СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды головоломок

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это Проектная работа выполненная совместно с учеником 7 класс.

Просмотр содержимого документа
«Виды головоломок»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Санаторная школа-интернат №2 для детей, нуждающихся в длительном лечении»

города Магнитогорска

Информационно-познавательный проект

Виды головоломок

Автор: Соболь Никита ученица 7а класса
Наставник: воспитатель Сальникова Светлана Васильевна

Магнитогорск 2022

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ГОЛОВОЛОМКИ И ИХ ВИДЫ. 4

1.1 Понятие головоломки и её история 4

1.2 Виды головоломок. 6

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦ ОПРОСА И ИЗГОВЛЕНИЕ ЛЭПБУКА. 8

2.1. Подведение итогов соцопроса 8

2.2. Изготовление лэпбука «Виды головоломок» 9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 11

ПРИЛОЖЕНИЕ 12



ВВЕДЕНИЕ

В наше время необходимо формировать грамотное и образованное общество, а не общество, воспитанное на соцсетях и интернет играх. Поэтому тема головоломок и их разгадывание имеет большое значение.

Человечество с давних времён увлекается разливными головоломками. Они привлекают разнообразными формами, позволяю с пользой провести свободное время, проверить свои интеллектуальные способности. Головоломка — это гимнастика ума, непростая задача, для решения которой требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Решение головоломок развивает память, воображение, находчивость, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление.

Поэтому цель моего проекта: знакомство с разными видами головоломок.

Чтобы достичь цели проекта, необходимо выполнить ряд задач:

  1. Изучить краткую историю головоломок.

  2. Изучить виды головоломок и их значимостью.

  3. Провести и проанализировать социологический опрос на тему «Виды головоломок».

  4. Создать лэпбук «Виды головоломок».

Продуктом моего проекта является лэпбук. Он представляет собой складную книгу, в которой собран раздаточный материал, направленный на развитие творческого потенциала по данной теме. Он поможет расширить не только кругозор, но и память, мышление, воображение, сообразительность. Мой лэпбук можно использовать во внеклассной работе в разных классах для умственного развития учащихся.


ГЛАВА 1. ГОЛОВОЛОМКИ И ИХ ВИДЫ.

1.1 Понятие головоломки и её история

Головоломка - это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Задачи для тренировки мозга, так называемые головоломки, появились еще в глубокой древности, поскольку их находят при раскопках древних цивилизаций, в древних манускриптах, на стенах древних египетских пирамид. К самым древним головоломкам можно отнести различные веревочные головоломки, самой известной из которых является знаменитый Гордиев узел. Его не могли развязать более 400 лет, а история об Александре Македонском, который решил эту проблему, разрубив узел, вошла в историю, теперь название этой головоломки употребляют как название любой сложной задачи. Немногие поклонники пазлов задумываются о том, откуда же началась история это популярной головоломки. Первый экземпляр прототипа современной игры появился в Англии в середине 18 века. Его автором стал Джон Спилсберси, который сделал учебное пособие по географии, используя карту, и разделил ее на множество небольших кусочков. Идея была в том, чтобы, собирая рисунок, ученики могли внимательнее изучать карту и запоминать все географические наименования. Каждый такой кусочек содержал информацию, и находка оказалось действительно полезной.

Наиболее широкое распространение головоломки получили на рубеже XIX и XX веков. Благодаря деятельности американца Сэма Лойда и англичанина Генри Дьюдени головоломки проникли во многие периодические издания, стали популярны среди широких слоев населения.

Пятнашки (рис.1) популярная головоломка  была придумана в 1878 году Ноем  Чепмэном. Классическое игровое поле представляет собой матрицу 4х4 клеток, на котором по порядку (слева - направо и сверху - вниз) располагаются цифры от 1 до 15. Последняя клетка – пустая. Клетки перемешиваются определенным образом, и задача игрока состоит в том, чтобы восстановить их первоначальное правильное расположение. Делать это можно лишь путем перемещения на пустую клетку другой, соседней с ней клетки (расположенной слева, справа, сверху или снизу от пустой).

