СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторение сведений о СПП, видах союзов. Закрепление навыка правильной постановки знаков препинания в ССП

Просмотр содержимого документа
«Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

урок русского языка в 9 классе  по теме  «Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

урок русского языка в 9 классе по теме «Виды сложносочиненных предложений и знаки препинания в них. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях»

Сложные предложения Союзные и бессоюзные ССП, СПП, БСП

Сложные предложения

  • Союзные и бессоюзные
  • ССП, СПП, БСП
(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

(1)Остров закрывал утрен...ий густой туман.(2) Поднявшееся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...сеялся рас...таял.(3) Строители распол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми завезён...ыми сюда материалами.(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы. (5) Моторы угр...жающе ревели и машины в напряжении тр...слись. (6) Прошло мгновение и первые деревья подломленные под корень накренились и упали. (7) Широкая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.(8) Всюду почу...ствовалось присутствие человека.

Закончи пословицы 1)Не место красит человека,  а человек место. 2)Не красна изба углами, а красна пирогами. 3)Мягко стелет, да жестко спать. 4) Близок локоть, да не укусишь. 5)Рад бы в рай, да грехи не пускают.

Закончи пословицы

1)Не место красит человека,

а человек место.

2)Не красна изба углами,

а красна пирогами.

3)Мягко стелет,

да жестко спать.

4) Близок локоть,

да не укусишь.

5)Рад бы в рай,

да грехи не пускают.

Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом 1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем) 2) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка) 3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.

Составьте из двух предложений одно ССП с общим второстепенным членом

1)Когда это бывает? Ласточки летают низко. Рыба не клюет.(Перед ненастьем)

2) Где это можно увидеть? Тигры послушны. Слоны легки.(На арене цирка)

3)Когда это случается? Обязательно зуб заноет. Рука разболится.

Проверочный тест 1. Определите сложносочинённое предложение. А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей. С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней. D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

Проверочный тест

1. Определите сложносочинённое предложение.

А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно.

В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей.

С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней.

D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза.

Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей.

2. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:   А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси. В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая. С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

2. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

 

А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси.

В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая.

С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее.

D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо.

Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер.

3. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:   А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра. В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола. Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

3. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

 

А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер.

С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром.

D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола.

Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит.

4. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:   А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает. Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.  

4. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

 

А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация.

В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы.

С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает.

Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы.

 

5. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):   А) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. B) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню. C) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира. D) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче. E) Натаскали огромную кучу хвороста и прошлогодних сухих листьев и зажгли костёр  

5. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены):

 

А) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке.

B) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню.

C) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира.

D) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче.

E) Натаскали огромную кучу хвороста и прошлогодних сухих листьев и зажгли костёр

 

Ключ 1 – C 2 – A 3 – A 4 – C 5 - C

Ключ

1 – C

2 – A

3 – A

4 – C

5 - C


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!