СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по музыке

Просмотр содержимого документа
«Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников»

Творческий проект по музыке  «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников» Выполнила: обучающаяся 9б класса Голубцова Юлия Руководитель: учитель музыки Апрышко Наталия Александровна

Творческий проект по музыке «Влияние музыки на психоэмоциональное состояние школьников»

Выполнила: обучающаяся 9б класса

Голубцова Юлия

Руководитель: учитель музыки

Апрышко Наталия Александровна

Цель исследования - изучить особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников. Задачи: Собрать и изучить информацию о благотворном влиянии музыки на человека. Провести исследования, подтверждающие или опровергающие позитивное влияние музыки определенных стилей на психоэмоциональное состояние школьника. Проанализировать полученные результаты, сделать выводы
  • Цель исследования - изучить особенности влияния музыки на психоэмоциональное состояние школьников.
  • Задачи:
  • Собрать и изучить информацию о благотворном влиянии музыки на человека.
  • Провести исследования, подтверждающие или опровергающие позитивное влияние музыки определенных стилей на психоэмоциональное состояние школьника.
  • Проанализировать полученные результаты, сделать выводы
Музыкотерапия, как один из способов воздействия музыки Воздействие музыки на нашу жизнь огромно. Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой». Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.

Музыкотерапия, как один из способов воздействия музыки

  • Воздействие музыки на нашу жизнь огромно.
  • Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «исцеление музыкой».
  • Музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний.
Сведения из истории О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор. Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. По некоторым версиям от нее и произошла известная всему миру тарантелла.

Сведения из истории

  • О благотворном влиянии музыки знали давно, еще в глубокой древности. Первым оценил лечебное действие звуков Пифагор.
  • Истории известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В XVI веке в Италии, к примеру, население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия. Тысячи людей впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, переставали есть и пить. Все эти люди были одержимы убеждением, что они укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. По некоторым версиям от нее и произошла известная всему миру тарантелла.
Основные терапевтические функции музыки 1. Специально подобранная музыка производит мощное энергетическое воздействие. Она оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Майкл Аргайл называет музыку признанной формой лечения душевных недугов. Также нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление. Музыка лечит от бессонницы, невроза, депрессии, оказывает влияние на гормональный обмен Но существует и вредная с терапевтической точки зрения музыка. Экспериментально установлено, что, если бой барабанов типа «тамтама» превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок.

Основные терапевтические функции музыки

1. Специально подобранная музыка производит мощное энергетическое воздействие. Она оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы. Майкл Аргайл называет музыку признанной формой лечения душевных недугов. Также нормализует ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление.

Музыка лечит от бессонницы, невроза, депрессии, оказывает влияние на гормональный обмен

Но существует и вредная с терапевтической точки зрения музыка.

Экспериментально установлено, что, если бой барабанов типа «тамтама» превышает 100 децибелов, слушатели падают в обморок.

Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления Музыка формирует общее настроение слушателя Музыка может быть вспомогательным средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Она облегчает процесс эмоционального реагирования. Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека. Музыка возвышает эстетические потребности человека. Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.
  • Музыка развивает интуицию, скорость и образность мышления
  • Музыка формирует общее настроение слушателя
  • Музыка может быть вспомогательным средством психодиагностической, консультационной, психотерапевтической, коррекционной, реабилитационной и профилактической работы. Она облегчает процесс эмоционального реагирования.
  • Музыка служит целям интеллектуальной релаксации человека.
  • Музыка возвышает эстетические потребности человека.
  • Музыка помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты.
Виды и формы музыкотерапии Активная музыкотерапия  - терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде сочинения, воспроизведения музыки; импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента. Пассивная музыкотерапия  - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде музыкальной коммуникации, возникающие при совместном прослушивании музыки; музыкального реагирования направленного на достижение катарсиса; музыкальной регуляции, снижающей нервно-психическое напряжение.

