Конструирующий блок - подготовительный этап - основной этап -систематизирующий этап | Главной задачей подготовительного этапа является организация целенаправленной познавательной деятельности детей, подготовка их к усвоению нового материала и к выполнению развивающих заданий. Главной задачей основного этапа является обеспечение восприятия детьми, нового учебного материала, формирование конкретных представлений об изучаемом предмете (вопросе), а также на основе приобретенных знаний формирование соответствующих умений и навыков по использованию знаний в практической деятельности. Задачей систематизирующего этапа является формирование у учащихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме, закрепление знаний и умений, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу, повышение уровня осмысления изученного материала, выработка соответствующих умений и навыков. | Тема нашей экскурсии «Лесная аптека» Какие задачи мы можем поставить на занятие? - узнаем, какие бывают лекарственные растения. - узнаем о том, как их можно применить в жизни человека - вспомним правила обращения с лекарственными растениями Вы пойдете на экскурсию в лес. Давайте вспомним, как мы должны вести себя в лесу. Для этого посмотрите на экран. Предложены утверждения. Я буду зачитывать правила поведения в лесу, а ваша задача поднимать зеленый смайлик, если оно - «верное» или красный, если «неверное». 1. Не шумите сами и не позволяйте шуметь другим. (верное) 2. Вырывайте с корнем цветы и дикорастущие растения. (неверное) 3. Срезайте кору с деревьев и не ломайте кустарники. (неверное) 4. Не поджигайте сухую траву, кору. (верное) 5. Оставляйте (и не закапывайте в землю) после себя мусор. (неверное) Можете дополнить список правил? 1. Не разводить костры. 2. Не разорять муравейники. 3. Не разорять птичьи гнёзда. 4. Не ломать ветки деревьев. Мы с вами вспомнили правила поведения в лесу, не забывайте соблюдать и вы их. Во время экскурсии вы будете заполнять дневник путешественника. По мере знакомства с лекарственными растениями вам нужно будет в дневник записать название растения, зарисовать его и написать, как оно помогает при болезнях. И первой остановкой у нас будет место, где растет один очень знакомый кустарник, а какой вы мне скажите сами, отгадав загадку: Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина) Верно, посмотрите, какой кустарник красивый. Вы любите малину? А что вы знаете об этом растении? Как малина выглядит? Знаете, как её можно применить, когда болеешь? Что можно из неё приготовить, когда болеешь? Ребята, вы молодцы много знаете. Малина – это кустарник высотой до 1,5-2 м. У малины колючие ветки и вкусные, ароматные плоды. Цветет в июне - июле, плодоносит в конце июля - августе. Свежие ягоды хорошо утоляют жажду и улучшают пищеварение. Издавна известно жаропонижающее действие малины. Чай из сухих ягод — прекрасное средство против простудных заболеваний. Теперь заполним дневник путешественника. Записываем название, зарисовываем малину и пишем, как она помогает человеку во время болезни. Название: Малина Целебные свойства: удаляет жажду, улучшают пищеварение, помогает при простуде. Следующая остановка будет тоже у кустарника. Отгадайте ребус и узнаете у какого. (шиповник). Как выглядит шиповник? Чем он богат? Как его можно применить в жизни человека?? В природе нет естественного продукта, более богатого витамином С, чем плоды шиповника. Это плоды жизни. Они защищают от болезней, придают силу, повышают работоспособность. Шиповник— красивый кустарник высотой 1,5—2 м, с блестящими красно-коричневыми загнутыми книзу шипами. Плоды — ягоды, оранжево-красные, шаровидной формы. Цветет с мая до конца июля. Плоды созревают в августе — сентябре, оставаясь на ветках до зимы. Собирают шиповник с конца августа и до наступления морозов. Хорошо высушенные ягоды имеют ярко-красный или темно-красный цвет. Запишите в свои дневники информацию и зарисуйте. Название: шиповник Целебные свойства: обладает витамином С, защищает от болезней, придает силу, повышает работоспособность. Следующая остановка у места, где растет одно дерево. Вы знаете, что это за дерево, посмотрите на экран? (сосна). Вы знаете, как можно дерево применить в лекарственных целях? А о том, как применяют сосну в медицине нам расскажет (имя ребенка) Это вечнозеленое хвойное дерево высотой до 40 м. Хвоя длинная, ярко-зеленого цвета. Цветет в июне. В медицине используют