СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Виды предложений по цели высказывания" 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Виды предложений по цели высказывания" 5 класс»

Акчинова Роза Ягафаровна ,учитель русского языка и литературы МКОУ “Курайская средняя общеобразовательная школа”с. Курай Кош-Агачского района Республика Алтай


Конспект урока русского языка в 5 классе

Тема: Виды предложений по цели высказывания ( повествовательные, вопросительные и побудительные предложения) и по интонации ( восклицательные и невосклицательные).

Цели урока : уметь различать виды простых предложений по цели высказывания и по интонации ;

интонационно правильно произносить повествовательные , побудительные и вопросительные и восклицательные предложения.

Развивать устную и письменную речь и творческие способности

Воспитывать доброжелательное отношение к окружающемумиру

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма: урок- игра

Оборудование: карточки, ИКТ, костюмы короля и королевы, цветик-разноцветик, жетоны

Ход урока:

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте ребята , сегодня у нас много гостей , давайте все дружно поздороваемся с ними. Закройте глаза и вспомните что-нибудь хорошее, приятное. Улыбнитесь, и пусть ваша улыбка сделает наш мир чуть – чуть лучше и добрее (играет спокойная музыка).

- Ребята, я сейчас буду читать предложения, а вы отгадайте виды предложения по цели высказывания.

1. Сейчас, когда приду домой,

Произнесет их мама:

«Ты дрался, да?

Ты что – немой?...

Ну, что молчишь упрямо?»

(вопросительные)

2. Повествовать придется мне,

Я расскажу ей все вполне :

«Не дрался, не немой,

Свалился с дерева, и вот…

Вот результат какой.»

(повествовательные)

3.Тут папа в комнату войдет,

Сердито за плечо возьмет,

Возьмет и скажет:

«Лоботряс!

Я проучу тебя сейчас!..»

(восклицательные)

- Ребята, кто догадался ,о чем мы сегодня будем говорить ? Молодцы!

- Сегодня мы с вами вспомним виды предложений по цели высказывания. ( Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения) и по интонации ( восклицательные и невосклицательные).

Слайд тема урока № 1

Запишите число и тему урока.

- Как вы думаете, чему мы должны научиться ?

- Научиться различать виды простых предложений по цели высказывания и по интонации ; интонационно правильно произносить повествовательные , побудительные, вопросительные и восклицательные предложения.

II.Повторение пройденного материала

Звучит музыка ,входят Король и Королева (рыдая)

Учитель : Кто вы такие? Что случилось? Почему вы плачете? Мы можем вам помочь? Ребята , так это же Король и Королева из царства Синтаксиса. И, кажется, у них случилось несчастье, давайте выслушаем их.

Король: В нашем царстве всегда были мир и покой , но вот однажды пришел злой волшебник и перепутал все знаки препинания в конце предложений.

Королева: И знаки затеяли спор о том , кто стоит в конце.

Король: Ребята , мы пришли к вам за помощью .

Королева: Если вы не поможете нам, этот спор никогда не прекратится .

Учитель : Дети, вы хотите помочь нашим гостям? Тогда мы должны верно выполнить задания злодея-волшебника.

-Ребята , мы еще сегодня работаем в группах ,это поможет нам одолеть злодея , а король и королева тоже с нами поработают.

1. Игра.

Злой волшебник оставил нам черный сундук, давайте откроем и выполним все его задания.

Слайд -вопросы

Слайд – ответы

Взять по одному жетончику

2. Игра - «Да - нетка» Слайд

Следующее задание злодея - игра «Да-нетка»

Инструкция: Обведи «да» или «нет» ( Если ты согласен с утверждением – обведи кружком «да» в клеточке таблицы ответов, а если не согласен – обведи «нет»)

Вопрос: Это вопросительные предложения?

1 группа

да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


Вопрос : Это повествовательные предложения?

2 группа

да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет



Вопрос: Это побудительные предложения?

3 группа

да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


да

нет


Ответы на слайдах.

проверьте по слайду.

Если нет ошибок, возьмите 3 жетончика.

