СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Викторина «Басни И.А.Крылова» для 6 класса.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка будет полезна тем, кто хотел бы провести обобщающий урок интересно.

Просмотр содержимого документа
«Викторина «Басни И.А.Крылова» для 6 класса.»

Викторина «Басни И.А.Крылова».

6 класс

(Составила и провела Катаева Н.П., учитель русского языка и литературы МАОУ «Сергинская СОШ»).

Оформление:

  • портрет И. А. Крылова;

эпиграфы на доске

1.«Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово». (П.А.Вяземский).

2. «Слог басен его вообще легок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно и нередко с тем милым простодушием, которое так пленительно в Лафонтене». (В.А.Жуковский). 

3. Крылов -истинно народный поэт». ( А. С. Пушкин).



Цели занятия:  расширение и углубление сведений о баснях И. А. Крылова; воспитание положительных качеств в процессе работы в парах и группах; обогащение словарного запаса; развитие творческих способностей (выразительное чтение, инсценировка басен);


Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.(П.Вяземский)


1 «Вопрос-ответ»

  1. Когда родился И.А.Крылов? (1769г.)

  2. Какую роль сыграла мать в его образовании и воспитании?

  3. Какими талантами обладал Крылов? (играл на скрипке, рисовал, увлекался математикой, актерским мастерством, выучил древнегреческий язык)

  4. Назовите известных вам баснописцев. (Лафонтен, Дмитриев, Эзоп, Сумароков.)



2 «Назовите басни Крылова о…»:


  1. Волке ( «Волк и Ягненок», «Лев и Волк», «Волк на псарне», «Волк и Пастухи», «Волки и Овцы»)

  2. Лисе ( «Ворона и Лисица», Лисица и виноград», «Волк и Лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и Осел»)

  3. Дереве( «Листы и корни», «Свинья под дубом)

  4. Обезьяне ( «Зеркало и Обезьяна», «Мартышка и очки», «Квартет»)

  5. Людях («Ларчик», «Крестьянин и Работник», «Кот и Повар», «Демьянова уха», «Крестьянин и уха»,, «Два мальчика», «Крестьянин и Змея» )



3 «Кому принадлежат слова?»


  1. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» ( Лисице из басни «Ворона и Лисица»)

  2. Послушай-ка, дружище!
    Ты, сказывают, петь великий мастерище.(Ослу из басни «Осёл и соловей»)

  3. «…кричат: «Ахти, ребята, вор! …» (Псарям из басни «Волк на псарне»)

  4. «Не оставь меня, кум милый! Дай ты мне собраться с силой….» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»)

  5. Не правда ли, что мы краса долины всей?
    Что нами дерево так пышно и кудряво,
    Раскидисто и величаво?» (Листам из басни «Листы и корни»)




5 «К кому обращены эти слова?»


  1. Я, ваш старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; (Волк ловчему)

  2. А жаль, что незнаком
    Ты с нашим петухом; (к Соловью из басни «Осел и Соловей»)

  3. «Мы те,-
    Им снизу отвечали,-
    Которые, здесь роясь в темноте,
    Питаем вас. Ужель не узнаете? ( Корни Листам)

  4. «Я без души лето целое всё пела».- ( к Муравью из басни «Стрекоза и Муравей»)

  5. «Соседка перестань срамиться, - Ее шавка говорит, тебе ль с Слоном возиться?» (к Моське из басни «Слон и Моська»)

  6. «Друзья! Хоть вы охрипните, хваля друг дружку,—
    Все ваша музыка плоха!..»( Воробью из басни «Кукушка и Петух»)


7 «В какой басне была такая мораль?»

  1. «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна: но только все не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок» («Ворона и Лисица»)

  2. «Когда в товарищах согласья не, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)

  3. «Случается нередко нам и труд и мудрость видеть там, где стоит догадаться за дело просто взяться» («Ларчик»).

  4. «Когда в товарищах согласья не, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Щука и Рак»)

  5. «Избави, Бог, и нас от этаких судей». («Осёл и Соловей»).

  6. Невежда так же в ослепленье
    Бранит науку и ученье
    И все ученые труды,
    Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»).


