СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация. Тема: "Вклад М. В. Ломоносова в систему гуманитарных наук".

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрывается роль  М. В. Ломоносова в изучении истории России и развитии отечественной педагогики. Данная презентация была создана обучающимся 8-А класса Сухановым Михаилом.

Просмотр содержимого документа
«Презентация. Тема: "Вклад М. В. Ломоносова в систему гуманитарных наук".»

Тема: «Вклад М. В. Ломоносова  в систему гуманитарных наук».   Выполнил  презентацию обучающийся 8 – А класса МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области Суханов Михаил Александрович Научный руководитель - Аносова Ольга Анатольевна  учитель истории и обществознания МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области

Тема: «Вклад М. В. Ломоносова в систему гуманитарных наук».

Выполнил презентацию обучающийся 8 – А класса

МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области

Суханов Михаил Александрович

Научный руководитель - Аносова Ольга Анатольевна

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области

Введение. Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель, но кроме всего этого также поэт, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Цель работы – показать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение истории России и в развитие отечественной педагогики. Задачи : 1) Выяснить роль М.В.Ломоносова в опровержении норманнской теории происхождения Древнерусского государства. 2) Раскрыть содержание произведения «Краткий Российский летописец с родословием». 3) Показать вклад М.В.Ломоносов в развитие педагогической мысли.

Введение.

Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель, но кроме всего этого также поэт, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.

Цель работы – показать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение истории России и в развитие отечественной педагогики.

Задачи :

1) Выяснить роль М.В.Ломоносова в опровержении норманнской теории происхождения Древнерусского государства.

2) Раскрыть содержание произведения «Краткий Российский летописец с родословием».

3) Показать вклад М.В.Ломоносов в развитие педагогической мысли.

М. В. Ломоносов - историк  Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы.

М. В. Ломоносов - историк

Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы.

Исторические личности и баталии Гуманитарная деятельность  М. Ломоносова Гуманитарные науки Искусство Риторика Педагогика История «Краткий Российский летописец с родословием» Первый этап «О изобретении» Мозаики «Происхождение имени и народа российского» Второй этап  «О украшении» «Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера» Третий этап  «Древняя Российская история» «О расположении» Четвертый этап Ряд работ о Петре I.

Исторические личности и баталии

Гуманитарная деятельность М. Ломоносова

Гуманитарные науки

Искусство

Риторика

Педагогика

История

«Краткий Российский летописец с родословием»

Первый этап

«О изобретении»

Мозаики

«Происхождение имени и народа российского»

Второй этап 

«О украшении»

«Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера»

Третий этап 

«Древняя Российская история»

«О расположении»

Четвертый этап

Ряд работ о Петре I.

«древняя российская история» Книга состояла из трех частей:  1. Вступление.  2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).  3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).

«древняя российская история»

Книга состояла из трех частей:

1. Вступление.

2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).

3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).

Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович) (1705 — 1783) Академик, историограф и конференц-секретарь Академии наук.

Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)

(1705 — 1783)

Академик, историограф и конференц-секретарь Академии наук.

Опровержение «норманнской» концепции происхождения русского народа  Соловьёв Сергей Михайлович Спустя столетие Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по “ тогдашним средствам науки”. 

Опровержение «норманнской» концепции происхождения русского народа

Соловьёв Сергей Михайлович

Спустя столетие Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по

“ тогдашним средствам науки”. 

Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов.  Периоды  «Истории России» 1-й период — “век древний до Рюрика”. 6-й период от Петра I до Елизаветы Петровны 2-й период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I 5-й Период  (от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича ) 3-й 4-й  период — до нашествия Батыя  период - до княжения Ивана III

Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов.

Периоды

«Истории России»

1-й

период — “век древний до Рюрика”.

6-й

период

от Петра I до Елизаветы Петровны

2-й

период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I

5-й

Период

(от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича )

3-й

4-й

период — до нашествия Батыя

период - до княжения Ивана III

«Краткий российский летописец с родословием»  краткий справочник по хронологии российской истории от её начала до правления Петра Великого.

«Краткий российский летописец с родословием»

краткий справочник по хронологии российской истории от её начала до правления Петра Великого.

Фрагмент из «летописца» Степени от Рурика 1 Число госу-  дарей ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ   1 2 Рурик  с братьями Синеусом и Трувором призван из варяг-россов славянами и чудью на великое княжение новогородское. По смерти братей своих привел новогородцев под самодержавство и всю северную часть России, получившия имя от сих варягов. киевское и новогородское Начало владения от Христа 2 3 862 Лета владения Олег , сродник его, княжил в малолетство сына Рурикова Игоря. Завладел полуденными российскими областьми; перенес столицу в Киев, убив Оскольда и Дира. Ходил воевать под Царьград и заключил мирный и купеческий договор с греками. Лета жизни 17 879 Игорь Рурикович  по смерти Ольговой принял великое княжение, ходил воевать в Грецию, возобновил договор, заключенный при Ольге. Потом ради несносной и тяжкой дани, наложенной на древлян, убит 913 - 34 - 32 68

Фрагмент из «летописца»

Степени от Рурика

1

Число госу- дарей

ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ

 

1

2

Рурик  с братьями Синеусом и Трувором призван из варяг-россов славянами и чудью на великое княжение новогородское. По смерти братей своих привел новогородцев под самодержавство и всю северную часть России, получившия имя от сих варягов.

киевское и новогородское

Начало владения от Христа

2

3

862

Лета владения

Олег , сродник его, княжил в малолетство сына Рурикова Игоря. Завладел полуденными российскими областьми; перенес столицу в Киев, убив Оскольда и Дира. Ходил воевать под Царьград и заключил мирный и купеческий договор с греками.

