«Влияние опыта социализации родителей на воспитание детей»
Воспитание детей – это неотъемлемая часть в социальной жизни человека. Еще с появления общин проявлялись элементы воспитания, что способствовало общему развитию, прогрессу и становлению культуры общества.
Всем известна проблема «отцов и детей»: непонимание, конфликты, так называемый «переходный возраст», непослушание и т.д. Для своих родителей мы всегда останемся детьми, они до конца жизни дарят нам свою любовь и заботу, а мы в силу своей глупости и возраста стараемся быстрее вырваться из «родительского гнезда», пытаясь доказать свою самостоятельность и независимость. В каждой семье свои принципы поведения, нравы, обычаи, традиции. Всем этим обусловлено воспитание детей.
Меня очень заинтересовал вопрос воспитания и отношения детей с родителями. В этой исследовательской работе, я решила раскрыть его более подробно.
Воспитание подрастающих поколений в нашей стране является делом большой государственной важности. Дети воспитываются в дошкольных учреждениях и в школе, внешкольных учреждениях. Но первыми их воспитателями являются родители. Российская семья представляет собой первичный коллектив нашего общества, члены которого тесно связаны между собой родственными узами и общими интересами. В этом коллективе, прежде всего, растут и воспитываются наши дети.
Дети отличатся высокой восприимчивостью. Благодаря этому формированию и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, «леших» и «домовых», то он в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой». Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших он в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым. Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что в них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо или плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым и в первую очередь родителям. А поэтому поведение родителей – важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не дает нужных результатов.
Труд – основа воспитания. Неправильно поступают те родители, которые стремятся освободить ребенка от трудовых обязанностей и выполняют за него то, что он сам с успехом мог бы выполнить. Из детей, не приученных к труду, могут вырасти бездельники и эгоисты, думающие о себе.
Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.
Единая воспитательная линия школы и семьи, учителей и родителей – необходимое условие воспитания наших детей в духе морали. Особенно важно и необходимо родителям поддерживать повседневную связь с классным руководителем.
Очень важно обеспечить единство требований к детям со стороны всех членов семьи. Нельзя допускать, чтобы отец требовал одно, а мать другое.
Анализ анкет
Проанализировав анкеты, можно сделать следующие выводы:
Поколение, которое сейчас воспитывает детей, применяет более мягкие меры наказания к своим детям, чем их родители по отношению к ним.
Половина опрошенных считает, что их воспитывали чересчур строго.
Новое время современных родителей требует внедрять свои методы воспитания.
У большинства опрошенных семей распались до их совершеннолетия, что не может не оставить свой отпечаток на воспитании собственных детей.
Больше, чем у половины опрошенных воспитанием детей занималась мать.
Сведения о воспитании детей от респондентов
В момент заполнения анкет некоторые люди рассказывали небольшие фрагменты из своего детства и то, как это помогло им в воспитании своих детей.
Один мужчина рассказал, что за большие провинности, ему попадало и не слабо, родители наказывали его, не объясняя причину. Этот молодой человек, понял, что наказывать детей, не объясняя причину, не имеет смысла, и ребенок просто не поймет, за что его поставили в угол или поругали. Он считает, что такой метод воспитания неприемлем, поэтому применяет свои и более мягкие методы наказания.
Иногда в нашей жизни случается такое, что родители предпочитают просто отдать детей на воспитание другим людям: бабушкам, няням, детским домам, школам-интернатам, а в этот момент сами занимаются своими делами.
«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители – пример ему». Если ребенок окружен любовью и заботой – нет гарантий, что он будет примерным семьянином. А если дома дети видят пьяных и бьющих друг друга родителей, также нет гарантий, что он станет таким же. Нужно помнить о том, что никто из детей ни застрахован от наркомании, алкоголизма, тюрьмы, психических отклонений с плачевными последствиями.
Выводы
Дети это наше настоящее и будущее. Каждый из нас ощутит счастье быть родителем, даже некоторые из суррогатных матерей, не хотят отдавать своего ребенка на воспитание чужим людям, за «круглую сумму».
Дети – это наше все. Самые беззащитные, самые любимые, и самые любящие. Бывают и исключения, жестокие, черствые, и бесчувственные, которые ненавидят, человечество каждой клеткой своего организма, и все это только потому, что им не повезло с родителями, их не правильно воспитали, или мать каждый день говорила о том какой плохой отец, потому что бросил их. Из таких детей часто вырастают преступники, террористы, наркоманы. Люди идут на это все не от «хорошей жизни», а потому что в детстве им не хватало ласки, заботы, и любви.