СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация. В статье отражены результаты изучения особенностей компьютерных игр для детей дошкольного возраста, а именно  - обучающих и развивающих. Приводятся результаты экспериментального исследования выявления влияния компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников.

Ключевые слова: развивающие компьютерные игры, обучающие компьютерные игры, дошкольный возраст, дошкольное образование, когнитивная сфера.

Аннотация. В статье отражены результаты изучения особенностей компьютерных игр для детей дошкольного возраста, а именно  - обучающих и развивающих. Приводятся результаты экспериментального исследования выявления влияния компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников.

Ключевые слова: развивающие компьютерные игры, обучающие компьютерные игры, дошкольный возраст, дошкольное образование, когнитивная сфера.

Аннотация. В статье отражены результаты изучения особенностей компьютерных игр для детей дошкольного возраста, а именно  - обучающих и развивающих. Приводятся результаты экспериментального исследования выявления влияния компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников.

Ключевые слова: развивающие компьютерные игры, обучающие компьютерные игры, дошкольный возраст, дошкольное образование, когнитивная сфера.м

Просмотр содержимого документа
«Влияние компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы детей старшего дошкольного возраста»

Секция 5. Профессионализм педагога дошкольного и начального общего образования: новые возможности развития


Шишкина Юлия Юрьевна,

педагог-психолог

МДОУ № 396 г. Донецк


ВЛИЯНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР НА УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы не потому играем, что мы дети,

Но для того и дано нам детство, чтобы мы играли.

К. Гросс

Аннотация. В статье отражены результаты изучения особенностей компьютерных игр для детей дошкольного возраста, а именно - обучающих и развивающих. Приводятся результаты экспериментального исследования выявления влияния компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников.

Ключевые слова: развивающие компьютерные игры, обучающие компьютерные игры, дошкольный возраст, дошкольное образование, когнитивная сфера.


Актуальность статьи. Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

В дошкольном возрасте происходит становление личности ребенка, закладываются основы знаний. Все возрастающий объем информации, которую дети должны усвоить не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения и воспитания [1].

Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому способу приобщения ребенка к современной культуре и темпу развития общества. Этот способ позволяет ребёнку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, расширяет кругозор, способствует успешной социализации в современном информационном обществе.

Необходимо обратить внимание на то, что отдельного рассмотрения в данном контексте требует ступень дошкольного образования не только по причине неконтролируемого проникновения компьютерных технологий во все сферы жизни, деятельности человека и, в частности, ребенка-дошкольника, но и по причине специфики психического и психофизиологического развития детей данного возрастного периода [6].

Поэтому, актуальность данного исследования обусловлена тем, что игра занимает очень важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь ведущим видом его деятельности. Но, вместе с тем, в связи с вышеупомянутым развитием индустрии электронных и компьютерных игр, перед педагогикой и психологией возникают новые вопросы: как влияют такие игры на развитие ребенка, можно ли данную деятельность называть игрой, и, наконец, как влияют компьютерные игры на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников? Актуальность темы исследования определяется также и тем, что развитие когнитивной сферы очень важно в дошкольном возрасте. Согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования, познавательное развитие на данном возрастном этапе предполагает развитие познавательной мотивации, познавательных действий, воображения и творческой активности [3]. Именно в дошкольном возрасте закладывается образный фундамент интеллекта, а усвоение образных форм познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления, а в конце дошкольного возраста у ребенка складывается первичная картина мира и зачатки мировоззрения.

Анализ последних исследований и публикаций по данной теме. На сегодняшний день исследования в данном направлении в рамках психологии опираются на концептуальные разработки Юнга К.Г., Выготского Л.С. Основным достижением последних десятилетий ХХ века стали исследования Божович Л.И., Кругликова В.А., Леонтьева А.Н., Мухиной В.С., Петровского А.В., Рубинштейна С.Л. и др.

Практика и психологические исследования показывают, что наиболее эффективно знакомство с компьютером в дошкольном возрасте может происходить в процессе использования специально разработанных учебно-игровых и развивающих компьютерных программ (Бондарчук Е.И., Горвиц Ю.М.). В дошкольном возрасте работу на компьютере нельзя рассматривать с позиции обучения компьютерной грамотности и основам программирования [2]. Нецелесообразно приобщать дошкольников к «мини-информатике», так как это будет способствовать интеллектуальной перегрузке детей еще недостаточно понятной для них информацией в ущерб ведущим продуктивным видам деятельности, игровой деятельности (Горвиц Ю.М., Тараненко О.Ю.). Необходимо сделать компьютер частью развивающей среды ребенка-дошкольника (Новоселова C.Л.) [4].

