Тема: Информация. Информационные процессы. Способы передачи информации.
Цель занятия: формирование информационной культуры
Задачи занятия:
формирование понятий: информация, органы чувств;
актуализация сведений из личного опыта;
развитие умения наблюдать, концентрации внимания;
развитие любознательности и склонности к исследованию;
формирование элементарных навыков исследовательской деятельности;
развитие логического мышления, умения анализировать;
формирование коммуникативных навыков при работе в группах.
Тип занятия: изучение нового материала.
Форма занятия: индивидуальная, работа в парах, групповая, фронтальная.
Методы обучения: наглядный, объяснительно-иллюстративный
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал, карточки для индивидуальной и групповой работы, предметы для выполнения заданий: (мяч, конфета, часы, духи, освежитель воздуха, лимон, сахар, пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада); карточки для игры «Лото».
План занятия:
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Постановка цели и задач занятия.
Изучение нового материала.
Закрепление знаний.
Подведение итогов, рефлексия.
Ход занятия
1.Организационный этап
.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Будем вместе мы трудиться,
Не пристало нам лениться!
Желание трудиться есть? Тогда вперёд, в страну новых открытий. А наша совместная работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей.
2. Определение темы и цели занятия
Послушайте стихотворение:
Учить вас буду информатике,
И станем с вами мы дружить.
В огромном мире информации
Без автоматов не прожить,
А автомат – это устройство,
Что создал в помощь человек.
Я научу вас постепенно,
Как информацию хранить,
Как обработать, передать,
Я научу вас рассуждать.
Компьютер станет лучшим другом,
В ученье он незаменим,
Как книга, ручка и тетрадка,
Он станет вам необходим.
ИНФОРМАТИКА=ИНФОРМАЦИЯ+АВТОМАТИКА
-Может кто-то догадался о чём пойдёт речь сегодня на нашем занятии?
-Правильно, ключевым словом сегодня у нас на занятии будет слово «информация».
Цель: Понять, что мы живём в мире информации, которую изучаем с помощью органов чувств. Научиться анализировать сигналы, воспринимаемые с помощью органов чувств
3.Актуализация знаний.
Ребята, а как вы объясните, что такое «информация»? (Новости, сведения, когда кто-то говорит, смотрим телевизор, читаем книгу, газету и т.п.)
При обсуждении этого вопроса обратить внимание учащихся, что люди при разговорах передают сведения, какие-то новости. Подвести к выводу, что информация – это сведения об окружающем нас мире.
Информация – это сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах и явлениях, воспринимаемых человеком или специальным техническим устройством (Ожегов).
Как вы думаете, ребята, а может ли человек прожить без информации?
На самом деле понятие «информация» несколько шире, чем мы его определили, и предполагает ощущения и восприятие каждым человеком окружающего мира с помощью мозга и органов чувств - органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Иными словами, информация – это ещё и свежесть дождя, и шум ветра, и тепло нагретого солнцем песка, и радость от увиденной в небе радуги... Всё это – информация.
Чтобы понять, как связаны человек и информация, проведём небольшое исследование.
Делимся на команды. За правильное выполнение задания, команда получает очки. В процессе всех заданий вы должны внимательно следить за тем, что происходит, что вы делаете. Это позволит вам сделать определённые выводы.
1 тур.
Задание 1
– Ребята, попробуйте рассказать о предметах, не прикасаясь к ним (на учительском столе: мяч, конфета, часы…)
– Какой орган помог получить информацию?
Задание 2
– Закройте глаза. Вы не видите, не слышите, не трогаете руками. Расскажите про предмет (учитель распыляет духи, освежитель воздуха …)
– Какой орган помог получить информацию?
Задание 3
– Закройте глаза. Расскажите про предмет, не видя его, но вы можете его попробовать (учащиеся пробуют: лимон, сахар, конфета…)
– Какой орган помог получить информацию?
Задание 4
– Закройте глаза. Вы не видите. Какие звуки вы услышали? (аплодисменты, скрипнула дверь…)
– Какой орган помог получить информацию?
Задание 5
– Закройте глаза. Вы не видите и не слышите, но вы можете потрогать руками. Расскажите про предмет. (В руках пакет, мягкая игрушка, фольга от шоколада …)
– Какой орган помог получить информацию?
Педагог:
- Молодцы! Хорошо справились со всеми заданиями. С помощью чего мы получали информацию?
-В получении информации нам помогают органы чувств.
– Сколько органов чувств у человека? (5)
– Какие это органы чувств? (Глаза, уши, нос, язык, кожа).
- К какому выводу мы с вами пришли, выполнив все задания?
-Человек получает информацию с помощью 5 органов чувств: глаза, уши, нос, язык, кожа.
2 тур: Командам выдаются таблички с изображением органов чувств. Команды сами распределяют игрокам. После этого командам выдаются карточки с изображением наушников, бабочки, розы, костра и лимона.
Задача команд, посовещавшись, распределить эти карточки между обладателями карточек с органами чувств так, чтобы предмет, изображенный на карточке, можно было почувствовать этим органом. (за правильное соответствие начисляется по 1 баллу).
3 тур: Педагог: «Ребята, компьютер тоже может принимать информацию от нас. В этом мы с ним очень похожи.
Как вы думаете, какими своими частями он получает информацию?»
