Викторина по русскому языку в 1 - 2 классах
«Н а ш в е л и к и й, м о г у ч и й, п р е к р а с н ы й р у с с к и й я з ы к»
Цели:
- прививать любовь к родному языку,
- закреплять знания и умения, полученные на уроках;
- расширять словарный запас детей;
Задачи:
- формирование интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- повышение языковой культуры.
Оборудование:
- словари;
- плакаты.
За правильный ответ команда получает балл.
Класс украшен плакатами:
Грамоте учиться, всегда пригодиться.
Кто грамоте горазд - тому не пропасть.
Грамота не злом, а правдой сильна.
Век живи - век учись
Не стыдно не знать, стыдно не учиться
- Добрый день, участники нашей викторины! Освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы с вами сегодня убедимся. Нам предстоит выяснить, обучающиеся какого класса лучше знают русский язык.
Для того чтоб игра у нас прошла хорошо, я предлагаю вам подготовить свой ум к работе! Для этого мы поиграем с вами в игру «Надень шапку»!
« Викторина по русскому языку»
- Что означает слово «викторина»? Найдите это слово в словаре.
( Викторина,-ы,ж. Игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой–нибудь общей темой. С.И.Ожегов « Словарь русского языка.» с. 71)
В нашей викторине участвуют четыре команды. Я буду проводить викторину. Подсчитывать баллы будет жюри.
- В каждой игре есть правила. Послушайте.
1. На обсуждение вопроса даётся время.
2. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан – поднять руку.
3. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать.
4. Если команда не даёт ответа, у другой команды есть время на обсуждение.
1). Сначала нам необходимо познакомиться! Для этого Вы должны выбрать капитана и расшифровать название своей команды. Затем дружно сказать его!
6 4 1 7 2 5 3 7 2 6 3 5 1 4
К,О,Б,И,У,В,К И,В,Р,У,А,З,К
3 6 4 2 8 1 5 7 7 2 4 3 1 6 5
А,Т,М,Р,И,Г,О,Е И,Н,Т,А,З,К,О
Представление команд
- название
- капитан
2). - Начинается игра. Я желаю вам удачи! Разминка «Вопрос-ответ»
(каждый правильный ответ – 1 балл).
Сколько букв в русском алфавите? (33)
Сколько гласных звуков? (6)
Как делятся слова? (На слоги)
Какие бывают слоги? (Ударные и безударные)
Сколько гласных букв? (10)
Сколько согласных букв? (21)
Сколько в слове слогов? (Сколько гласных, столько и слогов.)
Что такое грамматическая основа предложения? (Подлежащее и сказуемое)
3). Следующий наш конкурс «Заморочки»! На работу 5 минут
заяц
лиса
белка
кабан
Картинки заменяются словами, цифры тоже.
4) А сейчас я предлагаю вам немного поиграть! Но игра у нас необычная, словесная!
Я буду называть вам слова-предметы в единственном числе, а вы мне в ответ – называете во множественном числе. Отвечайте хором.
Нога — …. Рука — … Дуга — … Мука — … (?)
Вот и ошиблись. Слово «мука» не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше. Ведро — …. Окно — …. День — …. Пень — …
Цыпленок — …. Козленок — …. Бочонок -… (бочонки).
Опять ошиблись. Слово «бочонок» во множественном числе не бочата, а бочонки.
5) Следующий конкурс «Закончи пословицу»
Я читаю начало, а вы её заканчиваете. Кто знает ответ, поднимает руку, и своей команде приносите балл! Не выкрикивать!
Что написано пером, … (не вырубишь и топором).
Поспешишь, … (людей насмешишь).
Не красна книга письмом, … (красна умом).
Слово не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
Ум хорошо, а …(два лучше)
Ученье – свет, а ….(не ученье - тьма)
Труд человека кормит, а … (лень портит)
6) Пришло время конкурса капитанов. Победит тот капитан, который сможет правильно произнести скороговорку. Пока капитаны готовятся, мы проведём следующий конкурс. «Крылатые выражения», или мы их называем образные выражения. Которые пришли к нам из русского фольклора и употребляются нами в речи . Замените фразеологизмы другими словами, близкими по значению.
На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Шёл с козой косой козёл.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):
Во весь дух – быстро
Рукой подать – близко
Прикусить язык – замолчать
Сломя голову – очень быстро
Оказаться у разбитого корыта – остаться ни с чем
Крокодиловые слёзы – лживые слёзы, неискренние
Знать на зубок – наизусть
Пропустить мимо ушей – прослушать
Ну что ж подведём итоги нашей викторины!
Слово жюри!
Грамматическая арифметика
Череп – П + муха = ?
Черный – ый + О + слива – А = ?
С + дом для отдыха = ?
Кабан – ан + лук = ?
Кар + то + фельдшер – дшер = ?
6 4 1 7 2 5 3 7 2 6 3 5 1 4
К,О,Б,И,У,В,К И,В,Р,У,А,З,К
_____________________________________
3 6 4 2 8 1 5 7 7 2 4 3 1 6 5
А,Т,М,Р,И,Г,О,Е И,Н,Т,А,З,К,О
____________________________________
Разгадать слова, используя первые буквы предметов и подумать, что объединяет эти слова, и в чём их различие! На какие 2 группы можно разделить их?
Раскрыть смысл крылатых выражений (фразеологизмов):
Во весь дух –
Грамоте учиться,
всегда пригодиться.
Кто грамоте горазд - тому не пропасть.
Грамота не злом,
а правдой сильна.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Буковки
Звукари
Грамотеи
Знатоки
На дворе трава,
на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора.
Шёл с козой косой козёл.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
9