СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Виды диктантов на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе описаны разные виды диктантов на уроках математики: диктант с подвохом, буквенный, цифровой, графический, числовой и просто математический. Для каждого вида диктанта приведены примеры.

Просмотр содержимого документа
«Виды диктантов на уроках математики»

Виды диктантов на уроках математики

1. Диктант с подвохом

Идея такого вида диктанта появилась у меня, когда учащиеся 5 класса в 2016-2017 учебном году выполняли домашние творческие задания – сочинение задач в стихах с подвохом. Однажды при подготовке к уроку пришла мысль – сочинить большой стих-задачу с подвохами, чтобы использовать его далее при проведении диктанта. Ребята должны внимательно слушать учителя и для каждого примера записывать только ответ (правильный) на заранее приготовленном листочке. Вот что у меня получилось:

Тема «Степень числа» (5 класс)

Как задачи сочинять,

Если два в квадрате пять?

Где ответ? Да вот же он,

Три в квадрате – миллион.

Надо просто не лениться,

Десять в кубе будет триста.

Ты смекалку прояви,

Семь в квадрате точно три.

И еще хочу сказать,

Девять в кубе вроде пять.

А двенадцать на двенадцать,

Получаем ровно двадцать.

Трудно думать и считать,

Шесть в квадрате – пятьдесят.

Нелегко же мне учиться,

Ноль в квадрате – единица.

Все, устала сочинять,

Пять в квадрате …

Ответ: 4; 9; 1000; 49; 729; 144; 36; 0; 25.

Можно использовать этот стих и на уроках по другим темам, поменяв примеры.

  1. Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. Не учитель называет тему, а ученики. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос (можно отвечать и письменно в тетради), а записывают (подчеркивают) лишь первую букву ответа (или другую по счету, которую просит учитель записать). Затем из выделенных букв учащиеся составляют слово.

Например:

Цирковая кличка собаки Каштанки (Тетка)

Полевой цветок народный для гадания пригодный (ромашка)

Время года, когда листья становятся разноцветными (осень)

Свет мой … скажи, да всю правду расскажи (зеркальце)

Самая плохая оценка (7 букв) (единица)

И от дедушки ушел, и от бабушки ушел (Колобок)

Металл, из которого сделан стойкий солдатик (олово)

Из первых букв составить слово-анаграмму – ОТРЕЗОК.

Еще один пример буквенного диктанта:

Сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)

Инструмент для измерения длины отрезка (линейка)

Как называется число 2 в записи 23? (основание)

Детёныш собаки (щенок)

Раздел математики, изучающий действия с числами (арифметика)

Единица измерения, равная 10 см (дециметр)

Чем заканчиваются день и ночь? (ь)

Какое слово у вас получилось? – ПЛОЩАДЬ

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.

Прием ценен для развивающего обучения.

  1. Цифровой диктант

Этот прием очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения и закрепления знаний. Учитель произносит некоторое утверждение и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается некое двоичное число. Все, кто получил правильное число, получают «плюс» за работу.

Например:

Тема «Решение уравнений»

1. Уравнение – это равенство, содержащее букву, значение которой надо найти. (1)

2. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо к сумме прибавить известное слагаемое. (0)

3. Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что корней нет. (1)

4. 100 : 4 = 20. (0)

5. Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. (1)

6. Корнем уравнения называется значение буквы, при котором из уравнения получается верное числовое равенство. (1)

7. 120 больше 60 на 2. (0)

Ответ: 1010110.

Широко применяю этот вид диктанта на уроках геометрии для быстрой проверки формулировок определений, свойств, признаков, теорем, аксиом и т.д.

