СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ВКР НА ТЕМУ: СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОФП И СФП В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ Выпускная квалификационная работа по направлению 049.03.01 «Физическая культура»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ВКР НА ТЕМУ: СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОФП И СФП В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ Выпускная квалификационная работа по направлению 049.03.01 «Физическая культура»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СМОЛЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА»



Факультет физической культуры и спорта

Кафедра теории и методики спортивных единоборств


Заведующий кафедрой

______________ Павлов А.И.

«____»____________ 2016 г.



СООТНОШЕНИЕ СРЕДСТВ ОФП И СФП

В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНОВ,

СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В АРМЕЙСКОМ РУКОПАШНОМ БОЕ

Выпускная квалификационная работа по направлению

049.03.01 «Физическая культура»



Студент-исполнитель __________________ Косулина Е.А.

Научный руководитель

к.п.н., доцент __________________ Дубинин Г.В.


Оценка за работу __________________

(прописью)


Председатель ГЭК

Зам. начальника

Главного управления

спорта, начальник отдела

развития спорта

Смоленской области __________________ Опарин И.А.



Смоленск 2016

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА

1.1 История рукопашного боя в России……………………………………….6

1.2 Возникновение спортивного рукопашного боя……………………………9

ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В РУКОПАШНОМ БОЕ………………………………………………………13

ГЛАВА 3. СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ РУКОПАШНИКОВ ……………………..16

3.1 Средства и методы общефизической и специальной физической подготовки спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое……………………………………………………………..…………………16

3.2. Соотношение средств общефизической и специальной физической подготовки на этапах многолетнего цикла в учебных программах…………19

3.3. Средства специальной физической подготовки ………………………….25

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….30

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………33

ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………….36












Введение

рукопашный бой учебный тренировочный

Актуальность. В России на протяжении многих веков развивалась система единоборств, позволяющая готовить воинов, на основе исторических традиций народов населяющих нашу страну. Эта система получила название рукопашный бой.

Спортивный вариант армейского рукопашного боя как вид спорта стал активно развиваться с начала 90-х годов XX века. В это время формируются спортивные секции и отделения в ДЮСШ по рукопашному бою. Разрабатываются пособия по совершенствованию методики обучения техники в рукопашном бое [9, 10, 12, 13, 19, 35, 36]. Стали проводиться исследования, направленные на улучшение учебно-тренировочного процесса в рукопашном бое [4,21,41], совершенствуется программное обеспечение в детско-юношеском рукопашном бое [11,13].

Армейский рукопашный бой, использует в своем арсенале ударную технику руками и ногами, бросковую технику спортивной борьбы, приемы борьбы в партере, удушающие и болевые приемы из арсенала борьбы «самбо» и дзюдо. Такое разнообразие технико-тактического арсенала спортсменов, предъявляет требования к специальной физической подготовленности, в структуре которой необходимо оптимально развивать силу и быстроту, выносливость и скоростно-силовые способности [31].

Поединок, в рукопашном бое, хотя и длится не более 5 минут (чистое время), но протекает интенсивно, поэтому возникает необходимость сочетания средств общефизической и специально физической подготовки в учебно-тренировочном процессе, для обеспечения соревновательной деятельности.

Теоретическая значимость заключается в том, что результаты исследования углубляют и расширяют знания о научно-методических основах специальной физической подготовке  единоборцев.

Научная новизна заключается в обосновании методики специальной физической спортсменов, занимающихся рукопашным боем; определена методика формирования специальной физической подготовки, основанная на выполнении специализированных комплексов упражнений; определены парциальные объемы средств ОФП и СФП в подготовке рукопашников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что определена роль специальной физической подготовки в системе тренировки спортсменов, занимающихся армейским рукопашным боем. Определено соотношение средств ОФП и СФП, на различных этапах подготовки.

Объектом исследования: учебно - тренировочный процесс спортивной подготовки спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое.

Предметом исследования: общефизическая и специальная физическая подготовка спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое.

Цель исследования - методика общефизической и специально физической подготовки спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что знание закономерностей соотношения средств ОФП и СФП, их структуры в подготовке рукопашников, позволяет рационально построить тренировочный процесс.

Задачи

  1. Изучить историю возникновения и развития отечественной школы рукопашного боя.

  2. Выявить средства и методы ОФП и СФП спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое.

  3. Определить последовательность применения средств ОФП и СФП, в годичном цикле подготовки.

























    1. ГЛАВА1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА



    1. История рукопашного боя в России



Исключительно интересна история развития систем самозащиты и рукопашного боя в России. Исторический опыт нашей Родины, за ее многовековую историю, свидетельствует о том, что только благодаря ратным успехам нашего народа Россия сохранила свою государственность.

Еще древние славяне, населяющие нашу Родину, занимались кулачным боем, стрельбой из лука, метали дротики и копья.

В 9-ом веке появляется государство славян Киевская Русь, в былинах и легендах того времени до нас доходят сведения о борьбе и кулачном бое. Издавна русский народ любил борьбу и увековечивал в былинах и легендах лучших своих богатырей, их выдающиеся схватки и даже отдельные приемы (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Никита Кожемяка). Например, в былине о Добрыне Никитиче и Илье Муромце говориться о любимой забаве народа: бое палицами, рубка саблями, бой копьями, кулачный бой стенка на стенку и одиночное единоборство, а так же плавание [8,14,26].

В битве 972 г. между русским войском князя Владимира и печенега­ми богатырь Ян Усмарь "удавил" печенега в руках до смерти "ударил им о землю". При испытании смелости Яна Усмаря перед битвой на него выпустили разъяренного быка, герой сумел избежать удара рогами, схватил быка за бок и вырвал кожу с мясом [8, 14, 28].

Много славных побед в рукопашных боях одержали русские воины в битвах с врагами нашей страны. Достаточно вспомнить битвы у реки Нева в 1240 году и на льду Чудского озера в 1242 году, где войска под руководством князя Александра, одержали блистательную победу, над рыцарями. В грандиозном рукопашном бою на Куликовом поле в 1380 году русские войны одержали победу над полчищами татаро-монголхана Мамая. С объединением русских земель вокруг Москвы и созданием русского централизованного государства возникло постоянное войско, бережно сохранявшее старые традиции, в том числе и боевых единоборств, в специальных руководствах и уставах. Заметное место в них отводится приёмах рукопашного боя. В вышедшем 1647 году первом воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» рукопашному бою посвящена значительная его часть [26, 38].

Использовались в армии народные средства и способы подготовки к рукопашному бою. Издавна среди русского народа были популярны различные «молодецкие забавы», и особенно кулачный бой, в котором зачастую участвовало всё мужское население деревень и городов. Обычно каждая из противоборствующих сторон выстраивалась в линию, плечом к плечу, затем противники сходились «стенка на стенку». Бои кулачные и палочные составляли для русской молодёжи потеху, увеселение.

