Викторина по русскому языку 5 класс.
«Знатоки родного языка»
Цель мероприятия: Углубить знания учащихся по русскому языку; Воспитывать у детей интерес к родному языку, его многообразию и богатству; Способствовать развитию логического мышления учащихся.
Здравствуйте, ребята!
И сегодня мы собрались, чтобы проверить свои силы в знании русского языка.
А в самом начале викторины я хочу зачитать вам отрывок из стихотворения:
Я люблю свой родной язык:
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
(А. Яшин)
Многие писатели, учёные говорили о богатстве русского языка, самого богатого и певучего языка. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И сегодня мы проверим, как хорошо вы знаете свой родной язык и владеете им.
Наше занятие имеет необычное название - "ВИКТОРИНА".
Кто из вас может объяснить, что означает это слово?
(Викторина – это когда ведущий задает вопросы, а дети отвечают на них).
Правильно, а точнее, это игра в ответы на вопросы, объединенные одной темой. Но в этой игре стремятся к победе. Виктория – победа.
Вы будете соревноваться, отвечая на вопросы по русскому языку.
Для этого мы сформировали 2 команды: «Умники» и «Грамотеи».
Капитаны команд: _________________________________________________
Оценивать вашу работу будут члены жюри……………………………
Внимательно слушайте условия заданий и условия их выполнения.
Вперёд! К победе!
Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык!
Мои стихи - как дым алтарный!
Как вызов яростный мой крик!
Ты дал мечте безумной крылья,
Мечту ты путами обвил.
Меня спасал в часы бессилья
И сокрушал избытком сил.
Как часто в тайне звуков странных
И в потаенном смысле слов
Я обретал напев нежданных,
Овладевавших мной стихов!
Но часто радостью измучен
Иль тихой упоен тоской,
Я тщетно ждал, чтоб был созвучен
С душой дрожащей отзвук твой!
В. Брюсов
Задание 1. Добавить одну букву, чтобы получилось слово.
БА БА 5 бал. – 5 слов
КО КО 4 бал. – 4 слова и т.д.
СО СО
РИ РИ
ЛА ЛА
2 задание: «Найти слово в слове».
В данных словах найдите другие слова:
глобус, шутка, экран, хлев, коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, постель, ласточка, горизонт, верхушки, задача, долото, дорога, картина.
Выигрывает та команда, которая найдёт больше слов.
(Лоб, ус, утка, кран, лев, оса, ель, зуб, стол, кол, дочка, пост, ель, точка, зонт, верх, дача, лото, рога, тина)
3 задание: Закончи пословицу:
1 команде:
1. Не сиди сложа руки… (не будет скуки).
2. В гостях хорошо, … (а дома лучше).
3. Один за всех - … (все – за одного).
4. Не имей 100 рублей, … (а имей 100 друзей).
5. Без труда не вынешь … (и рыбку из пруда).
2 команде:
1. Скучен день до вечера, … (коли делать нечего).
2. Семь раз отмерь, … (один отрежь).
3. За двумя зайцами погонишься, … (ни одного не поймаешь)
4. Поспешишь - … (людей насмешишь).
5. Любишь кататься … (люби и саночки возить).
10 задание: Вопросы-шутки
1.В каком слове сорок гласных?
2. В каком слове сто согласных?
3. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
4. В каком числительном содержится приказ?
5. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
6. В каком слове 100 отрицаний.
4. Практическая часть
В этой части викторины ученикам придется немного поднапрячься, поскольку от этого будет зависеть то, чем завершиться игра.
Разобрать слово «кувшинка» по составу
(кувшин – корень, к – суффикс, а – окончание)
Осуществить синтаксический разбор предложения: Ранней весной расцвел первый подснежник.
(повествовательное, не восклицательное, простое, двусоставное, не осложненное)
Фонетический разбор слова «лошадь»
(л – согласная, звонкий, мягкий; о – гласная, ударная; ш – согласная, глухая, твердая; а – гласная, безударная; д – согласная, звонкая, твердая; ь – мягкий знак)
5. Вопросы на знание правил русского языка
Какие слова считаются однокоренными, приведите примеры?
(слова с одним корнем, пример – лист, лиственница)
Монолог – это…, диалог – это…
(монолог – речь одного человека, диалог –разговор двух и более лиц)
Назовите то, как в предложении могут меняться глаголы?
(глаголы в предложении меняются по времени, числу, лицу и роду (в прошедшем времени))
Охарактеризуйте сложное предложение?
(сложным считается предложение, в котором имеется более двух сказуемых, или же двух подлежащих)
Завершить викторину можно выставлением оценок и награждением победителей.