На данный момент исследователями определены цели, задачи и система организации компьютерно-игрового комплекса; изучены психолого-педагогические условия формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструирования с применением компьютерных программ (Б.С. Гершунский, Е.И. Машбиц, В.М. Монахов, Б.Ф. Ломов, Форд, Хесс, С.Пейперт, Н.Н. Поддьяков, С.Л. Новоселова, Ю.М. Горвиц, Г.Петку и др.); обоснована возможность включения компьютера в сферу игры - ведущей деятельности ребенка-дошкольника (Белавина И.С., 1991; Горвиц Ю.М., 1994; Зворыгина Е.В., 1989; Новоселова С.Л., 1990; Пей-перт С., 1989 и др.). Определены эргономические, психолого-физиологические, социокультурные и педагогические принципы создания компьютерных программ для дошкольников (Башмаков А.И., 2003; Болтянский В.Г., Рубцов В.В., 1990; Осин А.В., 2004; Уваров А.Ю., 2003 и др.); разработаны единые санитарно-гигиенические нормы и правила применения компьютерных технологий в детском саду (Вострокнутов И.Е., 2005; Глушкова Е.К., 1990; Горвиц Ю.М., 1994; Калашвили Е.А., 1994; Леонова Л.А., 2004; Чайнова Л.Д., 1994 и др.).; расширяется организационная и экономическая база внедрения компьютерных технологий в систему дошкольного воспитания [6].

Научно-методический аспект применения развивающих компьютерных игр в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения рассмотрен в работах С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной, Л.А. Парамоновой, И.Ю. Пашилите, Г.П. Петку, JI.A. Яворончук и др.). Исследователи отмечают, что включение компьютера в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения должно осуществляться через игру, рисование, конструирование и другие, естественные для ребенка, виды деятельности, подчеркивают необходимость тесной взаимосвязи компьютерных игр с традиционными играми и занятиями детей [4].

Обобщение результатов имеющихся исследований позволяет заключить, что компьютер может стать эффективным средством всестороннего личностного и познавательного развития ребенка дошкольного возраста, но существенным фактором является не только то, при каких педагогических условиях используются компьютерные программы и игры, но и их специфика. В этой связи особое внимание нужно обратить на тот факт, что специально разработанные учебно-игровые, развивающие и обучающие компьютерные программы для дошкольников с самого начала имеют своей целью именно поэтапное развитие высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления, речи), формирование пространственных представлений, произвольного запоминания, зрительно-моторной координации.

Целью данной статьи является изучение особенностей компьютерной игры и представление результатов экспериментального исследования по выявлению влияния компьютерных игр на уровень развития когнитивной сферы старших дошкольников.

Изложение основного материала. На сегодняшний день, информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалистов в сфере дошкольного образования. Возможности использования современного компьютера позволяют наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. В отличие от обычных технических средств обучения компьютер позволяет не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном возрасте - умение самостоятельно приобретать новые знания [2].

Анализ программного обеспечения, рекомендуемого детям дошкольного возраста, показывает огромные возможности компьютерных игр для общего интеллектуального и эмоционально-личностного развития детей и их обучения. Среди них и программы, помогающие развивать математические способности, осваивать иностранные языки, расширяющие кругозор детей. Отметим что большинство компьютерных обучающих программ для детей сделаны в форме игр, ведь именно игровая деятельность является ведущей для ребенка-дошкольника. Все детские игровые компьютерные программы в силу своей специфической, специально ориентированной на дошкольников организации носят развивающий характер. Вместе с тем, в разнообразном ассортименте детских программ выделяется большая группа обучающих и развивающих компьютерных игр, которые специально создаются для использования в образовательных целях. Рассмотрим подробнее данные виды игр.

Развивающие игры для дошкольников - предназначены для формирования и развития у детей общих умственных способностей, целеполагания, фантазии, воображения. В них нет явно заданной цели — они являются инструментами для творчества и самовыражения ребенка [4].

К программам данного типа относятся: графические редакторы, «рисовалки», «раскраски», конструкторы, предоставляющие возможность свободного рисования на экране прямыми и кривыми линиями, контурными и сплошными геометрическими фигурами и пятнами, закрашивания замкнутых областей, вставки готовых рисунков, стирания изображения; простые текстовые редакторы для ввода, редактирования, хранения и печати текста; «конструкторы сред» с разнообразными функциональными возможностями свободного перемещения персонажей и других элементов на фоне декораций, в том числе те, которые служат основой создания «режиссерских» компьютерных игр; «музыкальные редакторы» для ввода, хранения и воспроизведения простых (чаще одноголосых) мелодий в нотной форме записи; «конструкторы сказок», совмещающие возможности элементарных текстового и графического редакторов.

Обучающие игры - это игровые программы дидактического типа, в которых в игровой форме предлагается решить одну или несколько дидактических задач. К этому классу относятся игры, связанные с формированием у детей начальных математических представлений; с обучением азбуке, слого- и словообразованию, письму через чтение и чтению через письмо, родному и иностранным языкам; с формированием представлений по ориентации на плоскости в пространстве; с эстетическим, нравственным воспитанием; экологическим воспитанием; с основами систематизации и классификации, синтеза и анализа понятий.