сосновые почки, хвою. Сосновые почки в виде отвара применяют как дезинфицирующее средство. Из хвои готовят витаминизированный настой. Запишите в свои дневники информацию и зарисуйте дерево. Объясни выражение - дезинфицицирующее средство – средство, убивающее микробы, вирусы. Название: сосна Целебные свойства: сосновые почки в виде отвара применяют как дезинфицирующее средство. Из хвои готовят витаминизированный настой. А сейчас мы отправимся на болото. Кто скажет, какую ягоду там можно встретить? (клюква) Как она выглядит? Лечили ли вас клюквой? Знаете, чем она полезна? О ней нам расскажет (имя ребёнка). Клюква — это яркая северная ягода, растущая на небольших низкорослых вечнозелёных кустарниках. Плоды клюквы маленькие, круглые, красные и очень кислые. Клюква обладает множеством полезных свойств. Она богата витамином С. Она помогают укрепить иммунную систему и защищают от болезней. Морс из клюквы рекомендуют при простудных заболеваниях. Запишите в свои дневники информацию и зарисуйте. Название: клюква Целебные свойства: богата витамином С, укрепляет иммунную систему, защищает от болезней, от простудных заболеваний. Скажите мне, ребята, а как мы должны обращаться с лекарственными растениями в лесу? 1. Мы не должны их топтать. 2. Собирать только те лекарственные растения, которые вы знаете. 3. Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений должна остаться в лесу. 4. А ещё надо знать, когда (в каком месяце, в какое время суток) и как правильно собирать и заготавливать растения, чтобы они не растеряли полезных свойств. Мы с вами посмотрели сегодня малую часть лекарственных растений в лесу. Давайте посмотрим видео, где представлены еще лекарственные растения, которые растут в лесу. Смотрите внимательно, затем я задам вам вопросы. Какие растения вы увидели? Видели ли их в лесу? Вы знаете, чем они полезны? Если вас заинтересовала эта тема, то вы можете изучать её дальше. Хочу вам посоветовать книги, в которых вы можете прочитать про лекарственные растения. А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы слушали меня и ваших одноклассников и выполним в парах кроссворд. Как мы работаем в парах? Давайте проверим ваши ответы. (фронтальная проверка) Молодцы, сразу видно слушали внимательно. | Познакомиться с лекарственными растениями, которые растут в лесу, узнать, как их применяют Отгадывают загадку Заполняют дневник Отгадывают ребус Богат витаминов С, помогает от простуд Заполняют дневник Сосна Заполняют дневник Клюкву Заполняют дневник В парах решают кроссворд Называют ответы | Форма: фронтальная, индивидуальная, парная Средства: речь учителя. Метод: беседа, иллюстрация Технология: ТРКМ (приём «верные и неверные утверждения») ИКТ. | ПУУД – работа с информацией: умеют анализировать и создавать графическую информацию посредством заполнения личного дневника путешественника. КУУД - общение: умеют проявлять уважительное отношение к собеседнику посредством организации парной работы. Личностные: Проявляют уважительное отношение к лекарственным растениям посредством составления дневника путешественника. Предметные: Называют факты о лекарственных растениях. |
Итоговый блок - аналитический этап - рефлексивный этап | Аналитический этап направлен на анализ качества и уровня усвоения детьми теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия. Задача рефлексивного этапа - выяснить настроение детей по окончании занятия, их самочувствие, отношение к изученному материалу, узнать предложения и пожелания детей. | Ребята, давайте подведем итог занятия. С какими лекарственными растениями мы познакомились? Как они могут помочь нам во время болезни? Какое вам больше запомнилось? Как мы должны обращаться с такими растениями? Ваши дневники путешественника вы можете вести и дальше. Когда пойдете в лес с родителями, бабушками, дедушками обратите внимание на лекарственные растения и занесите их в дневник. А сейчас оцените свою деятельность на занятии с помощью незаконченных предложений: Сегодня я узнал (а) … Сегодня я понял (а)….. Мне было трудно … Мне было легко … Мне запомнилось … | С лекарственными растениями, которые растут в лесу Клюква, сосна, шиповник и тд Оценивают свою деятельность | Форма: фронтальная, индивидуальная. Средства: речь учителя, презентация Метод: беседа. | РУУД- самоконтроль: умеют устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности, через прием «Незаконченное предложение». |