СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Великая Отечественная война в жизни и творчестве художника В. В. Киселёва.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация о заслуженном художнике РСФСР, лауреате Государственной премии им. Репина Викторе Васильевиче Киселёве. В.В.Киселёв не только художник, но и фронтовик, испытавший на себе  все тяготы и ужасы Великой Отечественной войны. Именно об этом периоде его жизни моя презентация.

Просмотр содержимого документа
«Великая Отечественная война в жизни и творчестве художника В. В. Киселёва.»

МКОУ «Абрамовская сш»   Великая Отечественная война в жизни и творчестве художника В.В.Киселёва. Учитель МХК Портнов А.Н.

МКОУ «Абрамовская сш»

Великая Отечественная война в жизни и творчестве художника В.В.Киселёва.

Учитель МХК Портнов А.Н.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина – все эти почетные звания принадлежат нашему земляку Виктору Васильевичу Киселёву, уроженцу с. Комаровки Майнского района. Этот портрет Киселёва написан его учителем и другом А. А. Пластовым.

Заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. Репина – все эти почетные звания принадлежат нашему земляку Виктору Васильевичу Киселёву, уроженцу с. Комаровки Майнского района.

Этот портрет Киселёва написан его учителем и другом А. А. Пластовым.

 6 июля Майнским райвоенкоматом рядовой В.В. Киселев был призван на фронт.  «Утром 22 июня сижу я на соседнем дворе,— вспоминает Киселев,— пишу этюд кормящей матери. Слышу какой-то непривычный шум на улице. Выхожу за ворота. На перекрестке стоит верховой. Вокруг люди, к ним другие по улице бегут. Верховой читает какой-то документ… Подбежал и я. Слышу — известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сразу вся последующая жизнь стала неопре­деленностью. Пошла мобилизация мужского населения. Стал и я ждать своей очереди. К концу второй недели получил повестку».  Письмо с фронта.

6 июля Майнским райвоенкоматом рядовой В.В. Киселев был призван на фронт.

«Утром 22 июня сижу я на соседнем дворе,— вспоминает Киселев,— пишу этюд кормящей матери. Слышу какой-то непривычный шум на улице. Выхожу за ворота. На перекрестке стоит верховой. Вокруг люди, к ним другие по улице бегут. Верховой читает какой-то документ… Подбежал и я. Слышу — известие о вероломном нападении фашистской Германии на Советский Союз. Сразу вся последующая жизнь стала неопре­деленностью. Пошла мобилизация мужского населения. Стал и я ждать своей очереди. К концу второй недели получил повестку».

Письмо с фронта.

 Уже через две-три недели после мобилизации рядовой Киселев стал линейным надсмотрщиком отдельной телеграфной роты передовых частей Волховского фронта. Характер мужал под воздействием неотвратимых обстоятельств. ...Письмо А. А.Пластову от 12 июля 1941 года. «Петров день. Вот, милый друже, какая наша жизнь: не успел оглянуться — и уже солдат. Все имею: и обмундирование, и стальной шлем, и оружие, и противогаз, и все, все — сколько можно приспособить и повесить на себя. Но всего горче получить присмертную бирочку, куда вложена пометка на случай, если погибну... путевка не в жизнь, а в смерть... Не думай, что я боюсь за себя, за свою жизнь — ни капли... Но дети и близкие — вот за них болею...»  Фото 1950. Киселёв и Пластов в Комаровке.

Уже через две-три недели после мобилизации рядовой Киселев стал линейным надсмотрщиком отдельной телеграфной роты передовых частей Волховского фронта. Характер мужал под воздействием неотвратимых обстоятельств.

...Письмо А. А.Пластову от 12 июля 1941 года. «Петров день. Вот, милый друже, какая наша жизнь: не успел оглянуться — и уже солдат. Все имею: и обмундирование, и стальной шлем, и оружие, и противогаз, и все, все — сколько можно приспособить и повесить на себя. Но всего горче получить присмертную бирочку, куда вложена пометка на случай, если погибну... путевка не в жизнь, а в смерть... Не думай, что я боюсь за себя, за свою жизнь — ни капли... Но дети и близкие — вот за них болею...»

Фото 1950. Киселёв и Пластов в Комаровке.

