СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виртуальная экскурсия "Труд и быт казаков на Кубани"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виртуальная экскурсия "Труд и быт казаков на Кубани"»

Внеурочное занятие на тему «Труд и быт казаков на Кубани»

Цель: сформировать у обучающихся младшего школьного возраста представления об особенностях труда и быта жителей родного края.

Задачи:

1. Обобщить знания учащихся о родном крае;

2. Развивать познавательный интерес к предмету «Кубановедение»;

3. Воспитывать гражданственность, гордость за свою малую Родину.

Класс: 3.

Оборудование: ММП, раздаточный материал.

Форма проведения: виртуальная экскурсия по казачьему хутору.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Приветствие обущающихся. Мотивация к деятельности.

II. Целеполагание.

- Кубань. Здесь живёт и трудится вольный, свободолюбивый и необычайно талантливый народ, готовый по первому зову защитить и отстоять в смертной схватке родную землю. Испокон веков называют этот народ казаками, ведь вся жизнь их связана с Кубанью. Лихи и смекалисты казаки не только в ратном бою, но и в тяжелой работе. Превратили они свой край в цветущий оазис, обустраивая свои дома, станицы и города.

- Сегодня мы отправимся в виртуальную экскурсию. А чтобы узнать, что посетим, предлагаю ответить на все вопросы кроссворда.

Обучающиеся в форме фронтального опроса отвечают на вопросы кроссворда. Ключевое слово – хутор.

- Как вы думаете, в какое место мы сегодня отправимся на занятии?

- Верно. Мы посетим казачий хутор. Посмотрим, как раньше на Кубани жили казаки, познакомимся с их бытом и традициями.

- А почему вы должны это знать, почему это нужно знать каждому жителю Кубани?

- С чего же начинается Родина для каждого из нас?

- С родного города, станицы. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки-ветерана Великой Отечественной войны. Всё это ваше, самое близкое и дорогое. Здесь ваши корни. Родина начинается здесь.

III. Изучение нового материала.

На слайде изображена часть казачьего хутора – несколько домов, домашние животные, огород, люди.

- Обратите внимание на слайд. Что на нем изображено?

- Молодцы. Первое место, которое мы посетим, - казачий дом. Из чего казаки строили свои дома?

- Верно. Саман – это особые кирпичи из глины, в которые добавляли солому.

- Предлагаю зайти в дом и посмотреть, чем же занимается казачья семья.

На слайдах демонстрируются предметы быта казачьей семьи.

- Наступило раннее утро. Раньше всех в казачьей семье встала женщина-казачка. Растопила она печь, поставила вариться кашу в чугунке. Чугунок был тяжелый, особенно когда его наполняли крупой и водой. Специальным ухватом ставили его в печь.

Пока готовится каша, решила хозяйка погладить бельё и наряды. Для грубых холщевых простыней взяла деревянный утюг, который состоял из двух предметов: скалки и рубеля. Рубель служил не для разглаживания складок и неровностей, а для размягчения ткани, чтобы простыни стали мягкими и приятными.

А вот наряды для выхода в центр станицы, например, блузку, нужно было погладить другим утюгом. Одни из них - это утюг на углях. Им приходилось постоянно размахивать, чтобы угли не остывали.

Другой утюг нагревали на печи, а уж потом гладили одежду. Он был меньше угольного, но тяжелее его. Эти утюги разглаживали морщинки на тонкой ткани рубашек и платьев.

Вот проснулись муж и дети. На завтрак хозяйка подала кашу, хлеб и молоко. Первым пробует завтрак отец. Деревянной ложкой достает он из чугунка кашу, и только потом начинают есть дети. Если кто-нибудь из детей полезет ложкой в кашу не в свою очередь, то отец может и ложкой по лбу ударить со словами: «Не лезь поперек батьки». А если кто-то не хотел кушать, то отец учил ребят: «Добрый казак ничем не брезгует, что есть на столе, то и трескает».

После завтрака все принимаются за работу. Казаку надо в кузницу сходить, подковы да стремена для своего друга-коня выковать. Подковы нужны, чтобы конь в бою не споткнулся, а стремена – чтобы выше на коне привстать и рубить шашкой на всем скаку ненавистных врагов. У казаков была пословица: «Надёжное у коня стремя – целое в бою темя».

Пока казак занят своим делом, в хате кипит работа. Мать обед готовит. Ей помогает старшая дочка. Она толчет в ступке сало с чесноком для ароматного кубанского борща.

Самый младший ребенок сидит на связанных ковриках - кадрынках. Он играет куклой-неваляшкой и погремушкой.

Вот обед сварен. Мать садится прясть пряжу, чтобы соткать полотно для новой одежды. Так и пляшет в её руках веретено.

Тем временем детвора затеяли веселую игру с музыкальными инструментами. Один на дудке играет. Другие на свистульках подыгрывают. Целый оркестр получился.