Бои проходили обыкновенно в праздничные дни, вблизи жилых мест, а зимой чаще на льду. Собирались «охотники», составляли два враждебных лагеря и по сигналу свистком бросались один на другого с криком для возбуждения. В народе сложились не писаные правила таких единоборств. Запрещалось бить «под ложечку», в спину, позором считалось ударить поверженного наземь противника. Борцы поражали друг друга, в грудь, в лицо, в живот - боролись неистово и жестоко, очень часто многие из них уходили с поля боя калеками, а некоторые тут же умирали. В палочном бою, конечно, процент убитых и искалеченных был выше, нежели в кулачном[33].

Отечественная школа рукопашного боя стала оформляться в первом русском воинском уставе «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей» вышедшем в 1647 году и в инструкции «Учреждение к бою» вышедшей в 1708 году. В дальнейшем развитью русского рукопашного боя во многом содействовала деятельность таких великих полководцев как Румянцев, Суворов, Кутузов и др.

С появлением постоянного войска стали создаваться руководства и уставы, значительное внимание которых уделялось приемам руко­пашного боя, действиям в составе войскового строя, приемам ис­пользования боевого оружия. С появлением огнестрельного оружия появилась потребность в отработке приемов ведения огня и штыкового боя. Так, штыковая атака Новгородского полка в Полтавской битве 1709 года внесла перелом в ход сражения и обеспечила победу над шведами [8].

Огромная заслуга в дальнейшем развитии рукопашного боя в русской армии принадлежит А.В. Суворову. У Суворова обучение рукопашному бою входило в строевую и тактическую подготовку. Каждый солдат проходил индивидуальную подготовку.

А.В. Суворов требовал «В Полковом учреждении» и в «Науке побеждать» учить без «жёсткости и торопливости» «с подробным растолкованием и показанием» каждого приёма. На завершающем этапе обучения в суворовских войсках проводилась комплексная тренировка в двусторонней штыковой атаке.

Метод воспитания и обучение войск, разработанные и внедрённые практику войск Суворовым, оказали огромное влияние на дальнейшее развитие военного искусства.

Важное место штыковому бою отводил ученик Суворова М.И. Кутузов. В дальнейшем большой вклад в развитие рукопашного боя внесли такие военные деятели, как Ф.Г.Ушаков, М.И.Кутузов, М.И. Драгомилов и др.

Таким образом, в 18 веке в русской армии сложилась прогрессивная система подготовки войск в целом и обучения военнослужащих рукопашному бою в частности.

В середине XIX века в содержание обучения воинских частей русской армии были включены приемы и тактика ведения боя против, вооруженного противника. В тренировке использовались маке­ты ружей, маски, нагрудники и перчатки.

С конца 50-х годов 19 века фехтование наряду с гимнастикой начали включать в содержание обучения большинства воинских частей.

Первая мировая война направила самозащиту по новому руслу, значительно расширив ее задачи и предъявляемые к ней требования. Несмотря на колоссальные достижения военной тех­ники, военную авиацию, химическую войну, танки и дальнобойность орудий, опыт войны показал, что мы снова возвращаемся к старым тактическим действиям эпохи средневековья в том типе действий, который на военном языке называется "траншейной войной", где от индивидуальной выучки солдата зависит жизнь подразделения. Во все времена человечества владение приемами рукопашного боя без оружия с различными видами холодного оружия, подручными средствами и даже орудиями труда входило в боевую подготовку во­енных и полицейских[8,14].

Высокий уровень владения приемами рукопашного боя проявляли бойцы Красной Армии в период Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов. Эта учеба осуществлялась на курсах воинского обучения «Выстрел» и являлась составной частью ежедневной подготовки в регулярных войсках, в военных учебных заведениях.

1.2. Возникновение спортивного рукопашного боя

Система русского рукопашного боя была создана сравнительно недавно – в 20 – 30-х годах ХХ-ого века. В основу были положены воинские традиции и приемы из боевых уставов Русской армии, приемы и действия восточных и европейских систем самообороны, наиболее эффективные техники из национальных видов борьбы народов СССР.

Одним из создателей отечественной системы рукопашного боя был Виктор Афанасьевич Спиридонов. Его заслуга заключается в том, что он на основе анализа техник: борьбы джиу-джитсу, французской борьбы, вольно-американской борьбы, английского и французского бокса, а также приемов бытовой обороны, которые встречались в повседневной жизни, отобрал наиболее эффективные приемы и объединил их под общим названием «самозащита без оружия», сокращенно «самбо»[40].

До начала Второй Мировой войны Виктор Афанасьевич проработал в обществе «Динамо», занимаясь подготовкой сотрудников Государственной Безопасности к рукопашному бою, а с началом Великой Отечественной войны стал инструктором по рукопашному бою в отдельной мотострелковой бригаде НКВД на базе которой готовили диверсантов.

Большой вклад в развитие рукопашного боя внес Николай Николаевич Ознобишин.

Н. Н. Ознобишин располагал практическими познаниями в области английского бокса, был хорошо знаком с цирковой французской борьбой, приемы которой в годы его юности знал едва ли не каждый спортсмен (вне зависимости от того, какой вид спорта являлся для него основным).

Одним из лучших мастеров в области рукопашного боя в конце 20-х начале 30-х годов в СССР был Василий Сергеевич Ощепков. В.С. Ощепков с ранних лет занимался единоборствами. В 1911-1914 гг. прошел курс подготовки по дзюдо в Японии и получил черный пояс из рук самого Дзигоро Кано. Впоследствии, работая уже в качестве кадрового разведчика РККА он познакомился с китайскими боевыми искусствами. К сожалению, он умер в 1937 году, но оставил после себя ряд талантливых учеников. Это они разрабатывали и внедряли в вооруженные силы СССР его разработки по рукопашному бою, готовили разведчиков и спецназовцев в годы Великой Отечественной войны.

В конце 30-х годов В.П. Волков подготовил учебное пособие для школ НКВД «Курс самозащиты без оружия «самбо»». Он взял за основу систему В.А. Спиридонова и обогатил ее разработками Н.Н. Ознобишина и В.С. Ощепкова. Это пособие в течении долгих лет считалось основным при подготовке сотрудников Государственной Безопасности и специальных подразделений армии и флота СССР [23].

В это время работу по развитию русского рукопашного боя возглавил Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

Разработанные А.А. Харлампиевым под грифом «для служебного пользования» методические пособия: «Самбо (боевые приемы)» и «Самбо (специальные приемы)», учитывали весь накопленный ранее опыт рукопашного боя. Именно по этим пособиям ученики А.А. Харлампиева готовили спецназовцев к столкновению с противником в ближнем бою. Одним из наиболее известных специалистов в области рукопашного боя был Борис Ионович Васюков – преподававший боевую и физическую подготовку на легендарных Курсах Усовершенствования Офицерского Состава (КУОС) КГБ СССР[28].

В 80-е годы энтузиаст, преподаватель Краснодарского училища ракетных войск А.А. Кадочников, обогатил систему рукопашного боя оригинальными подходами и интересными разработками. До 90-х годов она называлась «Краснодарский вариант боевого самбо». Именно благодаря ему термин «русский рукопашный бой» получил широкое распространение, а его активная деятельность по пропаганде собственного направления подстегнула интерес к отечественным системам рукопашного боя. [14,28].