 Дочь художника Киселева Наталья Викторовна рассказала нам, какую заботу проявлял об их семье Арка­дий Пластов в годы войны, когда В.В. Киселев оказался на передовой. Переживая за него, Аркадий Александрович часто наведывался в Комаровку, поддерживал, как мог, престарелых родителей своего друга. В 1943 году он написал портрет мате­ри Киселева и отослал его на фронт.  Судьба уберегла Виктора Васильевича, хотя военный билет свидетельствует, что с 6 июля 1941 г. по 16 ноября 45-го года он был в действующей армии.  «Пока жив и здоров. Только голова побелее стала... Когда это мы прогоним этого жестокого изувера и услышим любимое слово — мир? Да одно это слово может столько влить жизни! Слово такое короткое, а сколько надо труда, жизней, крови, чтобы его написать. Но придет время. У русского народа хватит и силы, и выдержки...  Фото 1950. В Прислонихе

Дочь художника Киселева Наталья Викторовна рассказала нам, какую заботу проявлял об их семье Арка­дий Пластов в годы войны, когда В.В. Киселев оказался на передовой. Переживая за него, Аркадий Александрович часто наведывался в Комаровку, поддерживал, как мог, престарелых родителей своего друга. В 1943 году он написал портрет мате­ри Киселева и отослал его на фронт.

Судьба уберегла Виктора Васильевича, хотя военный билет свидетельствует, что с 6 июля 1941 г. по 16 ноября 45-го года он был в действующей армии.

«Пока жив и здоров. Только голова побелее стала... Когда это мы прогоним этого жестокого изувера и услышим любимое слово — мир? Да одно это слово может столько влить жизни! Слово такое короткое, а сколько надо труда, жизней, крови, чтобы его написать. Но придет время. У русского народа хватит и силы, и выдержки...

Фото 1950. В Прислонихе

В редкие часы затишья Киселев все же изыскивал возможность взяться за карандаш. Делал портретные зарисовки боевых товарищей, пытался зарисовывать сценки из солдатской жизни. Исполненные им маленькие, в размер открытки, портреты бойцы посылали домой вместо фотографий. Киселева подбадривали, подталкивали к подобной работе, к наблюдениям, чтобы солдат вопреки фронтовым трудностям не забывал о своем призвании. Где-то в глубине сердца теплилась мечта о будущей творческой работе, о больших картинах...  Киселев старался запечатлеть лица людей с интересными биографиями. «Ездовой И. Ф. Ефремов» (1945)—старый воин, 1893 года рождения, неоднократно награжденный ветеран трех войн.

В редкие часы затишья Киселев все же изыскивал возможность взяться за карандаш. Делал портретные зарисовки боевых товарищей, пытался зарисовывать сценки из солдатской жизни. Исполненные им маленькие, в размер открытки, портреты бойцы посылали домой вместо фотографий. Киселева подбадривали, подталкивали к подобной работе, к наблюдениям, чтобы солдат вопреки фронтовым трудностям не забывал о своем призвании. Где-то в глубине сердца теплилась мечта о будущей творческой работе, о больших картинах...

Киселев старался запечатлеть лица людей с интересными биографиями. «Ездовой И. Ф. Ефремов» (1945)—старый воин, 1893 года рождения, неоднократно награжденный ветеран трех войн.

Постепенно с боями часть, в которой служил Киселев, продвигалась на запад. В мае 1944 года он был отозван в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Десяток дней удалось передохнуть в Москве. Вско­ре в составе бригады из восьми художников Киселев был откомандирован на Украинский фронт, где началось крупное наступление наших войск. Художники проехали, за три месяца, в общей сложности, более двадцати тысяч километров. «Герой Советского Союза старший сержант танкист Гущин» (1945).

Постепенно с боями часть, в которой служил Киселев, продвигалась на запад. В мае 1944 года он был отозван в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Десяток дней удалось передохнуть в Москве. Вско­ре в составе бригады из восьми художников Киселев был откомандирован на Украинский фронт, где началось крупное наступление наших войск. Художники проехали, за три месяца, в общей сложности, более двадцати тысяч километров.

«Герой Советского Союза старший сержант танкист Гущин» (1945).

Условия для работы были сложные, в полном смысле боевые. Тем не менее, работали увлеченно, иногда писали, но преимущественно делали бесчисленные зарисовки солдатских лиц, среди которых каждое следующее казалось еще колоритнее и выразительнее предыдущего. По возвращении в Москву отчитались выставкой по материалам поездки, а в скором времени — снова в путь. 10 марта 1945 года вместе с другими художниками Киселев был откомандирован на Второй Украинский фронт. В Чехословакию. Среди фронтовых рисунков художника попадаются и быстрые пано­рамные зарисовки типа «Переправы через реку» (1945). Многое в корреспондентской работе Киселев сумел подчинить своему давнему замыслу. Он активно собирал натурный материал к большому полотну, о котором думал уже несколько лет,— «По фашистским стервятникам».