Глядя на детей, вспомнила мама, что надо бы им куколок обережных сделать. Куклу-зерновушку, чтобы голода в семье не было, набила самыми крупными зернами. Куклу – травницу набила лечебной травой. Она убережет всех в семье от болезней. Лица эти куколкам не рисовали, чтобы не вселилась в куклу душа злого духа и не принесла беды детям.

После обеда вся семья отправилась на ярмарку. Там не только можно было купить что-то нужное, но и попеть и поплясать.

После ярмарки отец взял рыболовные снасти и садок, чтобы в нем принести рыбу и ушел на рыбалку. Захотелось казаку на ужин жареной рыбки отведать.

Дети на санках убежали кататься, а мать принялась за вышивку. Надо было наволочку довышивать и рушник к празднику. Рушником с хлебом-солью дорогих гостей встречали, жениха с невестой привечали или красный угол с иконой украшали.

Солнце садится, вечер настает. Вот и семья в хате собралась. Ужин на столе готов. А после ужина немного времени до сна осталось. Чем бы заняться? Отец зажег маленькую керосиновую лампу и сели все за стол играть в бирюльки. Игра эта развивает терпение, внимательность и ловкость. Как раз то, чему должен научиться настоящий казачонок.

- Скажите, тяжелый или легкий быт был в казачьей семье?

- Для того, чтобы узнать, как называется главное место в казачьем доме, нужно разгадать ребус.

На слайде представлен ребус, отгадкой которого является «Красный угол».

- Свою историю казаки знали и почитали. Кропотливо и бережно хранили все, что имело к ней отношение. Как бы они ни жили - бедно или богато, но в любой станице не было хаты без святого Красного угла. Если в комнату заходили гости - первым делом крестились подле икон, укрытых сверху вышитыми или кружевными полотенцами, и от волны свежего воздуха начинал колебаться огонек лампады.

- За несколько дней до новоселья обязательно приглашали священника, чтобы тот освятил помещение. Тогда же в комнату заносили дорогие сердцу иконы, среди них и те, которыми благословляли молодых на свадьбе. Вскоре хозяин заказывал красивый фигурный стол-угольник темно-вишневого цвета, на котором появлялась белая кружевная накидка - дело рук умелой казачки. Здесь располагались книги: Библия, Евангелие, молитвенники.

В день отправки, по давнему обычаю, он не выходил со двора до тех пор, пока отец с матерью не снимали из Красного угла икону - образ Сына Божьего Иисуса Христа или Николая Угодника - и не благословляли ею молодого воина.

- На шею вешали медальон с изображением Георгия Победоносца - покровителя воинов на Руси - или зашивали в одежду маленькую, со спичечный коробок, иконку, чтобы та оберегала их сына от смерти, от вражеской пули. Лишь после этого всей семьей провожали парубка до калитки, где он садился на коня, чтобы присоединиться к своим друзьям-одногодкам, уже поджидавшим его на улице. Молодые воины направлялись в церковь, где священник служил напутственный молебен.

- А там, в доме, царила суета. Родители спешили переодеться в нарядную одежду. Отец снимал дорогую икону в Красном углу, мать дрожащими руками вытирала ее бархоткой. Заметив из окна приближавшегося сына, родители выходили с иконой к калитке встречать его. Благодарили Бога за спасение сына, поздравляли возмужавшего воина с возвращением в "родную степь" (выражения "родная станица" тогда еще не было).

Икона возвращалась на прежнее место, рядом с ней теперь висел казачий медальон.

- Потом в этом углу появится красивая шкатулка с наградами и походной иконкой, побывавшей с казаком на службе.

- Так святой угол простой казачьей хаты становился началом истории рода, семьи, где жизнь каждого казака переплеталась с историей страны и приобретала свой особый смысл.

Физкультминутка

Просмотр видеоролика «Русская изба. Красный угол».

Беседа после просмотра видеоролика.

- С помощью загадок предлагаю узнать, что выращивали казаки, каких домашних животных содержали.

Отгадывают загадки. Отгадки сопровождаются слайдами ММП.

IV. Закрепление изученного материала.

- Также у казаков были священные символы. Кто знает, какие?

- Верно. Это герб и флаг. И сейчас на Кубани есть свои символы.

- Давайте проверим, знаете ли вы эти символы.

Работа в группах с раздаточным материалом.

- Данное задание нужно выполнить в группах. На одной из парт в каждой группе лежат два конверта. В одном из них пазлы, из которых нужно собрать и приклеить на листы герб Краснодарского края, в другом пазлы, из которых нужно собрать флаг Краснодарского края.

- Вспомним, как нужно работать в группах.

- Правильно. В группе должен быть ответственный, работать должен каждый на общий результат, один говорит – другие слушают, прислушивайся к мнению товарищей, принимай активное участие.

- После выполнения задания ответственный и его помощник должны представить классу свою проделанную работу и рассказать, как они выполняли это задание.

Демонстрация выполненного задания.

V. Подведение итогов занятия. Рефлексия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!