СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние семейных деприваций на развитие личности ребенка дошкольного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрена такая проблема современности, как депривация. ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. deprivatio — потеря, лишение)  — психическое состояние, возникающее вследствие недостатка, дефицита, ограниченности каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате чего возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии.

Просмотр содержимого документа
«Влияние семейных деприваций на развитие личности ребенка дошкольного возраста»

Шишкина Юлия Юрьевна,

педагог-психолог

МБДОУ «ЯСЛИ-САД № 396 Г. ДОНЕЦКА»


«Влияние семейных деприваций на развитие личности ребенка дошкольного возраста»

В каждом человеке - солнце.

Только дайте ему светить.

Cократ


Семья является необходимой средой развития и воспитания ребенка, первичной и наиболее важной ступенькой его социализации. Думаю, многие согласятся, что ребенку для его нормального роста и развития необходимы, ОКАЗЫВАЕТСЯ, многие вещи: это и нескрываемая радость родителей при его рождении, и вовремя спетая колыбельная песня, и любимая игрушка в кроватке, ласковые прикосновения и улыбки близких людей, и возможность двигаться, и отсутствие опасения, и … много чего ещё. Кажется, что это мелочи, но вот парадокс: если лишить человека этих «мелочей» — изменится его судьба!

Актуальнейшей проблемой современного общества является тенденция к увеличению количества детей, оставшихся без попечения родителей, живущих без семейного тепла и заботы. Причем, - это не только воспитанники государственных учреждений: детских домов, интернатов, приютов. В настоящее время все большее распространение получают многочисленные формы социального сиротства (то есть сироты при живых родителях), обусловленные проблемами современной семьи, падением ее нравственных устоев, изменением отношения родителей к детям, приводящего к безнадзорности и беспризорности большого числа детей и подростков. Каждый год увеличивается количество детей, полностью или частично лишенных полноценной родительской заботы, что может объясняться чрезмерной занятостью родителей на работе, алкоголизмом, наркоманией, другими недугами или же лишением их родительских прав. Часто и в многодетных семьях детям не оказывается должного внимания, они предоставлены «сами себе». Таким образом, огромное количество детей растет в условиях дефицита контакта со взрослыми, эмоционального принятия и сопереживания, информации об окружающем мире. Неудовлетворение потребностей подобного рода способствует возникновению психической депривации.

ДЕПРИВАЦИЯ (от лат. deprivatio — потеря, лишение) — психическое состояние, возникающее вследствие недостатка, дефицита, ограниченности каких-то средств, условий, предметов для удовлетворения каких-либо потребностей личности, в результате чего возникают различные отрицательные психические состояния, вплоть до депрессии.

Термин стал широко известным благодаря Джону Боулби, который считал, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем детстве, испытывают задержку в развитии следующих сфер: когнитивной, двигательной, речевой, а также в сферах эмоционального и личностного развития.

П роблемами депривации занимались и занимаются зарубежные и российские психологи и психиатры: Й.Лангмейер, З.Матейчек, М.И.Лисина, А.Рачкова, Н.Н.Иванова, Л.Ф.Козодаева, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, В.М.Сорокина, В.Л.Кокоренко   и другие.

Большинство исследователей выделяют сенсорную, эмоциональную, двигательную, когнитивную и социальную депривацию, но наиболее травмирующий характер для ребенка носит так называемая семейная (материнская) депривация.

Итак, дадим краткую характеристику каждому из видов деприваций.

СЕНСОРНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ — существенный недостаток сенсорных стимулов, отсутствие их разнообразия, несоответствие стимулов возможностям ребенка и задачам развития. Сенсорное развитие ребенка — это развитие и интеграция представлений о свойствах своего тела, ощущениях, поступающих как от внутренних органов, так и извне, при взаимодействии с предметами окружающего мира, формирование понимания боли или приятных ощущений, тепла и холода, разнообразных тактильных ощущений, вкуса, звука, цвета, ощущения пространства и впечатлений от собственной моторной активности и т.п.

Последствия сенсорной депривации: повышенная тревога, нарушение контакта с внешней средой, неуклюжесть, нечувствительность к боли и плохое различение других сенсорных впечатлений (не чувствует, когда ему жарко или холодно, ходит в мокром, не замечая этого, не различает вкус еды, кроме «ярких вкусов», может ходить в тесной обуви, удариться и не заметить и т.п.), трудности ориентации во времени, нарушение внимания, гиперподвижность или мышечная вялость.

