СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина "День Земли"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическая викторина посвященная Международному дню Земли

Просмотр содержимого документа
«Викторина "День Земли"»

Экологическая игра-викторина

«ДЕНЬ ЗЕМЛИ»


Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, отгадав загадку:

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Но знают все: и млад, и стар,

Что она – огромный шар. (Земля)

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным Днем Земли – это праздник чистой Воды, Земли и Воздуха. Этот праздник призван объединять людей планеты в деле защиты окружающей среды. Это день напоминания о страшных экологических катастрофах, день когда каждый человек может задуматься над тем, что он может сделать в решении экологических проблем, поборов равнодушие в себе.

Родился праздник Земли в Америке.

В День Земли в разных странах по традиции звучит Колокол Мира, призывая людей Земли приложить усилия к защите мира на планете и сохранению красоты нашего общего дома. Колокол Мира - символ спокойствия, мирной жизни и дружбы, вечного братства и солидарности народов. В течение минуты, пока звонит Колокол Мира, людям стоит задуматься, как сохранить планету и улучшить жизнь существ, населяющих ее.

Символом Дня является зелёная греческая буква Θ на белом фоне.

В нашей стране официальной эта дата считается только с 1992 года. Земля, на которой селился человек, которая возделывалась его руками и которая на протяжении многих веков действительно была его кормилицей, становилась родной. Уходя в другие края, наши предки брали с собой горсть родной земли и хранили её как святыню.

Они считали землю живым существом, самодействующим, она родит из своей материнской утробы, пьёт дождевую воду, судорожно дрожит при землетрясении, засыпает зимой и пробуждается с возвратом весны.

- Сегодня мы проведем викторину, посвя­щенную Дню Земли. Итак, встречайте наши команды!

 

На сцену под музыку выходят 3 команды

в одежде белого, голубого и зеленого цветов

 

- Сегодня ребята собрались для того, чтобы порадовать и показать нашей планете, что мы о ней знаем. Ну, что же, присутствующие в зале уже, кажется, догадались, что в белых костюмах команда под названием «Ветерок», в голубых одеждах команда под названием «Дождик», ну, а в зеленых костюмах команда под ласковым названием «Травушка». Давайте их поприветствуем громкими аплодисментами.

-Начнем наше путешествие по планете Земля.

Белого- ветерок

Голубого-дождик

Зеленого-травушка


- Все вы знаете, что на день рождения с пустыми руками не приходят. У каждой команды есть свой подарок в коробочке на столе.

Предлагаю первой команде, открыть свою подарочную коробку, и сами все увидите!

Открываем первую коробку - ЦВЕТЫ

- Конечно, они обязательно должны быть на нашей планете! Но прежде чем украсить планету цветами, выполните задания.



Игра «Угадай дерево»

Задание: Попробуйте отгадать, о каких деревьях идет речь:

  1. Это дерево цветет необыкновенно красиво. Цветки мелкие, но зато их великое множество. Издалека, кажется, что дерево украсило себя белоснежной накидкой. (Черемуха)

  2. Родом это дерево из суровых краев, где морозы пуще наших. На своей родине они образуют огромные леса, а у нас приживаются только рядом с жильем. (Лиственница)

  3. Это дерево весной часто роняет слезы. Но когда появляются листочки, слезы высыхают и сами ранку заживляют. За лето дерево вырастает, крепнет и забывает про весенние болячки. (Береза)

Игра «Четвёртый лишний».

Задание: Найдите и вычеркните лишнее слово, объясните, почему вы так считаете?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …

  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …

  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …

  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …

  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

- А теперь, пожалуйста, украшайте землю!



Подвижная игра со зрителями



Открываем вторую коробку - БАБОЧКИ

Задание: Соедините пары одинаковых бабочек

- Эти мелкие насекомые не проживут без цветов, пожалуйста, украшайте ими землю.

Ира со зрителями на внимание

"Небылицы"

Задание: Прослушав предложения, найдите биологические ошибки.