Если 1 или 2 , то берете 2 жетончика.

Если более двух, то берете 1 жетончик.

Очень хорошо справляетесь с заданиями! Отлично!

Физминутка

А теперь давайте немного отдохнем. Все встанем. Начали.Повторяйте за мной :

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат

Он и прыгает и скачет

Веселит своих зайчат.

3. Игра: Цветик-разноцветик ( на лепестках цветка , сделанного из картона написаны предложения , которые нужно интонационно правильно прочитать)

А с этим заданием мы, наверное, справимся легко.

Просто замечательно!

Это интересно: А знаешь ли ты, что греки в конце вопросительных предложений ставят не вопросительный знак , как мы , а точку с запятой;

…испанцы вопросительный и восклицательный знаки ставят не только в конце этих предложений (?!) , но и в начале их в перевёрнутом виде( )

…при Ломоносове , более двухсот лет назад , восклицательный знак называли « удивительным» знаком.

4. Работа с текстом. ( Расставить в тексте знаки препинания в конце предложений.)

Ребята , а теперь давайте выполним самое тяжелое задание злого волшебника и расставим все знаки препинания в этом тексте.

Словарная работа

Ошарашен- ( ошарашить)-озадачить, поставить в тупик;

Отполощет-обмывать, купать обильно в жидкости;

Ототрет-(тереть)- нажимая водить туда-сюда;

Отмоет- ( отмывать )-кончить мытьё, стирку.

Беседа об аккуратности домашних и диких животных

Ребята, а о ком говорится в этом тексте? А какие они - еноты-полоскуны?

( очень аккуратные ) А вы любите животных? Диких или домашних? А как с ними нужно обращаться? ( любить их и заботиться о них)

5. Творческая работа (групповая работа)

А это задание творческое.

1 группа : Написать сочинение-миниатюру о том, как вы превратились в домашнее животное : собаку, попугайчика, хомячка или кошку .Попробуйте представить себя как протекает твоя жизнь.

1.Что ты ешь?

2.Чем занимаешься днем?

3. Кто твой хозяин?

4. Где ты спишь?

5. Какой приятный сюрприз ты хочешь получить от хозяина?

2 группа : Составьте и запишите из слов каждой строчки предложения.

Дома, около, сад, дедушки, фруктовый

Деревья, в, растут, какие, саду

Сливы, рядом, яблони, и, растут

Ароматная, а, малина, какая, и, крупная

3 группа : Составить сказку про виды предложений по цели высказываний(1.Название страны 2.Что случилось в этой стране? 3.Кто помог решить конфликт? 4.Чем всё закончилось?)

за творческое задание три жетончика

Королева: Спасибо вам , дети, большое .Мы сейчас отправимся в свое королевство , наведем там порядок. , злодея-колдуна прогоним.

Итог урока:

- Ребята , а как вы думаете , мы справились с заданиями злодея-волшебника ?

- Прогонят ли король с королевой злодея.?

- Посчитайте жетончики

Если набрали 9 -10 жетонов то получаете оценку “5” ; 6 - 8то “4”.

- А Король с Королевой оставили для вас конвертики. Давайте посмотрим , что в них? А там ваше домашнее задание, вы должны будете составить маленький текст о сегодняшнем уроке, используя разные виды предложений по цели высказывания и по интонации. (Задания для конвертиков:

упражнение 1.Спишите предложения. В конце каждого предложения поставьте нужный знак.

На полянке возле ёлочки пень Кто это сел на пень На пень села жёлтая птичка Красивая иволга А как она поёт

упражнение 2.Составьте из слов предложения, а из предложений - рассказ. Спишите его.

Шустрая, белочка, рыжая, это

Это, очаровательный, какой, милый, и, зверёк

Там, мелькает, зелени, среди, кто

упражнение 3.Составьте из слов предложения, а из предложений - рассказ. Спишите его.

Первый, это, кузнечик

Так, кто, трещит, в, звонко, траве

Зеленеет, как, ярко, травка, молодая

Большое спасибо вам, ребята, за урок.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!