Виды и формы музыкотерапии

  • Активная музыкотерапия - терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде сочинения, воспроизведения музыки; импровизации с помощью голоса и музыкального инструмента.
  • Пассивная музыкотерапия - терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде музыкальной коммуникации, возникающие при совместном прослушивании музыки; музыкального реагирования направленного на достижение катарсиса; музыкальной регуляции, снижающей нервно-психическое напряжение.
Направления музыкальной терапии Шведская школа (основоположник - А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса. Лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа. Американские музыкотерапевты разработали каталоги лечебных музыкальных произведений разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия. Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг) основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.

Направления музыкальной терапии

  • Шведская школа (основоположник - А.Понтвик) выдвинула концепцию психорезонанса. Лечебный эффект основывается на идеях традиционного психоанализа.
  • Американские музыкотерапевты разработали каталоги лечебных музыкальных произведений разных жанров и стилей с учетом стимулирующего или успокаивающего лечебного действия.
  • Немецкая школа (Швабе, Келер, Кениг) основное внимание направила на развитие различных форм комплексного использования целительного воздействия разных видов искусств.
В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач. ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение. Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.
  • В России первые научные работы, посвященные механизму влияния музыки на человека, появились в конце ХІХ-нач. ХХ столетия. В работах В.М.Бехтерева, И.М.Сеченова, И.М.Догеля, И.Р.Тарханова появились данные о благоприятном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание, кровообращение.
  • Одна из наиболее перспективных методик современной музыкотерапии разработана Рушелем Блаво (Санкт-Петербург). Его система основана на интеграции научной медицины и древнего опыта использования целебного действия звука целителями Индии, Непала и Шри-Ланки.
Формы музыкальной терапии Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, движение под музыку. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры и т.д.

Формы музыкальной терапии

  • Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя.
  • Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, движение под музыку.
  • Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры и т.д.
Влияние музыки на психику школьников среднего и старшего звена Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекает ритмично, а музыка, как ритмичный раздражитель помогает их стимулировать. При прослушивании музыки различных стилей у школьника изменяется ритм дыхания, подскакивает или падает давление, изменяется пульс, снимается или возникает мышечное напряжение. Несформированные музыкальные вкусы способны расшатать и без того неустойчивую нервную систему ребенка.

Влияние музыки на психику школьников среднего и старшего звена

  • Рядом исследований было доказано, что музыка оказывает воздействие на различные системы человеческого организма. Наблюдается это благодаря тому, что процессы, происходящие в двигательной и вегетативной системе человека, протекает ритмично, а музыка, как ритмичный раздражитель помогает их стимулировать.
  • При прослушивании музыки различных стилей у школьника изменяется ритм дыхания, подскакивает или падает давление, изменяется пульс, снимается или возникает мышечное напряжение. Несформированные музыкальные вкусы способны расшатать и без того неустойчивую нервную систему ребенка.
Воздействие музыки различных стилей на психику Американские исследователи решили изучить влияние различных музыкальных стилей на психику человека. Результаты показали, что церковная музыка помогает расслабиться, вселяет уверенность, укрепляет дух и даже снижает болезненные ощущения.  Классическая музыка стимулирует мышление, помогает сосредоточиться, положительно влияет на память. Джаз, блюз, соул тонизируют, но одновременно настраивают на романтический лад. Рок и металл, например, одних вдохновляют, а других способны вогнать в депрессивное состояние.