1. Маша и Лена, гуляя по лесу, увидели сидящую на берёзе птичку размером с майского жука - это была колибри. (У нас нет такой птички)

2. Мне подарили букет из подснежников, васильков и ромашек. Цветы ребята сами собрали на поляне. (Эти растения одновременно не цветут)

3. У всех животных есть дом: у медведя - берлога, у волка - нора, у белки - дупло, у бобра - хатка, только заяц бездомный. (У волка - логово)



Открываем третью коробку: ПТИЦЫ

-Конечно, без пения птиц, наша планета будет грустной и печальной.

Задание: Предлагаю командам отгадать ребусы.



Ира со зрителями

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем соловей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро журавли,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метель злых и бурь

Опять надолго миновала.

У сороки глаза, как плошки,

А не видят днем ни крошки –

Ни со свечкой, ни с огнем,

Ни с горящим фонарем!..

Зато ночью эти плошки

Видят все в лесу густом:

И ежонка на дорожке,

И зайчонка под кустом,

И травинку на пригорке,

И хвоинку на земле,

Даже мышку в темной норке,

Даже белочку в дупле!

Потому-то, потому-то

И была б сова не прочь,

Чтобы каждую минуту

Над землей стояла ночь!..

Вороны голос заунывный
Под стать неяркому деньку —
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:«Ку-ку!»

То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое«Ку-ку!»

Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю«Ку-ку, ку-ку!»































-С заданиями справились? Отпускайте птиц на землю.



Открываем четвертую коробку: РЫБЫ

Задание: На предложенных карточках найти названия рыб.



Игра со зрителями

«Не ошибись»

Дети становятся в круг. Ведущий объясняет правила игры: если звучит название животного, которое летает, дети должны поднять руки вверх; если называется животное, которое плавает – дети руками изображают плавание; если называется животное, которое перемещается только по земле – руки опускают вниз.



Бабочка, медуза, лось, сокол, летучая мышь, дельфин, ящерица, страус, крот, щука, осьминог, куропатка, стрекоза, иволга, мышь-полёвка, кит, кот, уж.



Открываем четвертую коробку: ЗВЕРИ

«Остроглаз»

-На рисунке художник изобразил животных. Сколько животных вы сумеете различить и назвать? Каких из этих животных мы можем встретить в лесу?





-Пусть эти животные исполняют ваши желания. Заселяйте их по всей земле.



Ира со зрителями



«Найди своего брата или сестру»

У каждого детёныша есть брат или сестра, и «говорят» они, конечно, на одном языке: котята – мяукают, щенки – скулят, телята – мычат. Водящие получают карточки детёнышей, а зрители в зале должны издавать звуки этого животного.

Водящие собирают своих детенышей по этим звукам.


Открываем последнюю коробку

-Чтобы планета всегда была чистой и здоровой предлагаю выполнить последнее задание.

Игра «Если я приду в лесок».

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

Если я приду в лесок

И сорву ромашку? (нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (да)


Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю? (да)


Если разведу костер,

А тушить не буду? (нет)


Если сильно насорю

И убрать забуду. (нет)


Если мусор уберу,

Банку закапаю? (да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю! (да)

- Пусть эти золотые рыбки всегда исполняют ваши желания. Запускайте их в моря и океаны.



Подведение итогов игры




ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ


«Что может сделать один»

 

Каждая команда должна закончить фразу.

  • Не покупайте больше, чем может… 

(Понадобиться тебе).

  • Одежду, которую ты уже не носишь, можно…

(Отдать нуждающимся).

  • Не выбрасывай старые игрушки, книги, они могут…

(Кому-то понадобиться)

  • Прежде чем выкидывать жестяные консервные банки…

(Вымой их и сомни).

  • Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую…

(Можно сдать).

  • Почини и исправь вещь вместо того, чтобы…

(Выбрасывать).



Устами младенца»

Зачитываются детские высказывания об отходах. Задача команд - попытаться понять, что имели ввиду дети.


  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.