Одним из лучших учеников А.А. Кадочникова был мастер спорта по самбо и дзюдо Александр Иванович Ретюнских. Он разработал оригинальную методику преподавания русского рукопашного боя и организовал первые в СССР семинары по этому направлению. В настоящее время им запатентована своя система единоборства — РОСС (Российская Отечественная Система Самозащиты).

На этом развитие русского рукопашного боя не остановилось. И сегодня усилиями энтузиастов по всей стране происходит постоянное культивирование техники, улучшение методики преподавания и сохранение традиций отечественного рукопашного боя.

Армейский рукопашный бой как военно-прикладной вид спорта зародился в 1979 году. Первый чемпионат по АРБ среди Воздушно-десантных войск городе Каунасе (242-й учебный центр ВДВ) состоялся именно в 1979 году. С тех пор чемпионаты ВДВ по армейскому рукопашному бою стали ежегодными, а сам АРБ был успешно внедрен в программу обучения бойцов. [25,2].

В 70-х годах обучение АРБ не выходило за рамки специально физической и тактико-специальной подготовки. Любое применение навыков рукопашного боя в неслужебных целях подлежало запрету. Нарушение этого правила могло повлечь за собой дисциплинарную и даже уголовную ответственность. До 1994 года АРБ был только военно-прикладным видом спорта, но уже в 1995 году была создана Общероссийская общественная организация «Федерального армейского рукопашного боя России» (ФАБ России). Теперь приемы армейского рукопашного боя наравне с другими видами единоборств можно использовать для самозащиты[30].

АРБ популярен среди военнослужащих благодаря зрелищности поединков, надежной защитной экипировке и понятному судейству. Учебно-методической базой развития АРБ считается Военный институт физической культуры (ВИФИК). Здесь проходят обучение будущие специалисты физической подготовки и спорта Вооруженных Сил и силовых структур Российской Федерации, СНГ, ближнего и дальнего зарубежья. Научно-исследовательский центр разрабатывает и издает наставления, учебники и методические пособия по рукопашному бою. АРБ представлен во всех федеральных округах и успешно развивается более чем в половине субъектов РФ.











ГЛАВА 2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В РУКОПАШНОМ БОЕ



В соответствии с приказом Минспорта России№1062 от 24 декабря 2014 года введен Федеральный стандарт спортивной подготовки по рукопашному бою, который определяет основные положения многолетней подготовки. В частности определяются этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, тренировочный, совершенствования спортивного мастерства, высшего спортивного мастерства[42].

В настоящее время выделяют пять этапов спортивной подготовки:

Основная цель спортивно-оздоровительный этапа – отбор занимающихся, а также осуществление физической и координационной готовности к простейшим упражнениям избранного вида единоборств. На протяжении всего этапа подготовки начинающие спортсмены должны познакомиться с техникой акробатики, спортивных игр, нескольких видов легкой атлетики и единоборств. Для повышения общей работоспособности необходимо создать надежные предпосылки для укрепления здоровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку: отсутствие специфических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще); возрастные особенности физического развития.

Спортивно-оздоровительный этап создает предпосылки для успешного овладения простейшими навыкам рукопашного боя: страховки и самостраховки, захваты, перемещения. На этом этапе отбор детей для дальнейших занятий спортом не проводится, набираются все желающие.Также на данном этапе особые требования предъявляются к дозированию нагрузку, для избегания перетренировки детей (особенно это относится к упражнениям с отягощениями). Так, детям 7-10 лет доступны упражнения с весом, равным около 20% собственного веса; упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха.

Обучение технике рукопашного боя на этом этапе носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам: стойкам, передвижениям, ударам руками и ногами, приемам самостраховки, формам и способам захвата соперника, способам защиты, способам выведения из равновесия.

Методика контроля на этом этапе тренировки включает в себя комплексный контроль (педагогический, медико-биологических и др.)

Второй этап многолетнего цикла является этап начальной подготовки (НП), на котором закладывается основа дальнейшего овладения спортивным мастерством в избранном виде. На этапе НП наряду с применением различных видов спорта, подвижных и спортивных игр, в программу занятий включаются комплексы специально-подготовительных упражнений, близких по структуре к соревновательному. Они носят «сопряженное» воздействие, позволяют воспитывать физические качества, и совершенствовать технику рукопашного боя. На этапе НП решаются задачи как общефизической, так и специальной физической подготовленности, используя специальные комплексы упражнений и игр с учетом подготовленности спортсмена. Тем самым достигается единство общей и специальной подготовки. В этом возрасте (у мальчиков 11-13 лет, у девочек 10-12 лет) можно уже прогнозировать одаренность для рукопашного боя. В следующих возрастных группах (юношей среднего и старшего возраста) все виды прогноза затруднены. Если тренер не увидит самого важного в спортсмене до 13 лет, то не увидит и в 17-18 лет[15,16,17].

На учебно-тренировочном этапе годовой цикл подготовки включает подготовительный и соревновательный периоды. Для спортсменов, занимающихся менее 2-х лет, главное внимание уделяется повышению уровня функциональных возможностей, разносторонней физической подготовке, расширению арсенала технико-тактических навыков и приемов. При планировании годовых циклов для спортсменов с подготовкой свыше 2-х лет в подготовительном периоде средствами ОФП решаются задачи дальнейшего повышения уровня общей физической и функциональной подготовленности и на этой основе повышения уровня специальной физической работоспособности. В соревновательном периоде решаются задачи улучшения спортивных результатов, а также задачи выполнения контрольных нормативов [15,16,22].

На этапе совершенствования спортивного мастерства решаются следующие задачи: совершенствование специальной физической подготовленности; совершенствование технико-тактического мастерства (применение ударной и бросковой техники в различных условиях); совершенствование динамики спортивно-технических показателей; достижение высоких результатов выступлений на Всероссийских соревнованиях[15,16,22,24,35,36].

На этапе высшего спортивного мастерства решаются основные задачи:

Совершенствование технико-тактического мастерства с учетом индивидуальных особенностей; совершенствование функциональной и морально-волевой подготовленности; формирование специальных знаний;

достижение высоких спортивных результатов выступлений на международных соревнованиях; отбор в состав сборной России [22,24,33,35, 36,37,].





ГЛАВА 3 СРЕДСТВА СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ТОНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ РУКОПАШНИКОВ



3.1 Средства и методы общефизической и специальной физической подготовки спортсменов, специализирующихся в армейском рукопашном бое



В результате анализа научно-методической литературы выявлено глубокое единодушие авторов по средствам общефизической подготовки в армейском рукопашном бое [2, 3, 23, 26,34, 35, 38].

