СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Наш русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

1) образовательная: расширять лексический и словарный запас детей;

2) развивающая: развивать творческие и познавательные способности обучающихся, внимание и мышление;

3) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту и неповторимость.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Наш русский язык»»



1.Тема: Викторина «Наш русский язык»
2. Цель:

- прививать любовь к родному языку;

- закреплять знания и умения, полученные на уроках;

- воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

- развитие интереса к глубокому изучению русского языка во внеурочное  время;

- расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Задачи:

1) образовательная: расширять лексический и словарный запас детей;

2) развивающая: развивать творческие и познавательные способности обучающихся, внимание и мышление;

3) воспитательная: воспитывать любовь и интерес к родному языку, показывая его красоту и неповторимость.


Участники : учитель, учащиеся

Оборудование: проектор и экран, карточки с заданиями, эмблемы

Планируемые результаты: Способствовать обогащению знаний в области русского языка. Развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся. Развивать интеллектуальные и логические способности; речь, память, интерес к предмету. Выявить знатоков русского языка.




















Ход викторины

1. Вводный этап

Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины.  Сегодня у нас викторина по русскому языку. Главный гость сегодня - его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём русские писатели.

Дети читают высказывания о русском языке.

Ученик 1. Александр Сергеевич Пушкин прекрасно относился к родному языку. По его мнению, «русский язык-это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и точность».

Ученик 2. «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно-страстный, где нужно – бойкий и живой». Так считал Лев Николаевич Толстой.

Ученик 3. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

Ученик 4. Мне очень нравятся высказывание Гоголя о русском языке: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи».

Ведущий. Наша викторина посвящена русскому языку. Участвуют две команды. Я буду задавать вопросы. Подсчитывать баллы будет жюри.

Напоминаю правила игры.

1. На обсуждение вопроса даётся время.

2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять руку.

3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.

4. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть время на обсуждения.

2. Представление команд

- название

- девиз

- капитан

1команда:                   Мы веселые ребята

И не любим мы скучать.

С удовольствием мы с вами

В викторину будем играть.

2команда:                   Мы отвечаем дружно

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

3. Разминка «Вопрос-ответ»  (каждый правильный ответ – 1 балл)

1.Сколько букв в русском алфавите? 33

Сколько гласных букв? 10

Сколько согласных букв? 21

Какие буквы не обозначают звуков? Ъ и Ь

2.Подчеркните гласные буквы в слове:

Брусника

3.Подчеркните согласные буквы в слове:

Трамвай

4.Игра: Кто больше?

Придумайте слова, в которых звук (и) в начале слова, в середине, в конце.

(выходят по одному человеку от каждой команды )

5.Из данного слова составьте другие слова.

Грамматика (грамм, мама. кит. мат, мак ,кара ,карат, тир, тик, там, гамма,рама, рак)

Игра «Вертолина» (для болельщиков)

Сейчас, уважаемые болельщики, вы можете помочь своей команде заработать дополнительные баллы. Для этого вам нужно выполнить задания. На листе вы видите 6 букв Д О К О С А. Сколько различных слов  - имён существительных  - сумеете прочитать, столько баллов вы подарите своей команде.

Читать разрешается в разных направлениях; буквы читать подряд.

(сад, сок, осадок, оса, док, коса, садок, ода, ад, око, код)



6.Придумай слово, в котором звуков больше, чем букв.

Юла, яблоко …….

7.Придумай слово, в котором букв больше, чем звуков.

Моль, соль,……..

8. Конкурс « Путаница».

Прочитать стихотворение К. Чуковского. Разделить его на предложения, поставить, где надо, точки.

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла в клетке

ручной щегол поёт салфетки

там на столе лежат коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке.



9. Ребусы

С 100ЛИЦА                      ( столица)

Р1А                                    (Родина)

С3ЖИ                                (стрижи)

7я                                       (семья)



10. Составь слово, переставив буквы.

Ланпе (пенал)
Тарпа (парта)
Ганик (книга)
Ватра (трава)

Чкару (ручка)
Кисарк (краски)
Вонзок (звонок)
Елонь (олень)



11.Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):

Во весь дух - (быстро)

Рукой подать - (близко)

Прикусить язык - (замолчать)

Сломя голову - (быстро)

Оказаться у разбитого корыта - (остаться ни с чем)

Крокодиловы слезы - (фальшивые)

Знать на зубок - (превосходно выучить, отлично разбираться в чем-либо

12. «Дополни пословицу»:

Без труда …(не вытащишь рыбку из пруда).

Век живи - …(век учись).

Нет друга - …(ищи. а нашёл – береги).

Друзья …( познаются в беде).

За двумя зайцами …( погонишься, ни одного не поймаешь).

Поспешишь…(людей насмешишь).

Семеро … ( одного не ждут).

Цыплят по …( осени считают).

Красна птица пером, а …( человек умом).

13. Игра «Найди лишнее»

1 кл.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова  (ударение на 1 или 2 слог)

Имя           луна

Мама        налим

Лимон       номер

2 кл.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»

Дождь, снег, град, луна

Тетрадь, книга, дневник, самолёт

3 кл.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»

Земля, серая, жёлтая, зелёная

Увидеть, покрасить, краска, добежать

4 кл.

Будьте внимательнее! Есть лишние слова. Объясните, почему одно слово является «лишним»

Белый, белизна, белеет, белка

Вкусный, интересный, искусный, грустный


Игра с болельщиками «Доскажи словечко».

1. Жеребенок с каждым днем

Подрастал и стал ... (конем)

 

2. Кто альбом раскрасит наш?

Ну, конечно, ... (карандаш)

 

3. Кругла, рассыпчата, бела

На стол с полей пришла.

Ты посоли ее немножко,

Ведь правда вкусная ...  (картошка)

 

4. Что за скрип, что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть, без хруста,

Если я ... (капуста)

 

5. Мчусь как пуля я вперед,

Лишь поскрипывает лед.

Да мелькают огоньки!

Кто несет меня? ... (коньки)

 

6.  По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки ... (коса)

 

7. В яме спит зимою длинной

Но чуть солнце станет греть,

В путь за медом и малиной

Отправляется ... (медведь)

 

8. В черном поле заяц белый.

Прыгал, прыгал, петли делал.

След за ним был тоже бел

Кто ж этот заяц ... (мел)

 

9. В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка

Кто же это? ... (мышка)

 

10. Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А проснувшись стал реветь

Этот зверь лесной ... (медведь)



Пока жюри подсчитывает баллы, мы с вами послушаем стихотворение о русском языке, которое написал узбекский поэт Сабир Абдулла.

СТИХОТВОРЕНИЕ О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре,

Выучи русский язык!

 

Он твой наставник - великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

 

Русское слово живет на страницах

Мир окрыляющих пушкинских книг.

Русское слово - свободы зарница,

Выучи русский язык!

 

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник,

Блещет зеркальностью русское слово –

Выучи русский язык!

 

Мир разобщенных безрадостно тесен,

Спаянных мир необъятно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен,

Выучи русский язык!

Сабир Абдулла, узбекский поэт.

14. Итоги. Награждение команд.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес к русскому языку вообще.    Итак, ребята наша веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать.

Подведение итогов. Награждение команд (каждый ученик получает эмблему «Знатоку русского языка»).


Используемая литература:

1. Я иду на урок в начальную школу (внеклассная работа, олимпиады и интеллектуальные игры)

2. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина «Группа продлённого дня» 3-4 классы

3. Аверьянова И. В., Лапшина Н.Н. «Предметные недели и праздники. Внеклассная работа в начальной школе»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!