СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина Конституция РФ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Викторина, приуроченная к Дню Конституции РФ

Просмотр содержимого документа
«Викторина Конституция РФ»

План-конспект внеклассного мероприятия

«День молодого избирателя. Школа молодого гражданина: понимаю, знаю, выбираю».


Место проведение: Филиал Первоуральского политехникума, кабинет общественных дисциплин.


Установочное положение

Внеклассное мероприятие «День молодого избирателя. Школа молодого гражданина: понимаю, знаю, выбираю» с получением знаний по избирательному праву проводится в форме теоретического и практического (игрового) этапов с использованием современных информационных технологий.

Такая форма активизирует будущих избирателей, способствует эмоциональной атмосфере, вызывает интерес и способствует формированию правовых знаний, воспитанию ответственности и патриотизма.

Этапы мероприятия

  1. Подготовительный – за неделю до мероприятия участники делятся на 4 группы для проведения анкетирования среди студентов на тему: «Что я знаю о выборах?» Анкету составляют самостоятельно.

  2. Основной – настрой студентов на проведение мероприятия, теоретическая часть.

  3. Игра.

  4. Заключение(тест).

  5. Рефлексия .


Цели внеклассного мероприятия: сформировать у студентов представление о необходимости сознательного участия в жизни государства. Подвести их к критическому осмыслению получаемой информации.


Оборудование:

1. Мультимедийный проектор, компьютер;

2. Мультимедийная презентация;

3. 4 конверта с заданиями для проведения игры.











Ход мероприятия:




«Чтобы сделать из людей хороших граждан,

им следует дать возможность проявлять

свои  права граждан и исполнять обязанности граждан»
(С.Смайлс, английский писатель)


1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня с вами необычный классный час. У нас – классный час по избирательному праву

Эпиграфом нашего классного часа я выбрала слова С.Смайлса. Что по-вашему значат эти слова? Что хотел сказать нам, гражданам своего государства, английский писатель? Прав ли он? В течение классного часа каждый из Вас найдет ответы на эти вопросы.

2. Вступительное слово “В жизни человеку всегда приходится выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д. Сделать выбор своей судьбы очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о судьбе целого государства. Но, прежде чем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах, наши группы представят результаты анкетирования на тему: «Что я знаю о выборах?»

* Представление результатов анкетирования.

Исходя из результатов анкетирования, делаем вывод.

Учитель: Мы должны с вами почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в этой стране. Я – ее гражданин.

3. Немного истории

Но сначала мы совершим экскурс в историю демократических традиций страны. Вспомним о давних демократических традициях нашего государства

Имеем право мы иметь права,
но ведь морально люди связаны.
Поэтому чтобы достойно жить,
мы очень многое обязаны. 



История выборов в России

История выборов в России уходит корнями в первые века существования древнерусского государства. Для многих земель было характерно избрание князей и значительного числа должностных лиц на вечевых собраниях. Само появление на исторической арене основателя династии, правившей в русских землях до начала XVII в., – варяжского князя Рюрика – предстает перед нами в летописи результатом не завоевания, а объединенного политического решения объединенных славянских и финских племен.

Особенно яркие примеры дает история северо-западных земель: Новгорода и Пскова. Здесь сложилась особая форма правления – феодальная республика, в которой главные должностные лица (посадник, тысяцкий, архиепископ, старосты) избирались на определенный срок на общем собрании горожан.

С образованием Российского государства необходимость в существовании веча отпала. Централизованной монархии вече как государственный орган было не нужно. Но ей нужен был другой институт на смену вечу и взамен ему: сословно- представительный орган, который поддерживал бы политику власти, через который власть узнавала бы об общественных запросах и обращалась бы к обществу. Таким институт и явились земские соборы. На соборах рассматривались вопросы, как общегосударственного значения, так и связанные с отдельными отраслями управления: судебные, церковные, военные. Земские соборы просуществовали в России менее 150 лет: первый был созван Иваном IV Грозным в 1549 г., последний – в 1683-1684 гг. в правление царевны Софьи. Представительство сословных групп на соборах последовательно расширялось. Если Иван Грозный выступал перед представителями высшей администрации (боярами, окольничими, дворецкими, казначеями) и военнослужилыми людьми (воеводами, княжатами), то в 1653 г. на соборе присутствовало гораздо больше «чинов». Здесь кроме широко представленных высших должностных лиц и военно-служилых сословий присутствовали купечество и простые горожане. В случае необходимости в работе собора принимали участие представители белого и черного духовенства – так называемый «Освященный Собор».

Становление абсолютной монархии прервало традиции формирования российских общегосударственных представительных институтов, которые вновь появляются уже в XX веке.

Государственная дума России 1906-1917 г.

В отличии от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название – Государственная дума. Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая Государственные думы).



Следующий этап в развитии избирательной системы – это издание первого избирательного закона.

В Положении о выборах в Государственную Думу, утвержденном 6 августа 1905 г., определялись основные моменты выборов.

В съезде городских избирателей могли принимать участие лица, являющиеся собственниками или владельцами недвижимого имущества в пределах города; лица, имевшие свидетельства для торгово-промышленного предприятия; лица, уплачивавшие квартирный или промысловый налог.

От участия в выборах согласно закону отстранялись:

а) лица женского пола;

б) лица моложе 25 лет;

в) обучающиеся в учебных заведениях;

г) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной воинской службе;

д) иностранные подданные.