  • Она бывает разноцветной и ее очень трудно сломать.

  • Предметы из нее мало весят.

  • При поджигании плохо пахнет и много черного дыма.

  • Сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса).

2.  Ее изобрели китайцы.

  • У нас ее получают из дерева.

  • Она легко горит.

  • Из нее получается очень много мусора.

  • На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага).

3.  Его делают из песка.

  • Чаще всего оно прозрачное.

  • Когда падает, оно разбивается.

  • Если его нагреть, оно становится тягучим.

  • Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло).



    1. Всегда черного цвета.

  • Этого много в городе.

  • Это очень вредно.

  • У человека вызывает болезни.

  • Этого много при горении. (Сажа).

    1. Это легче воды.

  • Это может плавать на воде и не тонет.

  • В речке этого много, когда в ней моют машины.

  • Это мешает дышать рыбам.

  • Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло).



«



Жители леса, водоёма.

И первый конкурс для наших команд такой. Вам, ребята, за несколько минут нужно будет собрать все картинки животных и растений Леса и Водоёма.

Члены команд приносят по очереди картинки своему капитану, а капитан складывает правильные картинки в конверт. (Картинки с изображениями животных и растений находятся у зрителей; участники команд по одному обегают зал, собирая только нужные картинки; под музыку)

Стоп! Молодцы! Команды работали очень дружно! Дорогие капитаны, отдайте ваши конверты нашему жюри, которое оценит, какая команда собрала самое большое число правильных картинок.

А пока жюри работает, мы поиграем в игру «Кто, где живёт».



Экологические задачи.

Следующий конкурс - экологические задачи.

  • У животного две пары ног, две правые, две левые ноги, две ноги сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)

  • Наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая яблонька, а потом ещё три липы. Сколько зацвело деревьев? (В январе яблони и липы не цветут.)

  • А кто про себя может сказать такое: «Живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. Ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать»? (Лиса)

  • А это про кого: «Зимой я крепко сплю, зарывшись в тёплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды я припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем она забота – крепко спать да весну ждать?» (Ёж)


Художники

И хищники, и другие животные - все-все одинаково нужны природе. Не станет на Земле хотя бы одного вида животных или растений, и гораздо беднее будет наша природа. А она ведь - наш Дом. И сейчас я предлагаю командам поучаствовать в следующем конкурсе Мы рисуем природу, где были бы реки, леса, поля, луга, цветы, животные, насекомые, где ярко светило солнце и радовались дети

Каждой команде мы вручаем лист ватмана и карандаши. Чем дружнее будет работать команда, тем лучше получится рисунок. Желаем вам удачи! (музыкальное сопровождение; всего 5-7минут).

Молодцы! Ваши рисунки вышли просто замечательными! Чувствуется, что вы, ребята, любите свою родную природу.


И пока жюри знакомится с вашими работами, сейчас ребята прочтут понравившиеся им стихи о природе. Пожалуйста! (Дети читают по одному стихотворению от команды)

«Что бы это значило?

Каждой команде предлагают по картинке. Нужно найти то, что перепутал художник (5-6 признаков). За каждый ответ команда получает очко.

(Звучит фонограмма леса.)

«Сложи слоги»

НЕ ШУ МИ

НЕ СО РИ

НЕ ГУ БИ

(Командам раздают по 9 карточек, на каждой из которых написан один слог. Из них надо составить три правила поведения в лесу.)



«Грибы»

Растут в лесу сестрички,

Рыжие... лисички

Я в красной шапочке расту

Под стройною осиною,

Меня узнаешь за версту,

Зовусь я... подосиновик.

Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый... мухомор.

Эти дружные ребята

На пеньке растут в лесу.

Называют их... опята.

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... масленок.

Люблю, я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай, это... сыроежка.

У него невзрачный вид,

Воланчик на ножке его не украсил.

Ты не трогай этот гриб.

Учти - он очень ядовит!

Смотри, не бери его с полянки!

Его называют... бледной поганкой.