Итак, исследование влияния компьютерных игр (развивающей и обучающей направленности) на показатели психических познавательных процессов старших дошкольников потребовало специальной организации всего процесса исследования и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На первом, констатирующем этапе исследования, исходя из цели и задач работы, и, проанализировав методическую литературу по рассматриваемому вопросу, мы выбрали для диагностики следующие познавательные психические процессы: внимание, восприятие, мышление, память и речь. И, в соответствии с этим, - такие методики: «Корректурная проба», «Домик» Н.Н. Гуткиной, «Исключение лишнего» и «Матричные задачи Раввена», «Запомни слова», «Звуковой анализ слов».

Второй этап, формирующий, включал в себя цикл развивающих занятий с использованием компьютерных развивающих и обучающих игр.

Следует отметить, что на втором этапе диагностики, с целью выявления выраженности и динамики изменений в развитии когнитивной сферы «до» и «после» занятий с применением компьютерных игр развивающей и обучающей направленности, группа испытуемых детей была разделена на две подгруппы – контрольную и экспериментальную:

- первая, состоящая из 17 дошкольников, занимавшаяся по традиционной системе обучения, без включения занятий с развивающими компьютерными играми;

- вторая, экспериментальная, состоящая из 17 детей, посещающая занятия с применением компьютерных игр развивающей и обучающей направленности, в течение трех месяцев.

На протяжении этого этапа проводились включенные наблюдения за поведением детей в плане их продвижения по пути развития психических познавательных процессов, понимания инструкции к компьютерным заданиям, умения переносить полученные знания в аналогичные ситуации, способности к совместному решению поставленных игровых развивающих задач.

На третьем, контрольном этапе исследования, проведенном после окончания цикла развивающих и обучающих компьютерно-игровых занятий, снова проводилось диагностическое исследование уровня развития когнитивной сферы испытуемых детей-дошкольников.

Сопоставление данных между уровнем развития когнитивной сферы двух групп испытуемых дошкольников дало нам основание судить об эффективности применения компьютерных развивающих и обучающих игр в образовательном процессе, а именно: дошкольники экспериментальной группы после посещения цикла развивающих занятий показали более высокий уровень развития когнитивной сферы, по сравнению с дошкольниками контрольной группы.

Результаты экспериментального исследования:

Констатирующий этап











Контрольный этап









Выводы. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что наше экспериментальное исследование показало, что применение в обучении дошкольников компьютерных игр развивающей и обучающей направленности способствует более высокому уровню развития показателей психических познавательных процессов (когнитивной сферы).

На основании результатов нашего исследования можно предположить, что большинство дошкольников, занимающихся с применением данных игр в дошкольном образовательном учреждении, будут более успешными и в дальнейшем обучении в школе.

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования, то есть выявили влияние компьютерных игр (развивающей и обучающей направленности) на развитие когнитивной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, грамотное использование компьютера ставит ребенка в совершенно новую, качественно отличающуюся ситуацию развития. В настоящее время существует множество компьютерных игр, главное – правильно выбрать цель и поставить перед ребенком задачу ее достижения. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности [2]. Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка состоит в формировании мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности. Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, вносят свой вклад в совершенствование воспитания всестороннее развитие творческой личности ребенка.

Необходимо упомянуть, что использование компьютерных программ для развития дошкольников имеет ряд достоинств:

- появление интереса к новой технике, исчезновение страха перед ней;

- формирование психологической готовности к овладению компьютерной грамотностью;

- возможность моделирования совершенно новых ситуаций, даже в области будущего, в которых реальная жизнь переплетается с воображаемым миром;

- развитие внимания и быстроты действий, воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- формирование уверенности в своих силах и возможностях, самостоятельность при решении различных задач;

- ребенок учится планировать и прогнозировать результат своих действий.

Компьютер – обогащающий элемент развивающей предметной среды. Он является средством, способствующим развитию познавательной активности дошкольников, созданию благоприятного эмоционального фона, социализации личности, благодаря развитию регулятивных способностей (т. е. подчинению правилам) и возможности коммуникативного взаимодействия в игре. Компьютерные игры и программы в современных условиях являются своеобразной формой освоения окружающей действительности. Однако важно отметить, что они должны лишь дополнять, а не замещать самодеятельные игры.


Список литературы:

1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1985. – С. 3-16.

2. Войскунский А.Е. Групповая игровая деятельность в Интернет // Психологический журнал. – 1999. – №1.

3. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки ДНР № 287 от 04.04.2018).

4. Гуляева Е.В., Соловьева Ю.А. Компьютерные игры в жизни дошкольников//Психологическая наука и образование. - 2012. - № 2. - С. 5-11.

5. Радева Р.Е. Смирнова Е.О. Психологические особенности компьютерных игр: новый контекст детской субкультуры // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VII. / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2000. – 462 с.

6.http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!