Просмотр содержимого документа
«Виды организации учебных занятий по ФГОС СОО»
КГБПОУ «Благовещенский профессиональный лицей»
Виды организации учебных занятий по ФГОС СОО
Преподаватель
Кудрявцева Н.В.
Благовещенка, 2017
п. 28 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» Приказа Минобрнауки России от 14.06.2013 N 464 (ред. от 15.12.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»
- - Учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия ( урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар ), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом.
В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются:
- урок,
- лекция,
- семинар,
- мастер-класс
- экскурсия,
- лабораторная работа,
- контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…),
- конференция,
- др. виды учебных занятий.
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива.
К основным видам уроков относят:
- комбинированный урок;
- урок изложения нового материала;
- урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений и навыков;
- урок самостоятельной работы;
- урок-конференция и урок-семинар;
- урок повторения, обобщения и систематизации изучаемого материала;
- урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
- интегрированный урок и т.д.
- интерактивный урок
Лекция ( лат. lectio — чтение) — устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д.
Преимущества
- Один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей.
Недостатки
- Отсутствие обратной связи,
- усреднённость уровня сложности содержания лекции,
- возможность для разной степени включённости слушателей лекции.
Семина́р (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Формы проведения семинарских занятий:
- развернутая беседа на основании плана;
- устный опрос студентов по вопросам плана семинара;
- прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;
- обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;
- теоретическая конференция;
- семинар-пресс-конференция;
- семинар-диспут;
- семинар-дискуссия;
- семинар - "круглый стол";
- семинар - "мозговой штурм";
- семинар-коллоквиум;
- семинар-экскурсия;
- семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;
- семинар - деловая игра;
- комментированное чтение и анализ документов (литературы);
- решение задач на самостоятельность мышления;
- семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;
- смешанная форма, с элементами различных форм проведения.
Практическое занятие - целенаправленная форма организации педагогического процесса, направленная на углубление научно-теоретических знаний и овладение определенными методами работы, в процессе которых вырабатываются умения и навыки выполнения тех или иных учебных действий в данной сфере науки.
Цель практических занятий - углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции, в обобщенной форме и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Она должна быть ясна не только педагогу, но и студентам.
Термин «практическое занятие» используется в педагогике как родовое понятие, включающее такие виды, как лабораторную работу, упражнение, семинар в его разновидностях .
Лабораторное занятие - форма организации обучения, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют одну или несколько лабораторных работ.
Основные дидактические цели лабораторных работ - экспериментальное подтверждение изученных теоретических положений; экспериментальная проверка формул, расчетов; ознакомление с методикой проведения экспериментов, исследований. В ходе работы студенты вырабатывают умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.