Условия для работы были сложные, в полном смысле боевые. Тем не менее, работали увлеченно, иногда писали, но преимущественно делали бесчисленные зарисовки солдатских лиц, среди которых каждое следующее казалось еще колоритнее и выразительнее предыдущего.

По возвращении в Москву отчитались выставкой по материалам поездки, а в скором времени — снова в путь. 10 марта 1945 года вместе с другими художниками Киселев был откомандирован на Второй Украинский фронт. В Чехословакию.

Среди фронтовых рисунков художника попадаются и быстрые пано­рамные зарисовки типа «Переправы через реку» (1945).

Многое в корреспондентской работе Киселев сумел подчинить своему давнему замыслу. Он активно собирал натурный материал к большому полотну, о котором думал уже несколько лет,— «По фашистским стервятникам».

Картина «По фашистским стервятникам» (1945) подкупает своей суровой правдой. Ее композиционный строй подчинен главной идее произведения — передаче яростного желания бойцов «поймать» и поразить цель. Сюжетная завязка базируется на точном авторском знании как си­туации в целом, так и психологического состояния участников боя, на конкретных фактах личного опыта.

Предметная характеристика события также во всем документальна. Пережитое всецело владеет Киселевым. С какой любовью и трепетным вниманием воспроизводит он складки гимнастерок, оружие, каждый пред­мет нехитрого солдатского снаряжения!

Полотно впервые экспонировалось на студийной выставке в 1945 году и вскоре — на Всесоюзной художественной выставке 1946 года. Простота и убедительность изображаемого, эмоциональная окраска боевой обстановки порождали активный отклик в душах зрителей. О картине много писали в печати, ее неоднократно репродуцировали. Она была воспринята как одно из лучших решений еще животрепещущей для всех темы. И десятилетия спустя среди многих других советских живописцев о Великой Отечест­венной войне, полотно Киселева сохраняет ценность художественного документа времени.

 «Солдат с белыми усами» (1945) обращает на себя внимание скрытой динамикой характера бывалого человека. Характер вырастает в контрастном сопоставлении красок. «Рассказ одного связиста. Пошел я давать связь в батальон. Навесил на себя две катушки, кабели и автомат. Иду. Конец деревеньки, вдруг из одного домика автоматная очередь. Я залег и тоже пустил очередь. Но что я могу сделать! Стал я подбираться к дому. Доб­рался, кинул одну гранату в окно - молчание. Гра­нат у меня больше не было, немцы не выходят. Я взял и зажег дом, крыша была соломенная. Дом загорелся, и немцы начали выбегать отстрели­ваться. Ну я их начал стрелять, 4-х убил, трое убежали. Связь дал вовремя. За это получил ор­ден Славы». (Из военного дневника В. В. Киселёва)

«Солдат с белыми усами» (1945) обращает на себя внимание скрытой динамикой характера бывалого человека. Характер вырастает в контрастном сопоставлении красок.

«Рассказ одного связиста.

Пошел я давать связь в батальон. Навесил на себя две катушки, кабели и автомат. Иду. Конец деревеньки, вдруг из одного домика автоматная очередь. Я залег и тоже пустил очередь. Но что я могу сделать! Стал я подбираться к дому. Доб­рался, кинул одну гранату в окно - молчание. Гра­нат у меня больше не было, немцы не выходят. Я взял и зажег дом, крыша была соломенная. Дом загорелся, и немцы начали выбегать отстрели­ваться. Ну я их начал стрелять, 4-х убил, трое убежали. Связь дал вовремя. За это получил ор­ден Славы».

(Из военного дневника В. В. Киселёва)

 Свидетельством общественного признания первых произведений художника-воина («По фашистским стервятникам» и «Танки в засаде») явилось принятие его в 1945 году в члены Московской организации Союза советских художников. Командование Студии военных художников име­ни М. Б. Грекова поощрило автора десятидневным отпуском домой. Этот факт личной биографии — поездка в родную Комаровку — лег в основу очередных полотен Киселева «Возвращение» (1946) и «Вернулся» (1947). Эскиз «Вернулся». 1945 год.