В качестве компенсации недостатка сенсорных впечатлений из-за плохой чувствительности к ним, ребенок может либо искать сильные, а часто и опасные сенсорные стимулы, либо погружаться в фантазии и мечтания, не имеющие отношения к реальной жизни.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – отсутствие или недостаток возможности в установлении эмоционального контакта с другим лицом, либо травматический разрыв уже созданных эмоциональных связей при отсутствии поддержки в переживании горя.

Последствием эмоциональной депривации в раннем возрасте становится отставание психического и физического развития, в том числе развития речи и социального контакта. Такие дети часто общаются со всеми одинаково, не различая особенностей того или иного собеседника, не умеют сотрудничать с другим человеком, используют стратегии общения, не соответствующие возрасту, плохо различают свои и чужие эмоции и не учитывают их в повседневной жизни. Часто вместо радости игры, такие дети неэмоционально манипулируют предметами или наблюдают за яркими стимулами (например, смотрят мультфильмы, но эмоционально не включаются в сюжет).

В следствие эмоциональной депривации у ребенка не формируется позитивный эмоциональный образ себя (я – хороший), он не чувствует, что значим для окружающих его людей, плохо ориентирован на похвалу и порицание.

Признаки эмоциональной депривации:

– Ребенок постоянно испытывает беспокойство и имеет проблемы при взаимодействии с другими людьми.

– Они всегда занимают оборонную позицию и настороженно относится к тому, что происходит вокруг него.

– Ребенок страдает от стресса.

– Его иммунная система ослабевает из-за высокого уровня депрессии.

Как эмоциональная депривация может выражаться в поведении:

1. Неповиновение

У детей с эмоциональной депривацией часто возникает потребность привлечь внимание любой ценой. Для того, чтобы их наконец заметили, дети демонстративно перестают слушаться родителей и ведут себя неадекватно в общественных местах. Например, могут легко закатить истерику.

2. Агрессия

В случае, когда дети проявляют агрессию, специалисты рекомендуют уделять им повышенное внимание и слушать, что они пытаются сказать. В этом случае они почувствуют себя значимыми и обретут достаточную уверенность для того, чтобы рассказать вам о том, что их беспокоит.

3. Чувство незащищенности

Столкнувшись с эмоциональным вакуумом, дети чувствуют себя крайне уязвимыми. У них появляются страхи при общении с другими людьми. Поскольку они не чувствуют себя в безопасности, им приходится постоянно держать оборону.

4. Страх

Часто ребенок не способен самостоятельно справиться с эмоциональной депривацией. Из-за этого может возникнуть чувство пустоты и недоверия, которое по мере взросления будет только усиливаться.

5. Плохая успеваемость

Отсутствие внимания и любви может привести даже к проблемам с успеваемостью. Сложное психоэмоциональное состояние часто приводит к тому, что дети перестают уделять внимание учебе и делать домашние задания.

Эмоциональная депривация может также стать причиной проблем с речью. В семьях, где не принято открыто проявлять любовь, как правило, дети начинают говорить позже. Кроме того, они испытывают проблемы с социализацией. Дети подвергают свои эмоции строгой цензуре и стараются избегать привязанности к кому-либо.

6. Зависимость от гаджетов

Некоторые родители полностью передают воспитание цифровым устройствам. С практической точки зрения это удобно: дети тихо сидят, уткнувшись в планшет, телефон или телевизор. Однако технологический пузырь, который их окружает, не оставляет места проявлению живых эмоций.

КОГНИТИВНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ – дефицит информации, соответствующий возрасту и необходимый для развития ребенка, а также хаотичность, изменчивость, неупорядоченность этой информации, препятствующая адекватному объяснению окружающего мира.

В отсутствие развития навыка обработки информации, попадая в информационно-насыщенную среду (например, в школу) ребенок не может справиться с потоком информации, быстро истощается, демонстрирует протестное поведение или заболевает.

СОЦИАЛЬНАЯ ДЕПРИВАЦИЯ  — ограничение или полное отсутствие контактов ребенка с обществом, представляющим собой нормальное разнообразие социальных структур; ограничения в развитии собственной социальной роли в среде других людей.

Социальное развитие предполагает усвоение ребенком сложной социальной структуры общества, социальных связей, появление интуитивного ощущения собственного включения в социум, понимание своего места в нем.

Результатом социальной депривации в раннем и дошкольном возрасте становятся нарушение связи личности и своего имени, трудности развития идентичности (ребенок не может ответить на вопрос «Кто я?» «Какой я?», «Кто вокруг меня?»), повышенная социальная тревога и, как следствие, неадекватные способы социального взаимодействия (повышенная агрессия или, наоборот, ведомость, подчиняемость), склонность к социальной изоляции или социальной неразборчивости, отсутствие представлений о жизненной перспективе и позитивных социальных устремлений.