Воздействие музыки различных стилей на психику

  • Американские исследователи решили изучить влияние различных музыкальных стилей на психику человека.
  • Результаты показали, что церковная музыка помогает расслабиться, вселяет уверенность, укрепляет дух и даже снижает болезненные ощущения.
  • Классическая музыка стимулирует мышление, помогает сосредоточиться, положительно влияет на память.
  • Джаз, блюз, соул тонизируют, но одновременно настраивают на романтический лад.
  • Рок и металл, например, одних вдохновляют, а других способны вогнать в депрессивное состояние.
Румба, маранта, макарена повышают сердцебиение, делают дыхание более частым и глубоким, заставляют все тело двигаться. Самба, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно. Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия. Спокойная фоновая музыка или современные оркестровые, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности. Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может возбуждать нас, повысить активность. Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения
  • Румба, маранта, макарена повышают сердцебиение, делают дыхание более частым и глубоким, заставляют все тело двигаться.
  • Самба, отличается редкостным свойством возбуждать и успокаивать одновременно.
  • Поп-музыка, а также народные мелодии провоцируют телодвижения, создают ощущение благополучия.
  • Спокойная фоновая музыка или современные оркестровые, в которых нет четких ритмов, усиливает состояние расслабленной готовности.
  • Музыка в стиле панк, рэп, хип-хоп может возбуждать нас, повысить активность.
  • Религиозная и обрядовая музыка, включая барабаны шаманов, церковные гимны, храмовую музыку, может успокоить нас и привести в состояние умиротворения
Я провела исследование, которое состоит из нескольких этапов: В первом исследовании я измеряла пульс учащихся: - в спокойном состоянии, -при прослушивании классической музыки, рок музыки, и снова классической музыки. В исследовании принимали участие 15 человек (учащиеся 7 класса). · в спокойном состоянии средний пульс составил 87 уд. /мин. · При прослушивании классической музыки-75уд. /мин. · При прослушивании рок музыки-140уд. /мин. · При прослушивании классической музыки-95уд. /мин. Вывод: классическая музыка благотворно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся, и наоборот, тяжелый рок оказывает негативное влияние на состояние учащихся.
  • Я провела исследование, которое состоит из нескольких этапов:

В первом исследовании я измеряла пульс учащихся:

- в спокойном состоянии,

-при прослушивании классической музыки, рок музыки, и снова классической музыки.

В исследовании принимали участие 15 человек (учащиеся 7 класса).

· в спокойном состоянии средний пульс составил 87 уд. /мин.

· При прослушивании классической музыки-75уд. /мин.

· При прослушивании рок музыки-140уд. /мин.

· При прослушивании классической музыки-95уд. /мин.

Вывод: классическая музыка благотворно влияет на психоэмоциональное состояние учащихся, и наоборот, тяжелый рок оказывает негативное влияние на состояние учащихся.

Во втором исследовании проводилось анкетирование среди учащихся 9х классов. Школьникам была предложена анкета. В анкетировании принимало участие 19 человек. На 1 вопрос: «Хотели бы вы, чтобы на переменах в школе играла музыка?», были получены следующие ответы:

Во втором исследовании проводилось анкетирование среди учащихся 9х классов. Школьникам была предложена анкета.

В анкетировании принимало участие 19 человек.

На 1 вопрос: «Хотели бы вы, чтобы на переменах в школе играла музыка?», были получены следующие ответы:

2 вопрос: «Какая музыка должна играть в школе?»: 3 вопрос: «Как вы считаете, если музыка будет играть на перемене, как она будет влиять на ваше психоэмоциональное состояние?
  • 2 вопрос: «Какая музыка должна играть в школе?»:

3 вопрос: «Как вы считаете, если музыка будет играть на перемене, как она будет влиять на ваше психоэмоциональное состояние?

4 вопрос: «Какое действие на вас оказывает классическая музыка?» Таким образом, мною выявлено несоответствие: слушают классику единицы, но тем не менее, эта музыка выравнивает психоэмоциональное состояние школьника.
  • 4 вопрос: «Какое действие на вас оказывает классическая музыка?»
  • Таким образом, мною выявлено несоответствие: слушают классику единицы, но тем не менее, эта музыка выравнивает психоэмоциональное состояние школьника.
Музыка может стать важным фактором выравнивания психоэмоционального состояния школьника, которое в этом возрасте отличается нестабильностью, а также - катализатором коммуникативных и интеллектуально-эстетических способностей. Не следует забывать о том, что есть чувствительные люди к восприятию музыки. Для них музыка не сможет стать акустическим наркотиком, благодаря которому исчезнет чувство одиночества и страха. Они предпочли бы тишину, которой в школе на перемене быть не может.
  • Музыка может стать важным фактором выравнивания психоэмоционального состояния школьника, которое в этом возрасте отличается нестабильностью, а также - катализатором коммуникативных и интеллектуально-эстетических способностей.
  • Не следует забывать о том, что есть чувствительные люди к восприятию музыки. Для них музыка не сможет стать акустическим наркотиком, благодаря которому исчезнет чувство одиночества и страха. Они предпочли бы тишину, которой в школе на перемене быть не может.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!