Лета жизни

17

879

Игорь Рурикович  по смерти Ольговой принял великое княжение, ходил воевать в Грецию, возобновил договор, заключенный при Ольге. Потом ради несносной и тяжкой дани, наложенной на древлян, убит

913

-

34

-

32

68

Богданов Андрей Иванович  писатель, первый русский библиограф Академии наук, первый русский исследователь в области книговедения и библиографии. Автор многих печатных трудов. Вместе с Ломоносовым написал «Краткий российский летописец с родословием».

Богданов Андрей Иванович

писатель, первый русский библиограф Академии наук, первый русский исследователь в области книговедения и библиографии. Автор многих печатных трудов. Вместе с Ломоносовым написал «Краткий российский летописец с родословием».

Август Людвиг Шлёцер (1735— 1809),  Немецкий историк, профессор истории Академии наук. Благодаря ему был сделан перевод на немецкий язык «Краткого российского летописца с родословием» и «Древней российской истории» Ломоносова, которые были изданы в 1765 — 1771 гг.

Август Людвиг Шлёцер

(1735— 1809),

Немецкий историк, профессор истории Академии наук. Благодаря ему был сделан перевод на немецкий язык «Краткого российского летописца с родословием» и «Древней российской истории» Ломоносова, которые были изданы в 1765 — 1771 гг.

Педагогическая деятельность Этапы педагогической деятельности Второй этап   Первый этап   Третий этап  Четвертый этап  (1742-1745) (1745-1749) Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом. (1750-1755) (1756-1765) Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.  Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке. Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач. 13

Педагогическая деятельность

Этапы педагогической деятельности

Второй этап  

Первый этап  

Третий этап 

Четвертый этап 

(1742-1745)

(1745-1749) Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом.

(1750-1755)

(1756-1765) Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.

Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.

Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.

13

        М. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.         

        М. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.

        

Одним из первых принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип доступности. М . В . Ломоносов понимал под ним соблюдение дозировки материала и степени его сложности. М . В . Ломоносов четко разделил методы заучивания материала на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы.

Одним из первых принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип доступности. М . В . Ломоносов понимал под ним соблюдение дозировки материала и степени его сложности.

М . В . Ломоносов четко разделил методы заучивания материала на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы.

Заключение 1. Исторические взгляды М. В. Ломоносова явились высшим достижением русской передовой мысли ХVIII века. По многим вопросам Ломоносов значительно опередил не только современную ему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века. 2. Труды Ломоносова по отечественной истории должны быть поставлены в один ряд с открытиями ученого в экспериментальных науках. Гений Ломоносова проявился в полной мере и в его занятиях историей. 3. Ломоносов понимал значение исторической науки в пропаганде лучших традиций своего Отечества, ее роль в воспитании связи поколений. 4. Ознакомление с деятельностью Ломоносова, его научными идеями, гражданскими позициями не теряет своей актуальности и в настоящее время. С его именем связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.

Заключение

1. Исторические взгляды М. В. Ломоносова явились высшим достижением русской передовой мысли ХVIII века. По многим вопросам Ломоносов значительно опередил не только современную ему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века.

2. Труды Ломоносова по отечественной истории должны быть поставлены в один ряд с открытиями ученого в экспериментальных науках. Гений Ломоносова проявился в полной мере и в его занятиях историей.

3. Ломоносов понимал значение исторической науки в пропаганде лучших традиций своего Отечества, ее роль в воспитании связи поколений.

4. Ознакомление с деятельностью Ломоносова, его научными идеями, гражданскими позициями не теряет своей актуальности и в настоящее время. С его именем связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.

"Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу, и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила".

Источники информации Список литературы: 1. Аранзон Т. П. «О творчестве Ломоносова: критика и исследования». – М.:2008. – 206 с. 2. Аранзон Т. П. «Избранные сочинения/Михайло Ломоносов». – М.: 2008. – 304 с. 3. Гаврилова Л.М. «М.В. Ломоносов как историк и автор портретной серии русских князей и царей» / «Русская историческая мысль и медальное искусство в эпоху Екатерины II» 4. Карнеев Э. П. «Ломоносов: краткий энциклопедический словарь». – М.: 2008. 5. Лебедев Е. Н. «Михаил Ломоносов». – М.: 2008. 6. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». – М.:2009. – 408 с. 7. Модзалевский Л.Б. «Об участии А. И. Богданова в составлении «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова» Изображения взяты с порталов : 1.www.wikipedia.org 2.art-con.ru/node/550 3. eng.spbu.ru/about/arc/chronicle/persons/m_iller/

Источники информации

Список литературы:

1. Аранзон Т. П. «О творчестве Ломоносова: критика и исследования». – М.:2008. – 206 с.

2. Аранзон Т. П. «Избранные сочинения/Михайло Ломоносов». – М.: 2008. – 304 с.

3. Гаврилова Л.М. «М.В. Ломоносов как историк и автор портретной серии русских князей и царей» / «Русская историческая мысль и медальное искусство в эпоху Екатерины II»

4. Карнеев Э. П. «Ломоносов: краткий энциклопедический словарь». – М.: 2008.

5. Лебедев Е. Н. «Михаил Ломоносов». – М.: 2008.

6. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». – М.:2009. – 408 с.

7. Модзалевский Л.Б. «Об участии А. И. Богданова в составлении «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова»

Изображения взяты с порталов :

1.www.wikipedia.org

2.art-con.ru/node/550

3. eng.spbu.ru/about/arc/chronicle/persons/m_iller/

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!