Свидетельством общественного признания первых произведений художника-воина («По фашистским стервятникам» и «Танки в засаде») явилось принятие его в 1945 году в члены Московской организации Союза советских художников.

Командование Студии военных художников име­ни М. Б. Грекова поощрило автора десятидневным отпуском домой. Этот факт личной биографии — поездка в родную Комаровку — лег в основу очередных полотен Киселева «Возвращение» (1946) и «Вернулся» (1947).

Эскиз «Вернулся». 1945 год.

Картина «Возвращение» содержит ряд живых образов: старика (отца), сидящего на низком стуле, покрытом овчиной, женщины и ребенка; много интересных деталей: натюрморт из живописно раскинувшихся листьев молодых овощей, только что внесенных в дом, уютно расположившаяся на постели кошка, как бы намывающая гостей, сам интерьер избы. Но смысловой центр композиции — фигура солдата, обнимающего дочь (тоже интересно схваченная),— теряется в общем окружении. Полотно «Возвращение» стало собственностью грековской Студии, а художник начал работу над новым холстом. Теперь он стремился логично организовать сюжет, стараясь, чтобы каждый введенный в изображение предмет активно участвовал в смысловом содержании сцены.

Картина «Возвращение» содержит ряд живых образов: старика (отца), сидящего на низком стуле, покрытом овчиной, женщины и ребенка; много интересных деталей: натюрморт из живописно раскинувшихся листьев молодых овощей, только что внесенных в дом, уютно расположившаяся на постели кошка, как бы намывающая гостей, сам интерьер избы. Но смысловой центр композиции — фигура солдата, обнимающего дочь (тоже интересно схваченная),— теряется в общем окружении.

Полотно «Возвращение» стало собственностью грековской Студии, а художник начал работу над новым холстом. Теперь он стремился логично организовать сюжет, стараясь, чтобы каждый введенный в изображение предмет активно участвовал в смысловом содержании сцены.

 Картина «Вернулся» привлекла всеобщее внимание в экспозиции Всесоюзной художественной выставки 1947 года своим настроением и добротностью живописного решения. Приглушенная гармония красок, нало­женных деликатным прикосновением кисти, искренность автора в любовании своими персонажами, каждым изображенным предметом — все мобилизовало внимание, заставляя погружаться в этот самобытный мир, созданный художником. Горница родной избы, куда только что вошел солдат. Вокруг домочадцы, соседи... Порыв и сдержанность, откровенные улыбки и смущение, вызванное подкатившимся к горлу комком, а в целом — общая радость встречи после долгой разлуки. Радость... Это чувство захватывает. Оно освещает лица, проявляется в каждом жесте. От картины веет радушием и гостеприимством, чем так славен характер русского человека.

Картина «Вернулся» привлекла всеобщее внимание в экспозиции Всесоюзной художественной выставки 1947 года своим настроением и добротностью живописного решения. Приглушенная гармония красок, нало­женных деликатным прикосновением кисти, искренность автора в любовании своими персонажами, каждым изображенным предметом — все мобилизовало внимание, заставляя погружаться в этот самобытный мир, созданный художником.

Горница родной избы, куда только что вошел солдат. Вокруг домочадцы, соседи... Порыв и сдержанность, откровенные улыбки и смущение, вызванное подкатившимся к горлу комком, а в целом — общая радость встречи после долгой разлуки. Радость... Это чувство захватывает. Оно освещает лица, проявляется в каждом жесте. От картины веет радушием и гостеприимством, чем так славен характер русского человека.

Полотно  было отмечено второй премией Всесоюзной выставки и почетной грамотой Художественного фонда СССР. Но важнее всего то, что в 1948 году оно было утверждено государственной экзаменационной ко­миссией Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова в качестве дипломной работы, завершившей художественное образование Киселева.  Картина «Вернулся» стала важной вехой в процессе становления творческой личности автора. С ней кончается ученик и начинается профессиональный художник, обладающий ясно выраженной индивидуальностью. Фото 1947 год.

Полотно было отмечено второй премией Всесоюзной выставки и почетной грамотой Художественного фонда СССР. Но важнее всего то, что в 1948 году оно было утверждено государственной экзаменационной ко­миссией Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова в качестве дипломной работы, завершившей художественное образование Киселева.

Картина «Вернулся» стала важной вехой в процессе становления творческой личности автора. С ней кончается ученик и начинается профессиональный художник, обладающий ясно выраженной индивидуальностью.

Фото 1947 год.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!