Тема «Аксиомы стереометрии и их следствия» (10 класс)

1. Любые три точки лежат в одной плоскости. (1)

2. Любые четыре точки лежат в одной плоскости. (0)

3. Любые четыре точки не лежат в одной плоскости. (0)

4. Через любые три точки проходит плоскость, и притом только одна. (0)

5. Если 2 точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. (0)

6. Если 3 точки окружности лежат в плоскости, то и вся окружность лежит в этой плоскости. (1)

7. Две плоскости могут иметь только одну общую точку. (0)

8. Две плоскости могут иметь только две общие точки. (0)

9. Две плоскости могут иметь только одну общую прямую. (1)

Ответ: 100001001.

Приведу цифровой диктант для 9 класса. Задания взяты из комплекса материалов для подготовки учащихся к ОГЭ.

1. Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны. (1)

2. Диагонали ромба равны. (0)

3. Тангенс любого острого угла меньше единицы. (0)

4. Через точку, не лежащую на данной прямой, можно провести прямую, параллельную этой прямой. (1)

5. Если диагонали параллелограмма равны, то он является ромбом. (0)

6. Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно радиусу. (1)

7. Любой прямоугольник можно вписать в окружность. (1)

8. Все углы ромба равны. (0)

9. Треугольник со сторонами 1, 2, 4 существует. (0)

10. В прямоугольном треугольнике гипотенуза равна сумме катетов. (0)

11. Если в ромбе один из углов равен 90, то такой ромб – квадрат. (1)

12. Для точки, лежащей на окружности, расстояние до центра окружности равно диаметру. (0)

Ответ: 100101100010.

  1. Графические диктанты

Похожи на цифровые диктанты. Учитель читает высказывания. Учащиеся отвечают, рисуя отрезок или уголок. Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» - .

Тема «Шкалы и координаты», 5 класс

1. Через две точки на плоскости можно провести только одну прямую.

2. Любое натуральное число можно изобразить точкой на координатном луче.

3. При пересечении двух прямых образуется не более трех лучей.

4. Любой отрезок является частью прямой.

5. Через точку можно провести только одну прямую.

6. Если на прямой отметить точку, то она разделит прямую на два луча.

7. Две пересекающиеся прямые делят плоскость на четыре части.

8. На любом луче можно отложить 1000 единичных отрезков.

9. Не всегда через две точки можно провести прямую.

Ответ: _ _  _  _ _ _ 

  1. Числовой диктант

При использовании этого приема учащиеся вспоминают одно или два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое-либо действие и ответ записывают. Прием интересен при проведении устного счета.

Несколько примеров таких вопросов:

  • Сумму смежных углов разделите на количество сторон квадрата.

  • Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, которое принимается без доказательства (72 = 49).

  • К количеству букв в слове, которое обозначает немилость, наказание, прибавьте 2 % от 550 (опала – 5 букв; 5 + 11 = 16).

  • Количество материков умножьте на количество океанов (6 . 4 = 24).

  • Количество признаков равенства треугольников умножьте на порядковый номер ноты «ля» в октаве (3 . 6 = 18).

  • Из количества букв восьмого месяца в году вычтите количество букв в названии корневой системы у семейства сложноцветных (август – 6 букв; стержневая – 10; 6 – 10 = -4).

  • Найдите сумму цифр года Полтавской битвы (1709 г.; 1+7+9=17).

Люблю проводить тематические числовые диктанты: музыкальные (например, количество участников квартета уменьшите на 21), географические, геометрические и др.

  1. Математический диктант

При использовании данного приема можно включать в диктант, как теоретические задания, так и практические.

Тема «Четность, нечетность, периодичность тригонометрических функций» (алгебра, 11 класс)

1. Функция f(x) [g(x)] периодическая с периодом 8 [6]. Запишите вытекающее отсюда равенство.

2. Каков наименьший положительный период функции y = tgx [y = cosx]?

3. Является ли число 3,14… периодом синуса [котангенса]?

4. Каков наименьший положительный период функции

?

5. Каков наименьший положительный период функции y=5 + sinx [y=cos4x]?

Ответы:

Вариант 1 Вариант 2

1. f(x)=f(x+8) 1. g(x)=g(x+6)

2.  2. 2

3. Нет 3. Да

4. 4 4. 2

5. 2 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!