При реализации своих избирательных прав мужья и сыновья могли использовать имущественные цензы жены или матери.

Выборы в губернских избирательных собраниях и на съездах проводились при тайном голосовании «посредством баллотировки шарами», а в городских избирательных собраниях - тайным голосованием «посредством записок».

Таким образом, данный закон не устанавливал ни всеобщего избирательного права, ни прямого голосования, хотя по сравнению с предшествующим периодом политические права населения были расширены, и наметилась тенденция демократизации избирательной системы.

Новый этап в развитии избирательного права начался с издания Положения о выборах в Учредительное собрание, утвержденного Временным правительством уже после Февральской революции 1917 г.

Новый избирательный закон радикально отличался от прежнего по ряду позиций, а именно:

- самый низший в мире возрастной ценз для избирателей - 20 лет;

- избирательные права предоставлялись российским гражданам без различия пола;

- избирательными правами наделялись также военнослужащие;

- отменялись имущественные цензы, цензы оседлости и грамотности;

- уничтожались ограничения в избирательных правах по принципам нацио­нальности и вероисповедания.

В соответствии со ст. 1 Положения избирательное право стало всеобщим и равным. Отстранялись от участия в выборах лишь признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой. Лишались избирательных прав осужденные; несостоятельные должники - «злонамеренные банкроты»; военнослужащие - дезертиры либо осужденные за ряд других воинских преступлений; члены царствующего в России дома.



4.Основная часть.

Понятие и принципы избирательного права.

Чтобы принимать участие в выборах, нужно владеть избирательным правом.

Избирательное право – это право граждан избирать и быть избранными в государственные органы. Избирательное право может быть активным и пассивным.

Активное право – это право выбирать и отзывать депутатов, участвовать в плебисцитах, референдумах.

Пассивное избирательное право допускает, что гражданин может быть выбран депутатом или главой государства.





Сегодня в большинстве государств мира существует избирательное право. Однако для этого потребовалась более чем 200 – летняя борьба. Обратим внимание на то, что к началу XX столетия правом голоса владели исключительно мужчины, демократия носила «мужской» характер. В США женщины получили избирательное право в 1920 г., Греции – 1956, Швейцарии – в 1971 году.

Принципы избирательного права



всеобщее прямое равное



свободное тайное



Принципы избирательного права – это те требования, при соблюдении которых выборы признаются законными.

Всеобщим избирательным правом в выборах обладают (при определённых цензах) все взрослые граждане мужского и женского пола.

Выборы являются равными. Устанавливается единая норма представительства, согласно которой создаются примерно равные по численности избирательные округа, избиратель включатся только в один список для голосования. Каждый голосует лично, голосование за других лиц не допускается.

Выборы являются прямыми. Депутаты и президент избираются гражданами непосредственно.

Выборы являются свободными. Избиратель сам решает, участвовать ли ему в выборах или нет и за кого голосовать.

Голосование на выборах является тайным. Контроль за волеизъявлением избирателей со стороны исключён. Однако это не лишает избирателя права добровольно высказаться о том, как он проголосовал.

2.4. Вывод.

ГОЛОСОВАТЬ необходимо, так как это:

1. Важнейшее право и обязанность человека в демократическом обществе.

2. Возможность формировать государственную политику.

3. Возможность избежать неблагоприятных последствий для государства в целом.

- Обратите еще раз внимание на эпиграф классного часа. Согласны ли Вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

Высказывания школьников.

 ТЕСТ «Я - избиратель»

Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.

1.     Если ваш лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать за кандидата на пост президента, который нравится ему, то:

а) сделаю, что просит; б) не знаю, как поступить; в) не сделаю.

2.     Если Вам предложат приличные деньги за Ваш избирательный бюллетень, то:

а) продам; б) не знаю, как поступить; в) не продам.

3.     Если в день выборов президента у меня появиться шанс классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании, то:

а) не проголосую; б) не знаю, как поступить; в) проголосую.

4. Если вы узнаете, что в день выборов президента Ваши родители собрались на дату (за город, в гости) и не намерены голосовать, то:

а) промолчу; б) не знаю, как поступить; в) буду просить проголосовать.

5. Если один из кандидатов на пост президента пообещает молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу на протяжении всего срока его президентства, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) проголосую за другого кандидата.

6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами резко снизить цены на продукты и одежду, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от «инородцев, из–за которых все неприятности», то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

8. Если один из кандидатов пообещает организовать быстрые и победоносные военные походы для расширения границ державы со 100% гарантией успеха, то:

а) проголосую за него; б) не знаю, как поступить; в) не проголосую за него.

ЕСЛИ В ВАШИХ ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «А»,

то печальной может быть судьба нашего Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки, ездить за границу (не бесплатно, разумеется).

Во–первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.

Во – вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего. Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы у нового президента денег обязательно хватит.

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б»,

то Вы не многим отличаетесь от предыдущего «избирателя». Вы ничего не поняли из данной темы и думаете, что Вас политика никогда не коснется – я, мол, человек маленький (муху не обижу!).

ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В»,

то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.

Задумайтесь над результатами.

- Через 2-3 года каждому из Вас предстоит пройти процедуру выборов. ПОМНИТЕ:

- Знайте, Вы сами создаете свою судьбу!

3. Рефлексия.

- Понравился ли вам сегодняшний классный час? Что особенно понравилось.

Ну а в конце - подарки победителям - тексты Конституции Российской Федерации.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!