8«Найди пару»


1.Слон – (Моська)

2.Корни– (Листы)

3.Свинья – (Дуб)

4.Ворона – (Лисица)

5.Волк – (Ловчий)

6.Кукушка – (Петух)

7.Стрекоза – (Муравей)

8.Соловей– (Осёл)


9 Закончите «крылатые выражения»


1. А ларчик… (просто открывался).

2. А Васька слушает… (да ест).

3. А вы, друзья, как ни садитесь… (всё в музыканты не годитесь).

4. Ты сер, а я, приятель, сед,
И волчью вашу я давно натуру знаю;
А потому обычай мой:
( С волками иначе не делать мировой,
Как снявши шкуру с них долой». (И тут же выпустил на Волка гончих стаю.)

5. Кукушка хвалит петуха за то… (что хвалит он кукушку).





10 «Винегрет из басен Крылова»

Эта басня составлена из строчек басен И.А.Крылова, их восемь. Назовите басни и строчки из них:

Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; (1)

Тут, глядя на него, иной
Качает головой;
Те шепчутся, а те смеются меж собой.(2)

Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»(3)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру:

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

Тут на беду Лиса близёхонько бежала.(4)

Пустился мой хитрец
В переговоры
И начал так: «Друзья! к чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум, -(5)


«Дай ты мне собраться с силой.

И до вешних только дней

Покорми и обогрей». (6)

Сыр выпал – с ним была плутовка такова(7)

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали. (8)


(Ответы: 1- «Свинья под Дубом»; 2 – «Ларчик»; 3 – «Осёл и Соловей»; 4и 7 – «Ворона и Лисица»; 5- «Волк на псарне»; 6 – «Стрекоза и Муравей »; «Листы и корни»).



11 Вопросы на засыпку .Задание: за 1 минуту дать правильный ответ.

  1. Кто затеяли сыграть квартет? (Проказница-Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка )

  2. На какой срок Стрекоза просила прокормить и обогреть её ? (до вешних дней)

  3. У кого немножко поучиться, чтоб еще боле навостриться советует Осёл Соловью? (у Петуха)

  4. На каком дереве сидела Ворона? (ель)

  5. Кого называют в одной из басен Крылова «Любимец и певец Авроры? (Соловья )

  6. От кого Ворона получила сыр? (от бога)

  7. Кто взялся открыть ларец? (механики мудрец)

  8. Сколько времени добиралась Лисица до винограда? (Пробившись попусту час целый)

12 «Объясни фразу» Словарик крылатых выражений из басен И.А. Крылова. Объяснить значение выражения.

  1. Ты сер, а я, приятель, сед.... (никогда не надо вступать в переговоры с людьми с коварными и преступными замыслами, что бы они не говорили, как бы не пытались вас разжалобить).

  2. Избави бог и нас от этаких судей! (Употребляется по отношению к людям, высказывающим своё мнение по тем вопросам, в которых они совершенно некомпетентны)

  3. Как белка в колесе. (Употребляется по отношению к человеку, находящемуся в постоянных хлопотах, иногда безрезультатных)

  4. Мартышкин труд. (Бесполезный труд, напрасные страдания)

  5. А ларчик просто открывался. (Употребляется в отношении найденного просто решения, поначалу кажущегося сложным)

  6. А Васька слушает да ест. (Употребляется по отношению к человеку, который, не оспаривая обращённых к нему доводов, продолжает делать по-своему)




13 Задание: в отрывке из басни Крылова "Дуб и трость" автор использовал 32 буквы русского алфавита. Найдите недостающую букву.

Не только солнца я препятствую лучам,
Но, посмеиваяся и вихрям, и грозам,
Стою и твёрд и прям.
Как будто б ограждён ненарушимым миром.
Тебе всё бурей - мне всё кажется зефиром.
Хотя б уж ты в окружности росла,
Густою тению ветвей моих покрытой,
От непогод бы я быть мог твоей защитой;
Но вам в удел природа отвела
Брега бурливого Эолова владенья.
Конечно, нет совсем у ней о вас раденья.

(буква ъ)

14. Домашнее задание. Инсценировка басен по группам.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!