Задача каждой команды, распределить таблички с органами чувств так, чтобы было ясно, чем, по их мнению, он получает информацию от человека.
Если команда правильно укажет, что микрофон это уши, web-камера это глаза, мышь и клавиатура это кожа, то она получают по 2 балла.
Далее с помощью наводящих вопросов педагога ученики правильно распределяют все таблички кроме «носа» и «языка»:
- Как вы думаете, может ли компьютер воспринимать запахи из окружающей среды? А вкус? Правильно, не может. значит у него нет органов, заменяющих нос и язык.
- Компьютер услышит человека, если в него попадет звук, производимый человеком. С помощью какого устройства это может произойти? (Ответ: микрофон).
- С помощью какого устройства компьютер может «увидеть» человека, то есть в него попадет изображение человека? (Ответ: web-камера).
- Есть устройства, которые мы трогаем, а компьютер ощущает наше прикосновение и понимает, какие команды мы ему отдаем. Какие это устройства? (Ответ: клавиатура и мышь).
При этом командам можно присуждать по 1 баллу за каждую табличку.
-Видите ребята, компьютер очень похож на нас. А поэтому на занятиях нам будет легко с ним договариваться, как с собственным другом!
Физкультминутка
– А теперь немного отдохнем и проверим, внимательно ли вы слушали и смотрели, поиграем в игру: я называю слово, а вы определяете, к какому виду информации его можно отнести. Если информация зрительная – закрываем глаза, звуковая – прикрываем ладошками ушки, если информацию получаем в виде запаха – закрываем нос, определяют на вкус – рот, распознают кожей – хлопаем в ладоши.
Итак, начнем, будьте внимательны:
Звонок, горячо, сладко, музыка, яркий, колется, жарко, мокрый, горький, зелёный, шершавый, радио, липкий, высокий, бензин, темный, мороз.
Молодцы, у вас хорошо получается определять виды информации.
Закрепление изученного материала.
Задание: Информационное лото. Установи соответствие. Работа в парах. Педагог объясняет задание: какие органы чувств позволяют нам различить информацию? Установите соответствие. Карточки таблицы 2 (картинки с органами чувств) необходимо разложить в таблице 1 (слова) - установить соответствие.
Приведите примеры, когда человек получает зрительную информацию. (Читаем журнал, смотрим друг на друга, рассматриваем график или рисунок, смотрим телевизор, рассматриваем картину в музее.).
Зрение помогает различить цвета предметов, их размеры, форму, узнавать далеко они или близко, движутся или неподвижны. Благодаря зрению мы читаем книги, смотрим телепередачи, любуемся красотой природы. Глаза словно окна в мир. Берегите зрение.
Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью носа. (Ответы учащихся)
Многие приятные запахи доставляют нам радость: запах цветов, запах хвойного леса. Некоторые запахи как бы предупреждают об опасности, например, об утечке газа из газовой плиты или о том, что пища испорчена и есть её нельзя! И наоборот, приятный запах пищи вызывает аппетит. При насморке человек плохо чувствует запахи. Надо оберегать себя от простуды!
Какой вкус с помощью языка мы можем чувствовать? (Кислый, горький, невкусный, сладкий, мятный, соленый, пряный.)
На языке расположены особые вкусовые сосочки. Благодаря им человек различает вкус пищи. Вкусную пищу человек съедает с аппетитом. Иногда по вкусу мы узнаём, что пища испорчена и есть её нельзя. Слишком горячая пища обжигает язык, и мы почти не чувствуем её вкуса. Пища должна быть не очень горячей!
Приведите примеры, когда человек получает информацию с помощью ушей. (Ответы учащихся)
Особенно важно для нас слышать речь других людей. Ведь с помощью слов мы передаём друг другу свои мысли, знания. Чудесные звуки природы, музыки тоже нужны нам. Эти звуки – часть окружающей нас красоты. Шум может не только мешать, но и нести полезную информацию – например, шум мотора сообщает нам о том, что приближается машина, и нужно быть внимательнее. Помните, что сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхайте в тишине.
С помощью кожи человек узнаёт о том, каков предмет на ощупь – тёплый или холодный, гладкий или шершавый, мягкий или твёрдый. Даже с закрытыми глазами или в темноте на ощупь можно получить информацию о размерах и форме предмета.
Кожа – орган осязания. Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения!
8.Рефлексия.
Вернёмся к началу занятия, вспомним что должны были понять и чему научиться. Природа одарила человека пятью органами чувств для того, чтобы он мог воспринимать информацию разных видов.
Для принятия решения человеку необходимы несколько органов чувств: это глаза, уши, язык, кожа, нос.
Зрительную, звуковую и обонятельную информацию можно получить, не прикасаясь к предмету, а осязательную и вкусовую — прикоснувшись к предмету руками или языком.
Часто для принятия решения человеку необходима информация разных видов, воспринимаемая с помощью разных органов чувств.
Приём «Продолжи предложение»:
- Я узнал….
-Я понял…
-Я открыл для себя…
-Я никогда не думал, что..
-Мне было интересно…
-Мне не очень понятно…
-Я ещё не совсем разобрался…
ТАБЛИЦА 1 (ИНФОРМАЦИОННОЕ ЛОТО)
кислый | белый | шелест |
твердый | горький | резкий |
блестящий | крик | шершавый |
звонкий | ароматный | красивый |
ТАБЛИЦА 2 (карточки для разрезания)