К средствам общей физической подготовки авторы относят: различные виды ходьбы и бега; подскоки и выпрыгивания в беге; кроссы; бег на короткие дистанции; прыжки в длину, высоту, тройной; упражнения с набивными мячами для развития мышц ног, рук, туловища; метание теннисных мячей на дальность и точность; упражнения с партнером на снарядах, без снарядов; плавание; ходьба на лыжах; спортивные игры; подвижные игры[15,16, 25, 27, 35, 36].

Система применения данных средств общефизической подготовки осуществляется благодаря методам: игровому, повторному, равномерному, круговому, соревновательному.

Оценка уровня развития общефизической, специально физической подготовки и технико - тактической осуществляется не менее 2 раз в год.

Все многообразие средств, применяемых для решения задач специальной физической подготовки в различных видах спорта, подразделяются рядом авторов [10,11,21,22,27] следующим образом: упражнение с преодолением собственного веса тела; бег и плавание с различной скоростью, прыжки на одной и двух ногах с места и с разбега(различные по длине и скорости), прыжки в глубину, высоту, на дальность и различные их сочетания, а также силовые упражнения на гимнастических снарядах; упражнения с различными дополнительными средствами: отягощения (пояс, жилет) в беге, в прыжковых упражнениях, в плавании, метаниях; перемещение с варьированием внешних условий: бег и прыжки в гору, по ступеням. По различному грунту, против ветра и по ветру; упражнения с преодолением внешних сопротивлений в максимально быстрых движениях, в упражнениях с партнером, с отягощениями различного вида и веса (штанга, гантели, гири, мешки с песком), в упражнениях с использованием блоковых приспособлений; метание снарядов, различных по форме и весу.

К средствам специальной физической подготовки авторы [36] относят: совокупность методов, направленных на развитие специфических физических навыков – тренировка мышечного корсета, развитие специальной выносливости, быстроты, скорости и пр.).

Ашкинази С.М. [6] определяет специальные упражнения как упражнения, имеющие сходство с основным движением или его частью как по своей координационной структуре, так и по характеру выполняемой работы (в соответствии со скоростью выполнения этих элементов в целостном движении). Выбор и использование специальных упражнений определяется при этом степенью соответствия упражнения биомеханическим и анатомо-физиологическим особенностям развития усилий, в основном спортивном движении, режимов мышечной деятельности, спецификой физических нагрузок на организм, сложностью изучаемого движения, исходным уровнем технической подготовленности.

По мнению Л.П.Матвеева [25], специальными являются те самые действия (либо их совокупность), которые составляют предмет спортивной специализации.

С точки зрения В.Г Алабина [1] под специальными следует понимать упражнения, которые развивают необходимые физические качества и в то же время по амплитуде, направлению и двигательной структуре наиболее близки к основному движению или же воспроизводят его элементы. Ценность специальных упражнений состоит в том, что они дают возможность целенаправленно воздействовать на отдельные мышцы или мышечные группы. Причем нагрузка на весь организм при выполнении упражнений локального воздействия относительно невелика, что позволяет повысить объем и интенсивность целенаправленной скоростно–силовой тренировки. Кроме того, имеется возможность строгой дозировки и учета выполняемых упражнений.

Наиболее полным и конкретизированным представляется определение, данное Ю.В. Верхошанским [11] по принципу динамического соответствия: «средства специальной физической подготовки должны соответствовать основному спортивному упражнению по величине и характеру развития усилия, угловой амплитуде рабочих движений и ее участку, которому соответствует максимальное мышечное напряжение; величине импульса силы, развиваемого при соответствующем времени и режиме мышечной деятельности».

Классифицируя средства специальной физической подготовки, Ю.В. Верхошанский [11] выделяет 3 группы упражнений:

специфические – различные формы выполнения соревновательного упражнения с целью приспособления организма к работе в условиях соревнований;

специализированные – адекватные соревновательному упражнению по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма;

не специфические – формально не соответствующе соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении, их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.

В свою очередь К. Борисов [9] считает, что исходными признаками классификации видов упражнений является их системоструктурность, полиструктурность и полифункциональность. Системоструктурность рассматривает сходство соревновательных упражнений с их составными частями. Полиструктурность определяет общность вовлечения в работу определенного количества систем организма (в том числе нервно–мышечную), а также повторяемость режимов их функционирования. Полифункциональность освещает вопросы использования таких тренировочных нагрузок, которые вызывали бы относительно одинаковый уровень активации функций одних и тех же органов и систем организма. Они по своим параметрам могут быть несколько ниже или же превосходить соревновательное упражнение [9].



3.2. Соотношение средств общефизической и специальной физической подготовки на этапах многолетнего цикла в учебных программах



Специальная физическая подготовка (СФП) – процесс, направленный на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке спортсмена зависит от решаемых задач, возраста, квалификации и индивидуальных особенностей спортсмена, вида спорта, этапов и периодов тренировочного процесса и др. С ростом квалификации спортсмена увеличивается удельный вес средств СФП и соответственно уменьшается объем средств ОФП.

В учебной программе по рукопашному бою А.В. Иванова [16] 2014г. Волгоград, рекомендуется соотношение средств ОФП и СФП в разной пропорции (табл.1, рис.1) Если динамика объема средств ОФП идет на снижение от 60% на спортивно-оздоровительном этапе и начальной подготовки до 30% на этапе совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства. В то время как средства специальной физической подготовки, снижаются с 30% на этапе спортивно-оздоровительном до 20% на начальной подготовки, затем возрастая до 35 % к этапу спортивного совершенствования. Преобладание средств ОФП над СФП продолжается до тренировочного этапа, где ОФП - 35%, СФП - 30%. А затем с этапа совершенствования спортивного мастерства доминируют средства СФП на 5% по отношению к ОФП.

Таблица 1

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки

по годам обучения (%) [15]






Средства подготовки

Этапы подготовки

СОГ

ГНП

УТГ

ГСС

ВСМ

Весь период


до 1 года


св.1 года


до 2-х лет


св. 2-х лет


до 1 года


св. 1 года


Весь период

1

ОФП

60

60

55

45

35

30

30

25

2

СФП

30

20

25

25

30

35

35

35

3

ТТП

10

20

20

30

30

35

35

40











Рис. 1. Динамика средств ОФП и СФП на этапах многолетней подготовки.

По соотношению средств ОФП с возрастом и повышением квалификации снижается с 60 % на этапе спортивно оздоровительном этапе (СО) и начальной подготовки (НП) до 25 % на этапе высшего спортивного мастерства (ВСМ), а специальная физическая подготовка (СФП) наоборот увеличивается с 30% на этапе НП до 35% на этапе ВСМ.

Программа А.В. Иванова [16] предлагает постепенный подход к ранней специализации по рукопашному бою, и началу занятий в спортивно-оздоровительных группах 6-7 летнего возраста. При помощи большой игровой практики и различных общеразвивающих упражнениях на этом этапе. На тренировках дети знакомятся не только с изучением того или иного приема, но и изучают теорию. В теоретических занятиях также используется различная видеотехника (просмотр соревнований и последующий их анализ).

В структуру образовательной программы входят от 6 до 8 образовательных блоков (Иванов А.В.), каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные блоки предусматривают формирование двигательных умений и навыков [16].

