Тема: «Вклад М. В. Ломоносова в систему гуманитарных наук».
Выполнил презентацию обучающийся 8 – А класса
МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области
Суханов Михаил Александрович
Научный руководитель - Аносова Ольга Анатольевна
учитель истории и обществознания
МКОУ СОШ №3 города Мирного Архангельской области
Введение.
Михаил Васильевич Ломоносов — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик, астроном, географ, металлург, геолог, приборостроитель, но кроме всего этого также поэт, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Цель работы – показать вклад Михаила Васильевича Ломоносова в изучение истории России и в развитие отечественной педагогики.
Задачи :
1) Выяснить роль М.В.Ломоносова в опровержении норманнской теории происхождения Древнерусского государства.
2) Раскрыть содержание произведения «Краткий Российский летописец с родословием».
3) Показать вклад М.В.Ломоносов в развитие педагогической мысли.
М. В. Ломоносов - историк
Исторические произведения М.В.Ломоносова – это исследования, основанные на широком использовании различных источников, отечественной и зарубежной литературы.
Исторические личности и баталии
Гуманитарная деятельность М. Ломоносова
Гуманитарные науки
Искусство
Риторика
Педагогика
История
«Краткий Российский летописец с родословием»
Первый этап
«О изобретении»
Мозаики
«Происхождение имени и народа российского»
Второй этап
«О украшении»
«Замечания на диссертацию Г. Ф. Миллера»
Третий этап
«Древняя Российская история»
«О расположении»
Четвертый этап
Ряд работ о Петре I.
«древняя российская история»
Книга состояла из трех частей:
1. Вступление.
2. Часть Первая (О России прежде Рюрика).
3. Часть Вторая ( От начала княжения Рюрикова до княжения Ярослава Первого).
Миллер Герард Фридрих (Федор Иванович)
(1705 — 1783)
Академик, историограф и конференц-секретарь Академии наук.
Опровержение «норманнской» концепции происхождения русского народа
Соловьёв Сергей Михайлович
Спустя столетие Соловьев отметил, что решения Ломоносова по ряду частных исторических проблем были блистательны по
“ тогдашним средствам науки”.
Ломоносов выделял в русской истории периоды становления, роста, упадка и нового, более высокого подъема и делил в связи с этим историю России на шесть периодов.
Периоды
«Истории России»
1-й
период — “век древний до Рюрика”.
6-й
период
от Петра I до Елизаветы Петровны
2-й
период — от призвания Рюрика до смерти Ярослава I
5-й
Период
(от царствования Ивана IV до смерти Федора Алексеевича )
3-й
4-й
период — до нашествия Батыя
период - до княжения Ивана III
«Краткий российский летописец с родословием»
краткий справочник по хронологии российской истории от её начала до правления Петра Великого.
Фрагмент из «летописца»
Степени от Рурика
1
Число госу- дарей
ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕНИЕ
1
2
Рурик с братьями Синеусом и Трувором призван из варяг-россов славянами и чудью на великое княжение новогородское. По смерти братей своих привел новогородцев под самодержавство и всю северную часть России, получившия имя от сих варягов.
киевское и новогородское
Начало владения от Христа
2
3
862
Лета владения
Олег , сродник его, княжил в малолетство сына Рурикова Игоря. Завладел полуденными российскими областьми; перенес столицу в Киев, убив Оскольда и Дира. Ходил воевать под Царьград и заключил мирный и купеческий договор с греками.
Лета жизни
17
879
Игорь Рурикович по смерти Ольговой принял великое княжение, ходил воевать в Грецию, возобновил договор, заключенный при Ольге. Потом ради несносной и тяжкой дани, наложенной на древлян, убит
913
-
34
-
32
68
Богданов Андрей Иванович
писатель, первый русский библиограф Академии наук, первый русский исследователь в области книговедения и библиографии. Автор многих печатных трудов. Вместе с Ломоносовым написал «Краткий российский летописец с родословием».
Август Людвиг Шлёцер
(1735— 1809),
Немецкий историк, профессор истории Академии наук. Благодаря ему был сделан перевод на немецкий язык «Краткого российского летописца с родословием» и «Древней российской истории» Ломоносова, которые были изданы в 1765 — 1771 гг.
Педагогическая деятельность
Этапы педагогической деятельности
Второй этап
Первый этап
Третий этап
Четвертый этап
(1742-1745)
(1745-1749) Методическая работа. Семинаристов – в университет! Работа над новым уставом.
(1750-1755)
(1756-1765) Завершение работ над программой развития среднего и высшего образования в России.
Народное просвещение. Разработка учебных пособий на русском языке.
Программа организации просвещения в России. Московский университет (1755) и гимназия. Служение университета на пользу и славу отечеству: развитие науки, популяризация научных знаний, решение педагогических задач.
13
М. Ломоносов утверждал, что при обучении детей следует обратить внимание на наследственные и индивидуальные способности каждого из них.
Одним из первых принципов, которому он рекомендовал следовать учителям, был принцип доступности. М . В . Ломоносов понимал под ним соблюдение дозировки материала и степени его сложности.
М . В . Ломоносов четко разделил методы заучивания материала на три основные группы: словесные, практические и методы самостоятельной работы.
Заключение
1. Исторические взгляды М. В. Ломоносова явились высшим достижением русской передовой мысли ХVIII века. По многим вопросам Ломоносов значительно опередил не только современную ему русскую и зарубежную историческую науку, но и историографию ХIХ века.
2. Труды Ломоносова по отечественной истории должны быть поставлены в один ряд с открытиями ученого в экспериментальных науках. Гений Ломоносова проявился в полной мере и в его занятиях историей.
3. Ломоносов понимал значение исторической науки в пропаганде лучших традиций своего Отечества, ее роль в воспитании связи поколений.
4. Ознакомление с деятельностью Ломоносова, его научными идеями, гражданскими позициями не теряет своей актуальности и в настоящее время. С его именем связаны любовь к Отечеству, гордость за свой народ, понимание роли науки и образования в развитии общества, вера в великое будущее России.
"Велико есть дело смертными и преходящими трудами дать бессмертие множеству народа, соблюсти похвальных дел должную славу, и, принося минувшие деяния в потомство и в глубокую вечность, соединить тех, которых натура долготою времени разделила".
Источники информации
Список литературы:
1. Аранзон Т. П. «О творчестве Ломоносова: критика и исследования». – М.:2008. – 206 с.
2. Аранзон Т. П. «Избранные сочинения/Михайло Ломоносов». – М.: 2008. – 304 с.
3. Гаврилова Л.М. «М.В. Ломоносов как историк и автор портретной серии русских князей и царей» / «Русская историческая мысль и медальное искусство в эпоху Екатерины II»
4. Карнеев Э. П. «Ломоносов: краткий энциклопедический словарь». – М.: 2008.
5. Лебедев Е. Н. «Михаил Ломоносов». – М.: 2008.
6. Ломоносов М.В. «О воспитании и образовании». – М.:2009. – 408 с.
7. Модзалевский Л.Б. «Об участии А. И. Богданова в составлении «Краткого российского летописца» М. В. Ломоносова»
Изображения взяты с порталов :
1.www.wikipedia.org
2.art-con.ru/node/550
3. eng.spbu.ru/about/arc/chronicle/persons/m_iller/
Спасибо за внимание!