Обычно разные виды депривации связаны между собой и проявляются в комплексе, их симптоматика может объединяться.

Именно потому, что семья в воспитании ребенка играет основную, долговременную и важнейшую роль, как один из типов социальной депривации, следует выделять семейную депривацию.

СЕМЕЙНАЯ (МАТЕРИНСКАЯ, РОДИТЕЛЬСКАЯ) ДЕПРИВАЦИЯсложное явление нашей жизни, включающее в себя различные ситуации: недостаточную заботу матери и ее эмоциональная холодность; социальное сиротство в многообразных вариантах проявления, вплоть до воспитания ребенка в условиях интернатного учреждения; временная разлука с матерью, и, наконец, утрата любви и привязанности к матери самим ребенком, опять-таки в силу различных причин. При этом, как отмечают многие авторы, наиболее характерными чертами так называемого депривационного синдрома являются тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства, эмоциональные нарушения (холодность, агрессивность в сочетании с уязвимостью), недоверие и подозрительность по отношению к людям, психосоматические реакции, отставание в речевом развитии, отставание в развитии мелкой моторики и мимики.

. В таком случае несложно предположить, что депривационный синдром препятствует формированию речи, развитию речемыслительной познавательной деятельности, овладению знаниями. Таким образом – вцелом происходит задержка развития психических процессов.


Как пишет датский психолог и терапевт Нильс Питер Рюгаард в своей книге «Дети с нарушением привязанности», семейная (материнская, родительская) депривация — это состояние, возникающее вследствие эмоционального отрыва ребенка от матери, что влечет полное или частичное отсутствие у ребенка привязанности ко взрослым, подрыв доверия к миру. Исследования показали, что дети, лишенные материнской заботы и любви в раннем возрасте, испытывают задержку и отклонения в эмоциональном, физическом и интеллектуальном развитии. Вследствие материнской депривации у младенца даже может развиться анаклитическая депрессия.

Последствия семейной (материнской) депривации (согласно Рюгаарду):

– полная или частичная утрата возможности устанавливать полноценные близкие отношения с другими людьми и безопасную привязанность;

– чрезмерная зависимость от других людей;

– изменение отношения ребенка к самому себе (неприятие себя, аутоагрессия);

– ощущение стыда за себя, приводящее к неспособности говорить правду и уходу от ответственности;

– невротические проявления (аутостимуляция: раскачивания, стереотипные движения, сосание пальца, нарушение сна и пищевого поведения, энурез, целый спектр психосоматических заболеваний);

– высокий уровень тревожности, страхи;

– импульсивность;

– задержка психоречевого развития;

Лишение ребенка опыта заботы от постоянного взрослого ведет к тому, что ребенок становится неспособен принимать любовь и любить сам, его жизненные сценарии подчиняются принципу «добрать» любовь любой ценой (например, у разных взрослых, которые для него все «мамы»). Такой ребенок может смотреть на других людей через призму отчуждения, безразличия или обиды и агрессии и, соответственно, реализовывать программы «использования и манипулирования» или «властвования и обесценивания». Он может быть завистливым, чрезмерно критичным к другим, проявлять неблагодарность. Депривация также проявляется в социальной и нравственной дезориентации ребенка, его «психическом отчуждении», негативизме, так как угол зрения ребенка смещен в сторону негативных оценок реальности. Желание только материальных удовольствий является «заместительным удовлетворением», как и вредные привычки, алкоголь и пр., все это попытки заполнить пустоту внутри себя. Импульсивность и непереносимость лишений детей-сирот связана с огромным багажом неудовлетворенных потребностей, так что банальный отказ в покупке шоколадки может стать последней каплей и вызвать сильнейший поток негодования.

Современные исследования детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, показывают, что хотя воспитателям удается не допустить глубоких задержек развития, и на первый взгляд дети производят хорошее впечатление, все же полностью компенсировать проявления материнской депривации в условиях учреждения оказывается невозможно. Воспитанники домов ребенка заметно отличаются от домашних детей отсутствием волевых проявлений и инициативы. Они выглядят как пассивные куклы в руках взрослого, действуют только по определенному указанию. Их волевые акты проявляются лишь в негативном смысле и чрезвычайно скупы. Кроме того, они проявляют безличностное отношение к взрослому. Любая воспитательница, не встречая сопротивлений, может поднять, опустить, накормить, взять из рук или дать в руку игрушку. Попадая на руки, ребенок не смотрит в глаза взрослому, он просто радуется, что попал в объятия, не важно к кому. И хотя на первый взгляд такой ребенок «удобен» и «послушен», в будущем отсутствие воли и пассивность приводят к неумению преодолевать трудности, решать любые, даже простые бытовые задачи, усваивать ценностные нормы и противостоять зависимостям.