Рассматривая учебную программу Кушу Л.А. и др. [22], г. Краснодар, можно отметить, что на всех этапах подготовки средства тренировки общефизической и специальной физической подготовки занимают важное место (табл.2, рис. 2). Средства применяются в соответствии с планом подготовки в зависимости от задач в микро- и мезоциклах, и от индивидуальных особенностей подготовленности того или иного спортсмена.

Соотношение средств ОФП и СФП по мере роста спортивного мастерства изменяется в сторону увеличения удельного веса специальной физической подготовки до 30%.



Таблица 2.

Соотношение средств ОФП, СФП, СТТ подготовки по этапам обучения в (%)


Подготовка

Этапы подготовки

СО

НП

УТ

СС

СО

НП-1

НП-2, 3

УТ-1, 2

УТ-3

УТ-4

УТ-5

СС-1

СС-2

СС-3

Общая физическая

60

60

55

45

40

30

25

25

25

20

Специальная физическая

40

40

20

25

30

30

30

25

25

30

Спортивно-

техническая,

тактическая

---

---

25

30

30

40

45

50

50

50






Рис.2. Динамика ОФП и СФП на этапах многолетней подготовки.


Соотношение средств ОФП постепенно снижается с 60% на спортивно-оздоровительном этапе до 20% на этапе совершенствования спортивного мастерства. Средства СФП пиковое значение имеют на спортивно-оздоровительном этапе 40%, затем снижаются на этапе начальной подготовки до 20% затем возрастают к тренировочному этапу до 30%, затем опять снижаясь до 25% в первые 2 года на этапе совершенствования спортивного мастерства и возрастая к 3 –ему году до 30%.

Соотношение по этапам средств ОФП и СФП имеет разнонаправленный характер. От этапа спортивно-оздоровительного к этапу начальной подготовки одинаково снижаются. От этапа начальной подготовки до тренировочного этапа возрастает значение средств СФП их доминирование сохраняется до этапа совершенствования спортивного мастерства.

Отличительные особенности данной образовательной программы:

Возраст обучающихся, участвующих в реализации образовательной программы от 10 до 18 лет.

Учебная программа по рукопашному бою Манаева А.А. и др. [24] дается следующее соотношение средств ОФП и СФП (табл.3, рис.3)


Таблица 3.

Соотношение средств физической и технико-тактической подготовки по годам обучения (%) [26].



готовка

Этапы подготовки

Подготовка


СО

НП

УТ



Весь период

До 1-го года

Свыше 1-го года

До 2-х лет

Свыше 2-х лет

ОФП


60


60


55


45


30

СФП

30

20

20

25

30

Техническая подготовка

10

20

25

30

40




Рис.3. Динамика средств ОФП и СФП на этапах многолетней подготовки


Средства ОФП имеют устойчивую динамику на снижение с 60% на спортивно-оздоровительном и начальной подготовке до 30% на этапе тренировочном. Средства СФП на спортивно-оздоровительном этапе имеют максимальное значение 30% , затем снижаясь к этапу начальной подготовки до 20% и опять возрастая на тренировочном этапе до 30%.

Отличительные особенности данной программы от программы на базе которой она разработана заключается в том, что она направлена не на достижение высоких спортивных результатов, а на укрепление здоровья детей и формирование личности. В программе уменьшено количество учебных часов в неделю и объем учебного материала.

Методическое обеспечение программы является традиционным, учтены нормативные требования по физической и спортивно-технической подготовке юных спортсменов. Образовательная программа рассчитана на 2 - 3 года обучения в группах начальной подготовки (НП) и 4 - 5 лет для учебно-тренировочных групп (УТГ).

В группы армейского рукопашного боя принимаются мальчики (возраст 8-17 лет), имеющие допуск врача.

В спортивно-оздоровительных группах и группах начальной подготовки занятия проводятся три раза в неделю по 1,5-2 академических часа до 6 часов в неделю. В учебно-тренировочных группах учебная нагрузка возрастает до 9 часов в неделю, занятия проводятся до 5 раз в неделю. Учебный материал осваивается в форме групповых, а при необходимости индивидуальных практических занятий.

Таким образом анализ учебных программ ДЮСШ г. Волгограда, г. Краснодара, г. Севердвинска показал общие тенденции в распределении средств ОФП и СФП. Снижается ОФП с 60 % на спортивно-оздоровительном этапе до 30-20% на этапе совершенствование спортивного мастерства до 25% на этапе высшего спортивного мастерства. Средства СФП на этапах многолетней подготовки имея 30-40% на спортивно-оздоровительном этапе, снижаются к этапу начальной подготовки до 20-25% на этапе начальной подготовки и затем повышаясь к тренировочному этапу до 30% и 35% на этапе высшего спортивного мастерства.


3.3. Средства специальной физической подготовки


Исследования проведенные Х.Х. Альжановым показали [2], что эпизоды противоборства, во время поединка по рукопашному бою, являются относительно самостоятельными структурными единицами схватки, имеющие смысловую обособленность выполнения промежуточных задач. Содержание поединка включает в себя: маневрирование; контакты силового взаимодействия (захваты, удары и т.д.); действия противоборства, основанные на быстроте двигательной реакции (реакция выбора, переключения); действия, направленные на выведение конкурента из устойчивого равновесия, сохранение своего равновесия и его изменение в условиях противоборства; изменение положения при неравноценных взаиморасположениях; завершающие атаку, оцениваемые судьями приемы («ударные», «бросковые» и их комбинации). Результаты педагогического эксперимента показали, что включение в подготовку юных бойцов-рукопашников блоков базовых технико-тактических действий, моделирующих позиционные решения промежуточных задач отдельных участков поединка в условиях повышенного внимания к устойчивости, быстроте двигательной реакции позволяет повысить эффективность учебно-тренировочного процесса на этапе начальной подготовки по рукопашному бою.

При организации специальной физической подготовки необходимо включать в учебно-тренировочный процесс при постоянном использовании учебно-тренировочных заданий, направленных на повышение устойчивости и быстроты двигательной реакции на действия противника.

В группах начальной подготовки по рукопашному бою для формирования базовых технических действий избранных эпизодов поединка он рекомендует специализированные игровые и учебно-тренировочные задания, направленные на повышение качеств устойчивости (сохранения, восстановления, мгновенной целенаправленной ее утраты) и быстроты реагирования на действия противника (реакция на движущийся объект, реакция выбора).

Учитывая то, что рукопашный бой проходит в виде поединка, где используются атакующие действия в виде бросков и ударов И.А.Бушин считает, что целесообразно в подготовке уделить внимание броскам. Исследования И.А. Бушина [10] позволили повысить специальную физическую подготовленность, за счет формирования оптимального состава бросковой техники и борьбы в партере для этапа начальной подготовки. Предложенная им методика тренировки на этапе начальной подготовки, за счет унифицированного комплекса простейших разнонаправленных бросков из захватов на ближней дистанции и значительно повысило долю выигранных баллов в поединке.