В Китае одной из древнейших считается головоломка танграм. Суть, которой в том, чтобы составить определенную фигуру из 7 элементов неправильной формы. Танграм содержит 5 прямоугольных треугольников, (2 маленьких, 2 больших, и 1 средний), 1 квадрат, 1 параллелограмм. Являющийся единственной фигурой головоломки, обладающей только вращательной симметрией, то есть, чтобы сложить определенные фигуры, его, возможно, придется переворачивать. Этой игрой, как писал Льюис Кэрролл, в своей книге «Модная китайская головоломка», увлекался Наполеон, когда был сослан на остров святой Елены (смотри приложение рис.2).

Следующим толчком в развитии головоломок стало изобретение в 1974 году венгром Эрнё Рубиком знаменитого кубика (рис.3). Кубик Рубика представляет собой куб из 26-и пластмассовых маленьких кубиков (для первоначальной версии 3х3х3), которые способны вращаться вокруг невидимых снаружи осей. Стороны большого куба окрашены в разные цвета, образуя 54 цветных квадрата. Кубик Рубика стал не только игрушкой, но и объектом исследований математиков и инженеров. Современная индустрия головоломок стремительно развивается. Постоянно на рынке появляются новые игры, конструкции и издания, призванные держать интеллект человека в тонусе, развивать логику, тренировать нестандартное мышление и повышать интеллектуальный уровень в целом.


1.2 Виды головоломок.

Общепринятая классификация головоломок отсутствует, можно лишь условно разделить их на несколько групп:

Устные головоломки - задачи, полное условие которых может быть сообщено в устной форме, не требующие для решения привлечения никаких дополнительных предметов, такие как загадки, шарады, логические задачи.

Головоломки с предметами - логические задачи с обычными бытовыми предметами, такие так как головоломки со спичками (рис.4 ); головоломки с монетами (рис.5);

Механические головоломки  - это самостоятельный объект, состоящий из одной или более частей, содержащий задачу для одного человека, решаемую манипуляциями с помощью логики, рассуждений, озарения, везения и терпения (проволочные (рис.6), шнурковые (рис.7) узлы, кубик рубик, пятнашки, танграм.

Печатные головоломки - напечатанные или нарисованные «картинки», в которых надо нарисовать какие-то символы по определенным правилам кроссворд (рис.8), ребус (рис.9), японский кроссворд (рис.10) судоку (рис.11).

Головоломка так называется не случайно. Принцип большинства головоломок - с самого начала отправить человека по ложному пути, сыграть на шаблонности мышления, на стереотипах, или показать "псевдоогичный" путь, который кажется 100% правильным. "Сломать голову" в таком случае означает сломать "стереотип мышления", т.е. отказаться от варианта решения, который кажется единственно верным, и подумать. Для решения головоломок Вам пригодятся все ваши навыки и умения. Вам придется собирать и анализировать информацию, откидывать лишние данные, которые запутывают, и находить тот самый недостающий бит информации, который приведет к победе над головоломкой. Благодаря головоломке Ваш мозг вспомнит, что такое причинно-следственная связь, он включит воображение, он станет критически смотреть на факты, которые лежат на поверхности, он станет искать зацепки, он научится ставить правильные вопросы, выдвигать гипотезы и проверять их на жизнеспособность.

Почему полезно собирать головоломки? Собирать головоломки полезно и увлекательно. Это прекрасные тренажеры для мозга. Головоломки развивают у детей умение логически мыслить и анализировать, помогают выработать терпеливость и внимательность. В целом, различные виды логических игрушек оказывают разное воздействие. Давайте посмотрим, что развивают головоломки: стимулируют образное мышление; развивают логику; повышают внимательность и наблюдательность; способствуют развитию способностей к анализу и систематизации. Логические головоломки для детей вдвойне полезны. Во-первых, благодаря ним происходит развитие логики у детей, также они заставляют его запоминать пути решения задачи. Во-вторых, развивают мелкую моторику рук. Это особенно важно в юном возрасте, так как моторика положительно влияет на мозговую активность ребенка. Особенно важную роль в тренировке мозга играет улучшение памяти. С годами память человека очень сильно ослабевает, и удерживать в голове большой объем информации становится все сложнее. Чтобы избежать ухудшения памяти, необходимо постоянно ее тренировать, а решение головоломок является отличным упражнением.

ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЛЭПБУКА.

2.1. Подведение итогов соцопроса

«Что такое головоломки и зачем они нужны»

Для того чтобы выяснить интересны ли головоломки моим одноклассникам и друзьям, какие головоломки они знают, и для чего они нужны, я провёл опрос. Предложил ребятам ответить на вопросы. Из полученных ответов я увидел, что ребята понимают, что такое головоломка, знают их разные виды и понимаю, для чего они нужны. Лишь единицы назвали мало головоломок.

Проверив результаты анкетирования, я решил составить круговую диаграмму для большей наглядности. Для этого я суммировал все ответы «да» и «нет» на задаваемые вопросы.

Из 100% опрошенных ребят 93% знают и понимают, что такое головоломки, а 7% понимают, но не могут объяснить (см. приложение рис.12)

На вопрос, «Какие головоломки вы знаете?», 97% назвали больше 10 видов, и 3 % назвали меньше 10 видов головоломок (Смотри рис 13)

На вопрос «Для чего нужны головоломки?»,95% имеют понятие для чего они нужны, 5% считают их бесполезными.(Смотри рис 14)

На изображенных диаграммах видно, что вопрос головоломок интересен ребятам. Причем, практически все одноклассники считают, что головоломки помогают в развитии мышления, внимания, и даже помогают в учёбе.

2.2. Изготовление лэпбука «Виды головоломок»

Продуктом моего проекта будет лэпбук «Виды головоломок». Лэпбук переводится с английского как «наколенная» или «складная книга». Это популярное, интересное наглядное пособие, а также отличный способ хранения всей собранной по определённой теме информации, игр, загадок и прочего. Лэпбуки называют интерактивными папками, поскольку они содержат множество элементов, это всевозможные кармашки, книжки-гармошки, выдвижные и раскладные модули, вращающиеся детали, окошки.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Но чтобы собрать все эти удивительные части лэпбука, наполнить их полезной информацией, сперва я сделал саму папку, украсив её титульную страницу в соответствии с моей темой. Внутри папки много кармашков, в которых я разместил разные головоломки. Мой лэпбук «Виды головоломок» можно использовать на разных уроках и во внеклассной работе как наглядный материал. (смотри рисунок 13)

\

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе своей работы я изучил тематическую литературу. Познакомился и узнал о разных видах головоломок. Самостоятельно, разобрался с некоторыми видами. Провел опрос, проанализировал ответы. Изготовил лэпбук «Виды головоломок». Выполняя задачи, я убедился, что увлекательные головоломки способствуют мыслительному развитию учащихся, формируют навыки самостоятельной работы, и, как следствие, повышают успеваемость. Так же я пришёл к выводу, что разгадывать головоломки должны не только дети, но и взрослые. Сегодня в мире очень много информации, которую приходится запоминать. Часто мозг перегружен и люди забывают часть информации. Поэтому и нужно время от времени разгадывать разные головоломки. Тренировать мозг, чтобы запоминать больше информации.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
  1. Д.А. Гусев, «Большая книга головоломок», Астрель, 2007.

  2. А.В. Казанцева «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости», Corpus, 2014.

  3. М.А. Нянковский, «1000 вопросов для умников и умниц», Академия развития, 2006.

  4. «Шмаков С.А., «Игры учащихся - феномен культуры», Новая школа, 1994.


ПРИЛОЖЕНИЕ


(Рис. 1 Головоломка «Пятнашки»)


(Рис. 2 Головоломка «Танграм­»)

(Рис. 3 Головоломка «Кубик-Рубик»)


(Рис. 4 Головоломка со спичками)


(Рис.5 Головоломка с монетами)



(Рис. 6 Головоломка «Умные гвозди»)


(Рис.7 Головоломки с веревкой)


(рис.8 Головоломка «Кроссворд»)




(рис.9 Головоломка «Ребусы»)

(рис.10 Головоломка «Японский кроссворд»)

(рис.11 Головоломка «Судоки»)



( рис.12 Диаграмма)













(рис 13 Диаграмма)



















(рис 14 Диаграмма)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!