СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Влияние индивидуальных особенностей ВНД детей с ОВЗ на процесс обучения и воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Влияние индивидуальных особенностей ВНД детей с ОВЗ на процесс обучения и воспитания»

Министерство образования и науки Алтайского края  Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение  для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат» Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с ОВЗ на процесс обучения и воспитания   Презентацию выполнила: Е.М. Поливцева учитель СБО первой квалификационной категории.

Министерство образования и науки Алтайского края

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»

Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с ОВЗ на процесс обучения и воспитания

Презентацию выполнила: Е.М. Поливцева учитель СБО первой квалификационной категории.

Под  высшей нервной деятельностью  понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой. ВНД –  деятельность высших отделов ЦНС , обеспечивающая наиболее совершенное  приспособление  животных и человека к внешней среде. Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих  особенности  ВНД умственно отсталых детей.

Под  высшей нервной деятельностью  понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

ВНД –  деятельность высших отделов ЦНС , обеспечивающая наиболее совершенное  приспособление  животных и человека к внешней среде.

Выделяют ДВА ВИДА ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ ГОЛОВНОГО МОЗГА, обуславливающих  особенности  ВНД умственно отсталых детей.

1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода. Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга, в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве  нервных клеток . 2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка. Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью, в образовании склеротических очагов, атрофии  нервных клеток и др .

1. НЕДОРАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на ранних этапах внутриутробного развития плода.

Выражается в недостаточном развитии извилин, уменьшении корковых слоев головного мозга,

в неправильном расположении клеток по слоям, в малом количестве  нервных клеток .

2. АНАТОМИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Органическое поражение ЦНС на более поздних этапах развития плода или в раннем периоде жизни ребенка.

Выражаются в утолщении оболочек мозга, в сращении мягкой мозговой оболочки с мозговой тканью,

в образовании склеротических очагов, атрофии  нервных клеток и др .

Нейродинамические особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения : Инертность  нервных процессов - слабость процессов  возбуждения и активного внутреннего торможения  (слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок). Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой  деятельности  больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Нейродинамические особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения :

Инертность  нервных процессов - слабость процессов  возбуждения и активного внутреннего торможения

(слабость возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок).

Инертность, возникающая с самых ранних этапов развития ребенка, приводит к нарушению образования сложных функциональных систем, являющихся специфической формой  деятельности  больших полушарий головного мозга человека. Это и приводит к недоразвитию всей познавательной сферы.

Нарушение равновесия  процессов  возбуждения и торможения. Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга.  Процесс возбуждения , вызываемый условным раздражителем,  не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом. Склонность  нервных  клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.

Нарушение равновесия  процессов  возбуждения и торможения.

Связано чрезмерно широкой генерализацией возбуждения коры мозга.  Процесс возбуждения , вызываемый условным раздражителем,

не концентрируется в пункте, где он первоначально возникает, широко распространяется по коре больших полушарий, захватывая участки, удалённые от того, куда впервые пришло возбуждение, вызванное условным сигналом.

Склонность  нервных  клеток даже после небольшой нагрузки к состоянию охранительного торможения.

Сенсорное  восприятие  олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации. Левое полушарие занято правополушарной невербальной  деятельностью , а не присущей ему абстрактно-логической  (данные электрофизиологических исследований) . Речь не становится регулирующей функцией. Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной  деятельности .

Сенсорное  восприятие  олигофренов характеризуется слабой дифференцированностью, глобальностью, нарушением отбора значимой информации.

Левое полушарие занято правополушарной невербальной  деятельностью , а не присущей ему абстрактно-логической  (данные электрофизиологических исследований) .

Речь не становится регулирующей функцией.

Нарушение межполушарного взаимодействия проявляется в выраженном изменении передачи сенсорной информации из левого полушария в правое, что искажает когнитивную интеграцию при интеллектуальной  деятельности .

Снижение пластичности ЦНС Это свойство выражается в  способности нервной  системы к перестройке функциональной  деятельности при поражениях . Соседние участки коры берут  на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность  нервной  системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство  нервной  системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно. Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью  обучается  и развивается в пределах своих возможностей.

Снижение пластичности ЦНС

Это свойство выражается в  способности нервной  системы к перестройке функциональной  деятельности при поражениях . Соседние участки коры берут

на себя полностью или частично функции пораженных отделов. Пластичность  нервной  системы позволяет осуществлять компенсацию и коррекцию дефекта. У умственно отсталых это свойство  нервной  системы выражено в сравнительно меньшей степени, т. к. кора больших полушарий головного мозга поражена диффузно.

Как известно, умственная отсталость развивается в результате поражения головного мозга. Это не психическое заболевание, а специфическое состояние, когда определенный уровень функционирования ЦНС ограничивает развитие интеллекта ребенка. Ребенок с умственной отсталостью  обучается  и развивается в пределах своих возможностей.

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным . У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше  непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность  деятельности , ее планомерность. Вследствие этого сама организация  процесса  запоминания поднимается на более высокий уровень. Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои  особенности . Нарушение  процесса  сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях  процессов высшей нервной деятельности 

Запоминание может быть преднамеренным и непреднамеренным . У нормальных школьников эффективность преднамеренного запоминания значительно выше

непреднамеренного. У умственно отсталых младших школьников не обнаруживается преимуществ преднамеренного запоминания перед непреднамеренным. Однако у учащихся старших классов под воздействием коррекционных мероприятий преднамеренное запоминание существенно улучшается. Возрастает произвольность  деятельности , ее планомерность. Вследствие этого сама организация  процесса  запоминания поднимается на более высокий уровень.

Сохранение того или иного материала в памяти у учащихся с умственной отсталостью имеет свои  особенности . Нарушение  процесса  сохранения у олигофренов выражается в быстром угасании образованных связей и сформированных ассоциаций. Причины этого кроются в функциональных нарушениях  процессов высшей нервной деятельности 

Практика  обучения умственно отсталых детей показывает , что  процесс  сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы  деятельности ,  способности   адекватно оценивать значимость результатов своей  деятельности.

Практика  обучения умственно отсталых детей показывает , что  процесс  сохранения обнаруживает положительную динамику в том случае, когда коррекционная работа направляется на формирование общественно значимых интересов, умения самостоятельно выполнять отдельные этапы  деятельностиспособности  

адекватно оценивать значимость результатов своей  деятельности.

Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны, если при их планировании и реализации опираться на : особенности ВНД особенности индивидуальных психических процессов   (внимания, памяти, ощущения и  восприятия ) ресурсные возможности ребёнка используя специальные педагогические методы  обучения и воспитания .

Обучение, воспитание, коррекционная работа с умственно отсталыми детьми будут более эффективны,

если при их планировании и реализации опираться на :

  • особенности ВНД
  • особенности индивидуальных психических процессов   (внимания, памяти, ощущения и  восприятия )
  • ресурсные возможности ребёнка
  • используя специальные педагогические методы 

обучения и воспитания .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!