Противоположное мнение о прогрессе в армейском рукопашном бое за счет ударной техники высказывает А.С. Барабошкин [7]. Он выяснил, что в  тренировках, направленных на развитие силы ударов руками с применением локальных отягощений, скоростно-силовые показатели улучшаются на 30-38%, при выполнении ударов с гантелями 1-2 кг.

Он предлагает использовать в специальной физической подготовке микроциклов различной направленности. В общем объёме силовой подготовки бойцов рукопашного боя скоростно-силовая подготовка составляет 83%, из которых развитию мышц рук и ног отводится 53%. Предложенная им методика позволила увеличить максимальную силу удар на 46%. Результативность технических действий, выполненных спортсменами в соревнованиях показал, что количество побед нокаутами в экспериментальной группе на 15 % больше чем в контрольной.

Исследования С.А. Астахова [4] выявили, что рукопашный бой вобрал в себя арсенал всех видов спортивных единоборств, эффективность распределения которого в соревновательном поединке составляет: удары руками - 50,5%; удары ногами - 18,9%; броски, болевые и удушающие приемы - 4,4%.

Организация специальной физической подготовки на основе совершенствования скоростно-силовых качеств спортсменов-рукопашников за счет подбор специальных упражнений на основе биомеханических и физиологических критериев. Он считает, что  микроциклы скоростно-силовой направленности должна строится по алгоритму: 1-й день –алактатная анаэробная емкость; 2-й день -гликолитическая анаэробная мощность; 3-й день - аэробно-анаэробный режим; 4-й день - аэробный восстановительный; 5-й день - гликолитическая анаэробная мощность; 6-й день аэробно-анаэробный режим; 7-й день - аэробный восстановительный режим. Ему удалось в педагогическом эксперименте показать, что в процессе тренировок рациональное построение совершенствования скоростно-силовых качеств может быть достигнуто сопряженным с технико-тактической подготовкой, методом совмещения в одном тренировочном занятии.

В специальной физической подготовке А.С. Барабошкин [7] предлагает технологию построения скоростно-силовой занятий в годичном цикле на основе последовательного распределения недельных микроциклов специальной направленности - микроциклы специальной физической направленности, микроциклы специальной скоростно-силовой направленности и микроциклы сопряженной направленности. Их количественное соотношение находится в прямой зависимости от количества соревнований в годичном цикле.

А.Х. Артикулов [3] в своем исследовании отмечает, что в армейском рукопашном бое тренировочный процесс строится на преимущественном освоении технических приемов и действий из арсенала данного вида единоборства. В процессе обучения школьников армейскому рукопашному бою параллельно совершенствуются следующие личностные, психические и физические качества: мотивация к занятиям физической подготовкой, чувство уверенности в своих силах, товарищество, показатели внимания, быстроты и выносливости.

А.Н. Кочергин [19], обосновал необходимость обучения армейскому рукопашному бою сотрудников правоохранительных органов и предварительной психологический настройке их к поединку. Так как это является частью их профессиональной деятельности. Он определил, что занятия рукопашным боем развивают необходимые для воинов и сотрудников морально-психологические качества - смелость, решительность, уверенность в своих силах. Результаты его экспериментов свидетельствуют об устойчивости двух тенденций: во-первых, вероятность достижения победы в рукопашной схватке существенно выше у того спортсмена, который реализует активную, агрессивно-наступательную тактику ведения боя; во-вторых, превосходство наступательной тактики ведения поединка постепенно снижается по мере повышения уровня обученности противника.

Альжанов [2] выяснил, что структура любого поединка содержит комплекс условно выделенных относительно самостоятельных эпизодов противоборства различного тактического назначения, взаимосвязанных единой целевой установкой соревновательной встречи. Содержание эпизодов поединка включает: маневрирование ; контакты силового взаимодействия (захваты, удары и т.д.); действия противоборства, основанные на быстроте двигательной реакции; действия, направленные на выведение конкурента из устойчивости, сохранение собственной рабочей позы и ее мгновенная целенаправленная утрата в условиях противоборства; решение позиций при неравноценных взаиморасположениях; завершающие атаку, оцениваемые судьями приемы («ударные», «бросковые» и их комбинации).

Таким образом, специальная физическая подготовка, на каждом из этапов многолетней подготовки, решает определенные задачи, направленные на успешное выступление в соревнованиях и в профессиональной деятельности.

















ВЫВОДЫ


  1. Анализ научно-методической литературы показал, что система русского рукопашного боя было создана – в 20 – 30-х годах ХХ-ого века. В основу были положены воинские традиции и приемы из боевых уставов Русской армии, приемы и действия восточных и европейских систем самообороны, наиболее эффективные техники из национальных видов борьбы народов СССР. В основу рукопашного боя положен труд В.А. Спиридонова, В.С. Ощепкова, В.П. Волкова, А.А. Харлампиева, А.А. Кадочникова, А.И. Ретюнских.

  2. Анализ учебных программ ДЮСШ г. Волгограда, г. Краснодара, г. Северодвинска показал общие тенденции в распределении средств ОФП и СФП. Снижается ОФП с 60 % на спортивно-оздоровительном этапе до 30-20% на этапе совершенствование спортивного мастерства до 25% на этапе высшего спортивного мастерства. Средства СФП на этапах многолетней подготовки имея 30-40% на спортивно-оздоровительном этапе, снижаются к этапу начальной подготовки до 20-25% на этапе начальной подготовки и затем повышаясь к тренировочному этапу до 30% и 35% на этапе высшего спортивного мастерства.

  3. К средствам общей физической подготовки авторы относят: различные виды ходьбы и бега; подскоки и выпрыгивания в беге; кроссы; бег на короткие дистанции; прыжки в длину, высоту, тройной; упражнения с набивными мячами для развития мышц ног, рук, туловища; метание теннисных мячей на дальность и точность; упражнения с партнером на снарядах, без снарядов; плавание; ходьба на лыжах; спортивные игры; подвижные игры. К средствам специальной физической подготовки в армейском рукопашном бое, относятся удары руками и ногами, броски, приемы борьбы в партере, удушающие и болевые приемы из арсенала борьбы «самбо» и дзюдо.

  4. Анализ средств СФП в подготовке спортсменов в армейском рукопашном бое позволил выявит несколько направлений. Одни авторы рекомендуют акцент делать на бросковую технику. За счет унифицированного комплекса простейших разнонаправленных бросков из захватов на ближней дистанции. Другие делают акцент на ударную технику и скоростно-силовую подготовку. Так как в соревновательном поединке по рукопашному бою эффективность действий составляет: удары руками - 50,5%; удары ногами - 18,9%; броски, болевые и удушающие приемы - 4,4%.

Третьи предлагают технологию построения специальной физической подготовки в годичном цикле на основе последовательного распределения недельных микроциклов специальной направленности - микроциклы специальной физической направленности, микроциклы специальной скоростно-силовой направленности и микроциклы сопряженной направленности.

