их
поведение в быту, отношения с людьми, отношение к работе являются главной школой воспитания детей. Ребенок учится тому, что видит у себя в доме, какой пример ему подают родители.…
Семья должна представлять собой дружный сплоченный коллектив,
основанный на дружбе, доверии, уважении, любви. В такой семье едины
подход к детям, единые требования к ним. Если имеются несогласия у
родителей, то разрешаются они без присутствия детей. Ибо разногласия в
требованиях к детям порождает трусость и ложь.
Дружная семья закладывает основу в ребенке правильного отношения к
людям. У нас очень много семей с хорошим примером для детей.
Дети в таких семьях, как правило, уравновешены, вежливы, любознательны, умеют держать себя в общественных местах.
I.
Первое, на что надо обратить внимание:
Соблюдение режима дня для детей – это их здоровье.
Обстановка, в которой воспитываются дети. Чистота, порядок, свежий
воздух. Постоянное упражнение в привитии культурно-гигиенических навыков. Существует золотое правило: то, что вы требуете от детей - мыть руки перед едой, умываться утром и вечером перед сном, чистить зубы и т.п. вы непременно делаете сами. Если вы не разбрасываете своих вещей, а аккуратно складываете или убираете их на определенное место, то и ребенок ваш не разбрасывает игрушки и будет аккуратен.
Придавая большое значение четкому выполнению домашнего режима,
нельзя обойти вопроса отношений между родителями и детьми.
В семейной жизни бывает много случаев, когда уместна и ласка, и беседа,
и твердость, и уступчивость. Но там, где дело касается режима, порядка в семье все пути его достижения должны уступить одному распоряжению – деловому тону родителей. Делового тона родители не должны бояться. Родители, как можно раньше, должны усвоить спокойный, приветливый, но всегда решительный тон в своем деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону, привыкнуть
просьбы родителей выполнять охотно.
Можно быть, как угодно, ласковым с ребенком, шутить с ним, играть. Но
когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и в таком тоне, чтобы, ни у вас, ни у ребенка, не было сомнения в правильности просьбы, поручения, в неизбежности его выполнения. В любых условиях всякое поручение должно проверяться.
II.
Второе, на что надо обратить внимание – это самостоятельность ребёнка.
Родителям часто приходится помогать детям в любом возрасте. Конечно,
на каждом отрезке возраста детей помощь различна по содержанию.
Малому надо помочь одеться, накормить. Школьнику надо помочь в
занятиях. Подростку надо помочь советом. Но из чувства любви к детям
родительская помощь часто бывает слишком навязчивой, надоедливой и
поэтому для детей утомительной, стесняющей их самостоятельность. Об этом надо помнить. Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки.
III.
Правильное воспитание невозможно себе представить как воспитание нетрудовое. Труд детей в семье должен быть основой. Надо с ранних лет привлекать детей к труду, труду посильному для выполнения. Мы на это обращаем ваше внимание особенно. Ибо ребенок, не имеющий привычки трудится, как правило, плохо учится в школе, плохо работает. Настроение у него всегда праздное, не деловое, и такие подростки часто попадают в беду. Дети должны в силу своих возможностей обслуживать себя, более
старшие помогать домашним и ценить труд старших, с большим уважением относится к матери, отцу, бабушкам и дедушкам.
IV.
Самое большое влияние на детей оказывает поведение их родителей
и взрослых членов семьи, с которыми они больше всего общаются.
Можно быть ласковым с ребенком, шутить с ним, играть. Но когда возникает надобность, надо уметь распорядится с таким видом и в таком тоне, чтобы, ни у вас, ни у ребенка, не было сомнения в правильности
распоряжения, в неизбежности его выполнения.
Дети младшего возраста с большим мастерством копируют своих родителей. Обратите внимание на них в играх – они все разложат по полочкам, что происходит в семье, хорошее это или плохое. Как правило, дети очень ценят своих родителей, считают, что они лучше всех и, считаясь с детским воображением, с волнением думаешь, как иногда родители не оправдывают желания своих детей.
Практика врачей показывает, что значительное число серьезных нервных
заболеваний у детей и подростков, обязано своим происхождением сценам
раздоров и ссор, свидетелями которых являются дети. Хрупкой нервной
системе ребенка наносится глубокая травма, остающаяся иногда на всю жизнь.
V.
Несколько слов о поощрениях и наказаниях.
В хорошей семье нет наказаний. Дисциплина детей – результат
воспитания. Трудом детей не наказывают. За труд дети подарков не получают.
Похвала – лучший подарок.