СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды информации в тексте

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Виды информации в тексте»

ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ. ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

ТЕКСТ КАК

РЕЧЕВОЕ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ.

ВИДЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский. ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ПРОВЕРКА.

Безветренный, призадуматься, родственный, грузчик, аптекарский, преодолеть, нелепый, пол­-этажа, каблучок, светло-серый, не теплый, а холодный, сварщик, юный, полгалереи, непри­ятель, северо-запад, невежда, пришить, стеклянный, врач, белорусско-русский.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.

ПРОВЕРКА.

Каким ключевым понятием можно объединить данные слова?  Тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание. Понятием «текст»

Каким ключевым понятием можно объединить данные слова? 

Тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема,

официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.

Понятием «текст»

Признаки текста Стили речи Типы речи Тема, рассуждение, композиция, завершенность, подтема, официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание. РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА НА ГРУППЫ

Признаки текста

Стили речи

Типы речи

Тема, рассуждение, композиция,

завершенность, подтема,

официально-деловой, связность, последовательность, повествование, средства связи, основная мысль, ключевые предложения, публицистический, описание.

РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА НА ГРУППЫ

Признаки текста Стили речи Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения Типы речи Официально-деловой, публицистический Рассуждение, повествование, описание РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА НА ГРУППЫ. ПРОВЕРКА.

Признаки текста

Стили речи

Композиция, завершённость, подтема, связность, последовательность, средства связи, основная мысль, ключевые предложения

Типы речи

Официально-деловой, публицистический

Рассуждение, повествование, описание

РАСПРЕДЕЛИТЬ СЛОВА НА ГРУППЫ.

ПРОВЕРКА.

— Что такое текст? Текст  – это  1)группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, расположенных в определенной последовательности; 2)объединенных одной темой. — Как определить тему и основную мысль текста? — По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений? — Назвать основные признаки текста.  (Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

Что такое текст?

Текст  – это 1)группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, расположенных в определенной последовательности; 2)объединенных одной темой.

Как определить тему и основную мысль текста?

По каким признакам мы отли­чаем текст от набора предложений?

Назвать основные признаки текста. 

(Тематическое единство, связ­ность, последовательность, завершенность.)

— Какая связь предложений называется последовательной (цепной)?  (Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второе  —  с тре­тьим и т. д.) — Какая связь предложений называется параллельной?  (Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

— Какая связь предложений называется последовательной (цепной)? 

(Соединение пред­ложений последовательное: первое связано со вторым, второе  —  с тре­тьим и т. д.)

— Какая связь предложений называется параллельной? 

(Все предложе­ния не соединены последовательно, а дополняют первое предложение.)

Какие типы речи вы знаете? (Повествование = что произошло? Описание = каков предмет высказывания? Рассуждение = почему мы утверждаем это?). С какими стилями речи вы уже знакомы?  Разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, художественный.  
  • Какие типы речи вы знаете?
  • (Повествование = что произошло?
  • Описание = каков предмет высказывания?
  • Рассуждение = почему мы утверждаем это?).
  • С какими стилями речи вы уже знакомы? 

Разговорный,

официально-деловой,

научный,

публицистический,

художественный.  

Язык – это знаковый способ представления информации для общения между людьми Естественные (разговорные) письменные устные Формальные (для профессий: музыканты, ученые и др.)

Язык – это знаковый способ представления информации для общения между людьми

Естественные

(разговорные)

письменные

устные

Формальные

(для профессий: музыканты, ученые и др.)

ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ГРАФИЧЕСКАЯ (передаётся в виде изображений, предметов, графиков) ЧИСЛОВАЯ (передаётся в виде цифр и знаков ТЕКСТОВАЯ (передаётся в виде символов) ЗВУКОВАЯ ВИДЕОИНФОРМАЦИОННАЯ (передаётся в виде видеозаписи) КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ГРАФИЧЕСКАЯ

(передаётся в виде изображений, предметов, графиков)

ЧИСЛОВАЯ

(передаётся в виде цифр и знаков

ТЕКСТОВАЯ

(передаётся в виде символов)

ЗВУКОВАЯ

ВИДЕОИНФОРМАЦИОННАЯ

(передаётся в виде видеозаписи)

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Информация – это результат взаимодействия данных и информационных методов. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

Информация – это результат взаимодействия данных и информационных методов.

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ

1. Информативность . Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений). 2. Связность.   Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

1. Информативность . Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности. В соответствии с этим очевидно, что каждое предложение текста должно добавлять новую информацию к уже сказанному (а не повторять полностью содержание предыдущих предложений).

2. Связность.   Все предложения в тексте стоят в определенном порядке и связаны друг с другом по смыслу и грамматически. Этот признак обеспечивается не одним или несколькими приемами, а достаточно серьезным комплексом разнообразнейших средств. В каждом конкретном произведении используется определенная их часть.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

3. Смысловая целостность (цельность).   Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли. 4. Завершенность.   Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи. Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

3. Смысловая целостность (цельность).   Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое. Смысловая целостность текста обеспечивается единством его темы и единством основной мысли.

4. Завершенность.   Текст можно считать завершенным, когда читатель осознал замысел автора и сделал вывод о том, что получил всю необходимую информацию о предмете речи.

Следует отметить, что завершенность (как и целостность) определяется на всем тексте, а не на его отдельных частях. Применительно к последним можно говорить лишь об их относительной законченности.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

5. Членимость.  Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации. 6. Ситуативность.  Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации. ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

5. Членимость.  Текст всегда делится на более мелкие составляющие: тома, части, главы, параграфы, абзацы, предложения … Кроме всего прочего, это продиктовано удобством восприятия информации.

6. Ситуативность.  Это соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст. Читатель понимает текст, когда он осознает ситуацию, о которой идет речь. Поэтому некоторые детали, необходимые для адекватного восприятия текста, но не описанные в нем, извлекаются именно из определенной ситуации.

ПРИЗНАКИ ТЕКСТА

ТЕЗИСЫ  — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться  находить главное  в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень  коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части. ТЕЗИСЫ  — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

ТЕЗИСЫ  — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться  находить главное  в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень  коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

ТЕЗИСЫ  — один из наиболее сложных видов сокращения текста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.

1. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично. 2. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – подчеркиванием) на ряд отрывков. 3. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.  Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.  Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими. КАК СОСТАВЛЯТЬ ТЕЗИСЫ?

1. После предварительного ознакомления книжный текст читают вторично.

2. При этом разбивают текст (с помощью плана или без него – подчеркиванием) на ряд отрывков.

3. Далее находят в каждой части выделенного текста то, что определило первоначальное его членение; выписывают или временно просто отмечают это главное в самом тексте книги. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют отдельные положения.

Это и будут тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого.

Тезисы непременно следует нумеровать: так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь следует пропускать строку, отделяя один тезис от другого, - так облегчается пользование ими.

КАК СОСТАВЛЯТЬ ТЕЗИСЫ?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!