Министерство образования и науки Алтайского края
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с ОВЗ на процесс обучения и воспитания
Презентацию выполнила: Е.М. Поливцева учитель СБО первой квалификационной категории.
Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.
ВНД – деятельность высших отделов ЦНС , обеспечивающая наиболее совершенное приспособление животных и человека к внешней среде.
Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих особенности ВНД умственно отсталых детей.
1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода.
Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга,
в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве нервных клеток .
2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА
Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.
Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью,
в образовании склеротических очагов, атрофии нервных клеток и др .
Нейродинамические особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения :
Инертность нервных процессов - слабость процессов возбуждения и активного внутреннего торможения
(слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок).
Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой деятельности больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.
Нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения.
Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга. Процесс возбуждения , вызываемый условным раздражителем,
не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом.
Склонность нервных клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.
Сенсорное восприятие олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации.
Левое полушарие занято правополушарной невербальной деятельностью , а не присущей ему абстрактно-логической (данные электрофизиологических исследований) .
Речь не становится регулирующей функцией.
Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной деятельности .
Снижение пластичности ЦНС
Это свойство выражается в способности нервной системы к перестройке функциональной деятельности при поражениях . Соседние участки коры берут
на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность нервной системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство нервной системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно.
Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью обучается и развивается в пределах своих возможностей.
Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным . У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше
непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность деятельности , ее планомерность. Вследствие этого сама организация процесса запоминания поднимается на более высокий уровень.
Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои особенности . Нарушение процесса сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях процессов высшей нервной деятельности
Практика обучения умственно отсталых детей показывает , что процесс сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы деятельности , способности
адекватно оценивать значимость результатов своей деятельности.
Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны,
если при их планировании и реализации опираться на :
- особенности ВНД
- особенности индивидуальных психических процессов (внимания, памяти, ощущения и восприятия )
- ресурсные возможности ребёнка
- используя специальные педагогические методы
обучения и воспитания .