  1. Специальная физическая подготовка, на каждом из этапов многолетней подготовки, решает определенные задачи, направленные на успешное выступление в соревнованиях и в профессиональной деятельности. Формируя жизненно необходимые умения и навыки, а так же психологические качества личности.












ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


Проведенный анализ научно-методической литературы, анализ рабочих программ по армейскому рукопашному бою позволили предложить комплекс специальной физической подготовки.

Построение тренировки на базовом этапе подготовки:

1. Подготовительная часть (разминка 15-20 мин.)

2. Основная часть (состоит из двух составных):

2.1. Первая составная основной части тренировки по времени занимает 30-40 минут.

- специальный комплекс со штангой - вес штанги индивидуально-максимальный, как правило, 30% от собственного веса спортсмена.

Особое внимание обратить на спокойную отработку движения без стремления попасть в строго ограниченные временные показатели (упражнения с 1 по 8).

- специальный комплекс в парах - максимальное сопротивление партнера, особое внимание уделяется отработки формы движения, скорость выполнения упражнений не высокая (упражнение с 10 по 14).

2.2. Вторая составная основной части тренировки это технико-тактическая подготовка по времени не менее 30 минут, включающая в своем составе:

- изучение и отработка новых комбинаций атакующих и контратакующих действий на лапах, и в парах при работе по заданию;

- отработка отдельных элементов техники на мешках и борцовских манекенах;

- учебно-тренировочные поединки.

На данном этапе не уделяется особое внимание высокой скорости выполнения технико-тактических действий.

  1. Заключительная часть (заминка) - 15 минут.


Построение тренировки на этапе специальной физической подготовки.

1. Подготовительная часть (разминка).

2. Основная часть (состоит из двух составных):

2.1 первая составная основной части тренировки по времени занимает 22-25 минут. Оба скоростно-силовых комплекса выполняются в строго определенные временные рамки. В одном упражнении три повторения (скорость выполнения не более 30 секунд, отдых между повторениями 30 секунд), отдых между упражнениями 1 минута.

- специальный комплекс со штангой - вес штанги не более 25% от собственного веса спортсмена.

Особое внимание обратить на максимальную скорость выполнения упражнений (упражнение 1 -8).

- специальный комплекс в парах - сопротивление партнера 50% от максимального, высокая скорость выполнения упражнения (упражнение 1014).

2.2. Вторая составная основной части тренировки это технико-тактическая подготовка по времени не менее 50 минут, включающая в своем составе:

- отработка комбинаций атакующих и контратакующих действий на лапах, и в парах при работе по заданию;

- отработка отдельных элементов техники на мешках и борцовских манекенах;

- учебно-тренировочные поединки максимально приближенны к соревновательным.

На данном этапе уделяется особое внимание высокой скорости выполнения технико-тактических действий. 3. Заключительная часть (заминка) 15 минут.

Построение тренировки на этапе непосредственной подготовки.

1. Подготовительная часть (разминка).

2. Основная часть: специфический скоростно-силовой комплекс состоящий из 6 упражнений, выполняемых за ограниченный промежуток времени. Все упражнения комплекса выполняются с максимальной скоростью. После выполнения одного упражнения без отдыха быстрый переход к следующему упражнению. Время выполнения комплекса 3 минуты. Всего в тренировке выполняется три повторения комплекса, отдых между комплексами до полного восстановления не менее 20 минут.

Упражнение 1.

И.П - стоя со штангой на уровне груди, хват сверху чуть уже плеч, ноги на ширине плеч слегка согнуты, спина прямая: Наносите удары вперед (12 раз).

Упражнение 2.

И.П. - сидя на бедрах и ягодицах на краю скамьи, ноги закреплены, руки с гантелями (отягощениями) перед грудью, туловище опустить ниже уровня скамьи: поднимание туловища до прямого угла по отношению ногам, во время подъема и опускания туловища поочередное нанесение прямых ударов руками, 4 при подъеме 4- при опускании. Всего 12 подъемов туловища.

Упражнение 3.

И.П. - в упоре лежа руки шире плеч, ноги выпрямлены, опираются на носки, находятся на скамье, на уровне колена: сгибание - разгибание рук (отжимание). Выполняется 25 раз.

Упражнение 4.

И.П. - боевая стойка перед боксерским мешком (грушей): непрерывное нанесение прямых ударов руками, удерживая ударами грушу в верхнем положении в течение 15 секунд.

Упражнение 5.

И.П. - в упоре лежа руки на ширине плеч, ноги прямые опираются на носки: сгибание - разгибание рук (отжимание). Выполняется 25 раз.

Упражнение 6.

Партнер держит лапы (снаряд для отработки ударов) Вы из боевой стойки наносите серийные удары по лапам без остановки 30 сек.

3. Заключительная часть (15 мин).




























ЛИТЕРАТУРА


  1. Алабин А.В. Основные направления и результаты решения проблемы индивидуализации скоростно-силовой подготовки девушек-легкоатлеток: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.В.Алабин. – М., 1983. – 21с.

  2. Альжанов Х.Х. Формирование базовых технико-тактических действий, как основы арсенала бойцов 10-12 лет по рукопашному бою: автореф. дис. … канд. пед. наук /Х.Х. Альжанов.- Омск, 2015.- 24 с.

  3. Ариткулов А.Х. Психолого-педагогические условия формирования воинской направленности у школьников в процессе занятий армейским рукопашным боем: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.Х. Артикулов.- СПб, 2003.-24 с.

  4. Астахов С.А. Технология планирования тренировочных этапов скоростно-силовой направленности в системе годичной подготовки высококвалифицированных единоборцев (на примере рукопашного боя): автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Астахов.- М, 2002.-24 с.

  5. Ашкинази С.И. Инновации в развитии теории и практики обучения военнослужащих рукопашному бою (результаты исследований последних 20 лет) /С.И.Ашкинази, В.В.Кузьмин //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2008.- №7 (41).- с. 6.-11.

  6. Ашкинази С.М. Базовая техника рукопашного боя как синтез техники спортивных единоборств: учебно-метод. пособие / С. М. Ашкинази, К. В. Климов; С.-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. - СПб.: [б. и.], 2006. - 79 c.

  7. Барабошкин А. С. Методика развития силы ударов руками в тренировке бойцов рукопашного боя: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.С. Барабошкин.- М, 2006.-24с.

  8. Белов А.К. Кулачное дело на Великой Руси/ А.К. Белов.- М., 2003. -100 с. 

  9. Борисов К. Практика рукопашного боя/К.Борисов.- М.: Рипол-Классик, 2003.- 192с.

  10. Бушин И.А. Формирование техники приемов борьбы в спортивном рукопашном бое на этапе начальной подготовки бойцов: автореф. дис. … канд. пед. наук /И.А. Бушин.- Краснодар, 2005.- 24 с.

  11. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов /Ю.В. Верхошанский.- М.: Физкультура и спорт, 1988.-328 с.

  12. Войтов В.В. Научно-методические проблемы формирования состава соревновательной деятельности в рукопашном бою / В. В. Войтов
    // Сборник научных трудов молодых ученых. Вып. 11 / Смоленский гос. ин-т физ. культуры. - Смоленск, 2004. - С. 139-142.