Помимо явной материнской депривации, когда мать бросает ребенка (в роддоме или позже), или в ситуациях смерти матери, существует скрытая форма. По сути, для детей младенческого и раннего возраста (0-3 года) любое продолжительное отсутствие матери (в том числе эмоциональное отсутствие, когда мать в депрессии или пьет) может оказать сильнейшее депривационное действие. Скрытая материнская депривация — это ситуации, в которых нет явной разлуки ребенка с матерью, но есть очевидная недостаточность их отношений.

Дэвид П. Селани в своей книге «Иллюзия любви» писал о том, что «подобно тому, как водитель, у которого бензин на исходе, стремится к бензоколонке, ребенок, не имеющий опыта заботы и поддержки, вынужден держаться рядом со своими источниками питания — неполноценными родителями».

Дети, не получившие достаточной заботы в детстве, вынуждены тратить всю свою энергию на «добывание» материнской ласки от своих ли родителей или от других людей, которые для них символизируют родителей. Парадокс заключается в том, что обделенный вниманием ребенок оказывается более привязанным к своей матери, чем тот, который любим и обласкан. Дилемма, с которой приходится сталкиваться обделенному ребенку: чем меньше родительской любви он получает, тем больше в ней нуждается, и эта потребность с годами только возрастает. «Ни один ребенок не выдержит постоянного осознания того, что родитель, в котором он так сильно нуждается, ненавидит его и постоянно отвергает. Единственно возможным решением этой проблемы становится раздельное хранение этих пакетов воспоминаний в своем внутреннем мире». Ребенок расщепляет образ кровных родителей на хороший и плохой. То же он проделывает и с собой, и с окружающими, сознание становится категоричным, объект либо прекрасен, либо отвергается тотально. Так в ситуации ссоры может казаться, что все то хорошее, что было сделано для ребенка, он не принимает в расчет. Недополученный опыт принятия и удовлетворения потребностей ребенка оставляет его без ресурса интеграции хорошего и плохого в одном человеке. Это станет возможным только после накопления достаточного позитивного опыта, поэтому так важно вкладываться именно в отношения с ребенком.

Обиженный ребенок не может смириться с действительностью, в которой родитель может безо всякого повода выместить на нем свою злость. Чтобы обрести некое ощущение безопасности, ребенок обосновывает наказание своими моральными недостатками, например, неаккуратностью или ленью, которые и стали причиной родительской нелюбви или оскорбления. Зависимым и нуждающимся в любви детям невыносимо признавать, что они живут в непредсказуемом мире, где их никто не любит, где их бьют и унижают просто потому, что им не повезло с родителями. Попытка хоть как-то объяснить и сделать пугающую ситуацию более предсказуемой толкает детей на принятие на себя ответственности за реакции родителя. Ведь если он тому причиной, значит эта ситуация хаоса в его сознании поддается контролю: если он ее запускает, значит, он может и остановить. Трудное поведение приемных детей может быть попыткой создания для себя понятной, предсказуемой ситуации. Таким кривым способом они пытаются получить подтверждение своей ценности, значимости от взрослого, попросить о помощи и поддержке.


Способы выявления педагогом-психологом детей,

находящихся в условиях семейных деприваций:

- наблюдение;

  • беседа с воспитателями;

  • диагностика уровня развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер;

  • консультирование (по результатам наблюдений, по результатам диагностики, по запросу воспитателей, по запросу родителей)




СОВЕТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА РОДИТЕЛЯМ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ У РЕБЕНКА ДЕПРИВАЦИОННОГО СИНДРОМА

1 . Тактильный контакт: обнимайте, поглаживайте, качайте на руках, и т.д. (не зависимо от возраста ребенка);

2. Находите время делать что-то вместе с ребенком, что приносит ему радость.

3. Преодоление аутостимуляции. Если ребенок раскачивается, совершает стереотипные действия и движения, которые его успокаивают, то не стоит его ругать (это только усилит тревогу и соответственно сами проявления). Найдите новые способы успокоения.

4. Подчеркивайте общность. Почаще говорите ребенку: «Ты наш, ты мой, ты как мама и папа», «Ты становишься похожим на нас».

5. Хвалите и давайте много позитивной обратной связи. Ребенок нуждается в этом.

6. Поощряйте инициативу, волевые проявления. Дети с материнской депривацией имеют слабую волю и часто отказываются от деятельности при столкновении с малейшими трудностями. Предлагайте ему небольшие задачи, с которыми он может справиться и хвалите за его действия, за само старание, а не за результат.

7. Старайтесь не вовлекаться в конфликт, когда ребенок провоцирует на эмоции.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!