«Следопыт»

Узнайте по рисункам, чьи следы


«Наши пернатые друзья»


Мы сейчас будем называть только птиц, но если вдруг вы услышите что-то другое, то хлопайте в ладоши.



«Знатоки природы»

1.     В Др. Руси этого зверька называли «векша». Он очень красив. Рождается голеньким, за то потом щеголяет в пушистых нарядах.  (Белка)

2.     Это насекомое хранит удивительную тайну: сидя на травинке в Подмосковье, оно способно почувствовать не значительное землетрясение в Японии. (Кузнечик)

3.      В России этого жучка издавна называли «Солнышко». Он красненький и кругленький, безобидный, любит полакомится тлей. (Божья коровка)

4.     Этих птиц любят за их веселый нрав. Они прекрасные звукоподражатели и часто поют зябликом, дроздом, квакают лягушкой, поют собакой. Летом поедают большое  количество гусениц. (Скворец)

5. Эти животные, способствуют образованию пастбищ и лугов, сохранению крупных проточных водоемов, увеличению численности рыб, повышению самоочистительной способности рек? (Бобры)

6. Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива)
7. Какие две ноты растут в огороде? (фасоль)
8. У каких жителей леса нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов)
9. Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)

сейчас мы проведем небольшую викторину. Я буду задавать вопрос и давать три варианта ответа, вам нужно будет выбрать правильный ответ.

- когда бобры строят свои жилища? ( утром, ночью, днем)

- как поступает волк, добыв пищу? (ест сам, кормит волчицу, отдает детям)

- какой хищный зверь самый сильный? (тигр, белый медведь, лев)

- кто из зверей рождается зрячим? (лисята, волчата, зайчата)



«Знатоки природы»

Задание: замени фразу одним словом.

1.      Заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности. ЗАПОВЕДНИК

2.      Наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей среде. ЭКОЛОГИЯ

3.      Книга, в которую занесены редкие и исчезающие животные, растения и грибы,  нуждающиеся в защите и охране. КРАСНАЯ

4.      Хвойное дерево с мягкой опадающей на зиму хвоей. ЛИСТВЕННИЦА

5.      Лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями, с давних пор береза пользуется на Руси особым почетом и уважением. БЕРЁЗА

6.      Самые красивые насекомые. Хрупкие и прекрасные создания, превращающиеся из гусеницы в обворожительное крылатое существо. БАБОЧКИ

7.      Большая болотная птица с длинными ногами и длинной шеей. символ надежды и удачи, вдохновляющая людей на самые прекрасные произведения искусства на протяжении долгих веков. ЖУРАВЛЬ

8.      Птица, выводящая птенцов зимой. КЛЁСТ

9.      Зверёк, уничтожающий насекомых-вредителей, особенно личинок майского жука, приносящий большую пользу сельскому хозяйству. БАРСУК

10.  Русского писатель, большой любитель природы.  Его известные рассказы: «Двойной след», «Выскочка», «Разговор птиц и зверей», «Рассказы охотника», «Лесной хозяин» и др. М. ПРИШВИН

«Узнавай-ка»

(слова-перевёртыши, название птиц и животных)

Правила игры: необходимо прочитать название птицы и животного, если Вы прочитаете правильно, то увидите его фотографию и услышите стихотворение-загадку о нём.

конороваж    фариж

йеволос         акшим

акшукук        ырбоб

летяд              нолс

чарг                арбок



Проводится игра с шаром.

Кто живет на земле? (животные, насекомые, цветы т.д.)

Кто живет под землей? (червяки, кроты, жуки т.д)

Кто летает над Землей? (птицы, насекомые)

Когда на улице светло? (днем)

Зачем нужна вода? (пить, купаться, поливать растения т.д )

Для чего нужен воздух? (необходим для дыхания)

Что делают пчелы? (собирают нектар)

Спасибо всем! А сейчас мы предоставляем слово жюри:

Спасибо! А сейчас - слово жюри!





 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!