  13. Глазистов А.В. Повышение эффективности базовой технико- тактической подготовки юных бойцов 10-13 лет по спортивному рукопашному бою: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.В. Глазистов.- Набережные Челны,2008.- 24 с.

  14. Гумилев Л.Н. Древняя Русь / Л.Н. Гумилев. – М.: ACT, 2008. – 848 с. 

  15. Дмитриев А.В. Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по рукопашному бою [Электронный ресурс] /А.В. Дмитриев.- Режим доступа: http:// nsportal.ru.- 01.03.2016.

  16. Иванов А.В. Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою [Электронный ресурс]/А.В. Иванов.- Режим доступа: http://nsportal.ru.-06.05.2016.

  17. Иванов С.А. Основы рукопашного боя /Иванов С.А., Т.Р. Касьянов.- М.: Терра Спорт, 1998.- 368 с.

  18. Кадочников А.А. Рукопашный бой для начинающих /А.А.Кадочников.- Ростов н/Д: «Феникс», 2005.- 192 с.

  19. Кочергин А. Н. Интеграция технико-тактической, физической и психологической подготовки к рукопашному бою: автореф. дис. … канд. пед. наук /А.Н. Кочергин.- СПб., 2011.- 24 с.

  20. Кочергин А.Н. Анализ эффективности различных тактических вариантов ведения рукопашного боя/А.Н. Кочергин, С.М. Ашкинази //Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2008.- №3 (37).- с. 10-12.

  21. Куцов, С. Н. Анализ требований к специальной физической подготовке подразделений специального назначения и разведывательных подразделений/ С. Н. Куцов // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2011. - № 2. – С. 28-30.

  22. Кушу Л.А. Образовательная программа дополнительного образования детей по рукопашному бою [Электронный ресурс]/Л.А. Кушу, Ю.Н. Тапунов, Л.А. Евтушенко.- Краснодар, 2012.-32с.- Режим доступа: http: // dussh4. centerstart.ru.- 06.05.2016

  23. Левицкий А.Г. Возникновение и развитие отечественных рукопашных противоборств, краткий исторический экскурс / А. Г. Левицкий, В. Т. Муравьев // Вестник Балтийской Педагогической Академии: посвящается 110-летию СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта. Вып. 74: Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы / Балт. пед. акад. - СПб., 2007. - С. 99-105.

  24. Манаев А.А. Модифицированная образовательная программа по армейскому рукопашному бою для детей школьного возраста на этапе многолетней тренировки [Электронный ресурс]/ А.А. Манаев, А.С. Чабанюк.- Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru.-06.05.2016

  25. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П. Матвеев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.

  26. Медведев И. Общефизическая подготовка в тренировочном процессе рукопашников /И. Медведев // Боевое искусство планеты.-2008.-№1.-С.16-19.

  27. Михайлова Т. В. Общая и специальная работоспособность спортсменов различной квалификации, занимающихся рукопашным боем / Т. В. Михайлова, И. И. Сахаревич // Физическая культура и спорт в современных условиях: состояние, проблемы, направления модернизации: материалы межд. науч.-пр. конф., посв. 80-летию Московского гос. обл. ун-та и 65-летию фак-та физ. культ. (г. Москва, 13-14 апреля 2011 г.) / [под общ. ред. В. П. Губы].– М., 2011. – С. 253-255.

  28. Морозов В.А. Возникновение и развитие рукопашных противоборств на Руси и в России: [Текст] / В. А. Морозов [и др.] // Вестник Балтийской Педагогической Академии. Вып. 62 - СПб.,2005. - С.253-260.

  29. Палецкий, Д. Ф. Технология управления профессионально-прикладной физической подготовкой курсантов – слушателей образовательных учреждений МВД России: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Д.Ф. Палецкий. – М., 1999. – 49 с.

  30. Пашинцев, В. Г. Профессиональная подготовка бойцов «рукопашного боя». Курс начальной подготовки: второй год обучения (110 занятий)/ В. Г. Пашинцев. – М.: ФГУП «ВО Минсельхоза России», 2005. – 228 с.

  31. Пирожков, О. В. Влияние характера нагрузок на параметры ударов в русском стиле рукопашного боя / О. В. Пирожков, А. И. Ретюнских, А. М. Пирожкова // Теория и практика физической культуры. – 1997. - № 12. – С. 59-60.

  32. Платонов А.И. Педагогическая технология формирования защитно-атакующих действий ведения рукопашного боя у курсантов военных вузов внутренних войск МВД РФ (На примере подразделений специального назначения) : автореф. дис. … канд. пед. наук /А.И. Платонов.-Саратов, 2001.- 24 с.

  33. Рукопашный бой. Правила соревнований / Общероссийская федерация рукопашного боя. - М.: Советский спорт, 2003. - 87 с.

  34. Рукопашный бой. Правила соревнований – М.: Советский спорт, 2003. – 88 с.

  35. Рукопашный бой: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту. - М.: Советский спорт, 2004. - 112 с.

  36. Рукопашный бой: примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва / сост. – А. О. Акопян, Д. И. Долганов, Г. А. Королев, М. И. Найденов, Е. П. Супрунов, В. И. Харитонов. – М.: Советский спорт, 2004. – 116 с.

  37. Супрунов Е.П. Специальная физическая подготовка в системе тренировки квалифицированных рукопашных бойцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук/Е.П. Супрунов.- М., 1997. - 27 с.

  38. Тарас А. Рукопашный бой / А. Тарас.- М., 2005.- 204с.

  39. Тедорадзе А. В кулаке обману нет / А. Тедорадзе, Р. Никулин, А. Плужников //Родина.-1999.-№ 3.-С 86-89.

  40. Ушенин Ю. П. Формирования умений и навыков судейства рукопашного боя у курсантов учебных заведений МВД России: автореф. дис. … канд. пед. наук /Ю.П. Ушенин.- СПб, 2005.- 24 с.

  41. Факеев М.А. Подготовка юных спортсменов в рукопашном бое на основе развития психомоторных функций: автореф. дис. … канд. пед. наук /М.А. Факеев.- СПб, 2010.- 24 с.

  42. Федеральный стандарт спортивной подготовки по рукопашному бою [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru- 24.12.2015.

  43. Хагай В. С. Рукопашный бой как средство формирования психо-эмоциональной устойчивости военнослужащих: автореф. дис. … канд. пед. наук /В.С. Хагай.- М., 2008.- 24 с.

  44. Харлампиев А. Краткая история рукопашного боя, который мы изучаем [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rbtaganrog.ru.- 06.05.2016

  45. Яковлев С.В. Содержание и последовательность освоения технических приемов армейского рукопашного боя на этапе начальной спортивной подготовки/ С.В. Яковлев //Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: матер. Всерос. науч.- практ. конф. мол. ученых, аспирантов, соискателей и студентов/СибГУФК.- Омск, 2010.-С.212-218.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!